Доступ России к Мировому океану: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 153: Строка 153:


=== Причерноморье ===
=== Причерноморье ===
==== Субъекты РФ на побережье Причерноморья ====
[[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]]
[[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]]


'''''Субъекты РФ на побережье Черного и Азовского морей'''''<br>
Причерморье — совокупность прилегающих к Черному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государства как [[Россия]], [[Украина]], [[Румыния]], [[Болгария]], [[Турция]], [[Грузия]] и [[Абхазия]]. К территории Причерноморья относятся прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.
На побережье Черного и Азовского морей выходит 4 субъекта РФ и 1 федеральный округ:
{| class="wikitable sortable collapsible"
{| class="wikitable sortable collapsible"
! scope="col" | '''Субъект'''
! scope="col" | '''Субъект'''
! scope="col" | '''Федеральный округ'''
! scope="col" | '''Федеральный округ'''
! scope="col" | '''Плотность населения'''<ref name="Плотность"/>
! scope="col" | '''Плотность населения'''
|-
|-
| Краснодарский край || Южный || 73.05
| Краснодарский край || Южный || 73.05
Строка 170: Строка 170:
| Севастополь|| Южный || 481,79
| Севастополь|| Южный || 481,79
|}
|}
В плане заселенности Причерноморье обладает более благоприятными условиями, что видно по средней плотности населения в 62,7 чел/км2, что почти в 1,5 раза выше балтийского показателя. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.  
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселенной среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.


'''''Контроль над акваторией.'''''<br>
==== Насколько Россия контролирует Причерноморье ====
В Причерноморье Россия обладает 10 крупными портами:
{| class="wikitable sortable"
* Евпатория<ref name="Крым">С 2014 года</ref>
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн)
* Кавказ
|-
* Керчь<ref name="Крым"/>
| Новороссийск || Краснодарский край || 127,1
* Новороссийск
|-
* Севастополь<ref name="Крым"/>
| Туапсе || Краснодарский край || 25,2
* Ростов-на-Дону
|-
* Тамань
| Ростов-на-Дону || Ростовская область || 11,6
* Туапсе
|-
* Феодосия<ref name="Крым"/>
| Тамань || Краснодарский край || 12,3
* Ялта<ref name="Крым"/>
|-
'''Преимущества.''' Главное преимущество — Россия контролирует значительную часть (40%) черноморской акватории вследствие [[Воссоединение Крыма с Россией|Крымской Весны]]. Как и Калиниградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.<br>
| Азов || Ростовская область || 7,1
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для [[Крым#Что воссоединение с Россией дало Крыму|самого Крыма]], так и для [[Крым#Что воссоединение с Крымом дало России|России]]. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
|-
 
| Порт Кавказ || Краснодарский край || 30,5
'''Недостатки.''' Главная проблема — отдаленность от Атлантического и Индийского океанов. Доступ в Эгейское и Средиземное море контролируется Турцией и Грецией, в Атлантический океан Испанией и Великобританией, а в Индийский океан Египтом и Йеменом.<br>
|-
Другой проблемой является [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|экономическая зависимость]] от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения ([[Мост через Керченский пролив]]) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания [[Воссоединение Крыма с Россией|сецессии Крыма]] странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.<br>
| Керчь<ref name="Крым">С 2014 года</ref> || Республика Крым || 7,8
В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится.
|-
| Евпатория<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,84<ref>Данные 2013 года[http://www.novoross.info/economics/20540-gruzooborot-evpatoriyskogo-porta-vyros-na-154.html]</ref>
|-
| Феодосия<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,25<ref>Данные 2014 года[http://www.tks.ru/logistics/2014/03/24/0001]</ref>
|-
| Ялта<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,05<ref>Данные за январь-февраль 2014 года[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref>
|-
| Севастополь<ref name="Крым"/> || Севастополь || 0,4<ref>Данные за январь-февраль 2014 года[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref>
|-
| Таганрог || Ростовская область || 2,9
|}
Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее:
* '''Проблема проливов.''' Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Черное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует [[Турция]], вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв., включая Первую Мировую. [[rwp:Конвенция Монтрё о статусе проливов|Конвенция Монтрё]] обязывает все черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
* '''Доступ в Океаны.''' Проход по Эгейскому морю контролируется [[Греция|Грецией]] (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются [[Великобритания|Великобританией]] и [[Испания|Испанией]] (Гибралтарский пролив), [[Египтом]] (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
* '''Азовское море.''' В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится.
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. [[Крымская весна]] дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|экономическая зависимость]] от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения ([[Мост через Керченский пролив]]) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания [[Воссоединение Крыма с Россией|сецессии Крыма]] странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.


Однако, контроль над Причерноморьем дает России кое-какие весомые преимущества. Так присоединение Крыма дает России контроль на 40% черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.


Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для [[Крым#Что воссоединение с Россией дало Крыму|самого Крыма]], так и для [[Крым#Что воссоединение с Крымом дало России|России]]. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.


