Знаменитые государственные деятели России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 568: Строка 568:
Князь и княгини.jpg|'''[[rwp:Гедимин#Дети|Ольга Смоленская]] и [[rwp:Евна Полоцкая|Евна Полоцкая]]''' – русские княжны, великие княгини Литовские (2-я и 3-я жены великого литовского князя [[rwp:Гедимин|Гедимина]]), способствовали распространению православия в [[rwp:Великое княжество Литовское|Литве]]; Евна – мать великих князей литовских [[rwp:Ольгерд|Ольгерда]], [[rwp:Евнутий|Евнутия]] и [[rwp:Кейстут|Кейстута]], основала [[rwp:Евьеский Успенский монастырь|Евьеский Успенский монастырь]]<!--Русская княжна 12-13 веков. Худ. С.Стрекалов.jpg Жена боярина или князя. Из альбома А. Мейерберга (раскрашено).jpg Костюмы знатных русских женщин XII-XIII веков.jpg Костюмы знатных женщин Древней Руси.jpg-->
Князь и княгини.jpg|'''[[rwp:Гедимин#Дети|Ольга Смоленская]] и [[rwp:Евна Полоцкая|Евна Полоцкая]]''' – русские княжны, великие княгини Литовские (2-я и 3-я жены великого литовского князя [[rwp:Гедимин|Гедимина]]), способствовали распространению православия в [[rwp:Великое княжество Литовское|Литве]]; Евна – мать великих князей литовских [[rwp:Ольгерд|Ольгерда]], [[rwp:Евнутий|Евнутия]] и [[rwp:Кейстут|Кейстута]], основала [[rwp:Евьеский Успенский монастырь|Евьеский Успенский монастырь]]<!--Русская княжна 12-13 веков. Худ. С.Стрекалов.jpg Жена боярина или князя. Из альбома А. Мейерберга (раскрашено).jpg Костюмы знатных русских женщин XII-XIII веков.jpg Костюмы знатных женщин Древней Руси.jpg-->


Митрополит Пётр посвящает Давида в архиепископы новгородские (фрагмент миниатюры ЛЛС, с правками).jpg|'''[[rwp:Давид (архиепископ Новгородский)|Давид Новгородский]]''' — архиепископ, строитель ряда храмов и монастырей, трижды примирил Новгород с Тверью (в его денежных расчётах с князем [[rwp:Михаил Ярославич (князь владимирский)|Михаилом Тверским]] впервые [http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tversk_let/frametext1.htm по летописям] применён ''[[rwp:Рубль|рубль]]'' 1316 г.), способствовал союзу Новгорода и Москвы<!--Архиепископ Далмат перед смертью благословляет игумена Давида в преемники (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg Митрополит Пётр посвящает Давида в архиепископы новгородские (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg-->
Митрополит Пётр посвящает Давида в архиепископы новгородские (фрагмент миниатюры ЛЛС, с правками).jpg|'''[[rwp:Давид (архиепископ Новгородский)|Давид Новгородский]]''' — архиепископ, строитель ряда храмов и монастырей, трижды примирил Новгород с Тверью; в его денежных расчётах с князем [[rwp:Михаил Ярославич (князь владимирский)|Михаилом Тверским]] впервые [http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tversk_let/frametext1.htm по летописям] применён ''[[rwp:Рубль|рубль]]'' (1316 г.), способствовал союзу Новгорода и Москвы<!--Архиепископ Далмат перед смертью благословляет игумена Давида в преемники (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg Митрополит Пётр посвящает Давида в архиепископы новгородские (фрагмент миниатюры ЛЛС).jpg-->


Кирилл Челмогорский (икона).jpg|'''[[rwp:Кирилл Челмогорский|Кирилл Челмогорский]]''' — монах-отшельник (один из первых на Русском Севере), на протяжении 52 лет крестил [[rwp:Чудь заволочская|чудь]] в [[rwp:Обонежская пятина|Обонежье]] и бассейне реки [[rwp:Онега|Онега]] (с 1316 г.), на месте его жительства был основан [[rwp:Кирилло-Челмогорский монастырь|Кирилло-Челмогорский монастырь]] (первый на территории нынешней Архангельской области); святой
Кирилл Челмогорский (икона).jpg|'''[[rwp:Кирилл Челмогорский|Кирилл Челмогорский]]''' — монах-отшельник (один из первых на Русском Севере), на протяжении 52 лет крестил [[rwp:Чудь заволочская|чудь]] в [[rwp:Обонежская пятина|Обонежье]] и бассейне реки [[rwp:Онега|Онега]] (с 1316 г.), на месте его жительства был основан [[rwp:Кирилло-Челмогорский монастырь|Кирилло-Челмогорский монастырь]] (первый на территории нынешней Архангельской области); святой

