Участник:Игорь Поддубный/Александр Зиновьев
|
|
Зино́вьев Алекса́ндр Алекса́ндрович (1922-2006) — философ, писатель, социолог, публицист. Выходец из бедной крестьянской семьи, участник Великой Отечественной войны. В 1978 году был выслан из СССР и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывающих ряд областей социогуманитарного знания: логику, социологию, этику, политику.
«Я был приготовлен с рождения к деревенской жизни, а прожил почти всю жизнь в городах. Я был приучен к семье, а обречен был долгие годы жить без нее. Я был воспитан в религиозном духе, а стал атеистом. Я был рожден для коллективной жизни и был идеальным коллективистом, а был обречен на одиночество и крайний индивидуализм. Я сформировался с психологией идеального коммуниста, а всю жизнь сражался с реальным коммунизмом. Я хотел стать писателем, а вынужден был оставить мысль об этом на многие годы. ... Я собирался стать социологом, а был вытолкнут в логику. Когда я достиг серьезных результатов в логике, я был вытолкнут из нее в социологию. Имея в юности хорошие данные в математике, я пошел в философию. Я не хотел быть летчиком ... заставили стать летчиком. ... Я был рожден и приготовлен прожить примитивный жизненный цикл русского человека ... стал рафинированным интеллигентом-космополитом, менял привязанности, места, профессии...».[3] |
Враг народа или убийца тирана
«Любопытно, что даже моя фамилия сыграла свою роль. Меня в шутку в классе называли "врагом народа". И я не протестовал против такой игры. Из шуток и игр порою вырастают серьезные последствия.
... Мы обсуждали различные "технические" возможности покушения. Наиболее вероятным нам представлялся такой вариант. Я с Иной присоединяюсь к колонне, в которой на демонстрацию пойдет училище Бориса, или мы с Борисом присоединяемся к колонне, в которой пойдет школа Ины. ... При прохождении мимо Мавзолея мы создаем суматоху, я с пистолетом и гранатами пробиваюсь к Мавзолею, бросаю гранаты в вождей и стреляю в Сталина. Ина и Борис разбрасывают листовки, которые мы должны написать от руки заранее. В листовках мы объясняем причины и цель покушения: привлечь внимание к тому, что советское общество складывается по принципам, ничего общего не имеющим с идеалами коммунизма. Если даже покушение не удастся, мы на суде объясним свое поведение. Мы решили начать готовиться к покушению».[4] |
Художник или карикатурист
«В 1934 году ... мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». [5]
Побег или судьба
«Рано утром ко мне в камеру пришли мои новые "друзья" - совсем молодые ребята. … Мы долго шли по коридорам, спускались с лестниц, наконец пришли в помещение, через которое несколько дней назад я попал сюда. Мои спутники выполнили какие-то формальности. Мы вышли на улицу. В это время из здания вышел какой-то человек и позвал моих спутников обратно. Они сказали мне, чтобы я остался на месте и ждал их возвращения. Но я не стал их ждать. Я ушел. Ушел не из какого-то практического расчета, не из желания выжить и остаться на свободе, а повинуясь внутреннему импульсу. Как будто кто-то приказал мне: "Иди!" И я пошел».[6] |
Танкист или лётчик
«Войну я встретил на Украине, близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем Востоке, но затем пришлось поменять род войск. Мною заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.
Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех, кто имел среднее образование и был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось. В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее. Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».[7] |
Математик или логик
... используя правила полной индукции V.3, получим:
И по правилу I.3 теории доказательства имеем:
т. е. что Последняя Теорема Ферма недоказуема.[8][9]
Физик или логик
Возьмем, например, физическое допущение А: «Тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения до тех пор, пока внешние силы не выведут его из этого состояния». Его частично можно эксплицировать так: «Если тело движется и на него не действуют никакие силы (X), то оно движется прямолинейно и равномерно (Y), и при этом (∀а) (∃b) (b > αа)», где а и b суть переменные для положений тела в пространстве, а α есть некоторый способ установления пространственного порядка.
Из А логически следует утверждение В: «Если X, то (∀а) (∃у) (у > αа)», где у есть переменная для эмпирических индивидов.
Пусть, далее, принято допущение конечности Мира в пространстве, эксплицируемое так, что из него следует утверждение (∃х) (∀у) (х ≥ αу), где х и у суть переменные для эмпирических индивидов. Из последнего следует ~ (∀а) (∃y) (y > αа), где а есть переменная для положений тела в пространстве (утверждение С).
