Проблемы России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 125: Строка 125:


=== Отрыв обучения от реальной деятельности ===
=== Отрыв обучения от реальной деятельности ===
[[Файл:Безработица90.jpg|200px|thumb|right|Очередь на биржу труда в 1994 году]]Основной причиной является инертность образовательных программ.  
[[Файл:Безработица90.jpg|200px|thumb|right|Очередь на биржу труда в 1994 году]] Есть мнение, что основной причиной является инертность образовательных программ.  
Основной причиной является инертность образовательных программ.
 
  Я бы сказал, что инерция образовательных программ - это не причина , а следствие. А причина в том,что образовательные учреждения живут в бюрократическом виртуальном мире, в котором результат деятельности, в форме оплаты, зависит от бумажной отчетности, а не от уровня профессиональной подготовки выпускников, соответственно и работа выстраивается так, что квалификация преподавательского состава определяется, если упрощенно, то способностью к бумаготворчеству, а не профессионализмом, и всё это никак не связано с Советским Союзом, такого полно было и там. Однако возникает вопрос - почему образование живет в это виртуальном мире, кто поместил наше образование в этот странный мир? Значит - это тоже не причина, а следствие? Попробуем прикинуть куда этот путь ведет.
Я бы сказал, что инерция образовательных программ это не причина, а следствие.                                           А причина в том,что образовательные учреждения живут в бюрократическом виртуальном мире, в котором результат деятельности, в форме оплаты, зависит от бумажной отчетности, а не от уровня профессиональной подготовки выпускников, соответственно и работа выстраивается так, что квалификация преподавательского состава определяется, если упрощенно, то способностью к бумаготворчеству, а не профессионализмом, и всё это никак не связано с Советским Союзом и его разрушением, такого полно было и там, такого полно и в других странах, бюрократия есть везде.  
Если качество специалистов во всех отраслях со сменой поколений будет неуклонно снижаться, то будет страна при этом богатеть и становиться сильнее? Это вряд ли. А наоборот - скорее всего, так? А могут конкретные лица принимающие решения в данной области, в такой ситуации богатеть и процветать? Такая возможность есть, как минимум в следующих случаях и их сочетаниях в разнообразных пропорциях:
Однако возникает вопрос - почему образование живет в этом виртуальном мире, кто поместил наше образование в этот странный мир, зачем? Значит - это тоже не причина, а следствие? Попробуем прикинуть куда этот путь ведет.
- принимающие решения лица, отвечающие за данное направление, не в силах осмыслить причинно-следственные связи и катастрофические последствия своих действий, так как не соответствуют уровню задач, и решения принимают исходя из укрепления своего положения и личной выгоды, эдакий туповатый, вороватый типа Улюкаева.
Если качество специалистов во всех отраслях со сменой поколений будет неуклонно снижаться, то будет страна при этом богатеть и становиться сильнее? Это вряд ли, мне кажется это очевидно. А наоборот? - скорее всего, так? А могут конкретные лица принимающие решения в данной области, в такой ситуации богатеть и процветать? Такая возможность есть, как минимум в следующих случаях и их сочетаниях в разнообразных пропорциях:                        
- принимающие решения лица по разным причинам ненавидят Россию и осознано действуют против её интересов (имена?),
 
- принимающие решения лица подобраны и поставлены (или выращены продвинуты и внедрены - в эпоху СССР) органами внешнего управления, (а таковое имеет место быть, это широко известный факт) и действуют против интересов России выполняя указания этих органов, например Международного валютного фонда или ФРС.
- принимающие решения лица, отвечающие за данное направление, не в силах осмыслить причинно-следственные связи и катастрофические последствия своих действий, так как не соответствуют уровню задач, и решения принимают исходя из укрепления своего положения и личной выгоды, эдакий туповатый, вороватый типа Улюкаева.      
 
- принимающие решения лица по разным причинам ненавидят Россию и осознано действуют против её интересов, в этом случае источник доходов - взятки и поборы,               
 
- принимающие решения лица подобраны и поставлены (или выращены продвинуты и внедрены - в эпоху СССР) органами внешнего управления, (а таковое имеет место быть, это широко известный факт) и действуют против интересов России выполняя указания этих органов, например Международного валютного фонда или ФРС и оплачиваются этими организациями или по их указанию.


