Новороссия: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 673: | Строка 673: | ||
* '''В случае воссоединения с Россией — значительные инвестиции в дорожную инфраструктуру (железные и автомобильные дороги)'''. Для сравнения, затраты на начинающуюся в 2014 году модернизацию крымских дорог составят 7 млрд рублей.[http://www.gazeta.ru/auto/news/2014/04/08/n_6068709.shtml] Надо отметить, что качество железнодорожных пассажирских перевозок в России сейчас существенно выше, чем на Украине, что видно уже по сравнению состояния российских и украинских вагонов. | * '''В случае воссоединения с Россией — значительные инвестиции в дорожную инфраструктуру (железные и автомобильные дороги)'''. Для сравнения, затраты на начинающуюся в 2014 году модернизацию крымских дорог составят 7 млрд рублей.[http://www.gazeta.ru/auto/news/2014/04/08/n_6068709.shtml] Надо отметить, что качество железнодорожных пассажирских перевозок в России сейчас существенно выше, чем на Украине, что видно уже по сравнению состояния российских и украинских вагонов. | ||
* '''Становится реальной возможность организации скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Крымом, с проходом трассы через Харьков, Днепропетровск и Запорожье с возможными ответвлениями на Донецк и Одессу'''. В России в данный момент развивается сеть скоростного сообщения на модернизированных существующих железных дорогах, а также планируется строительство специализированных скоростных магистралей. Одним из планов является организация скоростного сообщения на магистрали Москва-Сочи. Очевидно, что не лишним будет также и скоростное сообщение Москва-Крым — от организации такого сообщения выиграли бы все города на данном маршруте: в России — Москва, Тула, Орёл, Курск, Белгород и Симферополь; в Новороссии — Харьков, Днепропетровск и Запорожье. | * '''Становится реальной возможность организации скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Крымом, с проходом трассы через Харьков, Днепропетровск и Запорожье с возможными ответвлениями на Донецк и Одессу'''. В России в данный момент развивается сеть скоростного сообщения на модернизированных существующих железных дорогах, а также планируется строительство специализированных скоростных магистралей. Одним из планов является организация скоростного сообщения на магистрали Москва-Сочи. Очевидно, что не лишним будет также и скоростное сообщение Москва-Крым — от организации такого сообщения выиграли бы все города на данном маршруте: в России — Москва, Тула, Орёл, Курск, Белгород и Симферополь; в Новороссии — Харьков, Днепропетровск и Запорожье. | ||
* '''Отмена всех негативных для Новоросии возможных [[Крым#Последствия для Украины|последствий от перехода Крыма в Россию]]'''. Останется гарантия беспрепятственного доступа на крымские курорты и свободного прохода кораблей из портов севера Азовского моря через Керченский пролив, а также исключаются помехи для экономики, возможные из-за споров по разграничению Азовского моря. | |||
* '''Сохранение и развитие ядерной энергетики, а также повышение ядерной безопасности'''. Расположенные в Новороссии крупнейшие АЭС — Южно-Украинская и Запорожская — зависят от поставок топлива из России, и Россия же занимается строительством новых энергоблоков на этих станциях. Нелегитимная киевская власть в данный момент собирается предпринять уже вторую попытку использования на российских, а американских топливных сборок на украинских АЭС — первая такая попытка несколько лет назад привела фактически к аварии, последствия которой вынуждены были устранять российские специалисты. | * '''Сохранение и развитие ядерной энергетики, а также повышение ядерной безопасности'''. Расположенные в Новороссии крупнейшие АЭС — Южно-Украинская и Запорожская — зависят от поставок топлива из России, и Россия же занимается строительством новых энергоблоков на этих станциях. Нелегитимная киевская власть в данный момент собирается предпринять уже вторую попытку использования на российских, а американских топливных сборок на украинских АЭС — первая такая попытка несколько лет назад привела фактически к аварии, последствия которой вынуждены были устранять российские специалисты. | ||
* '''Сохранение и развитие высокотехнологичной промышленности и науки'''. Практически все выпускающие высокотехнологическую продукцию предприятия Новороссии ориентированы на российский рынок и нуждаются в кооперации с Россией. В Европе продукция этих предприятий в целом не нужна, так как либо она будет составлять ненужную конкуренцию европейским предприятиям, либо не вписывается в европейские технологические стандарты и не может быть встроена в европейские производственные цепочки. В случае же потери высокотехнологичной промышленности неизбежна и потеря ориентированной на нее прикладной науки, что в целос приведет к существенной деградации общества. Только кооперация с российскими предприятиями гарантирует сохранение и развитие высоких технологий и высокой науки в регионах Новороссии. | * '''Сохранение и развитие высокотехнологичной промышленности и науки'''. Практически все выпускающие высокотехнологическую продукцию предприятия Новороссии ориентированы на российский рынок и нуждаются в кооперации с Россией. В Европе продукция этих предприятий в целом не нужна, так как либо она будет составлять ненужную конкуренцию европейским предприятиям, либо не вписывается в европейские технологические стандарты и не может быть встроена в европейские производственные цепочки. В случае же потери высокотехнологичной промышленности неизбежна и потеря ориентированной на нее прикладной науки, что в целос приведет к существенной деградации общества. Только кооперация с российскими предприятиями гарантирует сохранение и развитие высоких технологий и высокой науки в регионах Новороссии. | ||
* '''Экономический рост в Новороссии''' за счёт существенного снижения цен на сырьё и энергоносители, инвестиций и прямой помощи со стороны России, а также беспрепятственного доступа к крупному российскому рынку и более обеспеченного политическим влиянием доступа на мировые рынки. | * '''Экономический рост в Новороссии''' за счёт существенного снижения цен на сырьё и энергоносители, инвестиций и прямой помощи со стороны России, а также беспрепятственного доступа к крупному российскому рынку и более обеспеченного политическим влиянием доступа на мировые рынки. | ||
* '''Демографический рост в Новороссии'''. Демографический кризис на Украине крайне серьёзно затронул регионы Новороссии, где в результате деиндустриализации, потери рабочих мест и деградации социальной инфраструктуры в течении 23 лет имело место значительное сокращение населения. Крайне вероятно, что после интеграции с Таможенным союзом или воссоединения с Россией, с восстановлением нормальной работы экономики, ростом зарплат, пенсий и социальных пособий в Новороссии может существенно улучшиться показатель естественного прироста населения. Миграция в Новороссию россиян, приобретающих здесь недвижимость, а также поток беженцев с Украины также могут существенно увеличить прирост населения. | * '''Демографический рост в Новороссии'''. Демографический кризис на Украине крайне серьёзно затронул регионы Новороссии, где в результате деиндустриализации, потери рабочих мест и деградации социальной инфраструктуры в течении 23 лет имело место значительное сокращение населения. Крайне вероятно, что после интеграции с Таможенным союзом или воссоединения с Россией, с восстановлением нормальной работы экономики, ростом зарплат, пенсий и социальных пособий в Новороссии может существенно улучшиться показатель естественного прироста населения. Миграция в Новороссию россиян, приобретающих здесь недвижимость, а также поток беженцев с Украины также могут существенно увеличить прирост населения. |
Версия от 01:07, 9 апреля 2014
Новороссия — это преимущественно русскоязычные промышленно развитые регионы Юго-Востока современной Украины, исторически входившие в состав Российской Империи и Советского Союза. Долгое время эти степные земли у берегов Черного и Азовского морей представляли собой практически безлюдное Дикое поле и были заселены русскими сравнительно недавно, после того как Россия обезопасила и присоединила их в XVII—XVIII веках. Находясь в составе России и СССР в XIX—XX веках Новороссия пережила колоссальный рост населения и экономики, который был прерван после выхода Украины из состава СССР.
Большая часть современного русскоязычного Юго-Востока Украины до 1917 года являлась частью Новороссийской губернии, а затем Новороссийского генерал-губернаторства, объединявшего причерноморские земли. Впоследствии эти регионы оказалась в составе Украины лишь волей революционных властей, потакавших украинскому национализму, в котором они видели союзника по разрушению дореволюционного порядка. В состав Украины попала также часть присоединённой к России еще в начале XVI века Слобожанщины — Харьковская область, которую также часто относят к Новороссии.[1]
В настоящий момент в регион Новороссии фактически входят восемь областей: Луганская, Донецкая, Харьковская, Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Николаевская и Одесская. Кроме того, солидарность с ними на внутриукраинских выборах неоднократно проявляли юго-восточные районы соседней Кировоградской области,[2] когда-то входившие в Новороссийскую губернию. Исторически и культурно новороссийский регион очень близок к югу России, включая Ростовскую область и недавно ушедший из Украины Крым, а также к непризнанной Республике Приднестровье, отделившейся в свое время от Молдавии (эти соседние регионы — и Крым, и Приднестровье, и Молдавия — также были частями исторической Новороссии).
В ходе продолжающегося на данный момент Украинского кризиса регионы Новороссии подняли массовый протест против устроивших госпереворот и захвативших власть в Киеве олигархическо-бандеровских сил. 23 года в составе независимой Украины жители Новороссии подвергались языковой и культурной дискриминации, а также ежедневно сталкивались с последствиями некомпетентного управления со стороны украинской власти, разделённой между олигархами и националистами, которые довели страну до экономического краха и поставили на порог гражданской войны. Теперь у жителей Юго-Востока появился шанс изменить свою жизнь к лучшему — либо добившись в своих областях проведения референдума, как это было сделано в воссоединившемся с Россией Крыму, либо добившись федерализации Украины, закрепления в Конституции государственного статуса русского языка и тесной экономической интеграции с Россией: через вступление в российский Таможенный союз или иные формы взаимодействия.
