Участник:МетаСкептик/Страна с непредсказуемой историей

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

С конца прошлого века Америка начала всё более решительно переписывать свою историю. «Модернизация» истории идёт по многим направлениям, но по внутриполитическим вопросам основными являются две битвы. Битва с памятью о рабовладении и Гражданской войне и с памятью об истреблении индейцев. И в том и другом случае в качестве ударной силы используются сами пострадавшие расовые меньшинства, которые не всегда понимают, что их используют вовсе не в их интересах.

Содержание

[править] Предыстория

[править] Рабовладение

Распространение рабства в США в 1789—186 и выделение территории штата Канзас в 1854-59 гг.

Большинство отцов-основателей США были рабовладельцами. В Декларации независимости США написано, что все люди рождаются свободными. Но писавший её рабовладелец и третий президент США Томас Джефферсон] вероятно не относил своих рабов к категории людей. Даже собственных детей от рабыни-квартеронки Салли Хемингс он заносил в список урождённых рабов и только их освободил пр своей жизни.[1][2]

Из пяти первых президентов США четверо были рабовладельцами, и лишь двое из них, Вашингтон и Джефферсон, освободили своих рабов да и то по завещанию. Противоречия двух экономических укладов, рабовладельческого на Юге и буржуазного на севере, оформились и стали заметны на уровне большой политики только в 1820 году в ходе обсуждения Миссурийского компромисса. В дебатах использовались в основном конституционные, религиозные и моральные аргументы, однако уже тогда было ясно, что вопрос рабовладения лишь часть назревающих экономических и политических противоречий. Миссурийский компромисс на некоторое время обеспечил равновесие политических сил в Конгрессе между фермерско-буржуазным Севером и рабовладельческим Югом.[3]

Проблема стала усугубляться тем, что с увеличением иммиграции в США возник конфликт между небогатыми белыми иммигрантами, хотевшими получить бесплатно землю для самостоятельного фермерства и рабовладельцами Юга желавшими расширять своё землевладение и рабовладение на Запад. В конгрессе южане препятствовали бесплатной передаче обширных пустующих земель иммигрантам. А в 1830 году Эндрю Джексон подписал Закон о выселении индейцев, узаконивший этнические чистки населённых индейцами земель. В результате все индейцы с юга и востока США были депортированы на Индейские территории в Оклахому. Освободились значительные территории хорошо доступных и плодородных земель. Это на время смягчило противоречия за счёт индейцев. Но иммиграция нарастала и борьба между Севером и Югом за признание вновь принимаемых штатов рабовладельческими или свободными обострялась. В 1854 году был принят закон Канзас-Небраска, отменявший Миссурийский компромисс в пользу самоопределения населения самих штатов. Это резко обострило конфликт и привело Гражданской войне в Канзасе (1854—1858), которая стала прологом большой Гражданской войны.

Большая война началась в апреле 1861 года, причём в северную коалицию входило несколько рабовладельческих штатов. Но рабство в восставших штатах было отменено только в 1863 году указом президента о провозглашении эмансипации в связи с тем, что война затянулась. Европейские страны выражали недовольство блокадой экспорта из южных штатов, и отмена рабовладения стала реверансом в их сторону. Это свидетельствует, что немедленная и полная отмена рабства не была первоочередным вопросом войны, а стала вынужденной мерой уже в её ходе.

В 1865 году была принята тринадцатая поправка к Конституции США, которая отменяла рабовладение в общенациональном масштабе. Однако расовая сегрегация в США сохранялась ещё почти 100 лет. На законодательном уровне с ней было покончено только во второй половине XX века. В частности, «белые» и «чёрные» воинские формирования в армии США были упразднены только во время войны в Корее, а последние сегрегационные законы в штате Теннесси отменены только в 1965 году.


Сегодня, например, в штате Алабама белые составляют 68,5 % населения, чернокожие(26,2 %, а метисы 1,5 %.[4] Аналогичная картина наблюдается и в других штатах с большим процентом чернокожего населения. Только в Техасе число метисов превышает 2 %, но это связано с тем, что более трети населения этого штата имеют латиноамериканские корни. Для контраста заметим, что в Мексике, где идёт активная расовая конвергенция, белые составляют 5 %, индейцы 30 %, а метисы 63 % населения.[5] Таким образом, в отличие от Мексики межрасовые браки в США весьма редки (по крайней мере между афроамериканцами и белыми), и вопреки некоторым заявлениям «плавильный котёл» Америки не работает. Такая ситуация предполагает сохранение достаточно острых межрасовых противоречий при всей внешней политкорректности.

