Обсуждение участника:AlexBond/История России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
: Пока заменил на чуть более аккуратную формулировку — «Начало Крещения Руси». Действительно, если говорить точнее, фиксируя ситуацию, а не ключевую тенденцию, то этот период — что-то вроде «Борьба язычества и христианства» или «Языческо-христианская Русь». Правда и дальше было двоеверие, но ко времени Ярослава христианство утвердилось хотя бы в городах, однозначно став магистральным направлением. | : Пока заменил на чуть более аккуратную формулировку — «Начало Крещения Руси». Действительно, если говорить точнее, фиксируя ситуацию, а не ключевую тенденцию, то этот период — что-то вроде «Борьба язычества и христианства» или «Языческо-христианская Русь». Правда и дальше было двоеверие, но ко времени Ярослава христианство утвердилось хотя бы в городах, однозначно став магистральным направлением. | ||
: Вообще говоря, про X век точных данных маловато, слишком многое основывается на реконструкциях. Но очевидно, что со времен крещения Ольги роль христианства на Руси резко возрастает. Начиная со времени Ольги появляется сильная христианская партия, которая фактически и определяет в основном политику Киева (но не Новгорода) на протяжении большей части этого периода, за исключением раннего правления Владимира и короткого самостоятельного правления Святослава (которого, судя по всему, христиане были только рады вытурить из Киева повоевать где-нибудь ещё). В начале своего правления Ольга, судя по всему, берет курс на сближение с Византией (куда она даже ездит) и на противостояние с Хазарией. Святослав тут выступает скорее в роли полководца и исполнителя, чем центра принятия решений. Характерно, что в 967—968 гг. он нападает на Болгарию по просьбе Византии, а после смерти Ольги (968) начинает воевать с самими византийцами. | : Вообще говоря, про X век точных данных маловато, слишком многое основывается на реконструкциях. Но очевидно, что со времен крещения Ольги роль христианства на Руси резко возрастает. Начиная со времени Ольги появляется сильная христианская партия, которая фактически и определяет в основном политику Киева (но не Новгорода) на протяжении большей части этого периода, за исключением раннего правления Владимира и короткого самостоятельного правления Святослава (которого, судя по всему, христиане были только рады вытурить из Киева повоевать где-нибудь ещё). В начале своего правления Ольга, судя по всему, берет курс на сближение с Византией (куда она даже ездит) и на противостояние с Хазарией. Святослав тут выступает скорее в роли полководца и исполнителя, чем центра принятия решений. Характерно, что в 967—968 гг. он нападает на Болгарию по просьбе Византии, а после смерти Ольги (968) начинает воевать с самими византийцами. | ||
: И к этому времени многие воины-русы были уже крещеными. Это показывает текст договора 944 г., а согласно Иоакимовской летописи часть дружины Святослава была христианами — ею руководил брат Святослава [[rwp:Улеб Игоревич|Улеб]]. То есть в победах Святослава участвовали и христиане также. Христианам, согласно той же летописи, благоволил Ярополк I. Христианской партии, откровенно говоря, была выгодна странная смерть Святослава, оставшегося зачем-то зимовать в устье Днепра, казнившего во время зимовки Улеба с дружинниками-христианами, а затем убитого печенегами, с которыми, возможно, киевляне попросту договорились, чтобы те Святослава в Киев не пустили. Владимир захватил власть в Киеве с помощью язычников-новгородцев, наёмных варягов и обмана. Но от варягов он быстро отделался, даже толком не заплатив им, а уже к 987 г. крестился сам, а затем перешел к открытому крещению Киева и прочих городов. Что означает, что ему было на кого опереться и в своей дружине, и в населении Киева. | : И к этому времени многие воины-русы были уже крещеными. Это показывает текст договора 944 г., а согласно Иоакимовской летописи часть дружины Святослава была христианами — ею руководил брат Святослава [[rwp:Улеб Игоревич|Улеб]]. То есть в победах Святослава участвовали и христиане также. Христианам, согласно той же летописи, благоволил Ярополк I. Христианской партии, откровенно говоря, была выгодна странная смерть Святослава, оставшегося зачем-то зимовать в устье Днепра, казнившего во время зимовки Улеба с дружинниками-христианами, а затем убитого печенегами, с которыми, возможно, киевляне попросту договорились, чтобы те Святослава в Киев не пустили. Владимир захватил власть в Киеве с помощью язычников-новгородцев, наёмных варягов и обмана. Но от варягов он быстро отделался, даже толком не заплатив им, а уже к 987 г. крестился сам, а затем перешел к открытому крещению Киева и прочих городов. Что означает, что ему было на кого опереться и в своей дружине, и в населении Киева. | ||
