Знаменитые государственные деятели России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 374: Строка 374:


Слово о полку Игореве. Иллюстрация Владимира Фаворского.jpg|'''[[rwp:Пётр Бориславич|Пётр Бориславич]]''' — киевский [[rwp:Тысяцкий|тысяцкий]], боярин и дипломат при великих князьях [[rwp:Изяслав Мстиславич|Изяславе II]]  и [[rwp:Мстислав Изяславич|Мстиславе II]], писатель, предположительный автор [[rwp:Киевская летопись|Киевской летописи]] и ''[[rwp:Слово о полку Игореве|«Слова о полку Игореве»]]''
Слово о полку Игореве. Иллюстрация Владимира Фаворского.jpg|'''[[rwp:Пётр Бориславич|Пётр Бориславич]]''' — киевский [[rwp:Тысяцкий|тысяцкий]], боярин и дипломат при великих князьях [[rwp:Изяслав Мстиславич|Изяславе II]]  и [[rwp:Мстислав Изяславич|Мстиславе II]], писатель, предположительный автор [[rwp:Киевская летопись|Киевской летописи]] и ''[[rwp:Слово о полку Игореве|«Слова о полку Игореве»]]''
Иоанн II Ростовский венчает Константина Доброго и Марию Мстиславну (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg|'''[[rwp:Иоанн II (епископ Ростовский)|Иоанн II Ростовский]]''' — <!--епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский -->последний епископ единой Ростово-Суздальской епархии, духовник Всеволода III и его детей<!-- (включая 4 великих князей[[rwp:Константин Всеволодович|Константина II]], [[rwp:Юрий Всеволодович|Юрия II]] и [[rwp:Ярослав Всеволодович (князь владимирский)|Ярослава II]])-->, при нём построен [[rwp:Дмитриевский собор|Дмитриевский собор]] во Владимире и основан [[rwp:Ризоположенский монастырь|Ризоположенский монастырь]] в Суздале, написан [http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=h0bFR9XW31A%3D&tabid=2295 Владимирский летописный свод ]; святой [http://www.pravenc.ru/text/468951.html *]<!--Иоанн II Ростовский (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg Иоанн II Ростовский венчает Константина Доброго и Марию Мстиславну (миниатюра ЛЛС).jpg-->


Пётр Милонег.jpg|'''[[rwp:Пётр Милонег|Пётр Милонег]]''' — известнейший древнерусский зодчий, работал при дворе Рюрика Киевского, а также в Новгороде, Луцке, Турове, Овруче, [[rwp:Белгород-Киевский|Белгороде]] и Чернигове; летопись сравнивает его с библейским зодчим [[rwp:Веселеил|Веселиилом]]; вероятный автор [[rwp:Васильевская церковь (Овруч)|Васильевской церкви]] (Овруч) и [[rwp:Пятницкая церковь (Чернигов)|Пятницкой церкви]] (Чернигов)
Пётр Милонег.jpg|'''[[rwp:Пётр Милонег|Пётр Милонег]]''' — известнейший древнерусский зодчий, работал при дворе Рюрика Киевского, а также в Новгороде, Луцке, Турове, Овруче, [[rwp:Белгород-Киевский|Белгороде]] и Чернигове; летопись сравнивает его с библейским зодчим [[rwp:Веселеил|Веселиилом]]; вероятный автор [[rwp:Васильевская церковь (Овруч)|Васильевской церкви]] (Овруч) и [[rwp:Пятницкая церковь (Чернигов)|Пятницкой церкви]] (Чернигов)


Роман Мстиславич и Никифор II.jpg|'''[[rwp:Никифор II (митрополит Киевский)|Никифор II Грек]]''' — митрополит Киевский, миротворец, способствовал подчинению Киева Владимиру (признание старшинства Всеволода III); при нём начался последний расцвет культуры в Древнем Киеве, составлялась [[rwp:Киевская летопись|Киевская летопись]], работал зодчий [[rwp:Пётр Милонег|Пётр Милонег]] [http://drevo-info.ru/articles/12820.html *]
Роман Мстиславич и Никифор II.jpg|'''[[rwp:Никифор II (митрополит Киевский)|Никифор II Грек]]''' — митрополит Киевский, миротворец, способствовал подчинению Киева Владимиру (признание старшинства Всеволода III); при нём начался последний расцвет культуры в Древнем Киеве, составлялась [[rwp:Киевская летопись|Киевская летопись]], работал зодчий [[rwp:Пётр Милонег|Пётр Милонег]] [http://drevo-info.ru/articles/12820.html *]
Иоанн Креститель (Крещение). Рельеф Дмитриевского собора.jpg|'''[[rwp:Иоанн II (епископ Ростовский)|Иоанн II Ростовский]]''' — <!--епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский -->последний епископ единой Ростово-Суздальской епархии, духовник Всеволода III и его детей<!-- (включая 4 великих князей[[rwp:Константин Всеволодович|Константина II]], [[rwp:Юрий Всеволодович|Юрия II]] и [[rwp:Ярослав Всеволодович (князь владимирский)|Ярослава II]])-->; при нём построен резной [[rwp:Дмитриевский собор|Дмитриевский собор]] во Владимире, основан [[rwp:Ризоположенский монастырь|Ризоположенский монастырь]] в Суздале, написан [http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=h0bFR9XW31A%3D&tabid=2295 Владимирский летописный свод ]; святой [http://www.pravenc.ru/text/468951.html *]<!--Иоанн II Ростовский (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg Иоанн II Ростовский венчает Константина Доброго и Марию Мстиславну (миниатюра ЛЛС).jpg Иоанн II Ростовский венчает Константина Доброго и Марию Мстиславну (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg Священник. Рельеф Дмитриевского собора.jpg Священник. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.jpg  -->


