Участник:Игорь Поддубный/Александр Зиновьев: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 119: Строка 119:


== Эмигрант или иммигрант ==
== Эмигрант или иммигрант ==
{{quote|«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР». <ref> Записка КГБ СССР "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.[http://zinoviev.info/wps/archives/398]</ref>}}
{{quote|«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР». <ref> Записка КГБ СССР [http://zinoviev.info/wps/archives/398 "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.]</ref>}}


{{quote|«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла». <ref> Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем //Русская Германия. 1999. № 26.</ref>}}
{{quote|«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла». <ref> Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем //Русская Германия. 1999. № 26.</ref>}}

Версия от 18:49, 17 июня 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngПринципы всегда оставались теми же самыми – истина, истина, истина во что бы то ни стало. И ничего, кроме истины. Rightquotes.png
Зиновьев А.А.[1]
 
Leftquotes.pngЭто была его трагедия - понимать.Rightquotes.png
Зиновьева О.М.[2]
Зиновьев А.А.

первоначальная статья

Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.

В 1946 г. он поступает на философский факультет МГУ, после окончания в аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному (на примере „Капитала“ К.Маркса)».

Его направили на работу в Институт философии АН СССР.

В 1964 г. защищается докторская диссертация «Философские основания многозначной логики»,

Художник или карикатурист

«В 1934 году Ленинскую комнату переименовали в Сталинскую комнату и, естественно, изменили ее задачу. Это была первая, а может быть, единственная в стране школьная Сталинская комната. Высшее начальство высоко оценило инициативу школы. На нее выделяли дополнительные средства. Так что художественно-оформительская деятельность стала в школе очень активной. Вовлекли в нее и меня, поскольку стало известно о моей склонности к рисованию. Но мое участие в этом деле чуть было не стало для меня катастрофой. Мне поручили нарисовать (вернее, перерисовать из журнала) портрет Сталина для стенной газеты. Я это сделал весьма старательно, но когда мое творчество увидали, то в школе возникла паника. Хотели было портрет уничтожить сразу, но о нем донесли директору и комсоргу школы. ... Меня спас руководитель рисовального кружка, сказав, что я прирожденный карикатурист, не сознающий еще своей способности воспринимать все в карикатурном виде. Меня простили. Вождей рисовать мне запретили. Меня включили в отдел сатиры и юмора стенной газеты. И я начал рисовать карикатуры и придумывать к ним подписи». [3]

Враг народа или убийца тирана

«Любопытно, что даже моя фамилия сыграла свою роль. Меня в шутку в классе называли "врагом народа". И я не протестовал против такой игры. Из шуток и игр порою вырастают серьезные последствия.

... Мы обсуждали различные "технические" возможности покушения. Наиболее вероятным нам представлялся такой вариант. Я с Иной присоединяюсь к колонне, в которой на демонстрацию пойдет училище Бориса, или мы с Борисом присоединяемся к колонне, в которой пойдет школа Ины. ...

При прохождении мимо Мавзолея мы создаем суматоху, я с пистолетом и гранатами пробиваюсь к Мавзолею, бросаю гранаты в вождей и стреляю в Сталина. Ина и Борис разбрасывают листовки, которые мы должны написать от руки заранее. В листовках мы объясняем причины и цель покушения: привлечь внимание к тому, что советское общество складывается по принципам, ничего общего не имеющим с идеалами коммунизма. Если даже покушение не удастся, мы на суде объясним свое поведение. Мы решили начать готовиться к покушению».[4]

Побег или выбор судьбы

«Рано утром ко мне в камеру пришли мои новые "друзья" - совсем молодые ребята. … Мы долго шли по коридорам, спускались с лестниц, наконец пришли в помещение, через которое несколько дней назад я попал сюда. Мои спутники выполнили какие-то формальности. Мы вышли на улицу. В это время из здания вышел какой-то человек и позвал моих спутников обратно. Они сказали мне, чтобы я остался на месте и ждал их возвращения. Но я не стал их ждать. Я ушел. Ушел не из какого-то практического расчета, не из желания выжить и остаться на свободе, а повинуясь внутреннему импульсу. Как будто кто-то приказал мне: "Иди!" И я пошел».[5]

Танкист или лётчик

«Войну я встретил на Украине, близко к старой границе. Начинал я службу в кавалерии на Дальнем Востоке, но затем пришлось поменять род войск. Мною заинтересовались в особом отделе, так как я проболтался одному своему другу о себе, а он донёс. Когда полк наш перебросили на Украину, мне удалось сбежать в танковый полк, скрыться теперь уже там.

