Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) (→Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий: Петергофская дорога) |
AlexBond (обсуждение | вклад) (+++ про Петергофскую дорогу, - описание Балтфлота (относится к предыдущему периоду)) |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Символы Нации == | == Символы Нации == | ||
[[Файл:Петергоф_при_Петре_I.jpg|thumb| | [[Файл:Петергоф_при_Петре_I.jpg|thumb|155px|right|Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I.]] | ||
[[Файл:PeterhofGrandCascade.JPG|thumb| | [[Файл:PeterhofGrandCascade.JPG|thumb|155px|left|Большой каскад Петергофа в наши дни.]] | ||
=== Петергоф === | === Петергоф === | ||
Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России. Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада Петергофа (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду). | Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России. | ||
Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада Петергофа (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду). | |||
[[Файл:Марли.JPG|thumb|left| | [[Файл:Марли.JPG|thumb|left|155px|Дворец Марли.]] | ||
Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. | Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая [[#Петергофская дорога|Петергофская дорога]], вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенес ее в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного укрепления России на Балтике. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко. | ||
[[Файл:План гидросооружений Петергофа.jpg|thumb|150px|План гидросооружений Петергофа.]] | [[Файл:План гидросооружений Петергофа.jpg|thumb|150px|План гидросооружений Петергофа.]] | ||
[[Файл:Monplaisir palace in the Lower Park of Peterhof 01.jpg|thumb|left| | [[Файл:Monplaisir palace in the Lower Park of Peterhof 01.jpg|thumb|left|155px|Дворец Монплезир.]] | ||
[[Файл:Petergof canal.JPG|thumb| | [[Файл:Petergof canal.JPG|thumb|155px|left|Морской канал Петергофа.]] | ||
Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и так называемый Верхнесадский канал — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений. | |||
Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра. | |||
Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века. | |||
Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [http://www.welcome-petersburg.com/ru/история-петергофа/петергоф-при-петре-i] | |||
== Крупнейшие корабли и суда == | == Крупнейшие корабли и суда == | ||
Строка 39: | Строка 46: | ||
=== Морская крепость Кронштадт === | === Морская крепость Кронштадт === | ||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | == Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | ||
Строка 49: | Строка 54: | ||
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Санкт-Петербурга] | Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Санкт-Петербурга] | ||
[[Файл:Петергофская дорога в середине XIX века.jpg|150px|thumb|left|Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург]] | |||
[[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]] | |||
=== Петергофская дорога === | === Петергофская дорога === | ||
После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него. Пётр I задумал превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. | |||
Уже при жизни Петра вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля: | |||
*Екатерингоф - резиденция жены Петра [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|императрицы Екатерины]] близ границы Петербурга; | |||
*Стрельна - первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенес свою главную резиденцию в Петергоф);<ref>При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.</ref> | |||
*[[#Петергоф|Петергоф]] - знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом; | |||
*[[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)#Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк|Ораниенбаум]] - загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).<ref>Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.</ref> | |||
Позднее, в конце XVIII - XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупнейших дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышенными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII-XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остается таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Петергофская_дорога] | |||
<center> | |||
<gallery> | |||
Екатерингоф при Петре I.jpeg|Екатерингоф при Петре I | |||
Путевой дворец Петра I.JPG|Путевой дворец Петра I в Стрельне | |||
Петергоф_при_Петре_I.jpg|Петергоф при Петре I | |||
Oranienbaum Rostovtsev.jpeg|Ораниенбаум при Петре I | |||
</gallery> | |||
</center> | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия от 05:01, 29 декабря 2013
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Петергоф
Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.
Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада Петергофа (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).
Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенес ее в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного укрепления России на Балтике. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко.
Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и так называемый Верхнесадский канал — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.
Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.
Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.
Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]
Крупнейшие корабли и суда
В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее «флагманского линкора Пётр Первый и Второй».
54-пушечные линейные корабли
- «Санкт-Михаил»
- «Рафаил»
Крупнейшие морские порты
Кронштадт
См. Морская крепость Кронштадт.
Фортификационные сооружения
Морская крепость Кронштадт
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Город Санкт-Петербург
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[2]
Петергофская дорога
После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него. Пётр I задумал превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль.
Уже при жизни Петра вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:
- Екатерингоф - резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга;
- Стрельна - первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенес свою главную резиденцию в Петергоф);[2]
- Петергоф - знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом;
- Ораниенбаум - загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль петровского барокко).[3]
Позднее, в конце XVIII - XIX вв. на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупнейших дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышенными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII-XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остается таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [3]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
- ↑ Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.