Изменения границ современной России: различия между версиями
Fritz (обсуждение | вклад) |
Fritz (обсуждение | вклад) |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике. Если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе. | Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике. Если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе. | ||
Также договор открыл перед Россией дорогу к разработке месторождений углеводородов, которые находятся на спорной ранее территории. [http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/25042012.html] [http://www.rosneft.ru/news/pressrelease/21062012.html] | |||
== Присвоение анклава в Охотском море == | == Присвоение анклава в Охотском море == |
Версия от 16:16, 16 ноября 2013
Территориальная политика современной России отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории нашего государства, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.
Урегулирование территориального спора с Китаем
При подписании Версальского мирного договора в 1919 году был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера — за исключением специально оговоренных случаев.
В 1964 году Хрущёв и Мао Цзэдун договорились о размежевании территорий, однако при этом они подвесили в воздухе вопрос о нескольких островах на реке Амур.
Китайцы воспользовались этим, и заявили свои права на остров Даманский, который находится с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в 1969 году вооружённый военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих. [1]
По итогам конфликта, в октябре 1969 года, главы правительств Китая и СССР пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров при этом фактически контролировали китайцы.
Вокруг двух других островов — острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова — китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. Мы, в свою очередь, углубляли дно и укрепляли берег.
В 1991 году Горбачёв подписал с Китаем пограничный договор, согласно которому границу провели по фарватеру Амура. Остров Даманский при этом окончательно перешёл Китаю. Ирригационная война вокруг острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова продолжилась.
Наконец, в октябре 2004 года Путин подписал с Ху Цзиньтао окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам. [2] [3]
По итогам раздела Россия получила 70% острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 30% острова Большой Уссурийский. Как видно на карте, такое деление является самым логичным — так как полученная Россией часть острова Большой Уссурийский глубоко проникает в нашу территорию и, следовательно, передача её Китаю доставила бы нам значительные неудобства. Дополнительным достижением России стало то, что водозабор и водоотвод при этом остались на Российской стороне.
Самой важной достигнутой договором целью стало окончательное урегулирование территориальных споров на границе в 4 тысячи километров между Россией и её самым крупным во всех отношениях соседом — Китаем.
Критики договора утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может: как с юридической, так и с фактической точек зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому.
Урегулирование территориального спора с Норвегией
Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон государствами в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия. [4]
СССР полагал, что морскую границу следует проводить вдоль побережья острова Шпицберген. Норвегия настаивала на равноудалённости границы от острова Шпицберген и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.
Урегулирование спора осложнялось тем, что согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но находится при этом под международным контролем. Этот трактат не только не давал Норвегии прав на морские пространства вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам участникам договора (кроме Норвегии и России) притязать на акваторию Баренцева моря. [5]
Международный суд ООН в своём решении по Северному морю от 1969 года указывал, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон: [6]
…фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям… |
Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми.
Спор обострился, когда в Баренцевом море в дополнение к богатым рыбным ресурсам были обнаружены значительные запасы углеводородов. В апреле 2010 года Россия и Норвегия решили разделить спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части. [7]
Подписание соглашения вызывало шквал критики со стороны оппозиции: по логике критикующих, Россия должна была полностью проигнорировать аргументы норвежцев и продолжать настаивать на своём варианте границы.
Эту позицию можно понять, так как Россия (равно как и Норвегия) имела значительный запас юридических аргументов в пользу своего вариантов разграничения. В целом договор можно считать компромиссным.
Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике. Если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе.
Также договор открыл перед Россией дорогу к разработке месторождений углеводородов, которые находятся на спорной ранее территории. [8] [9]
Присвоение анклава в Охотском море
До 2013 года Охотское море не являлось внутреннем морем России: в его центре находился вытянутый анклав значительных размеров, известный в международной литературе как «Peanut Hole Sea of Okhotsk». Этот анклав считался «открытым морем», на территории этого анклава могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств.
В ноябре 2013 года России удалось доказать права на 52 тысячи квадратных километров акватории в центре Охотского моря. После этого центр Охотского моря перестал быть частью Мирового океана и стал полностью российским. Охотское море теперь является внутренним морем России. [10]
Окончательное оформление Охотского моря в нашу собственность состоится на очередной сессии Комиссии ООН, в феврале-марте 2014 года.
Успех был достигнут благодаря исследованиям наших учёных, которые доказали, что дно Охотского моря является континентальным шельфом нашего материка.
Присваивание территории Охотского моря ценно не только само по себе, его можно считать подготовкой к юридическому захвату области вокруг хребта Ломоносова в Арктике.