Тамара и Юрий.jpg|'''[[rwp:Юрий Андреевич|Юрий Грузинский]]''' — сын Юрия Боголюбского, князь в Новгороде; впоследствии царь Грузии, супруг царицы [[rwp:Тамара (царица)|Тамары Великой]]; возглавлял грузинские походы на турок и [[rwp:Хорезм|Хорезм]] («страну парфян»), освободил от [[rwp:Сельджуки|сельджуков]] бывшую армянскую столицу [[rwp:Двин|Двин]]
Тамара и Юрий.jpg|'''[[rwp:Юрий Андреевич|Юрий Грузинский]]''' — сын Юрия Боголюбского, князь в Новгороде; впоследствии царь Грузии, супруг царицы [[rwp:Тамара (царица)|Тамары Великой]]; возглавлял грузинские походы на турок и [[rwp:Хорезм|Хорезм]] («страну парфян»), освободил от [[rwp:Сельджуки|сельджуков]] бывшую армянскую столицу [[rwp:Двин|Двин]]

Версия от 17:06, 8 октября 2022

Здесь собран список знаменитых государственных деятелей России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В списке перечислены:

  • известнейшие правители России (монархи, генсеки, президенты, премьеры);
  • сыгравшие важную роль супруги правителей;
  • выдающиеся военачальники (занимавшиеся также административной деятельностью);
  • выдающиеся советники монархов, министры, дипломаты, законодатели, правоохранители;
  • выдающиеся руководители регионов и городов (князья, посадники, губернаторы, мэры);
  • крупнейшие строители и фортификаторы, основатели новых городов;
  • сыгравшие важную государственную роль предприниматели и промышленники, основатели и реформаторы крупных отраслей экономики;
  • администраторы и реформаторы в сфере образования, науки и культуры, политические лидеры Русской церкви;
  • путешественники и миссионеры, присоединившие новые земли;
  • некоторые важнейшие общественные деятели, публицисты и идеологи, крупнейшие меценаты и благотворители.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная и при этом преимущественно позитивная роль в развитии истории и культуры России;
  • наличие достижений мирового уровня (в зависимости от рода деятельности);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту исторические деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Легендарная эпоха (до 839)

Эпоха Рюрика (~862—879) и первых русов (до 862)

Эпоха Олега Вещего (~879—912)

Эпоха Игоря I Старого (~912—945)

Эпоха Ольги (~945—964), Святослава I (~964—972) и Ярополка I (~972—978)

Эпоха Владимира I Великого (978—1015)

Эпоха Ярослава I Мудрого (1016—1054)

Эпоха Ярославичей (1054—1093)

Эпоха Святополка II (1093—1113) и Владимира II Мономаха (1113—1125)

Эпоха Мстислава I (1125—1132), Ярополка II (1132—1139) и Всеволода II (1139—1146)

Эпоха Изяслава II, Юрия I Долгорукого и Андрея I Боголюбского (1146—1174)

Эпоха Михаила II (1174—1176) и Всеволода III Большое Гнездо (1176—1212)

Эпоха Константина I и Юрия II Всеволодовичей (1212—1238)

Эпоха Ярослава II Всеволодовича (1238—1246) и его сыновей (1248—1276)

Эпоха сыновей Александра Невского (1276—1304)

Московская Русь

Эпоха борьбы Москвы и Твери (1304—1328)

Эпоха Ивана I Калиты (1328—1340) и Симеона I Гордого (1340—1353)

Эпоха Ивана II Красного (1353—1359) и Дмитрия Донского (1359—1389)

Эпоха Василия I (1389—1425)

Эпоха Василия II Тёмного (1425—1462)

Эпоха Ивана III Великого (1462—1505)

Эпоха Василия III (1505—1533) и регентов при Иване IV (1533—1545)

Русское Царство

Эпоха Ивана IV Грозного (1545—1584)