А зачем же это нужно. скажем ФРС? Если посмотреть на современные международные отношения, то ясно видно, что такая политика - неотъемлемая часть современной конкуренции наций и Россия не является исключением. Любая страна давшая слабину, экономическими, политическими и организационными и в крайнем случае военными мерами, превращается в ведомую, зависимую, другими словами, экономическую колонию или сырьевой придаток.
А зачем же это нужно. скажем ФРС? Если посмотреть на современные международные отношения, то ясно видно, что такая политика - неотъемлемая часть современной конкуренции наций и Россия не является исключением. Любая страна давшая слабину, экономическими, политическими и организационными и в крайнем случае военными мерами, превращается в ведомую, зависимую, другими словами, экономическую колонию или сырьевой придаток.
(Вся Латинская Америка тому яркий пример, я уж не говорю об Африке)
(Вся Латинская Америка тому яркий пример, я уж не говорю об Африке)
И снижение уровня образования и разрушение системы образования - это один из важнейших рычагов внешнего управления.
И снижение уровня образования и разрушение системы образования - это один из важнейших рычагов внешнего управления.
Можно ли остановить и повернуть вспять этот процесс? Конечно можно, возьмем например Китай, но это тема уже совсем другой статьи.  
Можно ли остановить и повернуть вспять этот процесс? Конечно можно, (возьмем например Китай, там веди совсем другое отношение к образованию) и достаточно очевидный комплекс мер не выходящих за рамки здравого смысла вполне способен изменить ситуацию, но это тема уже совсем другой статьи.
(Как одну из подсказок вспомним крылатую фразу ИВС: "-кадры решают всё")
Одно можно сказать, реформа в рамках одного министерства образования проблему не решит, так как  образование - это не вещь в себе, выпускающее специалистов в никуда, как сейчас. А лишь часть экономического процесса и эта часть должна быть взаимосвязана и сбалансирована с другими заинтересованными частями экономики.
(Как одну из подсказок вспомним крылатую фразу ИВС: "-кадры решают всё".)  
Я сознательно не привожу спасительных мер и рецептов, потому что считаю, что отдельными мерами тут не поможешь, нужна полноценная всеобъемлющая реформа основанная на обобщенной концепции, и не только образования, так как в ведомой стране, по определению, неполноценная экономическая модель и экономические отношения навязаны и могут принимать причудливые формы не имеющие отношения к реальности, например школы в которых учат непонятно чему и непонятно с какой целью, причем непонятно как ученикам, так и учителям и администрации, хотя администрации понятно - отчетность, так называемые колледжи, которые бывшие техникумы, дающий диплом не вписывающийся в принятую болонскую систему, по ней 4-х годичный колледж - это бакалавриат, затем + 2 года - магистр, а 2-х годичный колледж - рабочий специалист. Институты, пардон, Университеты, - 6 лет обучения и на выходе никому ненужные специалисты в реальной жизни. это было бы смешно, если бы не было так грустно. Не очень заметно, что кто-нибудь понимает, что образование это проблема национальной безопасности№2, сразу после демографии.
 
А ниже описанные события очень интересные и безусловно требующие изучения и осмысления, - в сущности не более чем барахтанье в пруду вокруг которого ходят надсмотрщики и сталкивают в воду самых шустрых, пытающихся выбраться на твердую землю...
А ниже описанные события очень интересные и безусловно требующие изучения и осмысления, - в сущности не более чем барахтанье в пруду вокруг которого ходят надсмотрщики и сталкивают в воду самых шустрых, пытающихся выбраться на твердую землю...


Итак снова:
Итак снова:
Основной причиной является инертность образовательных программ.
Когда произошло стремительное разрушение советского союза, открылись границы для импорта и возникла гиперинфляция, тогда стало сложно вести какую то производственную деятельность. Существовавшие в тот момент не государственные промышленные предприятия оказались в затяжном ступоре так как предпринимателям было гораздо выгоднее собирать все денежные средства предприятия и вкладывать в иностранную валюту. Проценты по вкладам и уровень инфляции обеспечивали гораздо больший доход, чем ведение производства. Доходным видом деятельности было разве что продвижение крупных иностранных компаний и продуктов на постсоветском пространстве. Думать же о привлечении новых кадров было совершенно бессмысленно, думали скорее о сокращении уже имеющихся. Государственные вузы (а других не было) продолжали готовить специалистов по старым программам, после чего они шли работать туда где можно заработать(в ларьке хотя бы платили, в отличии от завода). Со временем государственные вузы обросли экономическими факультетами, возникли новые, полностью коммерческие вузы и кафедры, которые начали покрывать дефицит экономистов, бухгалтеров и руководителей. Постепенно ситуация нормализировалась, начался экономический рост и руководители снова начали заниматься кадровыми вопросами, общением с профильными вузами и организацией практики с последующим привлечением ученика к работе на предприятии.
Когда произошло стремительное разрушение советского союза, открылись границы для импорта и возникла гиперинфляция, тогда стало сложно вести какую то производственную деятельность. Существовавшие в тот момент не государственные промышленные предприятия оказались в затяжном ступоре так как предпринимателям было гораздо выгоднее собирать все денежные средства предприятия и вкладывать в иностранную валюту. Проценты по вкладам и уровень инфляции обеспечивали гораздо больший доход, чем ведение производства. Доходным видом деятельности было разве что продвижение крупных иностранных компаний и продуктов на постсоветском пространстве. Думать же о привлечении новых кадров было совершенно бессмысленно, думали скорее о сокращении уже имеющихся. Государственные вузы (а других не было) продолжали готовить специалистов по старым программам, после чего они шли работать туда где можно заработать(в ларьке хотя бы платили, в отличии от завода). Со временем государственные вузы обросли экономическими факультетами, возникли новые, полностью коммерческие вузы и кафедры, которые начали покрывать дефицит экономистов, бухгалтеров и руководителей. Постепенно ситуация нормализировалась, начался экономический рост и руководители снова начали заниматься кадровыми вопросами, общением с профильными вузами и организацией практики с последующим привлечением ученика к работе на предприятии.



Версия от 12:13, 27 апреля 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше реальных проблем.

В этой статье перечислены и кратко разобраны важнейшие проблемы, с которыми сталкивается современная Россия.

  • ██ — красный уровень опасности: критически важные, как правило, долгосрочные проблемы (давно возникли и требуют десятилетия на решение); при этом явных положительных сдвигов не заметно, либо негативные тенденции перевешивают позитивные.
  • ██ — оранжевый уровень опасности: менее важные проблемы, в сфере которых не наблюдается явного преимущества позитивных тенденций над негативными.
  • ██ — жёлтый уровень опасности: проблемы, в решении которых наметился явный прогресс, однако масштаб угрозы всё ещё остается значительным.

Правильное отношение к проблемам

Проблемы есть всегда, просто надо их не бояться и планомерно решать. Как и у любой страны, у России есть свои проблемы, которые требуют решения. Демографические проблемы, проблемы городской среды, проблемы образования — многие из этих вопросов настолько остры, что от их решения зависит жизнь или смерть России как единой страны и самостоятельной высокоразвитой цивилизации.

