Комментарии к Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) м (Защищена страница «Конституция России (с комментариями)/Преамбула» ([Редактирование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (б�) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''[[rws:Конституция Российской Федерации|Конституция Российской Федерации]]''' (далее '''Конституция России''') – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на [[rwp:Всенародное голосование по Конституции России|всенародном голосовании]] 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. | '''[[rws:Конституция Российской Федерации|Конституция Российской Федерации]]''' (далее '''Конституция России''') – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на [[rwp:Всенародное голосование по Конституции России|всенародном голосовании]] 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. Заменила собой Конституцию РСФСР(РФ) 1978 года, последнюю советскую конституцию. | ||
Термины ''«Основной закон»'' и ''«Конституция»'' являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России. | Термины ''«Основной закон»'' и ''«Конституция»'' являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России. | ||
'''Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского<ref>'''Чернявский, Александр Геннадьевич''' – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор [http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://icompliance.ru/chernyavskij-aleksandr-gennadevich (см. справку)].</ref>.''' Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции | '''Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского<ref>'''Чернявский, Александр Геннадьевич''' – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор [http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://icompliance.ru/chernyavskij-aleksandr-gennadevich (см. справку)].</ref>.''' Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции России, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году. | ||
== Преамбула к Конституции России == | == Преамбула к Конституции России == | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
'''Преамбула''' – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие<ref>Стр.531 || [[#Ссылки|Авакьян]]</ref>. Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией. | '''Преамбула''' – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие<ref>Стр.531 || [[#Ссылки|Авакьян]]</ref>. Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией. | ||
В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу. | |||
За прошедшее время – в 2013 году Конституция России отметила 20-летний юбилей[http://tass.ru/politika/827317] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, , в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, [[Конституционная речь Владимира Путина|настаивая]] на проведении всенародном голосовании для принятия [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию России]]: | |||
{{quote|Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке.}} | |||
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее. | |||
'''Принцип №1:''' | |||
{{quote|'''многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле'''}} | |||
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как союз народов, вошедших в состав огромного евразийского государства. Присоединение народов к этому союзу осуществлялось на разных основания – от добровольного вхождения до порабощения. | |||
'''Принцип №2''' | Формирование централизованного русского государства было основой политики [[Правители России#Иван III Васильевич Великий, 1462—1505|Ивана III Великого]] (1462-1505) и его преемников. При Иване III под власть Москвы перешла большая часть русских княжеств, в частности Новгородское княжество, а также свергнуто татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, [[Правители России#Василий III Иванович Строитель, 1505—1533|Василии III Строителе]], были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, [[Правители России#Иван IV Васильевич Грозный, 1545—1584|Ивана IV Грозного]], который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды. | ||
По смыслу Конституции данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ. | |||
Процесс формирования территории России продолжился и далее – при [[rwp:Формирование территории Русского государства|царях]], [[rwp:Формирование территории Российской империи|императорах]] и [[rwp:Формирование территории СССР|советской власти]]. Расширение Российской Федерации происходило при Владимире Путине – в 2014 году [[Воссоединение Крыма с Россией|были присоединены]] [[Крым]] и [[Севастополь]]. В настоящее время (2022) войти в состав России изъявили желание [[ДНР]][http://glavadnr.ru/press/denis-pushilin-okonchatelnoe-osvobozhdenie-mariupolya-delo-schitanyh-sutok/], [[ЛНР]][http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14196723] и [[Южная Осетия]][http://south-ossetia.info/anatolij-bibilov-nastalo-vremya-yuzhnoj-osetii-vernutsya-domoj-v-rossiyu/]. | |||
Чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы, автор преамбулы выразили весь это многовековой процесс во фразе ''«соединенные общей судьбой на своей земле»''. С юридической точки зрения это означает защиту территориальной целостности страны – Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей. По смыслу текста Конституции России самоопределение народов происходит лишь в рамках единства её территории – субъекты федерации не наделены правом правом сецессии (выхода) из состава единого государства. | |||