Из В и С следует ~ X.
... если принимается закон инерции для движения, то нельзя принимать допущение конечности Мира в пространстве.[10]
Верующий или безбожник
Установлено циклотронами |
Видь текущее, больше ни-ни. |
Сталинист или антисталинист
«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём».[12] |
«Сталинизм до сих пор рассматривали либо со стороны (глазами западных наблюдателей), либо с точки зрения личного аппарата власти Сталина и системы репрессий. Настало время посмотреть на сталинизм снизу, т.е. как на массовое явление, как на великий исторический процесс подъёма миллионов людей с самых низов общества к образованию, культуре, творчеству, активности. Много погибло, это верно. Но гораздо больше уцелело, изменило в корне образ жизни, поднялось, жило интересной, сравнительно с прошлым, жизнью. Это был беспрецедентный в истории культурный, духовный и деловой взлёт огромных масс населения».[13] |
Репрессии народа или над народом
«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». [14] |
«Сталинский период был периодом подлинного народовластия, был вершиной народовластия. Если вы не поймете эту фундаментальную истину, вы ничего не поймете в этой эпохе. Народовластие не есть нечто очень хорошее - пусть слово "народ" не сеет на этот счет иллюзий. Сталинский террор, массовые репрессии и все такое прочее - это суть признаки именно народовластия».[15] |
«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?» [16] (мнение человека, отсидевшего 13 лет в лагерях ГУЛАГа по ст. 58 [17]УК РСФСР.)
Коммунизм марксистский или реальный
«В Советском Союзе построен самый полный коммунизм. Никакого другого настоящего коммунизма в реальности нет и в принципе быть не может».
«Коммунизм есть социальная организация масс населения, а не просто политический режим, который можно изменить распоряжениями начальства». «Коммунизм сложился в Советском Союзе не по марксистскому проекту и не по воле марксистских идеологов, а в силу объективных законов организации больших масс населения в единый социальный организм». «Я словом «коммунизм» буду называть тип общественного устройства ... При этом я буду иметь в виду не идеологический проект такого общества наподобие марксистского, а реально существующий тип общества, какой можно было наблюдать в Советском Союзе».[18] |
«Или вы остаетесь в рамках марксизма, и тогда вы будете наращивать лишь глупость и невежество. Или вы на самом деле будете стремиться понять, что из себя представляет наше общество, и тогда вам надо первым делом покинуть позиции марксизма».[19] |
«Мне часто возражают: "Маркс говорил", "Маркс обещал"... Ну скажите, кому я должен больше верить – Марксу, который жил сто лет назад и не имел представления, что такое коммунистическое общество в реальности, или самому себе, который вырос в коммунистическом обществе».[20] |
«Советское общество явилось воплощением в жизнь многовековых чаяний страдающего человечества, реализацией лучших идеалов лучших его представителей. Это и есть тот земной рай, о котором мечтали веками. Никакого другого земного рая нет и не будет. Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определенные действия. Но что получится в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения».[21] |
Ибанск или СССР
Ибанск есть никем не населенный населённый пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.[22]
Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем.[23]
Учёный или отщепенец
«За совершение антипатриотических действий, несовместимых со званием советского ученого … лишить Зиновьева А.А. учёной степени кандидата философских наук, ученой степени доктора философских наук, учёного звания старшего научного сотрудника, учёного звания профессор».[24]
«Отщепенцами в Советском Союзе называют лиц, которые по тем или иным причинам вступают в конфликт со своим коллективом и даже с обществом в целом, противопоставляют себя им и оказываются исключенными из них. Социальным отщепенцем является такой отщепенец, который обрекается на эту роль по причинам глубоко социального характера, т. е. в силу его взаимоотношений с социальным строем страны, с ее системой власти и с идеологией».[25] |
Эмигрант или иммигрант
«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР».[26]
– Господин Зиновьев, чувствуете ли Вы себя жертвой режима?
– Нет, ни в малейшей степени. Это режим моя жертва. Режиму от меня досталось больше, чем мне от режима.