История Новороссии
Древняя и древнерусская история
- V-III тысячелетия до н. э. Согласно Курганной гипотезе, на пространстве от Урала до причерноморских степей формируется праиндоевропейская языковая общность, от которой произошли все индоевропейские народы.
- XII-VII вв. до н. э. Северное Причерноморье населено доскифским населением, известным под именем киммерийцев.
- VIII-VII вв. до н. э. Киммерийцев вытесняют скифы, пришедшие предположительно из лесостепей между Днепром и Уралом. Скифы управлялись несколькими царями и представляли собой союз племён, среди которых были и кочевые племена, и оседлые (скифы-пахари). Именно у скифов впервые в мире конница становится основным родом войск — они закладывают основы кочевого образа жизни и военного дела кочевников Евразии, которые сохранялись затем на протяжении 2,5 тысяч лет.
- VII—VI вв. до н. э. Греки основывают свои колонии в Крыму и в Северном Причерноморье. На территории современной Новороссии крупнейшими греческими городами становятся расположенные у Днепровского лимана Борисфен (основан ранее всех ок. 647 года) и Ольвия (оба — Николаевская область), а у Днестровского лимана — Тира (ныне Белгород-Днестровский, Одесская область) и Никоний (Одесская область).
- 512 год до н. э. В Скифию со стороны Дуная вторгается огромное войско персидского царя Дария I. Скифы отступают, используя тактику выжженной земли и заманивая персов в глубь своей территории далеко за реку Дон. Ничего толком не добившись, персы с большими потерями отступили той же дорогой, что и пришли.
- IV в. до н. э. Образуется единое Скифское царство, простирающееся от Дуная до берегов Азовского моря. Наступает расцвет скифской культуры, наиболее известными артефактами которой являются великолепные золотые украшения скифов — скифское золото.
- III в. до н. э. Из-за Дона приходят родственные скифам кочевники сарматы и вытесняют скифов в Крым.
- I—II вв. н. э. Греческие города в устьях Днепра и Днестра переходят под контроль римлян.
- IV век. В ходе Великого переселения народов через Северное Причерноморье проходят племена готов, а затем гуннов, которые разрушают греческие города. Аланы — сильнейшее из оставшихся племен скифо-сарматского происхождения — уходят из Приазовья частично в Европу, а частично на Кавказ (их потомками являются осетины).
- V век. После распада державы гуннов сильнейшим племенным союзом на пространстве от Северного Причерноморья до Каспия становятся тюркоязычные булгары.
- VI век. Через Северное Причерноморье в Европу проходят авары, которые на короткое время образуют в Центральной Европе мощный Аварский каганат, а в междуречье Днепра и Днестра у Чёрного моря впервые появляются славяне (анты).
- Начало VII в. Северное Причерноморье становится частью Западно-Тюркского каганата.
- 632 — ок. 671 гг. В степях вокруг Азовского моря племена булгар под предводительством хана Кубрата объединяются в единое государство — Великую Болгарию. Под натиском хазар часть булгар уходит на территорию современной Болгарии, где они смешиваются со славянами и образуют Болгарское царство, а другая часть уходит на среднюю Волгу, где образуется государство, известное позднее как Волжская Булгария.
- Конец VII в. Происходящие из равнинного Дагестана кочевники-хазары берут власть над Северным Причерноморьем, которое становится частью Хазарского каганата.
- VIII—IX вв. Земли у северо-западных берегов Черного моря заселяют восточные славяне — от Днепра до Южного Буга расселяются уличи, а от Днестра до Прута и Дуная — тиверцы. Через Днепр проходит один из важнейших торговых маршрутов тогдашней Европы — «путь из варяг в греки».
- Конец IX в. Через Северное Причерноморье в Европу проходят венгры (жившие ранее на Каме), а пришедшие из-за Волги печенеги занимают причерноморские степи. К северу от Причерноморья формируется Древнерусское государство со столицей в Новгороде, а затем и в Киеве.
- Конец X в. После разгрома Хазарского каганата русскими основной силой в причерноморских степях становятся печенеги.
- XI в. После разгрома печенегов русскими в Северное Причерноморье приходят половцы (кипчаки). На два последующих века огромная территория от устья Дуная до Кавказа и Южной Сибири, включающая почти весь нынешний Казахстан, становится известной как Половецкая степь. Половцы воюют с Русью, но иногда половецкие ханы вступают в союзы с русскими князьями, а те берут в жены половецких княжон. В низовьях Днепра существует крупное русское торговое поселение Олешье.
- 1223 год. В битве на Калке на территории современной Донецкой области «разведывательная» армия монголов побеждает объединенную армию половцев и южнорусских княжеств.
- 1236—1242 годы. Монголы хана Батыя завоёвывают русские земли и Северное Причерноморье. Часть половцев монголы подчиняют себе, а часть преследуют вплоть до Венгрии в Центральной Европе, попутно громя польские, немецкие и венгерские армии. Причерноморские степи, известные среди славянских народов как Дикое Поле, становятся частью Золотой Орды.
Дикое поле и казацкие земли
- 1362 год. Русско-литовская армия князя Ольгерда побеждает татар в крупной битве на Синих Водах, в результате чего под контроль Великого Княжества Литовского переходят Киевская и Переяславская земли, а также часть Дикого Поля. В конце XIV — начале XV века в литовские границы временно попадают также земли между Днепром и Днестром вплоть до Черного моря, но фактически установить контроль над территорией Дикого Поля литовским князьям не удаётся.
- 1441 год. Крымское ханство становится независимым от Золотой Орды. Крымские татары живут в Крыму и кочуют на территории практически ненаселённого Дикого Поля.
- 1475 год. После завоевания южного берега Крыма турками-османами Крымское ханство становится вассалом Османской империи. В течение трёх последующих веков крымские татары постоянно совершают набеги на Россию и Речь Посполитую.
- Конец XV — начало XVI вв. На днепровских островах и за днепровскими порогами начинает селиться беглый люд со всей Руси (как из Великого княжества Литовского и Русского, так и из Великого княжества Московского) — эти поселенцы становятся известны как низовые казаки или запорожцы.
- 1523 год. Территория нынешней Харьковской области присоединена к России.
- 1552 год. На днепровском острове Хортица волынский князь Дмитрий «Байда» Вишневецкий объединяет разрозненные группы казаков и на собственные средства строит деревянную крепость для защиты от набегов — первую Запорожскую Сечь. Крымский хан через несколько лет сжигает крепость, а Вишневецкий, не дождавшись помощи от Великого Княжества Литовского, уходит на службу к русскому царю Иоанну IV, который одаривает Вишневецкого землёй и жалованием и посылает обратно на Днепр. С этого времени в течение более чем двух веков, сменяя друг друга, в различных местах на нижнем Днепре располагаются укреплённые казачьи сечи.
- 1570 год. Возникает Донское казачье войско, контролирующее, в том числе, северо-восточную часть нынешних Луганской и Донецкой областей. Донское войско было тогда полуавтономной структурой на службе Царей Московских. По внешнеполитическим причинам некоторое время Донское войско даже демонстративно управлялось не через Разрядный приказ (Министерство обороны), а через Посольский приказ (Министерство иностранных дел), поскольку именно руками казаков велась «повседневная» война с беспокойным Крымским Ханством в условиях, когда боевые столкновения непосредственно российских войск с Крымом было опасно вмешательством могущественной в то время Османской Империи.
- 1572 год. Польский король учреждает реестровое казачество — первые 300 реестровых казаков составляют Войско Запорожское, основной функцией которого является защита от набегов крымских татар. В последующие десятилетия численность Войска Запорожского существенно возрастает.
- 1599 год. Близ границы нынешних Харьковской, Луганской и Донецкой областей построен Царёв-Борисов — важнейшая крепость и главный форпост России на южных рубежах того времени. Эти пограничные земли становятся известны как Слобожанщина (Слободская земля, Слободская Украйна) — сюда начинают переселяться не только жители Руси Московской, но также и Западной Руси — под царскую защиту от польской шляхты бегут православные казаки, крестьяне и духовенство. Слободские казаки закрывают «пробел» между донцами и запорожцами в периметре защиты русских земель от набегов.
- 1648-1654 годы. Происходит восстание Богдана Хмельницкого, который возглавил православных крестьян и казаков приднепровских земель в борьбе против власти Речи Посполитой, польских магнатов и их сторонников. Практически сразу Хмельницкий пишет в Москву письмо о готовности перейти на службу Царю. В 1649 году, после тяжёлого поражения поляков Хмельницкий заключил с ними Зборовский договор, означавший фактическую федерализацию Речи Посполитой, обширная юго-восточная часть которой стала автономной территорией — Гетманщиной, и землёй Войска Запорожского. Однако в 1651 году Польский сейм объявил новую войну Юго-Востоку Речи Посполитой. Внутренний хаос на приднепровских землях приводит к уходу значительной части населения на Слобожанщину. В 1653 году на Земском Соборе в Москве было принято решение о воссоединении с неоднократно просившими защиты от агрессивных католиков Запорожскими землями. Все слои населения выразили готовность вступить ради этого в тяжёлую войну с Речью Посполитой.
- 8 (18) января 1654 года. Переяславская рада — собрание запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким подписывает Переяславский договор, по которому Запорожское войско перешло на службу русскому Царю вместе со всеми контролируемыми запорожцами землями (включая также степные земли Запорожской Сечи — ныне это части Кировоградской, Днепропетровской и Запорожской областей). Поскольку Речь Посполитая продолжала считать эти земли своими, между нею и Россией началась война.
