Участник:AlexBond/Критерии успешности государства

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

В этой статье рассматриваются критерии, по которым можно оценить успешность действий государственной власти, прежде всего для случая страны, которая является великой державой. Также в статье рассматривается то, насколько Российское государство соответствует данным критериям. Список критериев сформирован во многом на основе исторического опыта самой России, являющейся одной из самых успешных стран в истории, при этом неоднократно переживавшей крупные кризисы государственности и успешно из них выходившей.

Общие критерии успешности государств и пояснения к ним

Основные задачи госдарства

Успешным можно признать то государство, которое наилучшим возможным образом обеспечивает базовые потребности общества:

  • Безопасность — внутри государственных границ должна быть сведена к минимуму вероятность того, что жители государства могут погибнуть или иным образом пострадать от войн, преступности, стихийных бедствий, эпидемий, неурожаев и т. д.
  • Качество жизни — общественное устройство и государственная система должны обеспечивать максимально возможный уровень здоровья, материального и духовного благополучия, образованности людей и их возможности к самореализации.
  • Устойчивое долгосрочное развитие — государство должно стремиться поддерживать высокий уровень безопасности и высокое качество жизни не только на сегодняшний день, но и на длительную перспективу (желательно, на много поколений вперёд), избегая крупных демографических и хозяйственных кризисов в будущем из-за действий по обеспечению безопасности и качества жизни в настоящем (в частности, избегая ситуации исчерпания ключевых ресурсов без их замещения новыми). Государство, разумеется, должно стремится не допустить катастрофического кризиса и собственного уничтожения внешними силами и/или в результате внутренних процессов.

Баланс государственных задач

Следует отметить, что перечисленные выше основные задачи государства могут на практике вступать в противоречие друг с другом: из-за повышенных затрат на безопасность может пострадать качество жизни, и наоборот, из-за пренебрежения затратами на безопасность ради качества жизни может оказаться подорвана безопасность. Ради достижения высокого качества жизни государства иногда рискуют своей безопасностью, ввязываясь в войны за землю и ресурсы или в другие опасные мероприятия. В погоне за хорошей жизнью здесь и сейчас по принципу «после нас хоть потоп» может быть подорвана перспектива будущего устойчивого развития государства, если оно влезет в неподъёмные долги или если имеющиеся ресурсы будут быстро проедены и не возмещены новыми. И наоборот, консервация общества в неком устойчивом состоянии или в состоянии слишком медленного развития может в итоге привести к проигрышу в борьбе с государствами-конкурентами, развивающимися быстрее.

Хорошее государство, таким образом, должно стремится к гармоничному и сбалансированному выполнению базовых задач обеспечения безопасности, поддержания достаточно высокого качества жизни и устойчивого долгосрочного развития. Однако в некоторых случаях, когда речь идёт о сохранении государства, оно может или даже обязано рисковать и сосредотачиваться на выполнении одной задачи в ущерб другим.

Неравенство и успешность

Хорошее государство, упрощенно говоря, похоже на хорошую семью, в которой родители и прочие родственники стремятся обеспечить безопасность и хорошую жизнь себе, своим детям, внукам и правнукам. Но по сравнению с семьёй государство, конечно, гораздо более крупная и сложная система, в которой неизбежно присутствуют серьезные конфликты интересов между различными группами, а также социальное, имущественное или иное неравенство между людьми. Многие представляют себе идеал государства как общество полного согласия и полного равенства между людьми, однако на практике, разумеется, это невозможно — даже в семье нет равенства, да его и в принципе не может быть между старшими и опытными родителями и их малыми и неопытными детьми. Наиболее близки к идеалу равенства, вероятно, различные первобытные племена, но и там в силу человеческой природы всегда выделяются ведущие и ведомые люди, и, как известно, в конечном счете исторически успешными оказались именно те общества, где выделились группы людей, способные концентрировать ресурсы и направлять их на решение задач безопасности, повышения качества жизни и долгосрочного развития.

Сравнение государств

Качество государства может быть оценено в сравнении с его предыдущим историческим состоянием, либо в сравнении с другими государствами. И тот, и другой способ сравнения часто используется некорректно. Следует различать сравнение динамики развития государства и сравнение достигнутого уровня развития — если сравнительно бедное государство достаточно быстро развивается и успешно решает свои социальные проблемы, то власть и государственную систему в таком государстве следует признать достаточно успешными. Если сравнительно богатое государство испытывает серьезные экономические трудности из-за непродуманной политики своего правительства, то власть в таком государстве нельзя признать успешной, однако если судить по достигнутому уровню развития, то богатое государство с плохой властью будет, по-видимому, все же более успешным, чем бедное государство с хорошей властью. Что, разумеется, не означает, что надо срочно менять хорошую власть в менее развитом государстве и оставлять плохую власть в более развитом.

Пределы возможностей государств

Критерии успешности великих держав и оценка позиций России

1) Мощный накопленный ресурс территорий, населения, инфраструктуры

ЕСТЬ, но серьезный минус в организации среды

2) Внедрение новых технологий, в первую очередь военных

ЕСТЬ, но под вопросом технологии инфовойны, медицина и биотехнологии

3) Расширение ресурсной базы

ЕСТЬ - новая геологоразведка, расширение урановой базы, шельф

4) Формирование пояса близких союзников

ЕСТЬ, но есть угрозы нестабильности

5) Формирование союзов с ключевыми странами

ЕСТЬ - БРИКС, но пока в основном экономической плоскости

6) Присоединение сравнительно легко присоединимых новых территорий

ЕСТЬ

7) Государственная идеология

ПОД ВОПРОСОМ - много направлений, нет полного консенсуса, экспорт невелик

8) Демографический рост

ЕСТЬ же, но небольшой

9) «Движущиеся» оборонительные линии — барьеры от хаоса

ПОД ВОПРОСОМ - есть ест.линия - Кавказ,нет барьера наркотрафику изСр.Азии

10) Форпосты влияния (военно-экономические центры у границ)

НЕТ - нужны форпосты у Украины, в Псковской и Смоленской областях, на ДВ ЕСТЬ - инфо-форпосты, типа RT, также СПб,Крым,Калининград,Сочи,Влад.,базы

11) Контроль над ключевыми торговыми путями

ДЕЛАЕТСЯ - СМП, сухопутные транспортные коридоры

12) Контроль над финансовой, управленческой и информационной системами

ДЕЛАЕТСЯ - есть финансовая зависимость, зависимость элит и СМИ от Запада

13) Культура

ПОД ВОПРОСОМ - нет достаточно позитивной и экспортируемой культуры

14) Приток иностранных специалистов и технологий

ЕСТЬ, но не факт, что достаточный

15) Востребованные экспортные товары

ЕСТЬ, но недостатчно высока доля высокотехнологичного экспорта

16) Сильный флот

ЕСТЬ

17) Сильная армия, способная эффективно решать актуальные задачи

ЕСТЬ, но под вопросом инфовойна и специальные операции

18) Агентурная сеть и наличие большого числа сочувствующих за границей

ЕСТЬ

19) Образование

ПОД ВОПРОСОМ

20) Внешняя привлекательность

21) Этатизм

ПОД ВОПРОСОМ

22) Меритократия

ПОД ВОПРОСОМ

23) Наследование и преемственность курса

24) Хорошая команда управленцев и отсутствие предателей

25) Осознание населением своих интересов, распознавание своих и чужих

Для морских колониальных держав - заморские колонии и неоколонии (источники прибыли в результате неравноценного обмена).

Выводы