Недруги и невежды навязывают ложное представление о проблемах и приоритетах. Следует понимать, что список актуальных проблем, решение которых действительно важно для россиян, заметно отличается от стандартной режимоборческой картины, которую транслируют, с одной стороны, прозападные либералы и западные «партнёры» России, а с другой стороны, псевдопатриоты и политики-популисты. Многое из того, что они считают проблемами, в большинстве своем суть мифы — то есть, либо откровенные выдумки («Россия — тоталитарное государство»), либо уже давно решённые проблемы («Российская армия утратила боеспособность»).

Нельзя преуменьшать проблемы, но также не стоит их преувеличивать. Есть в России и по-настоящему проблемные сферы, значение которых, однако, раздувается антироссийской пропагандой и политическими демагогами до абсурда («Главная проблема любой страны — это коррупция»). Дело в том, что основная цель прозападных либералов, примкнувших к ним псевдопатриотов и их западных спонсоров состоит отнюдь не в долгой и кропотливой работе над улучшением жизни в России, а в форсированной смене власти и в ослаблении международных позиций РФ в интересах США и Запада. Именно поэтому педалируются те темы, которые просты для массового восприятия и бросают наибольшую тень на действующую власть.

Не отказываться от ответственности и не перекладывать её исключительно на государство. Во-первых, свои личные и локальные проблемы следует стремиться решать самостоятельно (лучше всего — путём кооперации с родственниками, друзьями, коллегами, соседями). Во-вторых, по большинству крупных проблем в стране уже ведётся работа, в которой, как правило, участвует и государственная власть, и общественность. Невозможно добиться успеха без массового осознания ключевых вызовов, стоящих перед обществом, и по мере сил нужно лично принимать участие в решении общенациональных, городских, региональных задач. При этом каждый отдельный человек может добиться того, что своими личными поступками и образом жизни будет, если не способствовать решению, то, по крайней мере, не усугублять проблему.

Нужно замечать как проблемы, так и успехи и достижения. В правление Путина удалось укрепить государство и армию, поднять экономику, значительно повысить уровень жизни россиян, возродить и укрепить массовый и профессиональный спорт, повысить популярность здорового образа жизни. Россия вернулась в число ведущих мировых держав, произошла значительная технологическая модернизация многих сфер жизни.

Нужно адекватно оценивать уровень сложности и сроки решения проблем. Невозможно быстро и при этом в полной мере решить проблемы столь огромного масштаба, как демографический кризис, неадекватность системы образования, или полувековая деградация архитектурной и транспортной среды городов России. Эти проблемы формировались многие десятилетия, и на их решение потребуются также десятки лет.

Не стоит затягивать с началом решения сложных, дорогостоящих и долгосрочных проблем. С одной стороны, Россия в начале XXI века сумела существенно укрепиться и выиграть время для продуманного и полноценного решения самых сложных вопросов. C другой стороны, нельзя затягивать с планомерной и упорной работой по их решению, так как это грозит неконтролируемым увеличением масштаба проблем в будущем.

Проблемы семьи и демографии

Вымирание населения (неполное воспроизводство — менее 2.1 ребёнка на женщину)

Нетто-коэффициент воспроизводства населения в России (1894—2015). Показывает среднее число родившихся в данном календарном году девочек (на одну женщину), доживающих до среднего возраста рождения детей, при сохранении возрастных коэффициентов смертности на уровне данного календарного года. С 1964 г. этот коэффициент стал меньше 1 — то есть, население РФ не воспроизводит себя полностью уже более 50 лет, а по состоянию на 2015 г. воспроизводит себя лишь на 80 %. Иммиграция компенсирует лишь около половины недостачи, но из-за роста продолжительности жизни и особенностей возрастной пирамиды численность населения в 2013—2016 гг. росла и даже наблюдался небольшой естественный прирост.

См. также: Демография России

██ Критически важная, комплексная, долгосрочная проблема (даже теоретически нельзя решить раньше, чем за 25 лет, то есть через поколение; требует массового изменения системы ценностей, переустройства социально-экономической системы и большей части жилой инфраструктуры). Наметились улучшения, но они пока не в состоянии переломить общую тенденцию.

За последние 15 лет (2000—2015) в наиболее важной области — демографии — удалось лишь избежать сценария катастрофического спада населения, ведь достижение в 2013—2014 гг. положительного естественного прироста населения практически неизбежно окажется временным, так как на одну женщину в стране по-прежнему рождается менее 2 детей (1,7).

Поэтому, если кардинально не изменить репродуктивные установки населения (что возможно только при полноценном возрождении семейных ценностей), то в долгосрочной перспективе население России будет вымирать и сокращаться, хоть и очень медленно, и этот спад будет компенсироваться притоком мигрантов.

В России за четыре года в результате программы по профилактике абортов их количество снизилось на 35,6 % — с 735 тыс. в 2011 году до 447 тыс. в 2015-м году.[1]

Высокий (~50 %) уровень разводов

██ Критически важная, комплексная проблема (решение требует массового изменения системы ценностей, значительных изменений в сфере культуры и образования).

Суть проблемы. В последние десятилетия практически каждый второй заключённый брак в России заканчивается разводом, да и в позднем СССР дела обстояли немногим лучше. По уровню разводов Россия занимает одно из первых мест в мире. [2] Конечно, можно сказать, что люди просто пользуются возможностью свободно строить свою жизнь и приобретают опыт. Однако в действительности за этим кроются «потерянные годы» жизни, зачастую — поломанные судьбы и испорченное здоровье, а также, разумеется, негативное воздействие на детей, рождённых в распавшихся браках (таким детям сложнее вырасти полноценными людьми и создать собственную семью). Мужчины не платят алименты, женщины с детьми на руках с трудом могут выйти замуж и превращаются в матерей-одиночек. Распад семей и деградация семейных ценностей — это главные причины демографического кризиса в России: в неудачных браках рождается меньше детей, страдает «качество» этих детей, и зачастую такие дети, не зная правильной модели семьи, повторяют ошибки своих родителей, так что ситуация воспроизводится в следующем поколении.

