Креативный класс: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Перенаправление на Справочник патриота)
м (Защищена страница «Креативный класс» ([Редактирование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (бессрочно) [Переименование=Разр)
(нет различий)

Версия от 14:27, 13 августа 2020

Немцов мост. Правда о креативном классе

Изначально, «креативный класс» — это термин, введённый американцем Ричардом Флоридой в 2002 году. Этим термином Флорида обозначил современных, «постиндустриальных» людей: инженеров, артистов и всяческих бренддизайнеров.

Любопытно, что уже Флорида провёл чёткие параллели между креативностью и гомосексуализмом — по его мнению, чем дружелюбнее окружение к содомии, тем лучше в нём условия и для креативности. Также, согласно Флориде, от представителя креативного класса ожидается, что ему нравится проводить время в стильных бистро, небольших галереях и антикварных магазинах. [1]

Определение термина

В России слово «креатив» в качестве модной замены слова «творчество» начало использоваться с самого начала девяностых годов, вместе с «шопами», «менеджерами» и прочими англицизмами. Закономерным образом слово быстро приобрело презрительно-негативный оттенок. На популярном в начале нулевых ресурсе «Удав.ком» словом «креатив» обозначали визитную карточку сайта: матерные юмористические пасквили. Виктор Пелевин в своём романе Generation «П» 1999 года и вовсе использовал слово «криэйтор» для презрительного обозначения помощников политтехнологов:

— Пойдешь ко мне в штат?

Татарский еще раз посмотрел на плакат с тремя пальмами и англоязычным обещанием вечных метаморфоз.
— Кем? — спросил он.
— Криэйтором.
— Это творцом? — переспросил Татарский. — Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.

— Творцы нам тут на хуй не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором.

Новую жизнь в пожухлый термин Глеб Павловский вдохнул в 2008 году, в манифесте своего интернет-проекта «Свободный мир» — площадки, которая должна была по его замыслу переманить «креативный класс» из Livejournal, Facebook и прочих традиционных мест скопления творческой публики.[2]

Мы назвали этот класс — «образцовой средой», по критерию основного вида деятельности — «креативным классом». Креативный класс — коммуникативно активная часть общества. Это его принципиальное отличие. Коммуникация — важнейший и главный способ публичного проявления его представителей.

Какое-то время определение «креативный класс» было сугубо локальным и не выходило за пределы относительно малоцитируемого проекта Павловского. Ещё через три года, в марте 2011 года Владислав Сурков заявил, что администрация Медведева ставит перед собой задачу «создать творческий, креативный класс людей, способных изобретать и создавать инновации». [3]

В трактовке Павловского и Суркова термин «креативный класс» употребляется в первоначальном смысле, как у Флориды — как класс творческих и современных людей.

Однако уже в сентябре 2011 Станислав Белковский впервые употребляет термин «креативный класс» для обозначения среды поддержки несистемной оппозиции. [4] Согласно рисуемой Белковским картине мира, прогрессивный российский «креативный класс» — хипстеры с айфонами и журналисты с макбуками — противопоставлялись ретроградному «быдлу с Уралвагонзавода» и прочим унылым некреативным «анчоусам».

Несистемная оппозиция подхватила идею и начала активно называть себя «креативным классом» — за что через полтора года получила насмешливое прозвище «креаклы».

Начались попытки раскрутить изображение креакла в виде толстого хомяка с белой лентой, которые, впрочем, не увенчались полным успехом, так как хомяки это всё же довольно милые животные. К лету 2013 года пафосное словосочетание «креативный класс» стало практически ругательным. [5]

Лидеры оппозиции начали делать вид, будто бы никогда не называли своих сторонников «креативным классом». [6]

Опрос, проведённый в конце 2013 года, показал, что более 80 % россиян и слышать не слышали ни о каком креативном классе. [7]

На данный момент (2016 год) термин «креативный класс» практически заменил собой введённое в оборот ещё Императором Александром III понятие «гнилая интеллигенция», авторство которого часто приписывают Владимиру Ленину. [8]

Впрочем, в официозе данное выражение употребляется без тени усмешки или негатива как обозначение социального слоя. [9]

Цитаты

19 сентября 2011. Станислав Белковский [10][1]

Он считал, что Михаил Прохоров и «Правое Дело» должны мобилизовать так называемый «креативный класс», людей, которые формируют будущее, но совершенно не интересуются настоящим, и поэтому в день выборов не встают с диванов. Креативный класс должен был обеспечить успех «Правого Дела», а с помощью «Правого Дела» убедить косную, сонную, древнюю и архаичную Российскую Федерацию в неизбежности триумфа модернизации по сценарию Дмитрия Медведева.

