Окно Овертона: различия между версиями
Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Okno-overtona-ukr.jpg|thumb|450px|Принцип работы Окна Овертона на примере отношения к ОУН-УПА, бандеровскому движению и неонацизму на Украине]] | |||
'''Окно Овертона''' (также '''окно дискурса''') — концепция | '''Окно Овертона''' (также '''окно дискурса''') — концепция, согласно которой в публичных высказываниях, касающихся вопросов общественной морали и ценностей общества, существуют определённые рамки («окно возможностей» для дискурса), которые с течением времени могут сдвигаться/расширяться (то есть, неприемлемые ранее высказывания с течением времени могут стать приемлемыми, что может произойти в результате постоянного обсуждения соответствующих идей в изначальных более узких рамках). Впервые концепция была описана вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Консерваторы используют понятие «окна Овертона» для критики пропаганды идей и теорий, нацеленных на то, чтобы перевернуть сложившиеся в обществе нормы морали, ценности и установки. | ||
== | Пропагандируемые с помощью «сдвига окна Овертона» идеи (такие как нетрадиционные сексуальные отношения, смена пола, позитивная дискриминация различных меньшинств, радикально левые или радикально правые взгляды) консервативные публицисты считают деструктивными. Либеральные публицисты в ответ обвиняют консерваторов в конспирологии: с их точки зрения, «окно Овертона» – это теория заговора. | ||
==Суть концепции== | |||
Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства<ref>''Lehman, J. G.'' [http://www.mackinac.org/12481 An Introduction to the Overton Window of Political Possibility] // Mackinac Center for Public Policy.</ref>. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет. | Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства<ref>''Lehman, J. G.'' [http://www.mackinac.org/12481 An Introduction to the Overton Window of Political Possibility] // Mackinac Center for Public Policy.</ref>. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет. | ||
В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер опубликовал статью<ref>''Carter, J.'' [https://www.thegospelcoalition.org/article/how-to-change-a-society-in-5-easy-steps/ How to Change a Society in 5 Easy Steps] // The Gospel Coalition. 03.05.2013.</ref>, согласно которой изменения отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуальных отношений, являются сознательной манипуляцией рамками окна дискурса. Автор описывает, как ряд совершенно чуждых обществу идей якобы был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплён законодательно (сначала за гомосексуализм перестали наказывать, потом разрешили гей-парады, потом однополые союзы, потом однополые браки…). Картер считает, что «окно возможностей» специально постепенно двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсуждаемое и регулируемое законодательно. | |||
== Теория заговора или нет == | |||
Ряд критиков пишут об «окне Овертона» как теории заговора. Мол, нету никаких тайных кукловодов, которые дергают за невидимые ниточки и расширяют постепенно «окно дискурса»: внедрение новых идей происходит постепенно, само собой, снизу, а не сверху. И вообще Овертон писал про политический дискурс вообще, а не про внедрение именно деструктивных идей. | |||
Действительно, технология «окна Овертона» может применяться и для распространения положительных идей (что же касается идей отрицательных, то их носители и распространители, как правило, считают их положительными). С учётом этого, концепцию «окна Овертона» можно считать нейтральной. | |||
Также не существует никаких существенных препятствий для того, чтобы определённые группы влияния среди элиты, которые контролируют денежные потоки, законодательство, редакционную политику СМИ и цензуру в соцсетях, продвигали определённые идеи (а продвижению противоположных идей, наоборот, препятствовали). Собственно, в этом состоит суть политической и идеологической борьбы испокон веков («окно Овертона» на практике начали использовать отнюдь не в XX веке, а гораздо раньше). То, что значительная (возможно, даже основная) часть сторонников какой-либо идеи включается в процесс её распространения добровольно (без непосредственных финансовых или иных стимулов) не отменяет того, что определённые политические группы, руководство СМИ и влиятельных дискуссионных площадок могут производить определённые манипуляции для внедрения тех или иных «месседжей» (высказываний, содержащих некий идеологический посыл). | |||
С одной стороны, возможности для манипуляций с «окном Овертона» ограничены: сдвиг не может быть слишком быстрым, так как слишком радикальные (на данный момент) «месседжи» могут произвести обратный эффект на читателей/зрителей, отпугнув их. С другой стороны, профессиональные, масштабные по своей задумке манипуляции могут быть рассчитаны на длительное время, которое обычно у политиков и владельцев/редакторов СМИ/соцсетей наличествует, поэтому ничто не мешает подавать практически любые идеи постепенно, «по кусочку», с последовательным повышением градуса радикальности. | |||
