Комментарии к Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
| (не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
'''[[ | '''[[runi:Конституция Российской Федерации|Конституция Российской Федерации]]''' (далее '''Конституция России''' или '''Конституция''') – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на [[runi:Всенародное голосование по Конституции России|всенародном голосовании]] 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. Заменила собой Конституцию РСФСР(РФ) 1978 года, последнюю советскую конституцию. Термины ''«Основной закон»'' и ''«Конституция»'' являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России. | ||
'''Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского<ref>'''Чернявский, Александр Геннадьевич''' – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор [http:// | '''Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского<ref>'''Чернявский, Александр Геннадьевич''' – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор (см. [http://gospravo-journal.ru/index.php?dispatch=authors.details&author_id=10170 справку]).</ref>.''' Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции России, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Также рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году. | ||
== Преамбула к Конституции России == | == Преамбула к Конституции России == | ||
{{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.'''}} | {{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.'''}} | ||
'''Преамбула''' – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие<ref>Стр.531 || [[#Ссылки|Авакьян]]</ref>. | '''Преамбула''' – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие<ref>Стр.531 || [[#Ссылки|Авакьян С.А.]]</ref>. | ||
Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией. В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу. | Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией. В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу. | ||
С момента принятия Конституции России в её текст были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, [[Конституционная речь Владимира Путина|настаивая]] на проведении [[Голосование по поправкам в Конституцию России|всенародного голосования]] для принятия [[Поправки | С момента принятия Конституции России в её текст были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, [[Конституционная речь Владимира Путина|настаивая]] на проведении [[Голосование по поправкам в Конституцию России|всенародного голосования]] для принятия [[Поправки к Конституции России (2020)|поправок к Конституцию России]]: | ||
{{quote|Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.}} | {{quote|''Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.''}} | ||
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее. | В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее. | ||
=== | === Народное единство === | ||
{{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов'''}} | {{quote|'''Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов'''}} | ||
Еще на стадии формирования централизованного государства ( | Еще на стадии формирования централизованного государства (XV–XVI века) Россия складывалась как многонациональное государство – союз народов, проживающих на огромных просторах как Европы, так и Азии. Присоединение к этому союзу новых народов осуществлялось разными способами – от принятия в подданство (добровольное) до завоевания (насильственное). | ||
Формирование централизованного русского государства было основой политики [[Правители России#Иван III Васильевич Великий, 1462—1505|Ивана III Великого]] (1462-1505) – он объединил под своей властью большую часть княжеств (в частности, Новгородское) и свергнул татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, [[Правители России#Василий III Иванович Строитель, 1505—1533|Василии III Строителе]], были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, [[Правители России#Иван IV Васильевич Грозный, 1545—1584|Ивана IV Грозного]], который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды, в частности Казанского и Астраханского ханств. | Формирование централизованного русского государства было основой политики [[Правители России#Иван III Васильевич Великий, 1462—1505|Ивана III Великого]] (1462-1505) – он объединил под своей властью большую часть княжеств (в частности, Новгородское) и свергнул татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, [[Правители России#Василий III Иванович Строитель, 1505—1533|Василии III Строителе]], были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, [[Правители России#Иван IV Васильевич Грозный, 1545—1584|Ивана IV Грозного]], который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды, в частности Казанского и Астраханского ханств. | ||
На протяжении последующих веков | На протяжении последующих веков прирастала новыми территориями (см. [http://histography.ru/#8620101 карту]) – и Российская Империя (21,798 млн км²), и Советский Союз (22,402 млн км²) были крупнейшими континентальными государствами своего времени. Прирастала территориями и Российская Федерация – в 2014 году были присоединены [[Крым]] и [[Севастополь]]<sup>[http://www.kremlin.ru/events/president/news/20604]</sup><sup>[https://ria.ru/20140318/999999538.html]</sup><sup>[https://tass.ru/info/17304219]</sup>, в 2022 году [[ДНР]], [[ЛНР]], [[Запорожская область|Запорожская]] и [[Херсонская область|Херсонская области]]<sup>[http://kremlin.ru/events/president/news/69465]</sup><sup>[http://www.rbc.ru/politics/30/09/2022/6336e7c09a7947eec9c57c8e]</sup><sup>[http://tass.ru/info/18875697]</sup>. Изъявили желание войти в состав России [[Приднестровье]]<sup>[http://history.gospmr.org/referendum-2006-put-na-rodinu/]</sup><sup>[http://rg.ru/2006/09/18/pridnestrovye.html]</sup><sup>[http://www.rbc.ru/photoreport/17/09/2016/57da38bb9a79475a5bfe6b27]</sup> и [[Южная Осетия]].<sup>[http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-nastalo-vremya-yuzhnoj-osetii-vernutsya-domoj-v-rossiyu/]</sup><sup>[http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-podpisal-ukaz-o-naznachenii-referenduma-respubliki-yuzhnaya-osetiya/]</sup>. | ||
Вышеописанный процесс вкратце выражен во фразе ''«соединенные общей судьбой на своей земле»'' – такой смысл заложили в нее авторы преамбулы, чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы. Другой смысл, заложенный авторами – защита территориальной целостности страны. Россия, осознавая себя в своих границах, '''не намерена''' отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей – субъекты федерации '''не наделены''' правом сецессии (выхода) из состава единого государства. Осуществление народами России права на самоопределение осуществляется лишь в рамках '''единства её территории''' – для этого в составе России образованы республики и другие автономные образования. | |||
=== | === Гражданский мир === | ||
{{quote|'''утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие'''}} | {{quote|'''утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие'''}} | ||
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития. | Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития. | ||
Если нынешняя конституция основана | Если нынешняя конституция основана на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, то авторы советских конституций делали акцент на пролетарско-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию, и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах. | ||
После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса. | После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса. | ||
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность | В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность – многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса. | ||
=== | === Уважение к прошлому === | ||
{{quote|'''чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость'''}} | {{quote|'''чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость'''}} | ||
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ. | По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ. | ||
| Строка 41: | Строка 41: | ||