Причины. Разрушение за XX век модели традиционной семьи, в которой брак был нацелен на рождение детей, на организацию совместного труда и хозяйства, а также, в религиозных семьях, на совместное спасение души (а не только на интимные отношения и совместное получение удовольствия от жизни). Постоянная реклама секса и свободной любви в массовой культуре, измены, стереотип «крутого мужика», который должен иметь кроме жены как минимум одну любовницу, стереотип «женщины-вамп». Чрезмерно раздутый в масс-культуре образ романтической и страстной любви, пренебрежение понятиями о долге и о повседневной жертвенной любви (то есть о готовности отдавать, а не только получать, и о готовности совместно переживать трудности). Алкоголизм — одна из самых частных непосредственных причин разводов, также наркомания, игромания и другие вредные привычки. Устранение родителей и вообще опытных людей из процесса принятия решения о вступлении в брак, непродуманные браки «по любви» и последующее «несхождение характерами», вместо того, чтобы тщательно узнать характеры друг друга до свадьбы. Отсутствие адекватной семейной и государственной психологической подготовки детей к браку, отсутствие в школах такого предмета, как «семья и семейные отношения» (вместо этого детям предлагается «половое воспитание», то есть общее подменяется частностью и искажается).

Негативные тенденции: в 2000-е гг. российское телевидение и кинематограф достигли пика пошлости и антисемейственности, особенно преуспел в этом канал ТНТ (ситуация начала меняться только на рубеже 2010-х гг., и до сих пор нет уверенности, что произошёл коренной поворот к лучшему).

Позитивные тенденции: По сравнению с началом 2000-х гг., когда на 4 брака приходилось 3 развода, [3] ситуация в 2015 г. всё же лучше. В последнее десятилетие снизилось распространение разрушающего семьи алкоголизма. Постсоветское религиозное возрождение привело к частичному восстановлению роли Церкви в устройстве семейной жизни, однако успехи тут весьма ограничены — считающие себя православными всё так же активно разводятся, а к настоящему христианскому пониманию брака приходят лишь со второго или третьего раза (воцерковленных с детства меньшинство, да и это поколение ещё не выросло). Тем не менее, Русская Православная Церковь и другие традиционные религии делают всё, что могут, в рамках своих возможностей. Интернет и социальные сети теоретически резко увеличили возможности как тщательного выбора спутника жизни, так и изучения семейной психологии, однако этими возможностями надо ещё научиться правильно пользоваться. Появилось несколько популярных сериалов, показывающих крепкие семьи и правильное решение семейных проблем (с показом правильного поведения до брака дело обстоит куда хуже).

Что же делать? Во-первых, надо признать, что это уже не частная проблема отдельных семей, а серьёзнейшая общенародная проблема, и решать её должно государство и общество в целом. Возможно, создание официального института обручения — брак регистрируется не ранее, чем через полгода после регистрации обручения (также можно в обязательном порядке проводить с обручёнными беседы и совместное интервью). Законодательные ограничения на содержание фильмов и сериалов («герои», нарушающие семейную нравственность, должны быть отрицательными, либо испытывать отрицательные последствия, либо такой контент должны показывать исключительно после полуночи). Активная пропаганда крепкой семьи государством и общественными организациями. Введение в школах предмета «семья», преподавание семейной психологии в качестве обязательного предмета в вузах. Регулярное приглашение успешных семей в школы для бесед, а также на ТВ.

Прочие демографические проблемы

  • Высокий уровень детских суицидов. По состоянию на 2014 год Россия занимала первое место в мире по числу детских суицидов. Базовые причины этого — неблагополучие в семье, проблемы в школе, депрессивная среда обитания (то есть, более общие проблемы современной России). Еще один важный фактор — широко распространённые в сети страницы и сайты, на которых описываются способы самоубийства и опыт удавшихся или неудавшихся самоубийц. Только в 2012—2014 гг. Роскомнадзор заблокировал 4872 виртуальных ресурса, где описывались способы самоубийства. [4]

Проблемы здоровья и образа жизни

Сравнительно низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин

██ Проблема значительная и комплексная, но успешно решается (резкие положительные изменения в последнее десятилетие, однако отрыв от мировых лидеров и от собственного потенциала ещё очень велик).

Суть проблемы. По данным за 2016 год средняя продолжительность жизни в России составила 72,1 года, для женщин — 77,3 лет, для мужчин — чуть менее 67 лет. [5] Это гораздо лучше, чем показатель около 64-65 лет для всего населения в 1990-е годы, и лучше чем показатели позднего СССР. [6] Однако в наиболее развитых западных странах и Японии средняя продолжительность жизни составляет от 77 до 83 лет, [7] то есть россияне живут на 5-10 лет меньше, чем представители «золотого миллиарда». Однако же и небогатые китайцы живут в среднем на 4-5 лет дольше, чем россияне, [8] так что дело тут не столько в уровне дохода, сколько в привычках и образе жизни. Особенно плохо обстоят дела с продолжительностью жизни российских мужчин — 67 лет в 2016 году, тогда как на Западе — от 73 до 80 лет, в Китае — 74,6 лет (то есть в России на 6-13 лет меньше).