- 1654 год. Первое упоминание Харькова. В русских официальных источниках впервые появляется город Харьков — дата первого упоминания считается годом рождения города. Город возник на месте древнерусского городища, которое, по ряду версий, в свою очередь возникло на месте половецкого города XI века Шарукань либо гуннского город V века Харька. В XVIII веке возникла легенда об основателе города — мифическом казаке Харько, в реальности же казаки с Поднепровья начали селиться в середине XVII века вокруг русской крепости Харьков (еще одна вероятная дата основания — 1651 год, указанный на исторической эмблеме Харьковского казачьего полка). Наряду с соседним Белгородом, город Харьков вскоре стал важнейшим центром русской Слобожанщины.
- 1654-1667 годы. Русско-польская война за западнорусские земли. Начальный этап войны оказывается крайне успешным для России — к 1655 году Российские войска освободили практически все малороссийские и белорусские земли. В 1656 году между Россией и Речью Посполитой заключено Виленское перемирие, позволившее и русским, и верным королю полякам выступить против шведов, которые вторглись с севера в пределы Речи Посполитой (ранее часть польских магнатов предала своего короля и подписала Кейданскую унию, соглашаясь передать шведскому королю власть над Великим Княжеством Литовским, включая украинские земли — из-за чего возник конфликт Швеции с Россией). В итоге шведы изгнаны из Польши и Литвы, а русские и поляки начали переговоры по заключению мира и разграничению границы. Однако в 1657 году умер Богдан Хмельницкий, а в 1658 году новый запорожский гетман Иван Выговский предал Россию, заключив Гадячский договор, по которому Гетманщина должна была стать автономией в составе Речи Посполитой. Против Выговского тут же вспыхивает восстание среди казаков, на Украине начинается период Руины, а война с между Россией и Речью Посполитой в результате возобновляется. В итоге к концу войны в 1667 году Россия по Андрусовскому договору удерживает за собой Левобережную Украину, Киев, Смоленск и земли Запорожской Сечи по обоим берегам Днепра, а Правобережье и Белая Русь остаются за Речью Посполитой.
- 1657-1687 годы. На землях Гетманщины после смерти Хмельницкого и предательства Выговского происходит раскол казачества и в течение 30 лет идёт гражданская война, которая приводит, по некоторым оценкам, к двукратному сокращению населения. В особенности пострадала Правобережная Украина, куда в 1672 году вторглось огромное войско турок и татар, в результате чего край был доведен почти до состояния пустыни, а значительная часть населения бежала на Левобережье, находящееся под защитой России. С 1687 года под правлением гетмана Мазепы на Левобережье на два десятилетия наступает относительный покой, но затем в результате шведского вторжения и предательства Мазепы (не поддержанного, однако, большинством казаков) сюда снова приходит война, и в итоге Пётр I фактически ликвидирует гетманскую автономию, хотя формально гетманство сохраняется до 1764 года.
- Конец XVII — начало XVIII века. Русские поселенцы полностью вытесняют степняков из северной части нынешней Донецкой области и с большей части нынешней Луганской области. Эти земли становятся частью Слободской Украйны и области Войска Донского в составе России.
Новороссия в Российской империи
- 1721 год. 22 октября (2) ноября 1721 года по итогам Северной войны и по указу Петра I Россия становится империей, и примерно в то же самое время, в конце 1721 года, русский рудознатец Григорий Капустин открывает первые известные месторождения каменного угля в Донецком каменноугольном бассейне. С этого момента начинается промышленное освоение Донбасса (до конца XVIII века не слишком интенсивное).
- 1731-1742 годы. Вдоль южной границы России между Днепром и Северским Донцом строится Украинская укреплённая линия, впервые надёжно защитившая малороссийские (левобережные украинские) земли от набегов Крымского ханства. В тот же период проходит русско-турецкая война 1735—1739, в ходе которой Россия вернула себе Азов и небольшие территории на Правобережной Украине.
- 1754 год. Основание Елизаветграда (Кировограда). В западной части земель Запорожской Сечи основана крепость Святой Елизаветы, вокруг которой строится город Елизаветград — ныне Кировоград (центр Кировогорадской области). Примерно в этот же период на запорожских землях создаются административные единицы Новая Сербия и Славяно-Cербия, в которые по разрешению российских властей переселяются сербы и валахи из Священной Римской (Австрийской) империи и Османской империи.
- 1764 год. Новороссийская губерния образована на землях бывшей Славяно-Сербии (Украинская укрепленная линия, 13 сотня Полтавского и 2 сотня Миргородского полка) и «Заднепровских мест» (Новосербия и Новослободской казачий полк с центром в крепости Святой Елисаветы). Административным центром губернии стал город Кременчуг (ныне юг Полтавской области).
- 1768—1774 годы. Русско-турецкая война и выход России к Черному морю. Благодаря блестящим сухопутным победам Петра Румянцева и Александра Суворова в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а также морским победам Алексея Орлова и Григория Спиридова в Хиосском сражении и при Чесме, Россия выигрывает войну у многократно превосходящих по численности сил Османской империи. По Кючук-Кайнарджийскому миру Россия присоединяет земли в устье Днепра, получив там выход к Черному морю у крепости Кинбурн. Крымское ханство, кубанские татары и кабардинцы становятся независимыми от Османской империи и попадают под влияние России. Русские войска расквартировываются в ряде крепостей в Крыму. Правителем южных территорий России на следующие полтора десятилетия становится фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин, который начинает масштабную колонизацию Новороссии и основывает здесь множество городов и поселений.
- 1770 год. Основание Александровска (будущего города Запорожье). В ходе войны с Турцией начиная с 1770 года от Днепра до побережья Азовского моря строится Днепровская оборонительная линия. Основанная в августе 1770 года на берегу Днепра Александровская крепость позднее становится городом Александровском (ныне Запорожье). В результате строительства укреплённой линии вся нынешняя Донецкая область и часть Запорожской области фактически оказываются в составе России.
- 1775 год. Запорожская сечь, в которой после выхода России к Черному морю более не стало надобности, ликвидирована. Её земли разделены между Новороссийской и вновь созданной Азовской губерниями (в последнюю также вошли земли Войска Донского, включая части нынешних Донецкой и Луганской областей).
- 1778 год. Основание Херсона и Мариуполя. 19 октября 1778 года в устье Днепра основан город Херсон с крепостью и верфью — здесь располагается первая база российского Черноморского флота. В том же году в Приазовье основан город Павловск, переименованный через год в Мариуполь и ставший вскоре крупнейшим портом на севере Азовского моря.
- 1783 год. Вхождение Крыма и юга Новороссии в состав России. 8 апреля 1783 года Крым и прилегающие к нему приазовские степи (Херсонская и Запорожская области) входят в состав России (в 1784 году они становятся Таврической областью, с 1802 года — Таврической губернией). Одновременно в состав России входят Тамань и вся Кубань. Азовская и Новороссийская губерния упраздняются и объединяются в Екатеринославское наместничество. 23 мая 1783 года запланировано основание Симферополя (строительство началось в 1784 году). 3 (14) июня 1783 года основан Севастополь.
- 1787 год. Официальное основание Екатеринослава (Днепропетровска). Екатерина II совершает путешествие в Новороссию и Крым, любуясь по пути на «потёмкинские деревни» — вполне реальные города и сёла, в кратчайшие сроки основанные Потёмкиным и заселённые выходцами из Великороссии и Малороссии. 9 (20) мая 1787 года императрицей Екатериной официально основан город Екатеринослав (будущий Днепропетровск) — заложен камень в основание Преображенского собора (строительство фактически началось еще ранее после указа 22 января 1784 об основании города — а точнее, о переносе основанного еще в 1776 году «первого Екатеринослава» от впадения реки Кильчень в реку Самару на более удобное место у впадения Самары в Днепр).
- 1787—1791 годы. Русско-турецкая война и присоединение к России земель от Южного Буга до Днестра. Османская империя объявляет России новую войну с целью вернуть себе Крымское ханство и Грузию, однако Россия выигрывает эту войну благодаря новым блестящим победам Александра Суворова, Григория Потёмкина-Таврического, Петра Румянцева-Задунайского и адмирала Фёдора Ушакова. Потёмкин берёт крепость Очаков, а Суворов — Измаил, и по результатам Ясского мирного договора к России отходят земли нынешней Николаевской и восточной части Одесской области.
- 1789 год. Основание Николаева. 27 апреля 1789 года Потёмкин закладывает у устьев Ингула и Южного Буга новую военную верфь, а 27 августа рядом с верфью основан город Николаев. Николаевское адмиралтейство становится крупнейшей русской военной верфью на Чёрном море — здесь строятся корабли для Черноморского флота.
- 1792 год. Основание Тирасполя. Вдоль берега Днестра строится укреплённая Днестровская линия для защиты установленных по результатам войны новых границ империи. Основанная в 1792 году по личному указанию Александра Суворова крепость Срединная приобретает в 1795 году статус города и имя Тирасполь. Ныне это столица непризнанной республики Приднестровье.
- 1794 год. Основание Одессы. 27 мая (7 июня) 1794 года императрица Екатерина II издаёт рескрипт об основании города и гавани на месте турецкого Хаджибея, а 22 августа (2 сентября) 1794 года освящено место строительства и забиты первые сваи — так основан город Одесса, ставший важнейшим российским портом на Чёрном море уже в правление своего первого градоначальника графа (дюка) де Ришелье (прапраправнучатого племянника знаменитого кардинала Ришельё).
- 1795 год. Основание Луганска. 14 ноября Екатерина II издаёт указ об основании первого на юге Российской империи чугунолитейного завода, который строится уже в правление Павла I в долине реки Лугань — вокруг него возникает посёлок Луганский Завод (будущий Луганск).
- 1802 год. Вновь учреждённая Павлом I в 1796 году Новороссийская губерния опять упраздняется и делится на Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии. Все они, однако, входят в учреждённое в том же 1802 году Новороссийское генерал-губернаторство (с 1822 года — Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство).