'''Принцип №2:''' | |||
{{quote|'''чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость'''}} | |||
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ. | |||
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи. | Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – ''«веру в добро и справедливость»''. Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи. | ||
'''Принцип №3''' | '''Принцип №3:''' | ||
{{quote|'''возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы'''}} | |||
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет. | Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет. | ||
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[rwp:Декларация о государственном суверенитете РСФСР|Декларацию о государственном суверенитете]]. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР. | Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года {{abbr|РСФСР|Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|0}}, еще находясь в составе СССР, приняла [[rwp:Декларация о государственном суверенитете РСФСР|Декларацию о государственном суверенитете]]. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР. | ||
'''Принцип №4''' | '''Принцип №4:''' | ||
Данный принцип отражает сущность Конституции – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития. | {{quote|'''утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие'''}} | ||
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития. | |||
Если нынешняя конституция основана на на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, то авторы советских конституций делали акцент на пролетарско-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах. | |||
После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса. | |||
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что | В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса. | ||
'''Принцип №5''' | '''Принцип №5''' | ||
{{quote|'''исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества'''}} | |||
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня. | Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня. | ||
Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого. | Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия от 22:56, 6 апреля 2022
Конституция Российской Федерации (далее Конституция России) – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря того же года. Заменила собой Конституцию РСФСР(РФ) 1978 года, последнюю советскую конституцию.
Термины «Основной закон» и «Конституция» являются синонимами ввиду исторически сложившихся традиций конституционного права в России.
Данная статья является переводом в вики-формат комментариев к Конституции России под авторством А.Г. Чернявского[1]. Предлагаемое издание комментариев подготовлено с учетом новейшего законодательства по состоянию на 16 июля 2020 года, конкретизирующего нормы Конституции России, судебной и административной практики. Особое внимание уделено толкованию конституционных норм в решениях Конституционного Суда России. Рассмотрены поправки к Конституции, внесенные в 2020 году.
Преамбула к Конституции России
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
Преамбула – вводный текст конституции, имеющий, как правило, политическую направленность. Он бывает нужен для того, чтобы осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие[2]. Преамбула провозглашает становление в России конституционализма – демократии, защищенной Конституцией.
В преамбуле прописаны основные принципы Конституции России и порядок её принятия. Исторический опыт конституционализма, в том числе в России, знает несколько способов принятия конституций: дарованные монархами или диктаторами; принятые или учредительным (конституционным) собранием; принятые в ходе всенародного референдума («народные»). Нынешняя конституция действует с 1993 года, будучи принятой народом России – 12 декабря прошло соответствующее всенародное голосование, а 25-го, в день официального опубликования, Конституция России вступила в силу.
За прошедшее время – в 2013 году Конституция России отметила 20-летний юбилей[1] – в текст Основного Закона были внесены поправки, в частности касающиеся органов государственной власти. Стоит отметить, что положения Основного закона предусматривает различные способы внесения поправок в свой же текст и даже принятие новой конституции. Как отмечают составители комментария к конституции, , в случае внесения поправок иным способом, отличным от референдума, их юридическая сила была бы существенно ниже основного текста. Так же посчитал и Владимир Путин в 2020 году, настаивая на проведении всенародном голосовании для принятия поправок в Конституцию России:
Предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. |
В отечественной теории права положения преамбулы традиционно не наделяются юридической силой. Такой подход, с некоторыми исключениями, продемонстрирован и в данном случае. По замыслу авторов Конституции России её преамбула закрепляет ряд политических принципов, на которых основана концепция новой российской государственности – ниже разберем каждый из них подробнее.
Принцип №1:
многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле |
Еще на стадии формирования централизованного государства (XV-XVI вв.) Россия складывалась как союз народов, вошедших в состав огромного евразийского государства. Присоединение народов к этому союзу осуществлялось на разных основания – от добровольного вхождения до порабощения.