Еще до начала войны вышел приказ о том, чтобы тех, кто имел среднее образование и был здоровым, отбирали в авиационные школы. Я прошел комиссию и должен был быть направлен в авиационную школу. Но началась война, я просто не успел перейти туда, и некоторое время мне приходилось участвовать в войне еще будучи на земле. Хотя полк был танковым, воевать на танках не пришлось.

В авиационную школу попал в конце 1941 года. В 1942 году у нас был перерыв в учебе. Многих курсантов временно отчислили и направили в наземные войны. Это было связано со Сталинградской битвой. Поскольку я до этого был танкистом, меня направили снова в танковые войска. Участвовал в операциях, но не в самом Сталинграде, а севернее.

Вернулся в авиационное училище вместе с уцелевшими. Окончил его в 1944 году и уже остаток войны до конца был в различных штурмовых полках. Прошел Польшу, Германию,был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Закончил войну 11 мая 1945 года».[6]

Математик или логик

... используя правила полной индукции V.3, получим:

~ (├ ( ∀ ((с,а,b)) ~ (сn = аn + bn)).

И по правилу I.3 теории доказательства имеем:

├ ~ (├ ( ∀ (с,а,b)) ~ (сn = аn + bn)),

т. е. что Последняя Теорема Ферма недоказуема.[7]

Верующий или безбожник

Картина Зиновьева А.А.

Установлено циклотронами
В лабораториях и в кабинетах:
Хромосомами и электронами
Мир заполнен. Тебя в нем нету.
Коли нет, так нет. Ну и что же?
Пережиток. Поповская муть.
Только я умоляю: Боже!
Для меня ты немножечко будь!
Будь пусть немощным, не всесильным,
Не всеведущим, не всеблагим,
Не провидцем, в любви не обильным,
Толстокожим, на ухо тугим.
Мне-то, Господи, надо немного.
В пустяке таком не обидь.
Будь всевидящим, ради бога!
Умоляю, пожалуйста, видь!
Просто видь. Видь, и только.
Видь всегда. Видь во все глаза.
Видь, каких на свете и сколько
Дел свершается против и за.
Пусть будет дел у тебя всего-то:
Видь текущее, больше ни-ни.
Одна пусть будет твоя забота:
Видь, что делаю я, что — Они.
Я готов пойти на уступку:
Трудно все видеть, видь что-нибудь.
Хотя бы сотую долю поступков.
Хотя бы для этого, Господи, будь!
Жить без видящих нету мочи.
Потому, надрывая грудь,
Я кричу, я воплю:
Отче!!
Не молю, а требую:
Будь!!
Я шепчу,
Я хриплю;
Будь же,
Отче!!!
Умоляю,
Не требую:
Будь!!!!!

[8]

Сталинист или антисталинист

«Когда она [книга «Нашей юности полёт»] вышла на Западе, многие критики сочли её защитой сталинизма. Тогда я в ответ на это говорил, что защищал не сталинизм, а истину о нём».[9]

Репрессии народа или над народом

«Возьмем такой факт, как массовые репрессии после революции и при сталинизме. Что это такое? На мой взгляд, это и есть народовластие в реальном его исполнении. Это и есть подлинная свобода, доведенная до предела. Это — власть народа». [10]
«В сумасшедший дом Зиновьева надо посадить за такие мысли. Он все-таки профессор логики. Как он может пороть такую чепуху?» [11] мнение человека, отсидевшего 13 лет в лагерях ГУЛАГа по ст. 58 УК СССР

Коммунизм марксистский или реальный

Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС в 1962 году
«В Советском Союзе построен самый полный коммунизм. Никакого другого настоящего коммунизма в реальности нет и в принципе быть не может».