Эпоха Фёдора I Блаженного (1584—1598) и Бориса Годунова (1598—1605)

Эпоха Смутного времени (1605—1613)

Эпоха Михаила Фёдоровича Романова (1613—1645)

Эпоха Алексея Михайловича Тишайшего (1645—1676)

Эпоха Фёдора III Алексеевича (1676—1682) и регентов при Иване V и Петре I (1682—1694)

Петровская Россия и Российская Империя

Эпоха Петра I Великого (1694—1725)

Эпоха Екатерины I (1725—1727), Петра II (1727—1730) и Анны Иоанновны (1730—1740)

Эпоха Елизаветы Петровны (1741—1761)

Эпоха Екатерины II Великой (1762—1796) и Павла I (1796—1801)

Эпоха Александра I (1801—1825)

Эпоха Николая I (1825—1855)

Эпоха Александра II Освободителя (1855—1881)

Эпоха Александра III Миротворца (1881—1894) и Николая II (1894—1917)

Советская Россия

Эпоха Ленина (1917—1924) и Сталина (1924—1953)

Эпоха Хрущёва (1953—1964), Брежнева (1964—1982) и позднего СССР (1982—1991)

Российская Федерация

Современная эпоха (1991 — настоящее время)

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Имя Гостомысла встречается лишь в позднейших русских летописях, начиная с XV века. Однако известно, что такое имя носил один из вождей ободритов (самое западное племя славян). Иногда с Гостомыслом-ободритом отождествляют новгородского Гостомысла. Имя, как и сама историческая фигура, может носить условный и легендарный характер («Гостомысл» — тот, кто мыслит о гостях, то есть о купцах, в том числе о купцах-варягах). Если летописная легенда о призвании варягов соответствует истине, то, разумеется, должен был существовать и инициатор призвания (или инициаторы).
  2. Согласно Новгородской 1-й летописи младшего извода князь Игорь правил самостоятельно и играл первую роль в присоединении Киева, а Вещий Олег был его воеводой. Согласно более известной версии из Повести временных лет (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи) Олег представляется скорее регентом при Игоре, и лишь в одном месте — в тексте русско-византийского договора 911 г. — он называется великим князем русским.
  3. Возможно, князя Чёрного звали Улебом — в договоре с Византией 944 года упомянута жена Улеба Сфандра — по-видимому, аланская княжна; союз с аланами помог Руси в борьбе с хазарами и печенегами. Имя Улеб/Ульф означает по-скандинавски "волк". Предположительно, Улеб был мужем сестры (старшей?) Игоря I Старого, дочери Рюрика либо дочери второго мужа матери Игоря (Ефанды, как она названа у историка Василия Татищева). В таком случае Сфандра (аланское имя, упомянутое в договоре с Византией 944 года) была второй, младшей женой Улеба. Сам Улеб в 944 году уже умер, либо, по другой версии, мог находиться в походе русов на Бердаа (возглавлять его или даже погибнуть там). Сыном Улеба и его первой жены (Рюриковны?) был Игорь, племянник Игорев, упомянутый в договоре с Византией 944 года сразу после Игоря I Рюриковича, Святослава Игоревича и княгини Ольги. Игорь, племянник Игорев, отождествляется некоторыми историками с Икмором — вторым человеком в русском войске после Святослава I во время второго похода в Болгарию. Вероятным сыном (или братом) Игоря, племянника Игорева, был Улеб, названный у Татищева братом Святослава, но, возможно, бывший двоюродным братом или двоюродным племянником. Впоследствии имя Улеб/Глеб носили некоторые князья, связанные с Черниговом и черниговскими волостями (Муромом, Тмутараканью).
  4. Белые хорваты на рубеже IX-X веков находились в сфере влияния Руси: они участвовали в походе Олега на Царьград.
  5. В договоре 944 года упомянуты Игорь и Акун — племянники Игоря I Рюриковича, причём один из них следует значительно ниже другого в списке князей (что может объясняться тем, что Акун был племянником от сестры, а не от брата; либо от сестры/брата по второму браку матери Игоря I).
  6. Существует также версия, что Владислав (Ласло) и Предслава — выходцы из Венгрии. Согласно историку Василию Татищеву, женой Святослава I была угорская княжна Предслава.
  7. Судя по примерному размеру и старшинству русских городов в середине X века.
  8. В трактате византийского императора Константина VII Багрянородного упоминается, что Святослав был правителем в «Немогарде».
  9. По другой версии, вятичей впервые подчинил Руси ещё Олег Вещий: в 907 году они участвовали в его походе на Царьград.
  10. Сфенкела и Икмора, известных по византийским источникам, идентифицируют с воеводой Свенельдом и Игорем, племянником Игоревым, известным по договору 944 года. Однако Сфенкел, согласно греческим историкам, погиб в ходе войны в 971 году, тогда как Свенельд по русским летописям участвовал в заключении мирного договора и оставался жив как минимум до 977 года. Существуют и другие, более близкие соответствия скандинавских имён их греческой «‎транскрипции»: Сфенкел — Стенкиль, Икмор — Ингмар. Воеводу Волка также можно сопоставить с Улебом Игоревичем (оба известны по пересказу несохранившихся поздних летописей историком Василием Татищевым): скандинавское имя Ульв/Ульф/Улеб означает «‎волк».