Причины: в первую очередь, высокий уровень потребления крепкого алкоголя, табакокурение, неправильное питание (избыток жирной, жареной, копчёной и т. д. пищи, нехватка витаминов), наплевательское отношение к здоровью, недостаточно активный образ жизни (в том числе в пожилом возрасте), высокий уровень смертности на дорогах, психологический стресс, некомфортная и небезопасная городская среда. Во вторую очередь, недостаточно развитая медицина, сравнительно высокий (хотя и заметно снизившийся) уровень убийств и самоубийств, наркомания (тяжёлые наркотики опаснее алкоголя, но менее распространены), проблемы с экологией в крупных городах и отдельных промышленных регионах.

Негативные тенденции: в основном по всем факторам идут позитивные изменения, однако есть и отдельные негативные вещи. Из-за чемпионата мира по футболу-2018 в 2014 году в России вновь разрешили рекламу пива до конца 2018 года, что явно не способствует борьбе с пивным алкоголизмом. [9] Ширятся сети фастфудов (одна из причин, почему в США живут в среднем на 1-4 года меньше, чем в западноевропейских странах). Во многих городах продолжает деградировать среда обитания из-за строительства высотных микрорайонов.

Средняя продолжительность жизни в России, 1962—2013 гг.

Позитивные тенденции: с 2003 года средняя продолжительность жизни в России выросла более чем на 6 лет, а у мужчин — более чем на 7 лет. Потребление алкоголя в России снижается (народ переходит на интернет-зависимость), вводятся различные ограничения на табакокурение и распитие спиртных напитков, образ постоянно пьющих и курящих «героев» стал реже появляется на ТВ и в кино. Российская медицина успешно модернизируется, растёт популярность спорта, здорового образа жизни и здорового питания у молодёжи и людей среднего возраста. Резко снизились уровни преступности, самоубийств и смертности на дорогах.

Что делать дальше? Продолжать законодательно ограничивать продажи и потребление алкоголя и табака, повышать цены. Продолжать модернизировать медицину, наращивать пропаганду здоровой жизни в кино и на ТВ. Законодательно ограничивать и косвенно дестимулировать развитие сетей быстрого питания американского образца. Менять к лучшему городскую среду, сносить микрорайоны и перестраивать города, делая их комфортными для жителей всех возрастов, для пешеходов и малого колёсного транспорта, а не только для автомобилей.

Высокий уровень алкоголизма

Основная статья: Потребление алкоголя в России

██ Проблема решается, но её масштаб и последствия всё ещё очень значительны.

Потребление алкоголя в СССР и России без учёта кустарного производства. Источник.

Суть проблемы. В России чрезмерно много пьют, что подрывает здоровье и конкурентоспособность нации (не говоря уже о печальной судьбе конкретных алкоголиков). Хотя россияне выпивают несколько меньше литров алкоголя на человека в год, чем в целом ряде европейских стран, [10] однако чрезмерно высокой является доля потребления крепкого алкоголя, что особенно опасно в условиях низкой культуры потребления спиртных напитков (питьё залпом, без закуски, без остановки). Всё это приводит к повышенной смертности как от непосредственных эффектов (алкогольные отравления, «пьяные» ДТП и убийства), так и от отдалённых последствий употребления (алкоголь приводит ко множеству болезней — в частности, стимулирует рак;[11] а при развитом алкоголизме неизбежна общая деградация здоровья, в том числе психического). Именно алкоголь является главной причиной повышенной смертности и низкой продолжительности жизни у мужчин в России.

Причины: нынешний всплеск алкоголизации страны начался в позднем СССР в 1960-е гг. и продолжился вплоть до начала 2000-х гг. в условиях позднесоветского и постсоветского социального кризиса, при одновременном росте доступности алкогольных напитков вследствие их массового промышленного производства. Поздний СССР с его с ограничением предпринимательства и возможностей себя реализовать, с унылой типовой застройкой и кризисом традиционной семьи создал депрессивную ситуацию, стимулирующую чрезмерное употребление алкоголя. Серьёзнейшие проблемы в сферах семьи и городской среды сохраняются в России и сейчас.

Негативные тенденции: в основном ситуация меняется к лучшему, однако есть и отдельные негативные моменты. В 2014 году из-за чемпионата мира по футболу-2018 в России вновь разрешили рекламу пива до конца 2018 года, [12] что явно не способствует борьбе с пивным алкоголизмом (пиво несколько лучше водки, но приводит к полноте и проблемам в мочеполовой системе, а также может стать трамплином для водочного алкоголизма).

Производство водки в России снизилось более чем в полтора раза между 2012 и 2015 гг.

Позитивные тенденции: потребление алкоголя с 2011 по 2016 год снизилось почти на треть (с 18 до 12,8 литров н человека в год).[13] В 2013 году впервые в российской истории доля потребления водки стала меньше 50 %, а пиво с 2011 года было официально приравнено к алкогольным напиткам. [14] Производство водки в стране снизилось со 100 млн декалитров в 2012 г. почти до 60 млн декалитров в 2015 г. [15] Производство пива упало со 11,5 млрд литров в 2007 г. до 7,3 млрд литров в 2015 г. [16]

Что делать дальше? Нужно усиливать и расширять те меры, которые уже принимаются. Власти решают алкогольную проблему путём практически полного запрета рекламы спиртного, повышения акцизов и минимальных цен на водку, ограничения продаж. Продажа алкоголя теперь разрешена только в специализированных магазинах или специальных отделах крупных магазинов, и только в дневное время (регионы имеют право сокращать часы продажи алкоголя по своему усмотрению). Принимаются также значительные усилия по развитию и пропаганде спорта, строятся сотни спортивных сооружений по всей стране, [17][18] образ постоянно пьющих «героев» стал заметно реже стал появляться на ТВ и в кино. Нужно продолжать наращивать пропаганду здорового образа жизни, ужесточать ограничения на распитие спиртных напитков в общественных местах, принимать меры по замене водки и пива в потребительской корзине на вино и безалкогольные напитки. Нужно повышать компьютеризацию и доступность интернета в России — компьютерная зависимость всё же менее вредна, чем алкогольная. Наконец, нужно решать проблемы семьи и городской среды — люди будут куда меньше пить в здоровом, гармоничном, недепрессивном окружении.