: Попытка реанимации язычества была довольно скоро свернута, а сами разборки за власть между Святославичами с внешнеполитической точки зрения прошли практически безболезненно (разве что-какие-то племена на востоке ненадолго отложились), в отличие от разборок Владимировичей, когда поляки пришли в Киев и заняли червенские города (а венгры заняли Закарпатье). Так что распря Владимировичей тянет на кризис, сопоставимый с последующими крупными кризисами в истории России, а распря Святославичей | : Попытка реанимации язычества была довольно скоро свернута, а сами разборки за власть между Святославичами с внешнеполитической точки зрения прошли практически безболезненно (разве что-какие-то племена на востоке ненадолго отложились), в отличие от разборок Владимировичей, когда поляки пришли в Киев и заняли червенские города (а венгры заняли Закарпатье). Так что распря Владимировичей тянет на кризис, сопоставимый с последующими крупными кризисами в истории России, а распря Святославичей — скорее нет. | ||
:Кризис языческих ценностей случился ведь еще во времена Игоря, когда вместо ожидаемых от языческого вождя побед случился целый ряд крупных поражений на Каспии и на Черном море. А периоды языческой реакции при Святославе и по вокняжении Владимира были, таким образом, скорее эксцессами и рецидивами. Условно говоря, язычник Святослав между Ольгой и Владимиром оказался чем-то вроде | : Кризис языческих ценностей случился ведь еще во времена Игоря, когда вместо ожидаемых от языческого вождя побед случился целый ряд крупных поражений на Каспии и на Черном море. А периоды языческой реакции при Святославе и по вокняжении Владимира были, таким образом, скорее эксцессами и рецидивами. Условно говоря, язычник Святослав между Ольгой и Владимиром оказался чем-то вроде «троцкиста» Хрущёва между Сталиным и Брежневым, а Ярополк — чем-то вроде Маленкова :) [[Участник:AlexBond|AlexBond]] ([[Обсуждение участника:AlexBond|обсуждение]]) 01:08, 4 декабря 2014 (MSK) | ||
:: Еще в ситуации с Ольгой, Святославом и Ярополком есть некоторые параллели с Екатериной II, Павлом I и Александром I — Екатерина тоже больше любила внука и занималась его воспитанием. [[Участник:AlexBond|AlexBond]] ([[Обсуждение участника:AlexBond|обсуждение]]) 04:12, 4 декабря 2014 (MSK) |
Текущая версия от 03:12, 4 декабря 2014
Переименовать второй период
Есть предложение период Крещения Руси переименовать как-то поскольку в 1 периоде был «военный коммунизм» и он рухнул с гибелью Игоря. Ольга, став христианкой, тем не менее построила языческое государство, замечу, что с привезённым варягами кровавым культом Перуна, требовавшим личной доблести и побед, в чём и выразились «достижения» периода эпохи Святослава. И разборки между сыновьями в том обществе — практически нормальное явления. Кризис же его развития случился прямо во время правления Владимира, который сначала пытался реанимировать и усилить язычество, но набор дремучих суеверий (например, не зря нет письменных памятников — просто писание в системах такого рода взглядов считалось магическим действом и особо грамотного могли и на голову укоротить), да ещё и в каждом месте свой, объективно завёл страну в тупик. Это видела Ольга, но ничего сделать не смогла, а сделал Владимир, когда совсем уж припёрло. Поэтому Крещение Руси — это ПМСМ следующий период, тем более, что процесс местами, например в Ростове, прилично затянулся — третьему епископу города пришлось поселиться за стеной и учить детей, настолько упёртыми были в большинстве своём местные взрослые.--Бульдозер (обсуждение) 23:59, 3 декабря 2014 (MSK)
- Пока заменил на чуть более аккуратную формулировку — «Начало Крещения Руси». Действительно, если говорить точнее, фиксируя ситуацию, а не ключевую тенденцию, то этот период — что-то вроде «Борьба язычества и христианства» или «Языческо-христианская Русь». Правда и дальше было двоеверие, но ко времени Ярослава христианство утвердилось хотя бы в городах, однозначно став магистральным направлением.