  11. Улеб Игоревич мог быть князем Черниговским или Смоленским (судя по старшинству русских городов во времена Игоря I и Святослава I).
  12. Название города, судя по форме, этимологически связано с человеком — вероятным основателем.
  13. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  14. Первый русский монастырь, как считается, был основан при Десятинной церкви в Киеве.
  15. Борис Ростовский, по некоторым источникам, сначала правил в Муроме, а затем перешёл в Ростов (откуда его брат Ярослав Мудрый был переаедён Владимиром I в Новгород); Муром в итоге достался Глебу.
  16. В Киеве в середине XI века существовал двор Брячислава, упоминаемый в 1068 году (ПВЛ). В летописи говорится, что Брячислав после заключения мира в 1022 воевал с Ярославом «вся дни живота своего», что некоторые трактуют как продолжение вражды, однако с учётом двора в Киеве, отсутствия данных о других войнах Брячислава, и того, что Всеслав Брячиславич поначалу был союзником детей Ярослава I, более вероятно толкование, что Брячислав до конца жизни был союзником Ярослава.
  17. Ефрем Печерский списал для Киево-Печерского монастыря Студийский Устав в Константинополе, а также написал первый на Руси «литературный цикл», посвящённый святому Николаю Мирликийскомй. *
  18. Ранее монахом стал Судислав Владимирович, но он сделал это скорее вынужденно.
  19. Прозвище по характеру этого князя, мечом завоевавшего себе Чернигов и великое княжение киевское, а также по характерным изображениям на миниатюре Радзивилловской летописи (во время церемонии вручения меча зависимому князю) и на вымышленном портрете художника В.П.Верещагина. Прозвище необходимо, чтобы отличать Всеволода II от Всеволода I Миролюбивого и Всеволода III Большое Гнездо.
  20. Прозвище гипотетическое, настоящее имя неизвестно. Архитектор мог быть немцем либо итальянцем из Ломбардии, посланным германским императором Фридрихом Барбароссой на работу к киевскому князю Юрию Долгорукому (тот вскоре умер, и зодчий переехал во Владимир, к князю Андрею Боголюбскому).[2][3]
  21. Михалко Юрьевич был соправителем (старшим?) своего племянника Владимира Глебовича Переяславского в 1173—1174 годах.
  22. В «Слове о полку Игореве», одним из главных и наиболее положительных персонажей которого является Святослав Всеволодович, он называется «грозным» и «великим». Прозвище необходимо, чтобы отличать его от другого великого князя Святослава Всеволодовича (1246—1248) и от другого великого князя Киевского и князя Черниговского Святослава Ярославича (1073—1076).
  23. Прозвище князя по взятому им городу Оденпе (по-русски Медвежья Голова) в земле эстов.
  24. По другой версии, прозвище Григория Пушки происходит от меховой/пуховой одежды или пушистой бороды. *
  25. Один из немногих великих правителей России, не получивший общепринятого прозвища. Характерно, что именно в княжение Василия I россияне начали именоваться вместо прозвищ по фамилиям. По гипотезе Н.Ф. Дробленковой, в устной народной традиции назывался Задонским — это прозвище, зафиксированное в одном из списков «Сказания о Вавилоне-граде», отражало преемственность Василия Дмитриевича его отцу, Дмитрию Донскому.[4]
  26. Иван III не венчался на царство, но использовал титул царя в дипломатической переписке.
  27. Род Ховриных-Головиных — наследственных казначеев при правителях России — возводил своё происхождение от правящего дома княжества Феодоро в Крыму. Князья Феодоро были боковой ветвью византийских императоров Комнинов и Палеологов, или же, по другой версии, ветвью греческого рода Гаврасов. В связи с такой генеалогией, византийский двуглавый орёл был родовым гербом Ховриных. Таким образом, на становление герба России могла повлиять не только женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог, но и родовая традиция семьи русских казначеев.[5]
  28. Наиболее подходящее прозвище для Василия III — Строитель. В его правление был достроен кирпичный Московский кремль и построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, ставшие главными крепостями Великой Засечной черты (укреплённой линии длиной более 1000 км). Василий III очень много внимания уделял церковному строительству, построив множество храмов по обету или в честь каких-то событий. При его непосрественном участии появилось каменное шатровое зодчество — уникальный стиль в русской и мировой архитектуре.
  29. ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.