- 1806—1812 годы. Русско-турецкая война и присоединение Бессарабии (Молдавии) к России. Российские войска под руководством Михаила Кутузова побеждают Османскую империю в очередной русско-турецкой войне, в результате которой по Бухарестскому мирному договору к России отходит Бессарабия — территория между реками Прут, Днестр и Дунай (будущая Молдавия). Победа в этой войне обезопасила южные границы России на время войны с Наполеоном в 1812—1814 годах. В 1822 году Бессарабия стала частью Новороссии (Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства). Южная степная часть Бессарабии — известная как Буджак — ныне является юго-западной частью Одесской области.
- 1828—1829 годы. Русско-турецкая война и присоединение к России дельты Дуная. В ходе очередной войны с Османской империей российские войска под командованием Ивана Паскевича и Ивана Дибича-Забалканского впервые переходят через Балканы и помогает обеспечить независимость Греции. К России по Адрианопольскому мирному договору отходит все Черноморское побережье Кавказа, а также ставшая частью Новороссии дельта Дуная с островами, включая также остров Змеиный.
- 1869 год. Основание Юзовки (Донецка). Поселившийся в России валлийский металлург и промышленник Джон Джеймс Юз основывает Донецкий металлургический завод на берегу реки Кальмиус в Екатеринославской губернии. Именно в это время, в конце XIX века, начинается масштабное промышленное освоение всей области Донецкого каменноугольного бассейна (Донбасса). Возникший при Донецком заводе посёлок Юзовка постепенно вырос в крупный город, ныне известный как Донецк, ставший важнейшим промышленным центром Донбасса.
- Конец XIX — начало XX века. Новороссия является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской империи — население здесь и в Малороссии растёт самыми высокими в Европе темпами, происходит значительный рост экономики. Одесса и Екатеринослав (Днепропетровск) входят в число крупнейших городов России, Донбасс становится промышленным районом мирового значения, а Крым начинает превращаться в популярный среди широкой публики курортный район. Города Новороссии населены в основном русскими и (в западной части края) евреями, в сельской же местности живут крестьяне-колонисты из Великороссии и Малороссии, а также крымские татары, молдаване, армяне, греки и потомки сербских переселенцев.
Процесс передачи Украине
После Февральской революции 1917 года в России творилось примерно то же самое, что можно было наблюдать в феврале 2014 на Украине (государственный переворот). К власти пришло совершенно нелегитимное Временное правительство, составленное из парламентариев, самолично подготовивших переворот. Возникший после февральской революции 1917 года хаос в стране породил на территории России более 100 местных советов, которые весьма условно подчинялись Временному правительству.
В числе таких советов была и Украинская Центральная рада в Киеве, которая тут же предъявила претензии не только на всю Малороссию, но и вообще на веcь юго-запад страны. В конце концов, занятое удержанием собственной власти Временное правительство послало в Киев делегацию, возглавляемую министрами Терещенко и Церетели, которая 3 июля 1917 года признала автономию Украинской Центральной рады в обмен на собственное признание. При этом делегация без согласования с Петроградом согласилась с требованиями Центральной рады и согласилась включить в состав автономии все юго-западные губернии России. Впоследствии это стало одной из причин июльского кризиса, поскольку 2 (15) июля 1917 года знак протеста против этого решения правительство покинули все министры-кадеты.
Реально, однако, Центральная Рада Новороссию в это время не контролировала, как, впрочем, и Центральную Украину.
Вскоре после Октябрьской революции в начале 1918 года на этой территории образовались обособившиеся от Киева Донецко-Криворожская и Одесская советские республики, фактически входившие отдельными субъектами в состав РСФСР.
Однако последовавший весной 1918 года ввод немецких войск привел к повторной передаче этих областей оккупированной немцами Украине. На советской стороне баррикад, в свою очередь, прошло присоединение Донецко-Криворожской республики к ранее провозглашённой Украинской советской республике. Окончательно же это решение приобрело силу в феврале 1919 года, когда было принято решение о ликвидации Донецко-Криворожской республики.
В дальнейшем Советскую власть с Украины изгнали практически полностью, однако позднее новороссийские области также вошли в состав УССР со столицей в Харькове (где она оставалась до 1934 года), поскольку освобождались формально силами УССР.
Последующие передачи Украине новороссийских территорий РСФСР
В дальнейшем процесс продолжался ещё до передачи Крыма в 1954 году. В частности. Украине были переданы:
- 1920: приазовская часть Области Войска Донского (позднее в 1924 году часть территории, включая города Шахты и Таганрог, была возвращены РСФСР).
- 1923: Станица Луганская Донской области РСФСР(центр современного Станично-Луганского района Луганской области) и прилегающие местности.
- 1925: Путивльский уезд (без Крупецкой волости), Креничанская волость Грайворонского уезда и две неполные волости Грайворонского и Белгородского уездов Курской губернии.
- 1926: Троицкая волость Валуйского уезда Воронежской губернии и часть Донецкого округа Северо-Кавказского края — восток современного Станично-Луганского района Луганской области.
Отдельно следует указать передачу части Крыма — северной оконечности Арабатской стрелки — Херсонской области в 1954 г.[6] Вернулся в Россию Крым в марте 2014 года без этой части, поскольку референдум там не проводился.
Политика коренизации и украинизации во времена СССР
В 1920-х — начале 1930-х гг СССР настолько сильно подыгрывал чувствам местных элит, что на той же Украине, считая и Новороссию, несмотря на объявленную войну с безграмотностью, много лет не открывалось ни одной русской школы, а все новые учебные заведения делались только украинскими. Особенно способствовало этому то, что в советские органы власти набрали даже таких одиозных деятелей, как Грушевcкий. Этот «историк», создавший на австро-венгерские гранты почти весь набор банедеровских псевдоисторических мифов и, в значительной степени, само «украинство», тем не менее стал при советской власти академиком АН СССР.
Позднее политика украинизации продолжалась. Особенно ярко это выражалось в переписях советского времени, когда националистически настроенные киевские власти записывали в украинцы всех, кого только могли, зачастую просто на основании того, что они живут на Украине, а то и просто рядом с ней. Например, широко известно, что причерноморские города формировались как русские и таковыми, по сути и оставались. Однако на советских картах национальностей Украина была вся населена сплошь одними украинцами. Исключение делалось только для совсем уж никак не притягивавшихся за уши случаев вроде Южного берега Крыма, хотя на многих картах и Крым был обозначен как практически полностью населённый украинцами. [7] А на некоторых картах (например, из Атласа СССР 1984 года) украинцами был заселён конкретно Севастополь. [8] Грешили, впрочем, этим не только украинские власти — вообще на картах советского времени границы расселения народов широко подгонялись под границы соответствующих республик.
Советская индустриализация и Великая Отечественная война
Уже во времена Российской империи на территории Новороссии были созданы основы мощной промышленности Донбасса, Харькова и Днепропетровска, построены кораблестроительные предприятия в Николаеве и Херсоне и крупные порты в Одессе и Мариуполе. Близость к морю и портам, а также наличие значительных запасов угля и руды в Донбассе и соседних с ним областях способствовало тому, что в советское время Юго-Восток продолжал укреплять свои позиции как наиболее промышленно-развитый регион Украины. Развитию города Харькова способствовало также то, что в 1919—1934 годах он был столицей Украинской ССР — здесь был построен мощнейший Харьковский тракторный завод, а развитию Запорожья весьма помогло строительство ДнепроГЭС — мощнейшей гидроэлектростанции Днепровского каскада и важнейшего строительного объекта первых пятилеток советской индустриализации на Украине. Ускоренными темпами продолжалось развитие Донбасса — именно здесь, в краю шахтёров и металлургов, зародилось стахановское движение за повышение выработки и производительности труда.
В ходе 1 советской пятилетки 1928—1933 годов Украине уделялось огромное внимание и огромные ресурсы — до 400 из 1500 новых советских промышленных предприятий предполагалось соорудить именно в Украинской ССР (часть строек позднее была свернута или отложена). В результате немецкой оккупации 1941—1944 годов украинская промышленность и инфраструктура сильно пострадали — в частности, дважды была взорвана плотина ДнепроГЭСа — сначала при отступлении советских войск, а затем при отступлении немцев. Значительную часть промышленных предприятий, однако, успели эвакуировать на восток СССР в первые месяцы войны.
Юго-Восток Украины прославился упорным сопротивлением немецкому наступлению и фашистской оккупации. Одним из ранних героических эпизодов войны стала Одесская оборона 1941 года, в честь которой Одессе впоследствии был присвоен статус города-героя. В Донбассе сопротивлением оккупантам прославилась «Молодая гвардия» и другие партизанские группы. Еще до начала войны на Харьковском танковом заводе был создан Т-34 — лучший танк Второй мировой, который затем производился, в том числе, на эвакуированных на Уралвагонзавод мощностях Харьковского завода. Неудивительно, что жители Юго-Востока, чьи предки внесли столь огромный вклад в Победу, в наше время принимают в штыки попытки реставрации бандеровского фашизма и отвергают навязываемых всей Украине бандеровских «хероев».
В послевоенное время масштабная индустриализация Украины была продолжена. В области энергетики была осуществлена постройка всего Днепровского каскада ГЭС — в том числе построены Днепродзержинская и Каховская ГЭС на Южной Украине. Мощнейшие из ныне действующих украинских АЭС — Запорожская и Южно-Украинская — также были построены на юге УССР. В Днепропетровске были созданы крупнейшие предприятия ракетно-космической отрасли, в Запорожье активно развивалось моторостроение, в Харькове — авиапром, а в Николаеве советское военное кораблестроение достигло одной из вершин своего развития — здесь строились советские авианосцы (авианосные крейсера). Почти вся промышленность и энергетика современной Украины до сих пор основывается на колоссальном советском наследии, значительная часть которого в годы независимости была потеряна или пришла в упадок (как верфи в Николаеве). Преумножить советское наследие за годы независимости Украине не удалось — с 1991 года происходила катастрофическая по своим масштабам деиндустриализация страны.