- Вообще говоря, про X век точных данных маловато, слишком многое основывается на реконструкциях. Но очевидно, что со времен крещения Ольги роль христианства на Руси резко возрастает. Начиная со времени Ольги появляется сильная христианская партия, которая фактически и определяет в основном политику Киева (но не Новгорода) на протяжении большей части этого периода, за исключением раннего правления Владимира и короткого самостоятельного правления Святослава (которого, судя по всему, христиане были только рады вытурить из Киева повоевать где-нибудь ещё). В начале своего правления Ольга, судя по всему, берет курс на сближение с Византией (куда она даже ездит) и на противостояние с Хазарией. Святослав тут выступает скорее в роли полководца и исполнителя, чем центра принятия решений. Характерно, что в 967—968 гг. он нападает на Болгарию по просьбе Византии, а после смерти Ольги (968) начинает воевать с самими византийцами.
- И к этому времени многие воины-русы были уже крещеными. Это показывает текст договора 944 г., а согласно Иоакимовской летописи часть дружины Святослава была христианами — ею руководил брат Святослава Улеб. То есть в победах Святослава участвовали и христиане также. Христианам, согласно той же летописи, благоволил Ярополк I. Христианской партии, откровенно говоря, была выгодна странная смерть Святослава, оставшегося зачем-то зимовать в устье Днепра, казнившего во время зимовки Улеба с дружинниками-христианами, а затем убитого печенегами, с которыми, возможно, киевляне попросту договорились, чтобы те Святослава в Киев не пустили. Владимир захватил власть в Киеве с помощью язычников-новгородцев, наёмных варягов и обмана. Но от варягов он быстро отделался, даже толком не заплатив им, а уже к 987 г. крестился сам, а затем перешел к открытому крещению Киева и прочих городов. Что означает, что ему было на кого опереться и в своей дружине, и в населении Киева.
- Попытка реанимации язычества была довольно скоро свернута, а сами разборки за власть между Святославичами с внешнеполитической точки зрения прошли практически безболезненно (разве что-какие-то племена на востоке ненадолго отложились), в отличие от разборок Владимировичей, когда поляки пришли в Киев и заняли червенские города (а венгры заняли Закарпатье). Так что распря Владимировичей тянет на кризис, сопоставимый с последующими крупными кризисами в истории России, а распря Святославичей — скорее нет.
- Кризис языческих ценностей случился ведь еще во времена Игоря, когда вместо ожидаемых от языческого вождя побед случился целый ряд крупных поражений на Каспии и на Черном море. А периоды языческой реакции при Святославе и по вокняжении Владимира были, таким образом, скорее эксцессами и рецидивами. Условно говоря, язычник Святослав между Ольгой и Владимиром оказался чем-то вроде «троцкиста» Хрущёва между Сталиным и Брежневым, а Ярополк — чем-то вроде Маленкова :) AlexBond (обсуждение) 01:08, 4 декабря 2014 (MSK)
- Еще в ситуации с Ольгой, Святославом и Ярополком есть некоторые параллели с Екатериной II, Павлом I и Александром I — Екатерина тоже больше любила внука и занималась его воспитанием. AlexBond (обсуждение) 04:12, 4 декабря 2014 (MSK)