[править] Истребление индейцев

«Американский прогресс», картина Джона Гаста 1872 года — аллегорическое представление движения американской цивилизации на запад в духе Явного предначертания. «Тёмным силам» индейцев нет места на «цивилизованных» территориях.

В результате так называемых индейских войн примерно за 100 лет погибло около 45000 индейцев. Согласно статистике большую часть погибшщих составили женщины и дети, поскольку истребление гражданского населения в этих войнах практиковалось обеими сторонами.[6] Однако если учесть, что численность коренного населения Северной Америки до колонизации по самым минимальным подсчётам была не менее 2,1 миллиона человек, то такие потери за 100 лет незначительны. Сегодня считается, что основной причиной депопуляции коренного населения стали занесённые европейцами новые болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, в частности, оспа.[7]. При заражении одного индейца оспой погибало 80-98 % его племени.[8] Символическим завершением индейских войн стала бойня на ручье Вундед-Ни в 1890 году. После этого у индейцев остался один выбор — либо жить на территории отведённых им резерваций, либо ассимилироваться в американское общество. Отношение американского общества к индейцам в это время выразил молодой редактор газеты Абердинский Субботний Пионер (Aberdeen Saturday Pioneer) Лаймен Фрэнк Баум, впоследствии автор книги Страна Оз:

Пионер уже заявлял, что наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности наших поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы[9].

В 1830 году правительство США сочло что индейцы занимают слишком много хороших земель с наилучшим климатом на юго-востоке США и все без исключения индейские племена были депортированы на Индейские территории в Оклахому в непривычные для них условия. В числе депортированных были и пять цивилизованных племён наиболее многочисленных и продвинутых в культурном отношении. Эти племена на раннем этапе встали на путь союзных отношений с правительством США и приобщения к ценностям колонизаторов, включая рабовладение, за что и им был обещан суверенитет. О суверенитете пяти племён начисто забыли, когда индейцы перестали представлять военную угрозу. Депортация проходила по большей части в «добровольно-принудительном» порядке, но племя чероки отказалось переселятся «добровольно» и было подвергнуто насильственной депортации силами американской армии. В ходе депортации, названной дорогой слёз, чероки и другие «цивилизованные» и «не цивилизованные» племена понесли значительные потери.

В настоящее время примерно 300 индейских резерваций США занимают около 2 % территории страны на не самых лучших землях с не самым благоприятным климатом. Это естественным образом ограничивает рост коренного населения. В качестве коренных жителей, индейцев и эскимосов, идентифицируют себя около 1 % населения. Таким образом в общенациональном политическом раскладе индейцы не играют существенной роли, но их организации могут использоваться другими силами в политических играх.

[править] Битва с памятью о Конфедерации

Памятник генералу Ли снимают с постамента в Новом Орлеане. 19 мая 2017 года.
Открытие памятника Джефферсону Дэвису в 1911 году
Пьедестал памятника Дэвису в 2017 году

Борьба с памятниками конфедерации началась в США во второй половине прошлого века, когда были отменены расистские законы. Негритянское население США получило некоторые права и стало повышать свой образовательный уровень. К сожалению, этот уровень не поднялся до понимания необязательности борьбы с историей и историческими памятниками. То, что рабовладение вовсе не было главным пунктом гражданской войны, а рабовладельческие штаты входили не только в южную, но и в северную коалицию многим афроамериканцам также неизвестно. Кроме того, возмущением «тёмных масс» пользуются отнюдь не тёмные (во всех смыслах) политические кукловоды.

В последние годы борьба обострилась. Враги памятников мотивируют это стрельбой в Чарлстоне, но более вероятным поводом является то, что белая «элита», опиравшаяся на национальные и расовые (пока ещё) меньшинства проиграла президентские выборы.

Борьба ведётся как на национальном — наименование дорог, так и на региональном уровне, поскольку памятники обычно находятся в ведении властей штатов и городов. Число «жертв» переименований, переносов в запасники и вандальных самодеятельных сносов давно перевалило за 100. Символическим стал снос памятника первому и единственному президенту Конфедерации Джефферсону Дэвису. Перед сносом памятник первому и единственному президенту Конфедерации подвергался вандализму.[10] Ирония ситуации в том, что аналогичную и вполне справедливую надпись «рабовладелец» можно написать также на всех памятниках и первому президенту США.