В составе независимой Украины 1991—2013
Судьба русскоязычных регионов в независимой Украине складывалась тяжело как из-за разрыва тесных экономических связей с Россией, так и из-за того, что в Киеве всё это время власть делилась исключительно между украинскими националистами, которые отличались между собой лишь тем, что часть из них была совсем более радикальной, а другая — менее. В результате бесконечные обещания по поводу статуса русского языка, щедро раздаваемые умеренными националистами на выборах, потом большей частью успешно забывались (подробнее см. ниже). При этом сравнительно малоразвитые сельские регионы Запада и Центра Украины (включая столичный Киев) фактически существовали во многом за счет промышленности и ресурсов Юго-Востока (см. экономический раскол на Украине).
Кроме того, как и вся Украина, Новороссия всё это время жила в условиях фактически олигархического правления в стране — в отличие от России эпоха поздних 1990-х с «семибанкирщиной» здесь не закончилась и поныне, если не считать успешно сбежавший от такой «украинской мечты» в 2014 году Крым. См. провальные результаты украинской независимости в области экономики и демографии.
События весны 2014 года в Новороссии
Основная статья: Русская Весна
В конце 2013 года в Киеве был организован проплаченный американцами Евромайдан, представленный как реакция на отказ правительства и президента Януковича подписывать соглашение об ассоциации с ЕС, реализация которого стала бы сильнейшим ударом по экономике Украины — и в первую очередь по регионам Юго-Востока, чья промышленность ориентирована в основном на кооперацию с Россией и на российский рынок. В итоге в феврале 2014 года переросший в силовые акции Евромайдан привел к государственному перевороту в Киеве, где власть захватили бандеровские националисты и олигархи.
Как и жители Крыма, в итоге воссоединившегося с Россией, жители регионов Новороссии начали массовые протесты против олигархическо-бандеровских сил. С 1 марта на Юго-Востоке постоянно идут митинги против киевской хунты, за права русскоязычного населения и за интеграцию с Россией. Эти акции в Крыму и в Новороссии получили название «Русская весна» — в том или ином масштабе они проходят во всех новороссийских областях, крупнейшие же митинги имели место в Харькове, Донецке, Луганске и Одессе. В первые недели протест носил во многом стихийный характер — жители Новороссии захватывали административные здания и поднимали над ними флаги России, происходили столкновения с немногочисленными группами украинских националистов из бандеровского «Правого сектора», которые в итоге были выбиты из Харькова и Донецка (с обеих сторон были жертвы). Нелегитимная киевская власть попыталась подавить протест путем назначения на должности губернаторов юго-восточных областей местных олигархов (у некоторых из которых есть фактически личные армии наёмников), а также путем точечных репрессий — были арестованы избранные на митингах «народные губернаторы» и некоторые виднейшие руководители сопротивления, а также более сотни активистов. В ответ на это сопротивление Юго-Востока приобрело более организованный характер, были созданы многочисленные группы и ячейки, а с целью избежать обвинений в сепаратизме на первый план стали выдвигаться уже не столько лозунги о проведении референдума о присоединении к России, сколько призывы к возвращению легитимного президента Януковича, изменению конституции и федерализации страны.
У жителей Новороссии есть два пути обеспечить себе достойное будущее — либо добившись в своих областях проведения референдума, как это было сделано в воссоединившемся с Россией Крыму, либо добившись федерализации Украины, закрепления в Конституции государственного статуса русского языка и осуществления тесной экономической интеграции с Россией (через вступление в российский Таможенный союз или иные формы взаимодействия). Россия поддерживает федерализацию Украины и продвигает эту идею политическими и дипломатическими средствами — Запад в данный момент уже сделал определённые заявления и намёки о том, что он может согласиться с этой позицией. Киевская власть на данный момент отвергает на словах идею федерализации, но собирается провести реформу местного самоуправления и представить проект новой конституции страны.
Население и языковая культура Новороссии
Еще с самого начала советских времен местному населению внушалось что они украинцы фактически только на том основании, что эта территория была передана в состав Украины. Соответствующим образом националистически настроенные партийные функционеры проводили на всей советской Украине и переписи населения — в «украинцы» записывали всех кого могли. Не только русинов и всех, кто мог два слова связать по-украински. Автор этих строк был свидетелем случая когда человек, у которого отец — венгр, а мать — русская был учтён как украинец. За годы независимости эта традиция отнюдь не утратилась, поэтому этнолингвистические карты Новороссии, как и Украины одного и того же периода могут существенно отличаться в зависимости от того какая доля реальности, а какая пожеланий руководства в них попала.
Новороссия в нынешних границах отличается тем, что на всей её территории, несмотря на долгие притеснения русского языка после принятия закона «Об основах государственной языковой политики» русский язык получил статус регионального. На самом деле все «умеренные» кандидаты в президенты Украины набирали голоса на Юго-Востоке (в Новороссии) в основном за счёт того, что обещали сделать русский язык государственным, благополучно забывая о своих обещаниях сразу после прихода к власти. Именно так поступил Кучма, аналогичным образом себя вёл и Янукович, но перед повторными выборами Партии Регионов, чтобы сохранить лицо, таки пришлось принять 3 июля 2012 года закон «Об основах государственной языковой политики», который хоть и не придавал русскому языку официальный статус, но разрешал использование русского в регионах, где по переписи русскоязычных было более 10 %. Отдельным статусом в этом плане обладал Крым, где некоторая защита русского языка в то время осуществлялась Конституцией Автономной республики и введения этого закона в силу не потребовалось.
Численность населения (на 1 января 2014 г., наличное население) и площадь территории по областям Новороссии
область | Население, тыс. чел.[9] | Площадь, тыс. кв. км[10] |
---|---|---|
Днепропетровская область | 3292,4 | 31,9 |
Донецкая область | 4343,9 | 26,5 |
Запорожская область | 1775,8 | 27,2 |
Луганская область | 2239,5 | 26,7 |
Николаевская область | 1168,4 | 26,4 |
Одесская область | 2396,5 | 33,3 |
Харьковская область | 2737,2 | 31,4 |
Херсонская область | 1072,5 | 28,5 |
Всего | 19026,2 | 231,9 |
Экономика Новороссии
Основная часть промышленности Украины расположена именно в Новороссии. Именно здесь при Царе активнее всего развивались металлургические заводы, а в годы Первых пятилеток был создан Днепровский комбинат — большой агломерат заводов на основе энергии ДнепроГЭСа. Несмотря на существенную деградацию промышленного потенциала региона за последние двадцать лет, он продолжает оставаться очень значительным. Наиболее важные отрасли и предприятия региона перечислены ниже.
Луганская область
Регион, находящийся на крайнем востоке Новороссии с трёх сторон окружен Россией. Из-за этого по территории области исторически проходят внутри российские коммуникации, в частности, железная дорога из Москвы в Ростов-на-Дону, из-за чего в планах РЖД уже давно значится строительство в случае чего 45-километрового обхода[11].
Основой промышленности и вообще экономики является Донецкий каменноугольный бассейн, значительная часть которого располагается в пределах области, что предопределило развитие здесь угледобывающей, а также, в меньшей степени, металлургической, машиностроительной и химической промышленности.
В сельском хозяйстве области преобладает животноводство, а также выращивание зерновых, подсолнечника, овощей и плодовых культур.
Донецкая область
Очень промышленно развитый регион содержит основную часть Донецкого угольного бассейна. В регионе сильно развиты угольная промышленность, чёрная металлургия и машиностроение. Также имеются существенные мощности по производству электроэнергии.
Характерной особенностью региона является распределение промышленности по нескольким центрам, помимо крупнейшего в этом плане Донецка. Большинство из них расположены на территории Донецкого каменноугольного бассейна, за исключением приморского Мариуполя, заводы которого строились ещё при Царе в расчёте на совместное использование донецкого угля и керченской руды.
Для сильно урбанизированной территории области в районе Донецкого каменноугольного бассейна характерно сельское хозяйство пригородного типа с преобладанием животноводства и овощеводства. На юге и западе области, помимо животноводства, выращивают бахчевые и зерновые культуры, подсолнечник и сахарную свеклу.
Харьковская область
Значительную часть области занимает новороссийская часть трансграничной агломерации вокруг собственно Харькова и российского Белгорода. Харьков — самый крупный город Новороссии (1,47 млн жителей) является значительным научным и промышленным центром. В городе имеется сеть метрополитена.
Особенно развиты в области транспортное машиностроение специальной (бронетанковой) направленности и приборостроение.
Сельское хозяйство области ориентировано в основном на выращивание подсолнечника, сахарной свеклы и зерновых, а также животноводство.
Запорожская область
Промышленно развитый регион отличается наличием нескольких очень крупных электростанций общей мощностью более 11 ГВт.
В самом городе Запорожье развито автомобилестроение и производство авиационных двигателей.
Сельское хозяйство области является важнейшей отраслью её экономики и ориентировано на выращивание зерновых и подсолнечника. Хоть и в меньшей степени, развито и животноводство.
Днепропетровская область
Днепропетровская область является одной из самых богатых в Новороссии и природными ресурсами, и промышленностью и научными центрами.
Сам Днепропетровск являлся во времена СССР одним из важнейших центров ракетно-космической промышленности и на данный момент является основой космической отрасли Украины. В городе Кривой Рог имеются богатые запасы железной руды и располагается мощная промышленность в области чёрной металлургии и тяжёлого машиностроения, а на юге области расположен Никопольский марганцевый бассейн, являющийся самым большим месторождением марганцевых руд в мире.
