Дегуманизация: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Дегуманизация неизбежно приводит к дегуманизации самих дегуманизаторов, особенно если они сумели дойти до реализации своих угроз и призывов на деле, продемонстрировав жестокое и бесчеловечное поведение. Применение противником тактик дегуманизации регулярно становится предлогом для того, чтобы дегуманизировать противника в ответ, по следующей логике: «Посмотрите, как они бесчеловечны. Они нас за людей не считают! Они безжалостны и не остановятся ни перед чем. Они хотят нас уничтожить. Нельзя жить с такими людьми или вести с ними переговоры». [http://psyfactor.org/psyops/terror2-03.htm] | Дегуманизация неизбежно приводит к дегуманизации самих дегуманизаторов, особенно если они сумели дойти до реализации своих угроз и призывов на деле, продемонстрировав жестокое и бесчеловечное поведение. Применение противником тактик дегуманизации регулярно становится предлогом для того, чтобы дегуманизировать противника в ответ, по следующей логике: «Посмотрите, как они бесчеловечны. Они нас за людей не считают! Они безжалостны и не остановятся ни перед чем. Они хотят нас уничтожить. Нельзя жить с такими людьми или вести с ними переговоры». [http://psyfactor.org/psyops/terror2-03.htm] | ||
Кампании по дегуманизации часто становятся прелюдией, а затем и | Кампании по дегуманизации часто становятся прелюдией, а затем и постоянным информационным фоном различных конфликтов, войн, массовых убийств и актов геноцида. | ||
== Примеры дегуманизации == | == Примеры дегуманизации == |
Версия от 01:27, 5 июня 2015
Дегуманизация (расчеловечивание) — метод информационной войны, основанный на изображении человека или группы людей паразитами и недочеловеками, которых необходимо уничтожить. Метод эксплуатирует страх людей перед неизвестным или опасным. Это одна из самых жестоких методик информационной войны, так как направлена на подавление чувства личной и коллективной гумманости на формирование права на убийство или крайнее притеснение тех, кого дегуманизируют.
Дегуманизация неизбежно приводит к дегуманизации самих дегуманизаторов, особенно если они сумели дойти до реализации своих угроз и призывов на деле, продемонстрировав жестокое и бесчеловечное поведение. Применение противником тактик дегуманизации регулярно становится предлогом для того, чтобы дегуманизировать противника в ответ, по следующей логике: «Посмотрите, как они бесчеловечны. Они нас за людей не считают! Они безжалостны и не остановятся ни перед чем. Они хотят нас уничтожить. Нельзя жить с такими людьми или вести с ними переговоры». [1]
Кампании по дегуманизации часто становятся прелюдией, а затем и постоянным информационным фоном различных конфликтов, войн, массовых убийств и актов геноцида.
Примеры дегуманизации
«Волки и звери», «Хороший индеец — мёртвый индеец» (геноцид коренного населения Америки)
Практически с самого прибытия европейских колонизаторов в Америку шла активная дегуманизация коренного населения американского континента. История США началась и была первые века неразрывно связана с дегуманизацией и геноцидом коренного индейского населения.
Первый президент США Джордж Вашингтон говорил, что индейцы — «волки и звери, не заслуживающие от белых ничего, кроме как быть полностью уничтоженными». Томас Джефферсон, третий президент и один из отцов-основателей США, призывал «преследовать индейцев до тех пор, пока они не будут истреблены, либо выгнать их на другие земли, за пределы нашей досягаемости». Президент Эндрю Джексон вообще хвастался тем, что «при любых обстоятельствах сохранял скальпы убитых» — он лично руководил расчленением тел около 800 индейцев племени крик (мужчин, женщин и детей), жестоко убитых им и его людьми. Джексон отрубал носы для подсчета и регистрации числа погибших и «срезал с их тел длинные полоски кожи, чтобы продубить ее и изготовить поводья». Разумеется, при этом Джексон активно использовал риторику дегуманизации, призывая вытаскивать индейцев из «берлог» и убивать индианок и их «детенышей».[2]
В 1886 году Теодор Рузвельт (будущий президет США) заявил: «Думаю, мне должно быть стыдно признаться, что я разделяю западные взгляды на индейцев. Я не зайду так далеко, чтобы говорить, что хороший индеец — мертвый индеец, но я думаю, что в девяти случаях из десяти так оно и есть, а в подробностях десятого мне не очень хочется разбираться». Эти слова стали знаменитыми. Характерно, что в 1971 году, через три года после резни в Май-Лэй во Вьетнаме, капитан армии США Роберта Б. Джонсон оправдывался в массовых убийствах военнопленных, ссылаясь «на естественное правило, что „хороший узкоглазый — мертвый узкоглазый“».[3]
Результат: до 90-95 % процентов индейского населения многих областей Америки было уничтожено колонизаторами, в Северной Америке (США и Канада) индейцев осталось всего 200 тысяч (из первоначальных 2-4 миллионов, по меньшей мере), да и те оказались загнанными на худшие земли в резервации.[1]
«Уберменши» (Вторая мировая и геноцид народов Восточной Европы)
Классический пример — нацистская идеология расового превосходства: арийцы (немцы, европейцы и т. д.) — «высшая раса», а все прочие (славяне, евреи, кавказцы и т. д.) — «недочеловеки» («уберменши»).