Формирование централизованного русского государства было основой политики Ивана III Великого (1462-1505) и его преемников. При Иване III под власть Москвы перешла большая часть русских княжеств, в частности Новгородское княжество, а также свергнуто татаро-монгольское иго (1480). При его сыне, Василии III Строителе, были подчинены оставшиеся княжества, в частности Псковское и Рязанское. Завершение процесса связывают с правлением его внука, Ивана IV Грозного, который принял титул царя (1547) и вдвое расширил границы государства за счет осколков бывшей Золотой Орды.
Процесс формирования территории России продолжился и далее – при царях, императорах и советской власти. Расширение Российской Федерации происходило при Владимире Путине – в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь. В настоящее время (2022) войти в состав России изъявили желание ДНР[2], ЛНР[3] и Южная Осетия[4].
Чтобы не вдаваться в различные исторические экскурсы, автор преамбулы выразили весь это многовековой процесс во фразе «соединенные общей судьбой на своей земле». С юридической точки зрения это означает защиту территориальной целостности страны – Россия, осознавая себя в своих границах, не намерена отдавать какие-либо территории, исконно принадлежавшие ей. По смыслу текста Конституции России самоопределение народов происходит лишь в рамках единства её территории – субъекты федерации не наделены правом правом сецессии (выхода) из состава единого государства.
Принцип №2:
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость |
По смыслу Конституции России данная задача решается государством через обращение к истории отечества и памяти предков. История России – это многовековой путь ее экономического и политического подъема в борьбе с врагами, трудными климатическими условиями, эпидемиями, выбором консолидирующей нацию религии и многими другими обстоятельствами, способствующими объединению людей в единую историческую общность, называемую многонациональный народ.
Из всего этого многообразия авторы преамбулы выбрали наиболее позитивную часть отечественной истории – «веру в добро и справедливость». Этот пассаж в наибольшей степени характеризует преамбулу как политический документ, ибо право не может утверждать ни добро, ни справедливость, оно выполняет иные социальные задачи.
Принцип №3:
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы |
Выше были перечислены исторические основы российского государства. Наряду с ними, преамбула утверждает и ряд новых, ранее не известных России политических принципов – один из них это государственный суверенитет.
Суверенитет современной России берет свое начало в советский период. 12 июня 1990 года РСФСР, еще находясь в составе СССР, приняла Декларацию о государственном суверенитете. В известной мере это решение ускорило исторически неизбежный распад Советского Союза, но было своеобразным актом государственного самоопределения народов России, примеру которых последовали народы других республик бывшего СССР.
Принцип №4:
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие |
Данный принцип отражает сущность Конституции России – достижение социальной солидарности и баланса отражения социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.
Если нынешняя конституция основана на на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, то авторы советских конституций делали акцент на пролетарско-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах.
После принятия новой конституции классовые интересы не исчезли и не растворились, но воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.
В этом контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.
Принцип №5
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества |
Как известно, право в целом определяется общественными отношениями – сначала возникают отношения, а затем они получают регулятивное оформление в виде юридических норм. Только нормы конституции имеют учредительный характер и формируют общественные отношения, часть из которых в момент ее принятия не существуют. Конституция России не исключение из этого правила – она ввела те общественные отношения, которые не существовали до этого и при этом привычны нам сегодня.
Конституция всегда адресована в будущее, а ее нормам присущ созидательный характер – таковы отдельные нормы преамбулы. Если говорить об ответственности перед будущими поколениями, то речь идет об экологической политике, охране окружающей среды, обеспечении здоровья нации, целостности государства и многое другое. Реализация норм конституции – залог всего этого.
Примечания
- ↑ Чернявский, Александр Геннадьевич – заместитель генерального директора по науке, доктор юридических наук, профессор (см. справку).
- ↑ Стр.531 || Авакьян
Ссылки
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный) (доступ платный)
- Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.