(Из пресс-конференции Зиновьева А.А. в Мюнхенском университете.)[27]
«Восстановить в гражданстве СССР следующих лиц: 1. Зиновьев Александр Александрович, 1922 года рождения, уроженец Костромской области, проживающий в ФРГ. ... [28]
«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла».[29] |
Провидец или глупец
«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы». [30] |
«Но то, что будет разрушена вот эта социальная система и вся социальная эволюция, об этом я не думал до 1985 года. Только в 1985 году, когда Горбачев - помните такого человека? - не поехал на могилу Маркса, а поехал на встречу, кажется, с Тэтчер, то есть он не поехал на могилу основателя коммунизма, я тогда в прессе выступал, и я заявил: начинается эпоха великого исторического предательства. С этой минуты дни советской системы были сочтены». [31] |
В коммунизм или в Россию
«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». [32] |
Коммунист или антикоммунист
«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал. … А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» [33] |
Умный или нескромный
«Основная идея автора - в своей особенности, непохожести, инаковости по отношению ко всем остальным. Заявив изначально, что он всегда "вне", назвав себя отщепенцем и произнеся показательную фразу "я сам себе государство", Зиновьев стал подозрительно похож на Раскольникова: вокруг обычные люди, "немного добрые, немного злые", а среди них, но не вместе с ними находится автор, который все знает, все понимает, все умеет и невероятно этим гордится».[34] |
Плохо быть умным и скромным одновременно. Скромность не позволяет блеснуть умом, а ум не разрешает похвастаться скромностью.[35]
Человек или государство
« ... формулу моей жизни: "Я есть суверенное государство". ... формула выражала намерение рядового гражданина коммунистического общества завоевать и отстаивать личную свободу и независимость в условиях господства общества и коллектива над индивидом». [36] |
«Подводя итоги прожитой жизни, я хочу обратить внимание на три обстоятельства моей жизненной судьбы: 1) со мной все важнейшие отдельные события случались с точностью до наоборот в сравнении с тем, для чего я вроде бы был предназначен;2) я повсюду приходил с опозданием;3) чем больших результатов я достигал и чем дальше уходил вперед, тем меньше я имел шансов быть услышанным, понятым и признанным».[37] |
«Иди своим путем, и пусть другие говорят что угодно! Иди как можно дальше! Не можешь идти, ползи! Но так или иначе двигайся! Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел, и можешь успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим от тебя причинам. Это будет конец твоей жизни, но не конец твоего пути». [38] |
Биография
Фокин П. Е. «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый», серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2016.[2]
Некролог
См. также
Примечания
- ↑ Зиновьева О.М., Интервью газете «Комсомольская правда».
- ↑ Зиновьев А.А.,Интервью радиостанции «Эхо Москвы».
- ↑ Зиновьев А.А.,«Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А.,интервью Гусейнову А.А.,"О социологической публицистике Александра Зиновьева","Знание.Понимание.Умение",№2,2005
- ↑ Зиновьев А.А., «Очерки комплексной логики».
- ↑ В 1995 году Э.Уайлс доказал эту теорему в традиционной аксиоматике.
- ↑ Зиновьев А.А., «Логическая физика».
- ↑ Зиновьев А. А., «Зияющие высоты».
- ↑ Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.
- ↑ Зиновьев А.А., «Гомо советикус».
- ↑ Зиновьев А.А., «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская трагедия».
- ↑ Панин Д.М., К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.
- ↑ Ст. 58 УК РСФСР, [1]]
- ↑ Зиновьев А.А.,«Кризис коммунизма».
- ↑ Зиновьев А.А., «Затея».
- ↑ Зиновьев А.А., «Без иллюзий».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
- ↑ Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
- ↑ Протокол № 4 от 04.04.1977 заседания Президиума Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР.
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Записка КГБ СССР "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.
- ↑ Александр Зиновьев на Западе // Русская мысль. 1978. № 3217. 17 августа. С.3.
- ↑ Указ Президента СССР от 30.06.1990 № 334 "О восстановлении в гражданстве СССР Зиновьева А.А., Максимова В.Е. и Медведева Ж.А.".
- ↑ Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем // Русская Германия. 1999. № 26.
- ↑ Зиновьев А.А., Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года)
- ↑ Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Говорит Москва», 03.04.2006.
- ↑ Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
- ↑ Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
- ↑ Тростников М., "Писатель с маленькой буквы", рецензия на книгу Зиновьева А.А. «Русская судьба, исповедь отщепенца», Независимая газета, 13.01.2000
- ↑ мысль из Интернета
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
- ↑ Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».