«Коммунизм есть социальная организация масс населения, а не просто политический режим, который можно изменить распоряжениями начальства».

«Коммунизм сложился в Советском Союзе не по марксистскому проекту и не по воле марксистских идеологов, а в силу объективных законов организации больших масс населения в единый социальный организм».

«Я словом «коммунизм» буду называть тип общественного устройства ... При этом я буду иметь в виду не идеологический проект такого общества наподобие марксистского, а реально существующий тип общества, какой можно было наблюдать в Советском Союзе».[12]
«Или вы остаетесь в рамках марксизма, и тогда вы будете наращивать лишь глупость и невежество. Или вы на самом деле будете стремиться понять, что из себя представляет наше общество, и тогда вам надо первым делом покинуть позиции марксизма».[13]
«Мне часто возражают: "Маркс говорил", "Маркс обещал"... Ну скажите, кому я должен больше верить – Марксу, который жил сто лет назад и не имел представления, что такое коммунистическое общество в реальности, или самому себе, который вырос в коммунистическом обществе».[14]
«Советское общество явилось воплощением в жизнь многовековых чаяний страдающего человечества, реализацией лучших идеалов лучших его представителей. Это и есть тот земной рай, о котором мечтали веками. Никакого другого земного рая нет и не будет. Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определенные действия. Но что получится в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения».[15]

Ибанск или СССР

Ибанск есть никем не населенный населённый пункт, которого нет в действительности. А если бы он даже случайно был, он был бы чистым вымыслом. Во всяком случае, если он где-то возможен, то только не у нас, в Ибанске.[16]

Чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подписку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразматиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем.[17]

Эмигрант или иммигрант

«Комитет госбезопасности считает возможным разрешить ЗИНОВЬЕВУ и его семье выезд в одну из капиталистических стран в частном порядке и закрыть ему въезд в СССР». [18]
«С одной стороны я рад, что возвращаюсь на родину. С другой - я знаю, в каком плачевном состоянии она находится. Конечно, мне хочется помочь ей и её народу. Но вопрос - кому я буду помогать? Та Россия, какой она получилась, - её я не приемлю в смысле социально-политческой системы. Та система, которая была, - она меня не приняла и вышибла». [19]

Провидец или глупец

«В 1978 году я был в США с лекциями. И вот как-то у меня спросили, где самое слабое звено в советской системе. Я ответил, что это КПСС, а в ней - партийный аппарат, а в нем - ЦК КПСС, а в нем - пост Генерального секретаря. Проведите своего человека на этот пост, и он вам в полгода развалит партию. А если партия развалится, то это же случится и с государством. В зале стоял хохот. Но не я выдумываю парадоксы». [20]
«Но то, что будет разрушена вот эта социальная система и вся социальная эволюция, об этом я не думал до 1985 года. Только в 1985 году, когда Горбачев - помните такого человека? - не поехал на могилу Маркса, а поехал на встречу, кажется, с Тэтчер, то есть он не поехал на могилу основателя коммунизма, я тогда в прессе выступал, и я заявил: начинается эпоха великого исторического предательства. С этой минуты дни советской системы были сочтены». [21]

В коммунизм или в Россию

«Но если бы я знал, что Россия окажется в таком тяжелом положении, в каком она оказалась сейчас, я не то, что не стал бы писать, я не смог бы это писать. Не смог бы просто, понимаете? И много-много лет важнейшим стимулом моей литературной деятельности и деятельности как публициста было критическое отношение к дефектам советского образа жизни, это выступало на первый план. А если бы я знал, что, как я тогда уже, я, между прочим, эту формулу высказал еще в 1989 году, целились в коммунизм, а попали в Россию, если бы я знал, что смертельный удар этот будет нанесен не просто по коммунизму, а по России, ведь по существу во всем этом перевороте борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России, если бы я это знал, конечно, я строчки не смог бы написать чисто психологически». [22]