Версия от 00:21, 29 ноября 2024

Здесь собран список знаменитых государственных деятелей России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В списке перечислены:

  • известнейшие правители России (монархи, генсеки, президенты, премьеры);
  • сыгравшие важную роль супруги правителей;
  • выдающиеся военачальники (занимавшиеся также административной деятельностью);
  • выдающиеся советники монархов, министры, дипломаты, законодатели, правоохранители;
  • выдающиеся руководители регионов и городов (князья, посадники, губернаторы, мэры);
  • крупнейшие строители и фортификаторы, основатели новых городов;
  • сыгравшие важную государственную роль предприниматели и промышленники, основатели и реформаторы крупных отраслей экономики;
  • администраторы и реформаторы в сфере образования, науки и культуры, политические лидеры Русской церкви;
  • путешественники и миссионеры, присоединившие новые земли;
  • некоторые важнейшие общественные деятели, публицисты и идеологи, крупнейшие меценаты и благотворители.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная и при этом преимущественно позитивная роль в развитии истории и культуры России;
  • наличие достижений мирового уровня (в зависимости от рода деятельности);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту исторические деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Легендарная эпоха (до 839)

Эпоха первых русов (~839—862) и Рюрика (~862—879)

Эпоха Олега Вещего (~879—912)

Эпоха Игоря I Старого (~912—945)

Эпоха Ольги (~945—964), Святослава I (~964—972) и Ярополка I (~972—978)

Эпоха Владимира I Великого (978—1015)

Эпоха Ярослава I Мудрого (1016—1054)

Эпоха Ярославичей – Изяслава I, Святослава II и Всеволода I (1054—1093)

Эпоха Святополка II (1093—1113) и Владимира II Мономаха (1113—1125)

Эпоха Мстислава I (1125—1132), Ярополка II (1132—1139) и Всеволода II (1139—1146)

Эпоха Изяслава II, Юрия I Долгорукого и Андрея I Боголюбского (1146—1174)

Эпоха Михаила II (1174—1176) и Всеволода III Большое Гнездо (1176—1212)

Эпоха Константина I и Юрия II Всеволодовичей (1212—1238)

Эпоха Ярослава II Всеволодовича (1238—1246) и его сыновей (1248—1276)

Эпоха сыновей Александра Невского (1276—1304)

Московская Русь

Эпоха борьбы Москвы и Твери (1304—1328)

Эпоха Ивана I Калиты (1328—1340), Симеона I (1340—1353) и Ивана II (1353—1359)

Эпоха Дмитрия I Донского (1359—1389)

Эпоха Василия I (1389—1425)

Эпоха Василия II Тёмного (1425—1462)

Эпоха Ивана III Великого (1462—1505)

Эпоха Василия III (1505—1533) и регентов при Иване IV (1533—1545)

Русское Царство

Эпоха Ивана IV Грозного (1545—1584)

Эпоха Фёдора I Блаженного (1584—1598) и Бориса Годунова (1598—1605)

Эпоха Смутного времени (1605—1613)

Эпоха Михаила Фёдоровича Романова (1613—1645)

Эпоха Алексея Михайловича Тишайшего (1645—1676)

Эпоха Фёдора III Алексеевича (1676—1682) и регентов при Иване V и Петре I (1682—1694)

Петровская Россия и Российская Империя

Эпоха Петра I Великого (1694—1725)

Эпоха Екатерины I (1725—1727), Петра II (1727—1730) и Анны Иоанновны (1730—1740)

Эпоха Елизаветы Петровны (1741—1761)

Эпоха Екатерины II Великой (1762—1796) и Павла I (1796—1801)

Эпоха Александра I (1801—1825)

