Комментарии к Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Конституция России – высший нормативно-правовой …») |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[ | '''[[rws:Конституция Российской Федерации|Конституция Российской Федерации]]''' (далее '''Конституция России''') – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на [[rwp:Всенародное голосование по Конституции России|всенародном голосовании]] 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. | ||
Термины ''«Основной закон»'' и ''«Конституция»'' являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России. | Термины ''«Основной закон»'' и ''«Конституция»'' являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России. |
Версия от 11:37, 4 апреля 2022
Конституция Российской Федерации (далее Конституция России) – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года.
Термины «Основной закон» и «Конституция» являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России.
Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского[1]. Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции РФ, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году.
Преамбула к Конституции России
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
Преамбула – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие[2]. Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией.
Положения преамбулы в российской теории права традиционно не наделяются юридической силой – такой подход (с некоторыми исключениями) используются и в Конституции России. Её авторы составили преамбулу с целью закрепления ряда политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности. Разберем каждый принцип подробнее.
Принцип №1 – единство многонационального народа.
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как огромное евразийское государство. Данное государство складывалось как союз народов, на тех или иных основаниях (от добровольного вхождения до порабощения) вошедших в его состав.
Исторически формирование централизованного русского государства принято отсчитывать с правления Ивана III Великого (1462-1505), при котором была присоединена большая часть княжеств свергнуто татаро-монгольское иго (1480). Завершение процесса принято связывать с именем его внука, Ивана IV Грозного, который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды. Процесс формирования российского государства продолжился далее – при царях, императорах и советской власти.
Чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы, автор преамбулы выразили весь это многовековой процесс во фразе «соединенные общей судьбой на своей земле». С юридической точки зрения она означает следующее: Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей. Согласно Конституции самоопределение народов происходит в рамках единства территории России – субъекты федерации не наделены правом правом сецессии (выхода) из состава единого государства.
Принцип №2 – формирование у народов России чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
По смыслу Конституции данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – «веру в добро и справедливость». Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.
Принцип №3 – государственный суверенитет.
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года РСФСР, еще находясь в составе СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.
Принцип №4 – утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия.
Данный принцип отражает сущность Конституции – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.
Авторы советских конституций делали акцент на не на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, а на пролетарски-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах.
Принятие новой конституции не означает исчезновения или растворения классовых интересов. Но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.
Принцип №5 – многонациональный народ России сознает себя частью мирового сообщества.
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.
Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.
Последняя часть преамбулы посвящена порядку принятия Конституции России. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция вступила в силу.
За прошедшее время – в 2013 году Конституция России отметила 20-летний юбилей[1] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что сама Конституция предусматривает различные способы внесения поправок в действующую Конституцию и принятие новой. По мнению авторов Комментария, в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста, так посчитал и Президент России настаивая на всенародном референдуме при принятии новых поправок в Конституцию России.
Примечания
- ↑ Чернявский, Александр Геннадьевич – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор (см. справку).
- ↑ Стр.531 || Авакьян
Ссылки
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный) (доступ платный)
- Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.