Проблемы расселения и городской среды

  • Гиперурбанизация крупных городов, деградация малых городов и сёл.
  • Моногорода. Решение — в 2014 г. создан и в 2015 г. заработал фонд развития моногородов.[19][20] Выделено 30 млрд рублей. [21]
  • Избыточная маятниковая миграция.
  • Устаревшая по концепции и некачественная микрорайонная застройка.
  • Избыточная и некачественная высотная застройка.
  • Спальные районы и деградировавшие промышленные районы в крупных городах.
  • Замена архитектуры строительством.
  • Нехватка архитектурных доминант.
  • Нехватка полноценных живых общественных пространств.
  • Нехватка качественного озеленения, парков, набережных, пространств у воды.
  • Неприспособленность инфраструктуры для инвалидов.
  • Пробки и нехватка мест под парковку в крупных городах.
  • Проблемы с поддержанием чистоты, дренажем, уборкой снега.
  • Разрушенные и утраченные памятники. Решение — см. Восстановленные памятники России.

Общее низкое качество городской среды

Основная статья: Жилая недвижимость в России

Проблемы образования и науки

  • Избыток вузов, дипломостроительные заведения и псевдообразование.

Недостаток рабочих и технарей при избытке гуманитариев

Если говорить более широко, то распределение выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования по специальностям не соответствует реальным потребностям экономики страны. Типичный итог — выпускники вузов работают не по специальности и пополняют собой ряды креативного класса и офисного планктона; рабочие специальности отчасти замещаются за счёт иммигрантов из стран СНГ.[22]

В 2015 году наибольшее число представленных работодателями вакансий на российском рынке труда предназначены для специалистов рабочих профессий — порядка 70 %.[23] В списке 50 востребованных профессий по версии Министерства труда практически все являются техническими. Отмечается, что особенно сильный кадровый голод испытывает оборонная промышленность.[24][25]

Исследование 2015 г. показало, что 75 % выпускников российских вузов были трудоустроены. Из тех, кто не смог устроиться на работу, 50 % составляют юристы и экономисты. В целях исправления ситуации по состоянию на 2015 г. активно растёт число бюджетных мест для инженеров и врачей. [26]

Отрыв обучения от реальной деятельности

Очередь на биржу труда в 1994 году

Есть мнение, что основной причиной является инертность образовательных программ.

Я бы сказал, что инерция образовательных программ это не причина, а следствие. А причина в том,что образовательные учреждения живут в бюрократическом виртуальном мире, в котором результат деятельности, в форме оплаты, зависит от бумажной отчетности, а не от уровня профессиональной подготовки выпускников, соответственно и работа выстраивается так, что квалификация преподавательского состава определяется, если упрощенно, то способностью к бумаготворчеству, а не профессионализмом, и всё это никак не связано с Советским Союзом и его разрушением, такого полно было и там, такого полно и в других странах, бюрократия есть везде. Однако возникает вопрос - почему образование живет в этом виртуальном мире, кто поместил наше образование в этот странный мир, зачем? Значит - это тоже не причина, а следствие? Попробуем прикинуть куда этот путь ведет. Если качество специалистов во всех отраслях со сменой поколений будет неуклонно снижаться, то будет страна при этом богатеть и становиться сильнее? Это вряд ли, мне кажется это очевидно. А наоборот? - скорее всего, так? А могут конкретные лица принимающие решения в данной области, в такой ситуации богатеть и процветать? Такая возможность есть, как минимум в следующих случаях и их сочетаниях в разнообразных пропорциях:

- принимающие решения лица, отвечающие за данное направление, не в силах осмыслить причинно-следственные связи и катастрофические последствия своих действий, так как не соответствуют уровню задач, и решения принимают исходя из укрепления своего положения и личной выгоды, эдакий туповатый, вороватый типа Улюкаева.

- принимающие решения лица по разным причинам ненавидят Россию и осознано действуют против её интересов, в этом случае источник доходов - взятки и поборы,

- принимающие решения лица подобраны и поставлены (или выращены продвинуты и внедрены - в эпоху СССР) органами внешнего управления, (а таковое имеет место быть, это широко известный факт) и действуют против интересов России выполняя указания этих органов, например Международного валютного фонда или ФРС и оплачиваются этими организациями или по их указанию.