Согласно известном «парадоксу лягушки», если лягушку поместят в кипящую воду, то она выпрыгнет – однако если будет находиться в холодной воде, которую будут медленно нагревать, то не распознает опасность и будет медленно вариться, пока не погибнет. | |||
Таким образом, характеризовать концепцию Овертона и её применение публицистами консерваторами как «теорию заговора» – нет оснований, так как, в общем, никакого противоречия логике, науке и фактам здесь нет. С другой стороны, следует признать, что «окно Овертона» может использоваться и для продвижения идей консервативного толка. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
;«Окно Овертона» как технология внедрения деструктивных идей | |||
;«Окно Овертона» как | |||
* {{cite web|url=http://russian7.ru/2015/06/chto-nuzhno-znat-ob-oknakh-overtona/|title=Что нужно знать об «Окнах Овертона»|author=[[Эдвард Чесноков|Чесноков Э.]]|date=2015-06-15|publisher=[http://russian7.ru/ «Русская Семёрка»]|accessdate=2015-08-13|archiveurl=https://archive.is/YHIB8 |archivedate=2015-08-13}} | * {{cite web|url=http://russian7.ru/2015/06/chto-nuzhno-znat-ob-oknakh-overtona/|title=Что нужно знать об «Окнах Овертона»|author=[[Эдвард Чесноков|Чесноков Э.]]|date=2015-06-15|publisher=[http://russian7.ru/ «Русская Семёрка»]|accessdate=2015-08-13|archiveurl=https://archive.is/YHIB8 |archivedate=2015-08-13}} | ||
* [http://nstarikov.ru/blog/36349 Технология уничтожения. Окно Овертона] | * [http://nstarikov.ru/blog/36349 Технология уничтожения. Окно Овертона] | ||
Строка 27: | Строка 33: | ||
* [http://aftershock.news/?q=node/313095 Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?] | * [http://aftershock.news/?q=node/313095 Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?] | ||
* [[trd:Когнитивная тень|Когнитивная тень]] — статья в Традиции, описывающая положение объекта за рамками дискурса | * [[trd:Когнитивная тень|Когнитивная тень]] — статья в Традиции, описывающая положение объекта за рамками дискурса | ||
; | |||
;Критика концепции «Окна Овертона» | |||
* {{cite web|url=https://makkawity.livejournal.com/3324575.html|title=Как «окно Овертона» стало страшилкой консерваторов и о чем писал Джон Овертон на самом деле|author=Асмолов К. В.|date=2015-03-17|publisher=LiveJournal|accessdate=2019-08-29|archiveurl= |archivedate=}} | * {{cite web|url=https://makkawity.livejournal.com/3324575.html|title=Как «окно Овертона» стало страшилкой консерваторов и о чем писал Джон Овертон на самом деле|author=Асмолов К. В.|date=2015-03-17|publisher=LiveJournal|accessdate=2019-08-29|archiveurl= |archivedate=}} | ||
* {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=«Окно овертона»: теория заговора в действии|author=Басина П. А.|date=2018-06-11|publisher=Обозник|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | * {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=«Окно овертона»: теория заговора в действии|author=Басина П. А.|date=2018-06-11|publisher=Обозник|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | ||
* {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=Научный бред теории «Окно Овертона»|author=Громов Д.|date=2016-10-13|publisher=[[Континенталист]]|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | * {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=Научный бред теории «Окно Овертона»|author=Громов Д.|date=2016-10-13|publisher=[[Континенталист]]|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | ||
* {{cite web|url=https://anlazz.livejournal.com/38115.html|title=«Окно Овертона»: особенности постсоветской конспирологии|author=anlazz |date=2014-02-10|publisher=LiveJournal|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | * {{cite web|url=https://anlazz.livejournal.com/38115.html|title=«Окно Овертона»: особенности постсоветской конспирологии|author=anlazz |date=2014-02-10|publisher=LiveJournal|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}} | ||
== Примечания == | |||
<references/> | |||
<br> | <br> | ||
{{Другой лагерь}} | {{Другой лагерь}} |
Текущая версия от 14:43, 4 мая 2023
Окно Овертона (также окно дискурса) — концепция, согласно которой в публичных высказываниях, касающихся вопросов общественной морали и ценностей общества, существуют определённые рамки («окно возможностей» для дискурса), которые с течением времени могут сдвигаться/расширяться (то есть, неприемлемые ранее высказывания с течением времени могут стать приемлемыми, что может произойти в результате постоянного обсуждения соответствующих идей в изначальных более узких рамках). Впервые концепция была описана вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Консерваторы используют понятие «окна Овертона» для критики пропаганды идей и теорий, нацеленных на то, чтобы перевернуть сложившиеся в обществе нормы морали, ценности и установки.