В области развито выращивание зерновых, сахарной свеклы и подсолнечника. Также развито молочное скотоводство.
Херсонская область
Наименее промышленно развитая область Новороссии в основном является сельскохозяйственной.
Развита судостроительная отрасль в самом городе Херсон и электротехническая промышленность в городах Каховка и Новая Каховка.
Основные возделываемые культуры — озимая пшеница, кукуруза, рис, подсолнечник, арбузы, помидоры, виноград.
Николаевская область
Исторически Николаев является крупнейшим центром судостроения на Черном море, так как в период разворачивания программ строительства дредноутного флота в 1906…1917 гг именно здесь был создан центр строительства крупных кораблей для Черноморского флота (в то время концерн «Наваль-Россуд»), который развивался и позднее. Кроме того в области располагается Южно-Украинская АЭС с тремя энергоблоками общей мощностью 3 ГВт.
Нынешняя перегруженность военного кораблестроения России во многом объясняется именно тем, что в результате распада СССР были потеряны существенные производственные мощности в Николаеве, где строился, например, авианесущий крейсер «Адмирал Советского Союза Кузнецов». Хотя в настоящее время местные заводы находятся в глубоком упадке, но при более адекватном управлении они снова могут стать важнейшими судостроительным центрами, благо дорогостоящие капитальные сооружения никуда не делись.
Область имеет очень развитое сельское хозяйство, ориентированное, в основном, на производство зерновых. Однако возделываются также сады, виноградники и технические культуры. Кроме того развито молочное животноводство, что позволяет работать в регионе большому количеству молокоперерабатывающих заводов.
Одесская область
Основой экономики Одесской области является крупнейший Одесский морской порт и расположенные неподалёку Южный и Ильичевский порты. Строительство новых портовых мощностей на Таманском полуострове в России во многом обусловлено именно потерей Одессы в результате распада СССР.
Кроме портов, область обладает некоторым количеством машино- и приборостроительных предприятий, а также ориентированным на экспорт крупных химическим заводом.
Отличительной особенностью региона является также наличие протяжённой границы с Приднестровской Молдавской Республикой, которая давно и прочно стоит на пути интеграции с Россией.
Область обладает сравнительно развитой курортной индустрией.
В растениеводстве области распространено выращивание зерновых, бахчевых, виноградарство и выращивание сахарной свеклы. Также развито животноводство различных направлений[12][13].
Восток Кировоградской области
Основным центром тяготеющих к Новороссии районов Кировоградской области является город Александрия с населением 82,7 тыс. чел.
Также в окрестностях города имеется месторождение бурого угля.
Связи региона с Россией
Помимо общей культуры и языка Новороссию очень многое связывает с Россией и географически и экономически.
Транспортные связи
Через Новороссийские области проходят многие важнейшие для России транспортные коммуникации:
- Европейский автомобильный маршрут Е-105, проходящий по направлению из Центральной России в Крым по территории Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей.
- Европейский автомобильный маршрут Е-58, проходящий по направлению из Южной России в Молдавию и пророссийское Приднестровье по территории Донецкой, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей.
- Европейский автомобильный маршрут Е-87, продолжающий маршрут Е-58 к Дунаю и границе с Румынией.
- Железная дорога из Центральной России в Крым (основная линия проходит по трассе Белгород — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Симферополь).
- Система железных дорог вдоль Чёрного моря, дающая выход на Одесский порт (что актуально ввиду нехватки портовых мощностей в России), а также к границам Приднестровья, Молдавии и Румынии.
- На небольшом участке (45 км) железная дорога Москва — Ростов-на-Дону проходит по территории Луганской области. Строительство обхода обойдётся в 40…60 млрд рублей.[14]
- Воздушный коридор из центральной России в Крым — в настоящий момент авиарейсы на линии Москва — Симферополь осуществляются в обход, через Краснодарский край, что заметно их удлиняет и удорожает.
- По территории Харьковской, Днепропетровской, Николаевской и Одесской областей проходит экспортный газопровод в Приднестровье, Молдавию и далее Румынию.
- Также по территории Новороссии проходят линии электропередач, позволяющие экспортировать российскую электроэнергию в Молдову и Румынию[5].
В свою очередь, Новороссийские области в транспортном отношении связаны с Россией в следующих аспектах:
- Суда из портов Азовского моря (Мариуполь Донецкой обл., Бердянск Запорожской обл. и Геническ[6] Херсонской обл.) могут попасть в Черное море только через российский Керченский пролив.
- Выход в Азовское море по судоходной реке Северский Донец, протекающей в Харьковской, Донецкой и Луганской областях возможен только через реку Дон в Ростовской области России.
- Для Луганской и западной части Донецкой области ближайшим и удобнейшим портом на Азовском море является российский Таганрог.
- Для заметной части южной Новороссии ближайшим глубоководным портом является российский Севастополь.
- Поскольку восточная часть Новороссии с трёх сторон окружена российской территорией, то подавляющее большинство воздушных коридоров в другие страны должны проходить над её территорией, в том числе и над Крымом.
Производственные связи
Промышленный комплекс Новороссии и прилегающих территорий формировался в эпохи Российской Империи и СССР как единый взаимосвязанный организм, что было с связано с природно-географическими и геологическими условиями, которые с тех пор никуда не делись. В числе прочих имеют место следующие совместные направления деятельности, которым грозит практически полный коллапс под воздействием «евроинтеграции»:
- Металлургическая промышленность Мариуполя ещё с царских времён рассчитана на использование железной руды с месторождений на Керченском полуострове. При этом если остатки металлургической промышленности в самой Керчи могут перейти на уголь из Ростовской области, то для крупных металлургических заводов Мариуполя смена поставщика руды может стать настоящей экономической катастрофой.
- Энергосистема Новороссии, как и России в значительной степени выигрывает от совместной работы, поскольку линии электропередач позволяют не только сглаживать пики потребления, но и передавать электроэнергию на экспорт третьим странам, как это и делалось ранее, когда Россия и Украина продавали электроэнергию в Молдову. Россия в настоящий момент также заинтересована в снабжении электроэнергией энергодефицитных Крыма и Севастополя.
- Рыболовство, охрана окружающей среды и добыча шельфовых полезных ископаемых в Азовском и Черном морях и на озере Сиваш для своей эффективности безусловно требуют согласованных действий.
- Харьков и российский Белгород фактически образуют единую городскую агломерацию («еврорегион Слобожанщина»), внутренние связи которого — и так существенно пострадавшие за последние 20 лет — могут быть утрачены практически полностью с резкой потерей эффективности экономики по обе стороны границы.
Интеграция Новороссии с Россией
См. также Крым#Воссоединение Крыма с Россией
И россияне, и подавляющее большинство жителей Новороссии заинтересованы в теснейшем экономическом взаимодействии и отсутствии экономических границ между Новороссией и Россией. Столь же важным является взаимодействие в сфере безопасности, а также сохранение многовековых культурных, гуманитарных, семейных и личных связей между двумя частями русского народа (включая считающих себя украинцами).
Интеграция Новороссии с Россией может быть осуществлена следующими путями:
- Федерализация Украины, русский язык приобретает государственный статус, регионы получают значительные права в области ведения своей образовательной, культурной и экономической политики, а также право блокировать вступление в экономические объединения стран если это нарушает экономические интересы отдельных регионов. Должно быть проведено полноценное общенациональное обсуждение формата сотрудничества федеральной Украины и отдельных ее регионов с Россией и Таможенным союзом.
- Отдельное государство — Республика Новороссия. Далее — скорейшее вступление в Таможенный союз либо выработка специального, но практически эквивалентного вступлению формата интеграции с Таможенным союзом. Либо же независимая Новороссия может стать промежуточным этапом к полному воссоединению с Россией.
- Воссоединение Новороссии с Россией — после проведения референдумов, как это было сделано в Крыму, новороссийские регионы становятся субъектами Российской Федерации.
Возможен (хотя и маловероятен) вариант сохранения унитарной Украины — но только со вменяемым, дееспособным руководством (то есть, не бандеровско-олигархическим), ставящим во главу угла экономические интересы всей страны и каждого отдельного ее региона. Русский язык должен стать вторым государственным, должна быть прекращена конфронтация с Россией и выработан формат экономической интеграции с Таможенным союзом.
В нынешней ситуации наиболее правильным для жителей Новороссии является открытое требование федерализации Украины (которое, кстати, будут готовы поддержать и многие жители Западной и Центральной Украины), а также требование предоставления регионам широких прав по формированию внешней политики и экономических связей, требование присоединения к Таможенному союзу. Но и над другими указанными вариантами сближения с Россией также следует работать.
Что интеграция с Новороссией даст России
В политической, цивилизационной и военно-стратегической области:
- Резкое увеличение военно-стратегических возможностей России. Уже только размещение в Крыму российской дальней бомбардировочной авиации и ракетных комплексов позволит существенно снизить эффективность системы ПРО в Европе — еще большего выигрыша на этом направлении можно добиться в случае размещения российских самолетов и ракет в Одесской области.
- Будут решены проблемы, связанные с транспортной изоляцией Крыма и, особенно, Приднестровья. Кроме того, будут решены проблемы снабжения Крыма водой и электричеством.
- Будет решена проблема организации защиты 200 000 российских граждан в Приднестровье в случае необходимости. Увеличивается шанс на вхождение Приднестровья в состав России, за которое приднестровцы проголосовали на референдуме в 2006 году.
- Молдавия станет соседом для стран Таможенного союза, что создаст дополнительные стимулы для её вступления в ТС. Значительная часть граждан Молдавии работает в России и заинтересованы в интеграции с Россией. За вступление в Таможенный союз выступает Гагаузcкая автономия на юге Молдавии (благодаря автономному статусу там удалось провести референдум о вступлении в ТС, тогда как проведению аналогичного референдума на остальной территории власти Молдавии препятствуют).