21 декабря 2011. Ксения Собчак [11]

Пару лет назад оно начало меняться, и Болотная стала некой точкой, в которой соприкоснулись эти интересы. Мой круг общения – это бизнесмены, тот самый креативный класс, думающая интеллигенция нашей страны, если такое слово уместно.

31 декабря 2011. Юлия Латынина. [12]

За время правления Путина из 140-миллионной России уехало где-то 2 миллиона человек. Нам не говорят точную цифру, но, похоже, порядок примерно этот. Напомню, что в любой стране активными, креативными считаются 4% населения.

09 января 2012. Александр Скобов [13]

В возможность осуществить «либеральную модернизацию» России собственными силами эта часть оппозиции обоснованно не верит: ведь подобная модернизация в её представлении неизбежно будет сопряжена с «болезненными» и «непопулярными» социальными издержками. На этом и основана концепция поддержки «продвинутым» и «креативным» средним классом «здравомыслящей» части господствующей элиты.

05 марта 2012. Ксения Собчак. [14] [15]

Я прекрасно осознаю, что тот креативный класс, который есть, что тот средний класс, который наконец-таки был создан в России, это меньшинство.

10 марта 2012. Андрей Мальгин. [16]

Страна проснулась. В ней образовался не просто креативный класс, в ней образовался класс — политически активный. Этих новых людей в стойло не согнать, и их будет все больше. Они готовы заниматься политикой.

14 марта 2012. Антон Носик. [17] [18]

Нет, не правильно. Это то, что думает Путин, что я могу только “п…здеть - не мешки ворочать” и ходить по улицам. На это он рассчитывает, на это стратегическая ставка. Что эта история, она действительно бесплодная, если ею и ограничиваться. Она действительно путь в никуда. Конечно, мы перестанем ходить на митинги, если это будут митинги ради митингов и после 5-го на 6-ое не придёт никто. Естественно, это правда. Проблема заключается в том, что это их фантазия заканчивается стоянием на улицах. Наша-то нет. Мы креативный класс.

09 апреля 2012. Александр Аузан. [19]

Наш креативный класс наконец-то заговорил протестным голосом. «Хомяк расправил плечи!» — один из лучших лозунгов, которые я видел на митингах. Сетевой хомяк, как называют айтишников, расправил плечи и сказал, что в стране надо что-то поменять.

18 июня 2012. Леонид Каганов [20]

Мы, смышлёный креативный класс, свято верим, будто ежечасно

кто-то замышляет против нас креатив могучий и прекрасный.
Там, в Кремле, играют в детектив. Там все время происходит это:

ежечасный тайный креатив, мозговые штурмы и сюжеты…

11 октября 2012. Сергей Удальцов [21]

Усиливается социальная составляющая протеста, более очевидно звучат левые лозунги, начинается потихонечку процесс взаимодействия с регионами, с рабочим движением. Они боятся, что протест так называемого креативного класса и социальный протест сомкнутся и это будет просто взрывоопасная смесь.

20 октября 2012. Ксения Собчак. [22]

Только люди, которые являются независимыми журналистами, креативным классом, интеллектуальной мощью нашей страны, только эти люди и формируют общественное мнение, так происходит во всех странах и при любом строе.

23 октября 2012. Валерия Новодворская [23]

Сегодня Удальцов смешон и безобиден, Лимонов гадок, коммунисты заплесневели, но левая страна, проголодавшись, обратится против сытых, против щекастых хомяков и креативного класса, против Запада и гастарбайтеров, против Кавказа, Грузии, Молдовы, Украины и стран Балтии.

12 декабря 2012. Владимир Путин [24]

Креативный класс — это интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки и культуры. В то же время по уровню доходов они пока не дотягивают до среднего класса... И вынуждены искать постоянно дополнительные заработки.

06 февраля 2013. Егор Холмогоров [25]

От тусовки на Болотной произошла как минимум одна польза - она породила выражение "креативный класс". О, надеюсь, это выражение приживётся и перетянет на себя негативные коннотации с ни в чём не повинного слова "интеллигенция".