Результат: многие миллионы убитых на войне и в концлагерях славян (русских, поляков и т. д.), евреев и представителей иных народов, многие миллионы немцев при этом были убиты в ходе вынужденного им сопротивления.
«Тараканы и крысы» (геноцид в Руанде, 1994)
7 и 8 апреля 1994 года руандская радиостанция RTLM подстрекала представителей народности хуту к геноциду народности тутся со словами: «Вы должны убивать их [тутси], они тараканы…», 2 июля — «Не знаю, поможет ли нам Бог уничтожить их [тутси]… но мы должны восстать, чтобы искоренить эту расу плохих людей. <.»> Они должны быть уничтожены, другого пути нет".[4]
Результат: от 500 000 до 1 000 000 человек убитых (в большинстве своем зарезанных или забитых) в ходе дичайшего геноцида, который кажется чем-то совершенно невероятным для конца XX века.[5]
За полвека до этого гитлеровцы также изображали евреев в виде крыс в своих пропагандистских материалах.[6]
«Колорады» (Украинский кризис, 2014)
Украинские националисты в ходе украинского кризиса в 2014 году стали называть противников Майдана и киевской хунты «колорадами» и «личинками колорадов» (якобы по цветам георгиевской ленты, которые, однако, не совпадают с типичной желто-черной раскраской колорадского жука).
Украинских националистов и бойцов ВСУ в ответ начали называть укропами (еще ранее так сокращенно называли украинских оппозиционеров), что тоже можно отнести к дегуманизации, хотя и крайне мягкой (сами украинцы стали широко использовать изображение укропа в своей пропаганде).
«Колорадов», однако, мягким троллингом счесть сложно.
Результат: как минимум 6000 тысяч погибших и 15 000 раненых (на середину 2015) в ходе гражданской войны на Донбассе и в иных столкновениях на Украине (трагедия в Одессе и др.).
Выводы
Арлин Одергон, автор книги «Отель „Война“. Психологическая динамика вооруженных конфликтов», отмечает: «Тактика дегуманизации дегуманизирует не только целевую группу, против которой направлена. Эта тактика дегуманизирует всех нас».[7]
Дегуманизацию следует пресекать в зародыше, до разрастания ее в неконтролируемую массовую истерию, иначе происходит катастрофа. Так, например, в 2012—2013 гг. удалось пресечь Белоленточную цветную революцию в России, когда сторонники белой ленты называли избирателей Путина «люмпенами», «быдлом» и «анчоусами», а их противники называли белоленточников «белоленточными червями». Здесь мы снова видим, как применение негуманных тактик с неизбежностью провоцирует в том числе и столь же негуманные реакции.
Конечно, когда сталкиваются интересы достаточно крупных общественных или национальных групп, практически невозможно с гарантией добиться того, что все без исключения представители этих групп будут себя вести корректно. Тем не менее, к этому нужно стремиться, и ответственность властей и наиболее сильной стороны состоит в том, чтобы гасить, а не разжигать конфликты. Тем более, что именно та сторона конфликта, которая более всех разжигает, оказывается наиболее морально неправой, и это можно использовать против неё.
В течение практически всей своей тысячелетней истории русские славились достаточно гуманным и сдержанным (а зачастую даже благородным и добрым) отношением к своим противникам. Это отнюдь не помешало России стать одной из крупнейших и сильнейших стран в мире, и эту традицию стоит поддерживать.
Ссылки
Примечания
- ↑ Хотя значительную роль сыграли принесенные из Европы заразные болезни, жертвы индейского населения от убийств и притеснений со стороны колонизаторов, из-за развязанных европейцами войн и вынужденных переселений также были очень велики.