=== Каспий ===
=== Каспий ===

Версия от 21:23, 18 декабря 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Мировой Океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.

Территорию России омывают 13 морей, 12 относятся к трем океанам — Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый, а Каспий является замкнутым водоемом, не связанным с Мировым Океаном. Главная проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый Океан[5] с его малыми транспортными потоками, а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредственным через моря, омывающие Россию, выход из которых контролируется далеко не дружественными России государствами.

Какие моря омывают Россию?

Море Океан Район акватории РФ Карта
Азовское Атлантический Причерноморье Файл:Azov Sea.jpg
Балтийское Атлантический Балтика Baltica.jpg
Баренцово Северный Ледовитый Арктика Barents Sea.jpg
Белое море Северный Ледовитый Арктика White Sea map ru.png
Берингово Тихий Дальний Восток Bering Sea.jpg
Восточно-Сибирское Северный Ледовитый Арктика East-Siberian Sea.png
Карское Северный Ледовитый Арктика Kara Sea map RU.png
Каспийское Замкнутое море Каспий Caspian Sea.jpg
Море Лаптевых Северный Ледовитый Арктика Laptev Sea.png
Охотское Тихий Дальний Восток Sea of Okhotsk.jpg
Печорское Северный Ледовитый Арктика Pechora Sea.png
Чёрное Атлантический Причерноморье Black Sea relief location map.svg
Чукотское Северный Ледовитый Арктика Chukchi Sea map.png
Японское Тихий Дальний Восток Japan Sea.jpg

Описание районов российской акватории

Методологические пояснения

  • Берется общая плотность населения субъекта РФ, выходящего к морю
  • Данные по грузообороту крупных портов используются за 2015 год[6][7].
  • Под крупным портов понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным географическим положением и историческим значением.
  • Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе регион заселенность является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз - относительно хорошей.

Арктика

Субъекты РФ на побережье Арктики

Карта Северного Ледовитого Океана

На арктический район акватории РФ выходит наиболее число субъектов и федеральных округов России — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная.

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Архангельская область Северо-Западный 2,74
Красноярский край Сибирский 1,21
Мурманская область Северо-Западный 5,26
Ненецкий автономный округ Северо-Западный 0,25
Республика Карелия Северо-Западный 3,49
Республика Якутия Дальневосточный 0,31
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0,07
Ямало-Ненецкий автономный округ Уральский 0,69

Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселенности — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места[8].

При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:

Регион акватории Средняя плотность населения (чел/км2) Субъекты РФ
Европейский Север 2,93 Архангельская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Республика Карелия
Север Сибири 0,95 Красноярский край
Ямало-Ненецкий автономный округ
Север Дальнего Востока 0,19 Республика Якутия
Чукотский автономный округ

Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массовым исходом населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг., последствия которой были частично компенсированы созданием рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ в данный районы.

Насколько Россия контролирует Арктику

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Архангельск Архангельская область 3,8
Мурманск Мурманская область 22
Варандей Ненецкий автономный округ 6,6
Дудинка Красноярский край 1,2

Главная проблема — наличие крупных портов лишь на Европейской Севере и севере Сибири, то есть на меньшей части арктического побережья. К тому же порты сильно удалены друг от друга и лишены коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги). Последние две проблемы актуальны и для малых портов.

Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселенности, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.

С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность России — почти, потому что вариант с блокадой Берингова пролива Соединенными Штатами существует, хоть и маловероятен. Другим главным преимуществом Арктики является ее экономический потенциал — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, есть приличные перспективы развития Северного Морского Пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.

Балтика

Субъекты РФ на побережье Балтики

Карта Балтийского Моря

Является самой малой по размерам и протяженности береговой линии из всех акватории РФ. На нее выходит наименьшее число как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).

Субъект Федеральный округ Плотность населения[1]
Калининградская область Северо-Западный 64,56
Ленинградская область Северо-Западный 21,20
Санкт-Петербург Северо-Западный 3724,65

Итого средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчет не берется СПб, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс км2, которая занимается малую часть побережья Балтики.

Насколько Россия контролирует Балтику

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Санкт-Петербург Санкт-Петербург 51,7
Высоцк Ленинградская область 17,5
Усть-Луга Ленинградская область 87,9
Калининград Калининградская область 12,7
Приморск Ленинградская область 59,6

Главная проблема — под контролем России малая часть акватории Балтики, остальная часть контролируется странами ЕС и НАТО, недружественными России, а именно: Финляндией, Польшей, Германией, а также странами Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) и Скандинавии (Дания, Швеция и Норвегия). Рассмотрим поподробнее:

  • Выходы из Прибалтики. Контролируются Германией (Кильский канал), Данией с Швецией (заливы Каттегат и т.н. датские проливы[2]) и Норвегией (залив Скаггерак). В обе мировые войны Германия блокировала России выход из Балтики в Мировой Океан, что сильно негативно сказалось на торговле России с остальными странами Антанты и Антигитлеровской коалиции и вынудило использовать менее удобные альтернативы в виде акватории Арктики, Дальнего Востока и Каспия.
  • Финский залив. Восточная часть Финского залива — место расположения почти всех балтийских портов России. Большая часть его акватории, включая выход в Балтийское море контролируются Финляндией и Эстонией. Данное обстоятельство позволит без труда сковать большую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной Войне.
  • Калиниград. Проблему Финского залива частично решает наличие Калининграда — единственного крупный порт России на Балтике за пределами Финского залива. Хотя решает весьма условно — в нем расквартировано меньшая часть Балтийского Флота и войск Западного военного округа, которая окружена превосходящими силами НАТО в лице Польши и Литвы. Будучи полуанклавом[3] лишен беспрепятственной сухопутной связи с основной территорией России и территорией дружественной Белоруссии.

Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей заселенностью и климатическими условиями, но и приоритетом балтийского направления в морской торговле России. Также немалое влияние на развитие оказывает экономическое влияние Санкт-Петербурга как города-миллионера и второй столицы РФ.

Причерноморье

Субъекты РФ на побережье Причерноморья

Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)

Причерморье — совокупность прилегающих к Черному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государства как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К территории Причерноморья относятся прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Краснодарский край Южный 73.05
Республика Крым Южный 73,12
Ростовская область Южный 41,95
Севастополь Южный 481,79

Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселенной среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.

Насколько Россия контролирует Причерноморье

Порт Субъект РФ Грузоборот (млн тонн)
Новороссийск Краснодарский край 127,1
Туапсе Краснодарский край 25,2
Ростов-на-Дону Ростовская область 11,6
Тамань Краснодарский край 12,3
Азов Ростовская область 7,1
Порт Кавказ Краснодарский край 30,5
Керчь[4] Республика Крым 7,8
Евпатория[4] Республика Крым 0,84[5]
Феодосия[4] Республика Крым 0,25[6]
Ялта[4] Республика Крым 0,05[7]
Севастополь[4] Севастополь 0,4[8]
Таганрог Ростовская область 2,9

Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее:

  • Проблема проливов. Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Черное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует Турция, вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв., включая Первую Мировую. Конвенция Монтрё обязывает все черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
  • Доступ в Океаны. Проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
  • Азовское море. В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится.

Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. Крымская весна дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.

Однако, контроль над Причерноморьем дает России кое-какие весомые преимущества. Так присоединение Крыма дает России контроль на 40% черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.

Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.

Каспий

Карта Каспийского моря

Субъекты РФ на побережье Каспия
На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:

Субъект Федеральный округ Плотность населения[1]
Астраханская область Южный 20.78
Республика Дагестан Северо-Кавказский 59.99
Республика Калмыкия Южный 3.73

Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом каспийского побережья, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.

Контроль над акваторией.
Как и в Арктике, на Каспии Россия обладает лишь 2 крупными портами — Астраханью и Махачкалой, которые удалены друг от друга намного меньше Мурманска и Архангельска и обладают относительно быстрым сухопутным сообщением.

Преимущества. Главное преимущество — на Каспий не выходят враждебные России государства. Казахстан является членом ЕАЭС и самой дружественной России страной в регионе, Иран потенциальным союзником, а Азербайджан и Туркменистан нейтрально-дружественными странами. Тем не менее, это не дает повод для ослабления или даже упразднения Каспийского Флота, так как Каспий до сих пор является вратами для России в Закавказье, Среднюю Азию и Иран.

Недостатки. У России есть существенные трудности по привлечению Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе.
Также существует проблема освоения берегов Каспия, климат которых не является таким же благоприятным как на черноморском побережье.

Дальний Восток

Карта Дальнего Востока

Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:

Субъект Федеральный округ Плотность населения[1]
Камчатский край Дальневосточный 0.68
Магаданская область Дальневосточный 0,32
Приморский край Дальневосточный 11,71
Сахалинская область Дальневосточный 5.59
Хабаровский край Дальневосточный 1.69
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0.07

Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2. То есть заселенность лучше, чем на побережье Арктики, что во многом объясняется более благоприятными климатическим условиями, особенно в Приморье.

Контроль над акваторией.
На Дальнем Востоке Россия обладает крупными портами:

  • Ванино
  • Восточный[9]
  • Владивосток
  • Находка
  • Петропавлоск-Камчатский
  • Пригородное

Преимущества.

Недостатки.
Главная проблема — порты в Приморье и Сахалине слабо связаны с портами на северо-востоке России, прежде всего, из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры.
Порты в Приморье и чуть в меньшей степени имеют более менее прочные связи с транспортной сетью России, но стоят на морях, которые контролируются недружественными России Японией и Южной Кореей. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества.
Порты на северо-востоке России мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами в Приморье и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Плотность не указан текст
  2. Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, не считая заливов Каттегат и Скаггерак
  3. Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т.д.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 С 2014 года
  5. Данные 2013 года[1]
  6. Данные 2014 года[2]
  7. Данные за январь-февраль 2014 года[3]
  8. Данные за январь-февраль 2014 года[4]
  9. Вместе с Козьмино