- Стратегическое окружение территории оставшейся части Украины — три четверти её границ окажутся окружены странами Таможенного союза, в которых будут находиться наиболее доступные для Украины морские порты. Это дает Украине дополнительные экономические стимулы для присоединения к Таможенному союзу, в чём весьма заинтересованы Россия и другие страны ТС.
- Новороссия, вслед за Крымом подаст пример другим регионам Украины и, отчасти, непризнанным или частично признанным государствам на постсоветском пространстве. В случае успешной интеграции с Новороссией у многих других регионов разваливающейся ныне Украины появятся дополнительные стимулы тем или иным путем интегрироваться с Россией. Это также касается Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
- В случае воссоединения Новороссии с Россией — в результате возвращения в Россию народа Новороссии, оказавшегося по недоразумению за границей в 1991 году, население России достигнет величины в 165 миллионов человек. В случае присоединения Новороссии к Таможенному союзу, его население, с учетом Белоруссии, Казахстана и вероятного кандидата на вступление - Киргизии - приблизится к цифре в 200 миллионов человек, которая часто называется экспертами как минимальный порог для самодостаточного рынка, на котором можно с успехом развивать любые высокие технологии и получать прибыль от инвестиций в них.
- В случае воссоединения Новороссии с Россией — на российской территории вновь окажется ряд национальных символов России: в частности, город-герой Одесса и ДнепроГЭС.
В области макроэкономики:
- В случае воссоединения Новороссии с Россией — вхождение Новороссии в рублёвую зону укрепит позиции рубля в ряду мировых валют.
- В случае воссоединения Новороссии с Россией — вместе с Новороссией экономика России увеличится, что упрочит позиции России как первой экономики в Европе. Кроме того, экономика Новороссии в составе России будет иметь существенный потенциал роста.
- Увеличение рынка сбыта российских товаров. После вхождения Новороссии в Таможенный союз или в состав России, введения рубля в качестве валюты и т. п. произойдёт полное снятие таможенных и административных барьеров между Новороссией и остальной частью России. Восстановление экономики и платежеспособного спроса в Новороссии, а также возможное замещение поставок с Центральной и Западной Украины товарами из России приведет к увеличению рынка для российских производителей, что будет способствовать росту российской промышленности.
В отдельных важнейших отраслях экономики:
- В газотранспортной отрасли — более полный контроль над газопроводами, идущими в Румынию, Молдавию и Приднестровье, что практически сведёт на нет возможность украинского шантажа трубой в отношении транспортировки газа в Европу, так как теперь почти весь транзит можно будет вести напрямую (с учетом морских газопроводов — Северного и Южного потоков).
- В сельском хозяйстве — вместе с Новороссией Россия займёт фактически монопольное положение по мировому производству подсолнечного масла, упрочит свои позиции на рынках зерновых культур и сахара, что сделает отрасль заметно более устойчивой ко всевозможным санкциям и торговым войнам. В частности сможет быть реализована в полной мере идея Причерноморского зернового пула с участием России, Новороссии (возможно, в составе России) и Казахстана — объединение имеет шансы стать крупнейшим в мире экспортером пшеницы и ряда иных зерновых культур.
- В космонавтике и ракетостроении — восстановление кооперации всего созданного во времена СССР комплекса предприятий ракетно-космической отрасли. Полноценная реинтеграция ракетостроительного «КБ Южное» в Днепропетровске и приборостроительного «Хартрона» в Харькове и Запорожье позволит почти полностью восстановить советскую космическую кооперацию. Это даст возможность решить имеющие ныне место проблемы с эксплуатацией российского плавучего космодрома «Морской старт», где используются слишком дорогие сейчас украинские ракеты «Зенит», а также решить проблемы с эксплуатацией тяжелых межконтинентальных баллистических ракет «Воевода» (также производившихся в Днепропетровске).
- В авиастроении — появится возможность наладить полноценную работу российских предприятий с крупнейшим в Новороссии Харьковским авиационным заводом, где можно производить транспортники серии Ан. Кроме того, гарантируется продолжение успешного сотрудничества с запорожским двигателестроительным предприятием "Мотор Сич", которое снабжает двигателями до 95% российских вертолётов.
- В судостроении — получение дополнительных остродефицитных в современной России мощностей по производству крупных кораблей и судов в Николаеве. Особенно это важно для российского танкеростроения и военного судостроения (российские предприятия сейчас с трудом справляются в выполнением огромного гособоронзаказа). Не лишними для России будут также судостроительные и судоремонтные предприятия в Одессе и Херсоне.
- В морском транспорте — в России либо в Таможенном союзе оказываются глубоководные порты Одесской области, крайне дефицитные на севере Черного моря.
- В речном транспорте — появится возможность прямого доступа российских компаний к важнейшему бассейну реки Дунай, а также к нижнему Днепру, Южному Бугу и Днестру.
- В железнодорожном транспорте — прямой выход к Крыму, Молдавии, Румынии и Приднестровью, к берегам реки Дунай, а также решение потенциальных проблем с железной дорогой Москва — Ростов-на-Дону, проходящей на небольшом участке по Новороссии (в Луганской области). Также становится реальной возможность организации скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Крымом, с проходом трассы через Харьков, Днепропетровск и Запорожье с возможными ответвлениями на Донецк и Одессу (см. ниже).
- В оборонной промышленности - оборонные предприятия Харькова, Днепропетровска и других городов укрепят российский оборонно-промышленный материал. России в данный момент не хватает мощностей для выполнения гособоронзаказа, и новые мощности в границах страны или Таможенного союза крайне приветствуются.
- В атомной промышленности — будет и далее успешно развиваться краматорский завод Энергомашспецсталь, работающий на Росатом, которому опосредованно и принадлежит. В случае «евроинтеграции» завод, скорее всего будет закрыт.
- В электроэнергетике — будут решены проблемы электроснабжения Крыма, а также увеличена общая эффективность энергосистемы за счёт перенаправления электроэнергии в другие регионы при изменении суточных нагрузок. Продолжится и будет развиваться кооперация Росатома с Южно-Украинской и Запорожской АЭС.
- В алюминиевой промышленности — продолжат стабильно работать принадлежащие российской компании РУСАЛ предприятия — Николаевский глинозёмный завод и Запорожский алюминиевый комбинат. С возрождением в Харькове авиапромышленности увеличится рынок для российского алюминия и титана.
Что интеграция с Россией даст Новороссии
Для каждого отдельного человека:
- Существенное увеличение зарплат в результате экономического роста, и ещё большее — в случае вступления в состав России. Зарплаты в России существенно выше украинских — госслужащие, бюджетники и бывшие украинские военные Новороссии могут ожидать существенный рост доходов. В частности, зарплаты российских военных в 3-4 раза выше зарплат их украинских коллег. Для сравнения, в Крыму уже к июлю 2014 года планируется повысить зарплаты крымских бюджетников до общероссийского уровня, [15] который в два раза выше украинского. Тем временем, нынешняя нелегитимная киевская власть заморозила повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума и планирует массовые увольнения госслужащих.[16]
- В случае воссоединения с Россией — существенное увеличение пенсий и иных социальных выплат. Пенсии в России по крайней мере в два раза выше украинских, а пенсионный возраст в России ниже, чем на Украине. Гражданам России выплачивается материнский капитал при рождении второго и последующего детей — 430 000 рублей по состоянию на 2014 год. Для сравнения — уже с апреля начинается рост пенсий в Крыму, где они будут ежемесячно повышаться на 25 % (в апреле, мае, июне, июле) пока не достигнут общероссийского уровня. [17] Тем временем, нынешняя нелегитимная киевская власть отменила спецпенсии госслужащим, [18] и никакого реального повышения пенсий в ближайшие годы она не в состоянии обеспечить.
- В случае воссоединения с Россией — существенное снижение личных налогов. В частности, в России налог на доходы физических лиц 13 % против 15-17 % на Украине.
- В случае воссоединения с Россией — заметное сокращение коммунальных платежей за свет, газ, воду и тепло, а также снижение цен на бензин из-за снижения стоимости энергоносителей.
- Увеличение возможностей влияния граждан на региональную власть — появление возможности избирать глав регионов. На это, в частности, и направлена идея федерализации.
- Прекращение дискриминации русского языка, русских школ и русскоязычных СМИ. Граждане смогут сами выбирать, на каком языке будут учиться их дети и какие СМИ смотреть и читать, без препятствий со стороны властей.
- Сохранение возможности свободного проезда в Россию, включая Крым, что крайне важно для жителей Новороссии и России, связанных многочисленными семейными, дружескими и рабочими связями. Если же реализуется угроза нынешней нелегитимной киевской власти о введении визового режима с Россией (а Россия вынуждена будет рано или поздно ввести ответные ограничения), то пересечение границы станет куда более затратным и по времени, и по деньгам, а для некоторых лиц и вовсе окажется под запретом.
Для предприятий и предпринимателей:
- Обеспечение промышленных предприятий Новороссии заказами из России, а также восстановление и модернизация многих предприятий. Речь идёт о восстановлении судостроительных и судоремонтных предприятий Николаева и Херсона, которые могут возместить нехватку судостроительных мощностей в России (в особенности в области военного судостроения), о расширении сотрудничества с предприятиями оборонно-промышленного комплекса в Харькове, Днепропетровске и других областях, о сохранении и расширении объёма заказов для вагоностроения Луганска (украинское вагоностроение рассчитано на русскую широкую колею), моторостроения Запорожья (до 95 % российских вертолётов работают на двигателях запорожского предприятия «Мотор Сич»), и так далее.