[править] Снос по закону

Дорога генерала Роберта Э. Ли, Форт Блисс, переименована в дорогу Солдата Буффало в 2013 году[11] В Новом Орлеане, штат Луизиана, мемориалы конфедератов были уничтожены в 2017 году.[12]

В августе того же года столкновение сторонников и противников уничтожения памятника генералу Ли в штате Виргиния привело к человеческим жертвам[13]

В Балтиморе все памятники конфедератам были удалены ночью с 15 на 16 августа 2017 года. По словам мэра это было сделано ради «общественной безопасности».[14][15]

В штате Техас за три года уничтожен 31 мемориал конфедератов[16] — вероятно это рекордный показатель среди всех штатов, притом что относительное число афроамериканцев в этом штате невелико. Борьба за уничтожение или сохранение памяти Конфедерации развернулась более чем в 30 штатах США и даже вышла за их границы — в Канаду и Бразилию. Объектами этой борьбы стали не только названия дорог, памятники, мемориалы, памятные доски и камни. Борьба с памятниками дошла до явного вандализма и кладбищ.

[править] Вандализм и битвы на кладбищах

Снос памятника солдату-конфедерату активистами национальных меньшинств. Вандализм сопровождается агитацией против Трампа.
Кладбище конфедератов, умерших в плену от болезней и голода, которое стало полем боя с историей. Удалённый в 2019 году кенотаф в центре кадра на втором плане.

В Северной Каролине и Джорджии снос памятников запрещён законами штата. Тем не менее протестующие успешно атаковали как минимум три монумента конфедератов, один из которых на кладбище:

Первый и третий памятники сильно повреждены и не подлежат восстановлению. Второй памятник ожидает политического решения о своей участи в хранилище (2019). На кладбище умерших в плену 140 конфедератов Покой конфедератов в 2013 году был убран флагшток, на котором в памятные дни поднимали флаг Конфедерации.[17][18] А в 2O19 году был убран и кенотаф с именами 140 погибших на гражданской войне солдат.[19]

[править] Битва с памятью об истреблении индейцев

[править] Примечания

  1. Graham, Pearl M. "Thomas Jefferson and Sally Hemings, " Journal of Negro History 46, Vol. XLIX, No. 2 (April 1961): 89-103.
  2. Имена всех рабов, рождённых на его ферме, Джефферсон заносил в рукописные «Фермерские книги Томаса Джефферсона», которые были найдены и опубликованы в 1953 году. Сегодня по результатам анализа ДНК доказано, что по крайней мере один её ребёнок был сыном Джефферсона, и большинство американских историков считают его отцом всех восьми её детей.
  3. Нечай С.Л. Президент Монро и споры о рабстве в Конгрессе США в 1819-1821 годах (ru) // Всеобщая история: современные исследования: Межвузовский сборник научных трудов.. — Брянск, 2013. — В. 22. — С. 74—88. Архивировано из первоисточника 23 мая 2017.
  4. Resident Population Data Resident Population Data - 2010 CensusШаблон:Deadlink. 2010.census.gov. Проверено 1 июня 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  5. ESTIMACIONES Y PROYECCIONES DE LA POBLACIÓN POR ENTIDAD FEDERATIVA. República Mexicana Шаблон:Webarchive (см. 2010-2030.xlsx Шаблон:Wayback)
  6. Thornton, American Indian Holocaust, 48-49.
  7. Flight, Colette (February 17, 2011). «Smallpox: Eradicating the Scourge». BBC
  8. Aufderheide, Arthur C.; Rodríguez-Martín, Conrado; Langsjoen, Odin (1998). The Cambridge Encyclopedia of Human Paleopathology. Cambridge University Press. p. 205. ISBN 978-0-521-55203-5
  9. Giago, Tim. «300 reasons not to forget lessons of Wounded Knee», Manataka American Indian Council. (retrieved 6 Aug 2010)
  10. Джефферсон Дэвис «рабовладелец»
  11. MG MacFarland (9-17-2013) Fort Bliss Bugle. Проверено 16 октября 2014.
  12. Simon, Darran. New Orleans removes Gen. Robert E. Lee statue, CNN (19 мая 2017). Проверено 17 августа 2017.
  13. Stolberg, Sheryl Gay. Man Charged After White Nationalist Rally in Charlottesville Ends in Deadly Violence (12 августа 2017).
  14. Baltimore Removes Confederate Statues; Mayor Cites Public Safety (16 августа 2017). Проверено 16 августа 2017.
  15. Confederate monuments taken down in Baltimore overnight (16 августа 2017).
  16. The state leading the way in removing Confederate monuments? Texas.
  17. Plutchak, Dan Soglin orders removal of Confederate monuments from Forest Hill Cemetery. Проверено 20 августа 2017.
  18. Battle over Confederate history hits Madison (16 августа 2017). Проверено 20 августа 2017.
  19. Confederate Monument In Madison Cemetery Removed, Wisconsin Public Radio (11 января 2019). Проверено 28 мая 2019.