Коммунист или антикоммунист

«Взгляды я не менял в том смысле, как люди думают. Я просто не был никогда антикоммунистом, но я не был и апологетом коммунизма. Вернувшись, я не стал коммунистом, но и не стал и антикоммунистом. Просто изменилась сама реальность. Раньше и в доэмигрантские годы, и в годы эмиграции, основным объектом моей творческой деятельности было изучение советского общества и современного западного общества. Я это и делал. … А люди уже сами воспринимают результаты моего творчества по-своему. Представьте себе, за одну и ту же книгу, которая называлась «Коммунизм как реальность», в советские годы меня отнесли к антикоммунистам. Теперь за эту же самую книгу меня считают недобитым коммунистом. Понимаете, кто же тут изменился?» [23]

Умный или нескромный

«Основная идея автора - в своей особенности, непохожести, инаковости по отношению ко всем остальным. Заявив изначально, что он всегда "вне", назвав себя отщепенцем и произнеся показательную фразу "я сам себе государство", Зиновьев стал подозрительно похож на Раскольникова: вокруг обычные люди, "немного добрые, немного злые", а среди них, но не вместе с ними находится автор, который все знает, все понимает, все умеет и невероятно этим гордится».[24]
Плохо быть умным и скромным одновременно. Скромность не позволяет блеснуть умом, а ум не разрешает похвастаться скромностью.[25]


Человек или государство

Зиновьев А. А.
« ... формулу моей жизни: "Я есть суверенное государство". ... Моя же формула выражала намерение рядового гражданина коммунистического общества завоевать и отстаивать личную свободу и независимость в условиях господства общества и коллектива над индивидом». [26]


«Иди своим путем, и пусть другие говорят что угодно! Иди как можно дальше! Не можешь идти, ползи! Но так или иначе двигайся! Никакой конечной цели у тебя нет. Ты никогда не скажешь себе, что достиг того, чего хотел, и можешь успокоиться. Твой путь не имеет принципиального конца. Он может оборваться по независящим от тебя причинам. Это будет конец твоей жизни, но не конец твоего пути». [27]



Биография

Фокин П. Е. «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый», серия ЖЗЛ, М., Молодая гвардия, 2016.[1]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы».
  2. Зиновьева О.М., Интервью газете «Комсомольская правда».
  3. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  4. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  5. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  6. Зиновьев А.А.,интервью Гусейнову А.А.,"О социологической публицистике Александра Зиновьева","Знание.Понимание.Умение",№2,2005
  7. Зиновьев А.А., «Очерки комплексной логики».
  8. Зиновьев А. А., «Зияющие высоты».
  9. Зиновьев А.А., Предисловие к книге «Нашей юности полёт», М., Астрель, АСТ, 2010.
  10. Зиновьев А.А., «За что боролись, на то и напоролись», из выступления в обществе интеллектуалов СИЕЛ, Париж, 1978.
  11. Панин Д.М., К статье Зиновьева «За что боролись, на то и напоролись», Журнал «Синтаксис», Париж, 1979, № 3.
  12. Зиновьев А.А.,«Кризис коммунизма».
  13. Зиновьев А.А., «Затея».
  14. Зиновьев А.А., «Без иллюзий».
  15. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  16. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  17. Зиновьев А.А.,«Зияющие высоты».
  18. Записка КГБ СССР "О мерах по пресечению антисоветской деятельности ЗИНОВЬЕВА А." № 1311-А от 28 июня 1978 года.
  19. Зиновьев А.А., "Я хочу разделить судьбу России". Интервью с А.Фитцем //Русская Германия. 1999. № 26.
  20. Зиновьев А.А., Интервью «Независимой газете» (ежемесячное приложение «Фигуры и лица», май 1998 года)
  21. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Говорит Москва», 03.04.2006.
  22. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  23. Зиновьев А.А., Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25.09.2005.
  24. Тростников М., "Писатель с маленькой буквы", рецензия на книгу Зиновьева А.А. «Русская судьба, исповедь отщепенца», Независимая газета, 13.01.2000
  25. мысль из Интернета
  26. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».
  27. Зиновьев А.А., «Русская судьба, исповедь отщепенца».