- Снижение цен на энергоносители и сырьё из России. В настоящее время Украина получает энергоносители из России по ценам, близким к мировым. После вхождения Новороссии в Таможенный союз либо в состав России, поставляемые в Новороссию энергоносители не будут облагаться экспортными пошлинами. Кроме того, «Газпром» сможет поставлять новороссийским потребителям природный газ по тарифам, которые действуют в России. Таким образом, Новороссия сможет получать энергоресурсы по внутрироссийским ценам, которые значительно ниже мировых. Это будет способствовать подъёму экономики Новороссии, поскольку местные предприятия смогут существенно снизить затраты на сырьё, в том числе и поставляемый металлургам региона якутский коксующийся уголь.
- Увеличение рынка сбыта для новороссийских товаров. После вхождения Новороссии в Таможенный союз или в состав России произойдёт полное снятие различных административных барьеров, препятствующих экономическим связям. Для предприятий Новороссии полностью откроется рынок страны с ВВП в 3 трлн долларов (на порядок больше нынешнего украинского). Это будет способствовать увеличению экспорта новороссийских товаров в Россию и соответственно приведёт к росту промышленности регионов Новороссии.
- Вместе с Россией Новороссия займёт фактически монопольное положение по мировому производству подсолнечного масла, а также станет куда более крупным игроком на рынках прочих зерновых культур и сахара, что сделает сельскохозяйственную отрасль заметно более устойчивой ко всевозможным санкциям и торговым войнам — местным аграриям такого рода проблемы известны не понаслышке, поскольку, например, политического веса Украины регулярно не хватало для того, чтобы достойно пристроить свой сахар на мировом рынке. Россию же в мире уважают заметно больше и относятся к её пожеланиям куда внимательнее.
- В случае воссоединения с Россией — существенное снижение налогов. Ставки всех основных налогов в России ниже, чем на Украине — более низкие налоги будут существенным плюсом для предпринимателей в Новороссии. «В России налог на добавленную стоимость: на экспорт 0 % (на Украине 0 %), на продовольственные товары и товары для детей 10 % (на Украине 20 %), на товары, работы и услуги 18 % (на Украине 20 %). В России налог на прибыль предприятий в сфере образования, медицины и сельского хозяйства 0 % (на Украине 18 %), для инвестиционной деятельности 20 %, из которых 18 % перечисляются в бюджет субъекта федерации.» [19] Cубъекты федерации в России также имеют право понижать ставки по отдельным налогам.[20]
- Сохранение и развитие предприятий, тесно связанных с Россией, которые могут существенно пострадать в случае «евроинтеграции». К крупнейшим из таких предприятий относятся краматорская Энергомашспецсталь, работающая почти исключительно на Росатом, мариупольские Азовсталь и Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, работающие на керченской железной руде, днепропетровский «Южмаш», чьи ракеты летают практически исключительно с российских космодромов. Также, вполне вероятно, речь может идти о сохранении множества других предприятий с российскими собственниками, которые в процессе предстоящего в случае «евроинтеграции» передела собственности и внедрения «европейских стандартов» запросто могут быть закрыты и разграблены, как показал пример прибалтийской промышленности, которую закрыли под давлением ЕЭС практически полностью.
- Российские и новороссийские предприятия из конкурентов превратятся во многом в союзников, в особенности на внешних рынках. Это произойдет как в случае воссоединения Новороссии с Россией, так и в случае вступления её в Таможенный союз. Увеличится пространство для диалога и взаимодействия, появится возможность совместно защищать свои интересы.
- Значительные инвестиции из России, а затем и из других стран. Для оценки масштаба притока инвестиций можно отметить, что в течение трёх недель после воссоединения с Россией Крым уже получил предложения от потенциальных инвесторов на сумму свыше $1 млрд.[21] Всего же Россия планирует уже в ближайшие годы до 5 миллиардов долларов частных и государственных инвестиций. Для Новороссии, соответственно, эта цифра будет в разы больше. Кроме того, нормализация экономической и политической ситуации и повышение конкурентоспособности новороссийской промышленности за счет более дешевых цен на энергоносители сделает регион более привлекательным для инвестиций не только из России, но и со всего мира.
Для региона в целом:
- Значительное увеличение бюджетов регионов Новороссии, особенно в случае вступления в Россию. Для сравнения — после воссоединения с Россией бюджет Крыма был сразу же увеличен вдвое. Но даже без помощи со стороны России новороссийские регионы могут получить огромную прибавку к своим доходам только за счёт того, что им не придется больше спонсировать дотационные регионы Западной и Центральной Украины, а также за счёт того, что больше не будут уходить в Киев доходы от некоторых зарегистрированных там предприятий, фактически расположенных в Новороссии. Нелегитимная киевская власть, тем временем, уже успела утвердить существенное сокращение бюджета на 2014 год. [22]
- В случае воссоединения с Россией — значительные инвестиции в дорожную инфраструктуру (железные и автомобильные дороги). Для сравнения, затраты на начинающуюся в 2014 году модернизацию крымских дорог составят 7 млрд рублей.[23] Надо отметить, что качество железнодорожных пассажирских перевозок в России сейчас существенно выше, чем на Украине, что видно уже по сравнению состояния российских и украинских вагонов.
- Становится реальной возможность организации скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Крымом, с проходом трассы через Харьков, Днепропетровск и Запорожье с возможными ответвлениями на Донецк и Одессу. В России в данный момент развивается сеть скоростного сообщения на модернизированных существующих железных дорогах, а также планируется строительство специализированных скоростных магистралей. Одним из планов является организация скоростного сообщения на магистрали Москва-Сочи. Очевидно, что не лишним будет также и скоростное сообщение Москва-Крым — от организации такого сообщения выиграли бы все города на данном маршруте: в России — Москва, Тула, Орёл, Курск, Белгород и Симферополь; в Новороссии — Харьков, Днепропетровск и Запорожье.
- Отмена всех негативных для Новоросии возможных последствий от перехода Крыма в Россию. Останется гарантия беспрепятственного доступа на крымские курорты и свободного прохода кораблей из портов севера Азовского моря через Керченский пролив, а также исключаются помехи для экономики, возможные из-за споров по разграничению Азовского моря.
- Сохранение и развитие ядерной энергетики, а также повышение ядерной безопасности. Расположенные в Новороссии крупнейшие АЭС — Южно-Украинская и Запорожская — зависят от поставок топлива из России, и Россия же занимается строительством новых энергоблоков на этих станциях. Нелегитимная киевская власть в данный момент собирается предпринять уже вторую попытку использования на российских, а американских топливных сборок на украинских АЭС — первая такая попытка несколько лет назад привела фактически к аварии, последствия которой вынуждены были устранять российские специалисты.
- Сохранение и развитие высокотехнологичной промышленности и науки. Практически все выпускающие высокотехнологическую продукцию предприятия Новороссии ориентированы на российский рынок и нуждаются в кооперации с Россией. В Европе продукция этих предприятий в целом не нужна, так как либо она будет составлять ненужную конкуренцию европейским предприятиям, либо не вписывается в европейские технологические стандарты и не может быть встроена в европейские производственные цепочки. В случае же потери высокотехнологичной промышленности неизбежна и потеря ориентированной на нее прикладной науки, что в целос приведет к существенной деградации общества. Только кооперация с российскими предприятиями гарантирует сохранение и развитие высоких технологий и высокой науки в регионах Новороссии.
- Экономический рост в Новороссии за счёт существенного снижения цен на сырьё и энергоносители, инвестиций и прямой помощи со стороны России, а также беспрепятственного доступа к крупному российскому рынку и более обеспеченного политическим влиянием доступа на мировые рынки.
- Демографический рост в Новороссии. Демографический кризис на Украине крайне серьёзно затронул регионы Новороссии, где в результате деиндустриализации, потери рабочих мест и деградации социальной инфраструктуры в течении 23 лет имело место значительное сокращение населения. Крайне вероятно, что после интеграции с Таможенным союзом или воссоединения с Россией, с восстановлением нормальной работы экономики, ростом зарплат, пенсий и социальных пособий в Новороссии может существенно улучшиться показатель естественного прироста населения. Миграция в Новороссию россиян, приобретающих здесь недвижимость, а также поток беженцев с Украины также могут существенно увеличить прирост населения.
См. также
Ссылки
- АНТИМАЙДАН — новости антимайдана, события на Украине, ситуация в Крыму и Новороссии.
- РУССКАЯ ВЕСНА — новости Русской Весны с Юго-Востока.
- NOVOROSSY.RU — Заря Новороссии.
- NOVOROSSIA.SU — информационно-аналитический портал «Новороссия». Открылся 5 апреля 2014 года.
- Россия и Юго-восточная Украина: четыре сценария (см. также оригинал публикации)
Местные блоггеры, освещающие развитие ситуации
- mikle1. Харьков. Русская Самооборона.
- sssshrek. Харьков.
- talitko. Харьков. Репортажи из Харькова.
- ivakin-alexey. Одесса, активист сопротивления.
- grey-croco. Одесса.
- crustgroup. Аналитические статьи по Украине, репортажи из Днепропетровска.
Примечания
- ↑ Причём не только в свете последних событий — см., например, карту 2008 г. здесь.
- ↑ См. электоральные карты Украины: [2][3][4].
- ↑ Парламентских выборов, где защиту русскоязычных декларировали Партия регионов и Коммунистическая партия Украины
- ↑ ОГА = Облгосадминистрация.
- ↑ Приднестровье обеспечено собственной электроэнергией и даже экспортирует её за счёт расположенной на его территории крупной Молдавской ГРЭС.
- ↑ Ныне порт в Геническе пришёл в упадок и не функционирует[5]
[ + ] Русский мир
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|