Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) (+ Итальянский дворец, город Кронштадт) |
||
Строка 59: | Строка 59: | ||
По свидетельству фельдмаршала А.Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I, сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.9B.D0.B0.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.28.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.B0_I.29|Ладожскому каналу]]. | По свидетельству фельдмаршала А.Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I, сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#.D0.9B.D0.B0.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.28.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.B0_I.29|Ладожскому каналу]]. | ||
[[Файл: | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
[[Файл:Кронштадт. Итальянский пруд.jpg|thumb|150px|Перестроенный Итальянский дворец и Итальянский пруд в наше время.]] | |||
=== Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте=== | |||
Построенный в Кронштадте в 1720-1724 гг. дворец петербургского губернатора А.Д. Меншикова был крупнее других его дворцов ([[Инкубатор:Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге|в Санкт Петербурге]] и [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)#Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк|в Ораниенбауме]]) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи. | |||
После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. - Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращенный в сад) и Итальянский пруд - часть Купеческой гавани Кронштадта. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Итальянский_дворец] | |||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | == Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | ||
===Город Кронштадт=== | |||
7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город». При этом [[Инкубатор:Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#Первые форты Кронштадта|первые кронштадтские форты]] были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и [[Инкубатор:Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#Кронштадт|сооружены гавани]]. | |||
Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть ло 1740-х гг., благодаря [[#Кронштадтская цитадель|уже отстроенным фортам и батареям]] к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота). | |||
Важнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал [[#Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте|Меншиковский (Итальянский) дворец]] - крупнейшее дворцовое здание петровской эпохи.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадт] | |||
[[Файл:Петергофская дорога в середине XIX века.jpg|150px|thumb|left|Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург]] | |||
[[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]] | [[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]] | ||
=== Петергофская дорога === | === Петергофская дорога === |
Версия от 02:34, 2 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Петергоф
Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.
Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).
Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенес ее в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко.
Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.
Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.
Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.
Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]
Крупнейшие корабли и суда
В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора Пётр Первый и Второй.
64-пушечный линейный корабль «Дербент»
Фактически формально 64-пушечного ранга линейный корабль нес 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.
54-пушечные линейные корабли
- «Санкт-Михаил» — заложен 24 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1723 г.
- «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 г. в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1723 г.
Крупнейшие морские порты
Кронштадт (расширение и укрепление)
D 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота (и остается ею в течение двух веков). В этот период была построена Кронштадтская цитадель, защищающая гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него.
Фортификационные сооружения
Кронштадтская цитадель
В начале 1720-х гг. для защиты построенных к тому моменту кронштадтских гаване была создана Ивановская батарея, а затем к 1724 году построен и форт «Цитадель» (называемый также «Новый Кроншлот», а позднее получивший название «Император Пётр I»).
В 1723 г. император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Хотя большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране.
В дальнейшем дерево-земляные укрепления крепости сильно пострадали при катастрофическом наводнении 1824 г. и в дальнейшем были заменены на каменные. [2][3][4]
По свидетельству фельдмаршала А.Х. Миниха Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I, сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введенному в строй позднее Ладожскому каналу.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте
Построенный в Кронштадте в 1720-1724 гг. дворец петербургского губернатора А.Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом петровской эпохи.
После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. - Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был до полностью перестроен из стиля петровское барокко в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращенный в сад) и Итальянский пруд - часть Купеческой гавани Кронштадта. [5]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Город Кронштадт
7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.
Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть ло 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).
Важнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец - крупнейшее дворцовое здание петровской эпохи.[6]
Петергофская дорога
После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него. Пётр I задумал превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль.
Уже при жизни Петра вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:
- Екатерингоф - резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга;
- Стрельна - первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенес свою главную резиденцию в Петергоф);[2]
- Петергоф - знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом;
- Ораниенбаум - загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).[3]
Позднее, в конце XVIII - XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышенными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII-XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остается таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [7]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
- ↑ Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.