А зачем же это нужно. скажем ФРС? Если посмотреть на современные международные отношения, то ясно видно, что такая политика - неотъемлемая часть современной конкуренции наций и Россия не является исключением. Любая страна давшая слабину, экономическими, политическими и организационными и в крайнем случае военными мерами, превращается в ведомую, зависимую, другими словами, экономическую колонию или сырьевой придаток. (Вся Латинская Америка тому яркий пример, я уж не говорю об Африке) И снижение уровня образования и разрушение системы образования - это один из важнейших рычагов внешнего управления. Можно ли остановить и повернуть вспять этот процесс? Конечно можно, (возьмем например Китай, там веди совсем другое отношение к образованию) и достаточно очевидный комплекс мер не выходящих за рамки здравого смысла вполне способен изменить ситуацию, но это тема уже совсем другой статьи. Одно можно сказать, реформа в рамках одного министерства образования проблему не решит, так как образование - это не вещь в себе, выпускающее специалистов в никуда, как сейчас. А лишь часть экономического процесса и эта часть должна быть взаимосвязана и сбалансирована с другими заинтересованными частями экономики. (Как одну из подсказок вспомним крылатую фразу ИВС: "-кадры решают всё".) Я сознательно не привожу спасительных мер и рецептов, потому что считаю, что отдельными мерами тут не поможешь, нужна полноценная всеобъемлющая реформа основанная на обобщенной концепции, и не только образования, так как в ведомой стране, по определению, неполноценная экономическая модель и экономические отношения навязаны и могут принимать причудливые формы не имеющие отношения к реальности, например школы в которых учат непонятно чему и непонятно с какой целью, причем непонятно как ученикам, так и учителям и администрации, хотя администрации понятно - отчетность, так называемые колледжи, которые бывшие техникумы, дающий диплом не вписывающийся в принятую болонскую систему, по ней 4-х годичный колледж - это бакалавриат, затем + 2 года - магистр, а 2-х годичный колледж - рабочий специалист. Институты, пардон, Университеты, - 6 лет обучения и на выходе никому ненужные специалисты в реальной жизни. это было бы смешно, если бы не было так грустно. Не очень заметно, что кто-нибудь понимает, что образование это проблема национальной безопасности№2, сразу после демографии.

А ниже описанные события очень интересные и безусловно требующие изучения и осмысления, - в сущности не более чем барахтанье в пруду вокруг которого ходят надсмотрщики и сталкивают в воду самых шустрых, пытающихся выбраться на твердую землю...

Итак снова:

Основной причиной является инертность образовательных программ. Когда произошло стремительное разрушение советского союза, открылись границы для импорта и возникла гиперинфляция, тогда стало сложно вести какую то производственную деятельность. Существовавшие в тот момент не государственные промышленные предприятия оказались в затяжном ступоре так как предпринимателям было гораздо выгоднее собирать все денежные средства предприятия и вкладывать в иностранную валюту. Проценты по вкладам и уровень инфляции обеспечивали гораздо больший доход, чем ведение производства. Доходным видом деятельности было разве что продвижение крупных иностранных компаний и продуктов на постсоветском пространстве. Думать же о привлечении новых кадров было совершенно бессмысленно, думали скорее о сокращении уже имеющихся. Государственные вузы (а других не было) продолжали готовить специалистов по старым программам, после чего они шли работать туда где можно заработать(в ларьке хотя бы платили, в отличии от завода). Со временем государственные вузы обросли экономическими факультетами, возникли новые, полностью коммерческие вузы и кафедры, которые начали покрывать дефицит экономистов, бухгалтеров и руководителей. Постепенно ситуация нормализировалась, начался экономический рост и руководители снова начали заниматься кадровыми вопросами, общением с профильными вузами и организацией практики с последующим привлечением ученика к работе на предприятии.

Второй причиной является инертность людей и резвость предпринимателей. Поскольку экономическое образование давало высокую и стабильную зарплату, то люди начали воспринимать его как безусловное благо и стараться дать такое образование своим детям. Спрос рождает предложения и как следствие из этого стали возникать коммерческие институты и прочие образовательные организации которые стали фактически продавать экономические корочки за деньги. Объем и качество знаний при этом никого особо не волновал. В таких вузах как правило явка на занятия не обязательна, зачёты за деньги, а дипломные работы скачанные из интернета успешно защищаются. Такое положение вещей устраивает как преподавателей (не надо париться), так и студентов с родителями (которые деньги заплатили и на этом их дело сделано). Только работодателю такой специалист не нужен, так как ему нужны фактические знания и навыки, которые должны быть тут же применены в текущей работе.

Отчасти отрыв обучения от реальной деятельности связан с тем, что в России до сих пор система образования заточена под плановую экономику при фактически рыночной экономике. Суть проблемы в том, что современный российский вуз не только не имеет или имеет слабые экономические связи с научными или коммерческими организациями, но и не имеет даже отделов и инфраструктуры, чтобы такие связи наращивать или создавать.

Как следствие обучение зачастую идет в полном отрыве от настоящих научных исследований или от реальной экономической деятельности. В итоге значительная часть выпускников вузов, в том числе по сравнительно востребованным специальностям, вынуждена либо работать не по профилю, либо учиться всему заново при поступлении на работу.

Лишь немногие российские вузы ведут масштабную исследовательскую деятельность, открывают собственные предприятия либо сотрудничают с бизнесом. Основным источником дохода как правило являются либо сами студенты, либо государство, финансирующее бюджетные места, в то время как получать существенные доходы от НИРов и НИОКРов — ни государственных, ни, тем более, частных — многие вузы не умеют, а зачастую не имеют даже площадей, где можно было бы заниматься работами по НИР или НИОКР.

Правительство пытается решать эту проблему путем создания профессиональных ассоциаций, которые должны будут вводить профессиональные стандарты, которым должны будут следовать вузы, чтобы их выпускники в большей мере соответствовали запросам работодателей. Но пока что движение в этом направлении слабое.

Есть попытки создания технопарков с глубокой интеграцией с вузами, ведется строительство новых вузов, как например дальневосточный федеральный или сколтех.

Экономические проблемы

  • Отсутствие собственной полноценной резервной валюты. Решение — см. Дедолларизация.
  • Офшоры. Решение — см. Деофшоризация.
  • Дефицит квалифицированных кадров.
  • Низкая производительность труда.
  • Низкая энергоэффективность ЖКХ и части производств.
  • Недостаточная интеграция науки и промышленности. [27]

В частности, существуют проблемы реализации Указа Президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [28], а именно:

а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. [29];

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27 процентов — к 2018 г.;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.;

г) увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й — в 2015 г. и до 20-й — в 2018 г.

Финансовая безграмотность населения

См. также: Потребительские кредиты.