01 мая 2013. Михаил Берг [26]

С обобщённой (намеренноукрупнённой) точки зрения, наиболее, кстати говоря, востребованной оппозицией, в конфликте с путинским режимом противостоят две силы: автократия (феодализм, продажные чиновники, депутаты и олигархи) и демократия (либеральный здравый смысл и так называемый креативный класс).

14 мая 2013. Алексей Венедиктов [27]

Когда в декабре 2012 года у людей украли голоса, они потребовали своё обратно и «долой воров». После этого креативный, самостоятельный, городской класс потребовал уважения к себе и выполнения обязательств: искоренить пробки, починить дороги, разобраться с налогами.

08 июля 2013. Олег Кашин [28]

Навальный спрашивал нас о нейтралитете – не волнуйся, Навальный, нет никакого нейтралитета. Креативный класс свой выбор сделал – мы с Собяниным и Воробьевым, с Маркиным и Песковым, с Габреляновым и Венедиктовым. А ты сиди, тебе не повезло.

17 июля 2013. Михаил Прохоров. [29]

Удивительно быстро меняется настроение у нашего "креативного класса". Когда я открыто сказал, что не пойду на выборы, потому что не смогу по наспех изменённым под меня правилам привести в соответствие с запретительным законом все документы, меня заподозрили в договорённостях с мэрией.

Что из себя представляет креативщик Прохоров, подробно можно ознакомиться здесь — http://lifenews.ru/news/133927

20 июля 2013. Эдуард Лимонов [30]

В неудачливом мутном мелком бизнесмене Навальном власть разглядела договороспособную фигуру, введя которую в системную политику можно эту политику значительно оживить. Осовременить. Удовлетворить тысячи московских хипстеров и офисный планктон и обслугу московских фирм и корпораций (заносчивое самоназвание «креативный класс») разбушевавшуюся в последние полтора года.

22 июля 2013. Дмитрий Травин [31]

Нетрудно понять, что расширение креативного класса требует максимально возможного расширения свободы. Собственно говоря, этот класс вообще может сформироваться лишь там, где существует минимум ограничителей, выстроенных государством или отдельными его представителями из числа чиновников.

31 июля 2013. Ирина Прохорова [32]

Если мы хотим, как креативный класс, полноценно существовать в этой стране, база поддержки должна быть широкая. Люди должны понимать, для чего они платят деньги для такого количества «умников».

10 августа 2013. Илья Пономарев [33]

Что же касается партии, ей надо, на мой взгляд, определиться со стратегией. Исключение Гудковых говорит о том, что наше руководство не может решиться, на какую социальную группу надо опираться. На средний, «креативный» класс (к которому апеллируют Гудковы, ваш покорный слуга и который нас хорошо поддерживал на предыдущих выборах) – учителей, врачей, малых предпринимателей, учёных – или на более консервативные и менее образованные слои.

Идолы креативного класса

Конечно, утверждать, что российский креативный класс внутренне полностью однороден, было бы большим преувеличением. Однако абсолютное большинство его представителей объединяет как приверженность неолиберальной (сами креаклы полагают, что либеральной) идеологии, так и антиэтатистское, то есть антигосударственное (по мнению креаклов, антитоталитарное), настроение мысли в целом. Единственное государство, существование которого готовы терпеть либералы — это США и их сателлиты. При этом сами креаклы, несмотря на декларируемый «демократизм», находятся внутри своей среды под достаточно мощным идеологическим контролем, точнее, самоконтролем.

В среде креативного класса выделяется несколько фигур, мнение которых неоспоримо, которые большинством «рядовых» креаклов воспринимаются как полубоги или пророки, а критика или пусть даже несогласие с этими фигурами грозит самым страшным наказанием для креаклов — потерей рукопожатности, как следствие — изгнанием из привычной тусовки, утратой высокооплачиваемой синекуры, перекрытием крана западных грантов. Убеждённость в «непогрешимости» подобных личностей основана на мифе, порождённом самим же креативным классом, о якобы безусловном интеллектуальном и нравственном превосходстве этих лиц над большинством других креаклов, не говоря уже о «ватниках» и прочем «быдле». К числу таких фигур могут быть отнесены:

  • Алексей Навальный (политик, блогер; впрочем, в последнее время сакральный статус Навального подвергся некоторой эрозии)
  • Людмила Алексеева (правозащитница)
  • Евгения Альбац (еврейская националистка, журналист)
  • Борис Акунин (настоящее имя Григорий Чхартишвили; писатель)
  • Дмитрий Быков (писатель)
  • Андрей Кончаловский (режиссер)
  • Виктор Пелевин (писатель)
  • Ксения Собчак (телеведущая)
  • Владимир Сорокин (писатель)
  • Артемий Троицкий (журналист)
  • Людмила Улицкая (писательница)
  • Михаил Ходорковский (бизнесмен, экс-олигарх)
  • Алексей Венедиктов (шеф «Эха Москвы»)
  • Владимир Познер (журналист)
  • Виктор Шендерович (сатирик, публицист)
  • Андрей Макаревич (музыкант).