Пропагандируемые с помощью «сдвига окна Овертона» идеи (такие как нетрадиционные сексуальные отношения, смена пола, позитивная дискриминация различных меньшинств, радикально левые или радикально правые взгляды) консервативные публицисты считают деструктивными. Либеральные публицисты в ответ обвиняют консерваторов в конспирологии: с их точки зрения, «окно Овертона» – это теория заговора.
Суть концепции
Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства[1]. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.
В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер опубликовал статью[2], согласно которой изменения отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуальных отношений, являются сознательной манипуляцией рамками окна дискурса. Автор описывает, как ряд совершенно чуждых обществу идей якобы был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплён законодательно (сначала за гомосексуализм перестали наказывать, потом разрешили гей-парады, потом однополые союзы, потом однополые браки…). Картер считает, что «окно возможностей» специально постепенно двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсуждаемое и регулируемое законодательно.
Теория заговора или нет
Ряд критиков пишут об «окне Овертона» как теории заговора. Мол, нету никаких тайных кукловодов, которые дергают за невидимые ниточки и расширяют постепенно «окно дискурса»: внедрение новых идей происходит постепенно, само собой, снизу, а не сверху. И вообще Овертон писал про политический дискурс вообще, а не про внедрение именно деструктивных идей.
Действительно, технология «окна Овертона» может применяться и для распространения положительных идей (что же касается идей отрицательных, то их носители и распространители, как правило, считают их положительными). С учётом этого, концепцию «окна Овертона» можно считать нейтральной.
Также не существует никаких существенных препятствий для того, чтобы определённые группы влияния среди элиты, которые контролируют денежные потоки, законодательство, редакционную политику СМИ и цензуру в соцсетях, продвигали определённые идеи (а продвижению противоположных идей, наоборот, препятствовали). Собственно, в этом состоит суть политической и идеологической борьбы испокон веков («окно Овертона» на практике начали использовать отнюдь не в XX веке, а гораздо раньше). То, что значительная (возможно, даже основная) часть сторонников какой-либо идеи включается в процесс её распространения добровольно (без непосредственных финансовых или иных стимулов) не отменяет того, что определённые политические группы, руководство СМИ и влиятельных дискуссионных площадок могут производить определённые манипуляции для внедрения тех или иных «месседжей» (высказываний, содержащих некий идеологический посыл).
С одной стороны, возможности для манипуляций с «окном Овертона» ограничены: сдвиг не может быть слишком быстрым, так как слишком радикальные (на данный момент) «месседжи» могут произвести обратный эффект на читателей/зрителей, отпугнув их. С другой стороны, профессиональные, масштабные по своей задумке манипуляции могут быть рассчитаны на длительное время, которое обычно у политиков и владельцев/редакторов СМИ/соцсетей наличествует, поэтому ничто не мешает подавать практически любые идеи постепенно, «по кусочку», с последовательным повышением градуса радикальности.
Согласно известном «парадоксу лягушки», если лягушку поместят в кипящую воду, то она выпрыгнет – однако если будет находиться в холодной воде, которую будут медленно нагревать, то не распознает опасность и будет медленно вариться, пока не погибнет.
Таким образом, характеризовать концепцию Овертона и её применение публицистами консерваторами как «теорию заговора» – нет оснований, так как, в общем, никакого противоречия логике, науке и фактам здесь нет. С другой стороны, следует признать, что «окно Овертона» может использоваться и для продвижения идей консервативного толка.
Ссылки
- «Окно Овертона» как технология внедрения деструктивных идей
- Чесноков Э. Что нужно знать об «Окнах Овертона». «Русская Семёрка» (15 июня 2015). Проверено 13 августа 2015. Архивировано из первоисточника 13 августа 2015.
- Технология уничтожения. Окно Овертона
- Технология уничтожения
- Закройте, дует… «Эхо Москвы» и «окно Овертона»
- Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?
- Когнитивная тень — статья в Традиции, описывающая положение объекта за рамками дискурса
- Критика концепции «Окна Овертона»
- Асмолов К. В. Как «окно Овертона» стало страшилкой консерваторов и о чем писал Джон Овертон на самом деле. LiveJournal (17 марта 2015). Проверено 29 августа 2019.
- Басина П. А. «Окно овертона»: теория заговора в действии. Обозник (11 июня 2018). Проверено 5 августа 2018.
- Громов Д. Научный бред теории «Окно Овертона». Континенталист (13 октября 2016). Проверено 5 августа 2018.
- anlazz «Окно Овертона»: особенности постсоветской конспирологии. LiveJournal (10 февраля 2014). Проверено 5 августа 2018.
Примечания
- ↑ Lehman, J. G. An Introduction to the Overton Window of Political Possibility // Mackinac Center for Public Policy.
- ↑ Carter, J. How to Change a Society in 5 Easy Steps // The Gospel Coalition. 03.05.2013.