Финансовая безграмотность — бич российского общества. В основном отсутствие финансовой грамотности населения обусловлено тем, что ей не учат ни в школе, ни в вузе на каком-нибудь наугад взятом техническом факультете. Возникает ситуация, когда гражданин в возрасте 18 лет не умеет пользоваться банкоматами и дебетовыми картами, а гражданин в возрасте 25 лет может не знать, что такое депозит и чем банковский счет отличается от банковской карты.

Все это приводит в том числе и ко взятию потребительских кредитов в долларах и евро (при условии, что сам гражданин имеет привязанный к рублю доход), и ко взятию кредита под 30 % годовых, и к неумению получить налоговый вычет (многие даже не знают, что это такое).

Также нередки обратные ситуации — излишняя перестраховка и паранойя, когда гражданин в возрасте 30 лет предпочитает хранить пачки рублевых купюр в трехлитровой банке дома вместо того, чтобы положить их в банк и пустить их в экономику, так как не знает про страхование вкладов и боится того, что что-то пойдет не так. Некоторые граждане опрометчиво вкладывают сбережения в слитки серебра и палладия, не задумываясь, во сколько им обойдется конвертация физического металла обратно в рубли, либо открывают обезличенные металлические счета (ОМС), не зная про отсутствие гарантированного страхования ОМС.

Отсутствие финансовой грамотности приводит к дикому росту цен на квартиры в городах-миллионниках и надуванию пузырей на рынке недвижимости, так как рублевые депозиты, валютные депозиты, акции предприятий и ПИФы являются для граждан малопонятными категориями, а железобетонная квартира как физический объект остается по сути единственным пришедшим в голову избирателя источником инвестиций.

Для повышения финансовой грамотности можно посоветовать ознакомиться с книгами Роберта Кийосаки, известного американского предпринимателя и инвестора, автора знаменитой книги «Богатый папа — бедный папа», которая поможет вам понять секрет финансовой независимости, узнать, чем отличается богатый человек от бедного и фактически является подробным изложением всего вышеперечисленного в данном разделе. Хотя в книге действие происходит в Америке, написанное в ней подойдет и для российских реалий.

Правоохранительные проблемы

Коррупция

Основная статья: Коррупция в России

Правовой нигилизм

Множество современных юристов выделяет правовой нигилизм, как одну из важнейших проблем российского общества на современном нам этапе. Именно из нежелания граждан соблюдать действующее законодательство или, что хуже, наплевательского отношения к нему, складывается негативная тенденция к появлению «теневого рынка», росту коррупции, появлению и активизации экстремистских сил и тому подобному. К тому же из-за пренебрежения законодательством одной из сторон зачастую рушится возможность на сколь-нибудь конструктивный диалог, в том числе и в политической сфере. К сожалению, незнание базовых основ и устоев либо даже попрание Конституции свойственно и многим представителям патриотических, неэкстремистских сил — разумеется, такое совершенно недопустимо. Знание основ права помогает в дискуссиях, да и в случаях предполагаемых злоупотреблений органов государственной власти либо другими лицам Вы сможете корректно ориентироваться в ситуации. Пример: журналист околооппозиционного издания опубликовал статью, в которой приводились ссылки на приговоры федеральных судов общей юрисдикции по ст. 213 УК РФ «Хулиганство», негодующе заявляя, что выстреливший из травматического оружия в водителя автомобиля гражданин, в отличие от сплясавших в храме известных женщин, получил условный срок. Человек, не разбирающийся в законодательстве, сложил бы руки, но, проследовав по ссылкам на приговоры, можно было обнаружить, что вменяемые деяния не отягчены и практически по всем применялся «особый порядок судопроизводства» — то есть было заключено либо досудебное соглашение о сотрудничестве, либо обвиняемый признал свою вину. В таком случае приговор всегда смягчается.

Политические проблемы

  • Гиперцентрализация, из-за которой многие вещи в стране делаются через Москву.
  • Нехватка масштабов и грамотности в пиаре российских достижений. Типичный пример — Роскосмос. [30]

Потеря части суверенитета

После распада Советского Союза Россия потеряла значительную часть своей независимости. Это отразилось, в частности, в нашем законодательстве, которое писалось под указку американских советников. Прежде всего, речь идёт о Конституции РФ от 1993 года, в которую было включено огромное количество вредных для России норм: например, поощряющие сепаратизм вставки и запрет на государственную идеологию.

Деструктивная деятельность несистемной оппозиции

Основная статья: Несистемная оппозиция

Впрочем, если бы этих клоунов не было, то их стоило бы придумать.

Негативный образ России в западных и в либеральных СМИ

См. также: Ложь западных СМИ

Откройте любой либеральный источник: там полуправда, обильно замешанная на прямой лжи о «Нигерии с ракетами».

Проблемы искусства и культуры

Дмитрий Пучков о том, почему в России плохое кино

Многолетний упадок российского игрового кино

В современной России снимают отличные мультфильмы («Маша и медведь», «Лунтик») и умеют делать киноспецэффекты на вполне хорошем уровне. Однако в российском кинематографе после деградации конца 1980-х и 1990-х годов уже почти два десятилетия наблюдается застой с очень редкими проблесками хороших фильмов. Значительная часть российских фильмов не окупается в прокате, а многие из тех, которые всё же окупаются — это «алкогольные» комедии и прочие сомнительного качества продукты.

Ключевая проблема российского большого кино — в нехватке хороших сценаристов и адекватных режиссеров, способных сделать коммерчески успешный либо просто патриотически выдержанный и не вызывающий отторжения кинопродукт. Дополняется это еще и тем, что деятели снимают своё не окупающееся в прокате кино в основном на средства государственного бюджета.[31]

См. также

Ссылки