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи. | Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи. | ||
=== | === Демократическое государство === | ||
{{quote|'''возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы'''}} | {{quote|'''возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы'''}} | ||
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет. | Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет. | ||
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[ | Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[rws:Декларация о государственном суверенитете РСФСР|Декларацию о государственном суверенитете]]. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР. | ||
=== | === Ответственность за свою Родину === | ||
{{quote|'''исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества'''}} | {{quote|'''исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества'''}} | ||
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня. | Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня. | ||
| Строка 55: | Строка 55: | ||
<!--== Раздел первый. Основные положения == | <!--== Раздел первый. Основные положения == | ||
=== Глава 1. Основы конституционного строя === | === Глава 1. Основы конституционного строя === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 1)}} | |||
=== Глава 2. Права и свободы человека и гражданин === | === Глава 2. Права и свободы человека и гражданин === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 2)}} | |||
=== Глава 3. Федеративное устройство === | === Глава 3. Федеративное устройство === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 3)}} | |||
=== Глава 4. Президент Российской Федерации === | === Глава 4. Президент Российской Федерации === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 4)}} | |||
=== Глава 5. Федеральное Собрание === | === Глава 5. Федеральное Собрание === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 5)}} | |||
=== Глава 6. Правительство Российской Федерации === | === Глава 6. Правительство Российской Федерации === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 6)}} | |||
=== Глава 7. Судебная власть и прокуратура === | === Глава 7. Судебная власть и прокуратура === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 7)}} | |||
=== Глава 8. Местное самоуправление === | === Глава 8. Местное самоуправление === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 8)}} | |||
=== Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции === | === Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции === | ||
{{main|Комментарии к Конституции России (глава 9)}} | |||
== Раздел второй. Заключительные и переходные положения ==--> | == Раздел второй. Заключительные и переходные положения ==--> | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
== Литература == | |||
* ''Авакьян С.А.'' [http://disk.yandex.ru/i/GsAvSS4TdPUd1w Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь] — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* '''''Чернявский А.Г.''''' '''[http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]''' (доступ платный) | * '''''Чернявский А.Г.''''' '''[http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]''' (доступ платный) | ||
* | * [[rws:Конституция Российской Федерации|Конституция Российской Федерации]] в актуальной редакции (на 4 октября 2022) | ||
[[Категория:Комментарии к Конституции России]] | [[Категория:Комментарии к Конституции России]] | ||
Текущая версия от 09:44, 16 августа 2025
Конституция Российской Федерации (далее Конституция России или Конституция) – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. Заменила собой Конституцию РСФСР(РФ) 1978 года, последнюю советскую конституцию. Термины «Основной закон» и «Конституция» являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России.
Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского[1]. Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции России, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Также рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году.
Преамбула к Конституции России
| Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
Преамбула – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие[2].
Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией. В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу.
С момента принятия Конституции России в её текст были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, настаивая на проведении всенародного голосования для принятия поправок к Конституцию России:
| Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. |
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее.
Народное единство
| Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов |
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV–XVI века) Россия складывалась как многонациональное государство – союз народов, проживающих на огромных просторах как Европы, так и Азии. Присоединение к этому союзу новых народов осуществлялось разными способами – от принятия в подданство (добровольное) до завоевания (насильственное).
Формирование централизованного русского государства было основой политики Ивана III Великого (1462-1505) – он объединил под своей властью большую часть княжеств (в частности, Новгородское) и свергнул татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, Василии III Строителе, были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, Ивана IV Грозного, который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды, в частности Казанского и Астраханского ханств.
На протяжении последующих веков прирастала новыми территориями (см. карту) – и Российская Империя (21,798 млн км²), и Советский Союз (22,402 млн км²) были крупнейшими континентальными государствами своего времени. Прирастала территориями и Российская Федерация – в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь[1][2][3], в 2022 году ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области[4][5][6]. Изъявили желание войти в состав России Приднестровье[7][8][9] и Южная Осетия.[10][11].
Вышеописанный процесс вкратце выражен во фразе «соединенные общей судьбой на своей земле» – такой смысл заложили в нее авторы преамбулы, чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы. Другой смысл, заложенный авторами – защита территориальной целостности страны. Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей – субъекты федерации не наделены правом сецессии (выхода) из состава единого государства. Осуществление народами России права на самоопределение осуществляется лишь в рамках единства её территории – для этого в составе России образованы республики и другие автономные образования.
Гражданский мир
| утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие |
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.
Если нынешняя конституция основана на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, то авторы советских конституций делали акцент на пролетарско-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию, и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах.
После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность – многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.
Уважение к прошлому
| чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость |
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – «веру в добро и справедливость». Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.
Демократическое государство
| возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы |
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года РСФСР, еще находясь в составе СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.
Ответственность за свою Родину
| исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества |
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.
Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.
Примечания
- ↑ Чернявский, Александр Геннадьевич – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор (см. справку).
- ↑ Стр.531 || Авакьян С.А.
Литература
- Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
Ссылки
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный) (доступ платный)
- Конституция Российской Федерации в актуальной редакции (на 4 октября 2022)