Надо отметить, что у каждого представителя креативного класса есть свой пантеон непререкаемых авторитетов — вполне возможна ситуация, когда креакл, например, уважает Акунина, но не испытывает симпатий к Навальному, или наоборот.

Все суждения этих людей по любым вопросам воспринимаются креативным классом как откровение и истина в последней инстанции. При этом среднестатистический креакл даже не допускает мысли, что кем-то может ставиться под сомнение моральный авторитет указанных деятелей и их право безапелляционно выносить «приговоры» всем и вся. Поэтому, когда в дискуссиях с креативщиками на их аргумент «Но это же сказал САМ Навальный» отвечают в духе «Ну и чё?», это зачастую приводит либеральных оппонентов в состояние ступора, поскольку креаклы не готовы к дискуссии, при которой посылка, кажущаяся им исходной и неоспоримой, подвергается сомнению.

При этом надо заметить, что внутри «креативного пантеона» особого единства не наблюдается: поскольку все из вышеназванных персонажей претендуют — в той или иной степени — на звание «духовного лидера» российских креаклов, то отношения на «креативном Олимпе» между его обитателями довольно сложные. Так, известны критические высказывания Познера о Ходорковском, а Акунина — о Навальном (кульминации эти процессы достигли в ходе неудавшегося создания «Координационного совета оппозиции»). Кроме того, фигуранты «либерального иконостаса» зачастую позволяют себе нечто большее, чем обычно дозволено «простому креаклу» в идеологическом отношении. Например, Венедиктов и Макаревич не во всех действиях Путина усматривают априорное зло, тогда как отрицать любое позитивное начало в деятельности Путина — необходимый минимум для попадания в креативную тусовку. Поэтому играть на противоречиях в оценках какого-либо явления или персоны со стороны различных «креативных идолов» — актуальный приём ведения полемики с либералами.

В настоящее время креативный класс считает, что президент России должен ездить на работу на велосипеде. Президенты-велосипедисты — это навязчивая идея креативного класса.

Сатира на представителей креативного класса

Март 2012 года — на Youtube-канале Dwakota был выложен ряд роликов о типичном представителе креативного класса из среды молодёжи по имени Пыня, чья «креативность» и рукопожатость просто и незатейливо высмеивается.

Ссылка на серию
(клик по картинке)
Описание серии
Пжив… Пжив!!! (пилотный эпизод) Зрителя знакомят с героем и его мировоззрением через его тезисы на примере его отношения к жизни и взаимоотношений с матерью.
Предисловие (1 серия). Повторное знакомство с герое, но уже с постоянными комментариями диктора.
Пыня и популярность (2 серия). Как известно ругать власть отличный способ добиться в интернете популярности. Чем Пыня хуже? Взял да и выпустил персональное обращение к Медведеву и Путину.
Для чего надо свергать Путина (3 серия). Размышления о том зачем свергать Путина.
Пыня валит из сраной Рашки (4 серия). Пыня через интернет переписывается с поравалитиком, который на самом деле его троллит. Данная серия набрала больше просмотров на Youtube, чем другие — более 4,9 тысяч.
Пыня и конкурс ПЖиВ (5 серия). На этот раз, чтобы добиться популярности Пыня решил спеть песню про Партию Жуликов и Воров.
Гимн президенту Навальному. Как и в первой серии про Пыню, здесь показаны основные черты представителей креативного класса:

Что делать?

Виктор Мараховский считает, что с растущей из-за расширения и углубления автоматизации производства креаклизацией общества государству в целях самосохранения необходимо бороться. Для этого государство должно обеспечить: а) массовые масштабные задачи (чтобы люди реализовали себя через решение реальных проблем, а не навязанных посредством фейсбука/гугла/твиттера) и б) внедрение системной картины мира. [34]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. На отметке 3:50