Эпоха Николая I (1825—1855)

Эпоха Александра II Освободителя (1855—1881)

Эпоха Александра III Миротворца (1881—1894)

Эпоха Николая II Страстотерпца (1894—1917)

Советская Россия

Эпоха Владимира Ленина (1917—1924)

Эпоха Иосифа Сталина (1924—1953)

Эпоха Никиты Хрущёва (1953—1964)

Эпоха Леонида Брежнева (1964—1982) и позднего СССР (1982—1991)

Российская Федерация

Современная эпоха (1991 — настоящее время)

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Согласно византийским источникам, крупнейший в IX веке морской поход на Царьград (860), то есть ещё до традиционной летописной даты призвания Рюрика на Русь в 862 году. Летописная дата похода Аскольда и Дира на Царьград – 866 год, однако в это время греческие источники никаких войн с русью не зафиксировали. Вероятно, русский летописец ошибся с датировками. Значит, либо Рюрик с Аскольдом и Диром прибыли на Русь вместе ранее 860 года, либо Аскольд и Дир прибыли ранее Рюрика. При этом не исключено, что они всё-таки были «боярами Рюрика» – ещё до прибытия на Русь, «за морем». По другой версии, Аскольд и Дир вообще никак не были связаны с Рюриком (эту связь им намного позднее приписали летописцы XI-XII веков, обладавшие лишь обрывочными сведениями и устными преданиями о событиях IX века). Также нет полной уверенности в том, что Аскольд и Дир были в реальности двумя разными историческими лицами, а не одним (Аскольд Дир).
  2. Дата 862 год – условна, как и почти все даты, приведённые в «Повести временных лет» до примерно 940-х годов (а возможно, и до 990-х). Считается доказанным, что авторы ПВЛ ошиблись с датировкой первого морского похода руси на Царьград на 6 лет, поместив его под 866, а не под 860 годом (как в византийских источниках). Вероятно, и Рюрик мог в действительности прибыть на Русь примерно на те же 6 лет ранее. Хронология ПВЛ начинается 852 года, когда в Ромейской империи (Византии), начал царствовать Михаил, в правление которого, по словам летописи « стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом». Однако и здесь составители ПВЛ ошиблись с датами: император Михаил III в действительности правил в 840-867 годах. В связи с этим нижнюю границу возможной даты призвания Рюрика и появление на Руси других первых русских князей можно отнести к 840 году (или даже ниже, в 830-м годам). Рёрика часто отождествляют с датским конунгом Рёриком Ютландским известным с 841 года. В известной по западным источникам биографии Рёрика есть несколько «дыр», в частности в 857-862 годах, когда, по некоторым предположениям, Рёрик действительно мог покорить часть славян или быть вызван ими на княжение (могло это произойти также в 864-866 годах или после 873 года). Впрочем, ближайшими к Ютландии были славяне-венды, жившие на северо-востоке нынешней Германии и в нынешнем польском Поморье. По одной из версии, переселенцы из этого региона в Новгород и принесли на Русь память о Рюрике, который в таком случае, не был князем в будущих русских землях (но был князем части будущих новгородцев).
  3. Имя Гостомысла встречается лишь в позднейших русских летописях, начиная с XV века. Однако известно, что такое имя носил один из вождей ободритов (самое западное племя славян). Иногда с Гостомыслом-ободритом отождествляют новгородского Гостомысла. Имя, как и сама историческая фигура, может носить условный и легендарный характер («Гостомысл» — тот, кто мыслит о гостях, то есть о купцах, в том числе о купцах-варягах). Если летописная легенда о призвании варягов соответствует истине, то, разумеется, должен был существовать и инициатор призвания (или инициаторы).
  4. Согласно Новгородской 1-й летописи младшего извода князь Игорь правил самостоятельно и играл первую роль в присоединении Киева, а Вещий Олег был его воеводой. Согласно более известной версии из Повести временных лет (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи) Олег представляется скорее регентом при Игоре, и лишь в одном месте — в тексте русско-византийского договора 911 г. — он называется великим князем русским.
  5. Возможно, князя Чёрного звали Улебом — в договоре с Византией 944 года упомянута жена Улеба Сфандра — по-видимому, аланская княжна; союз с аланами помог Руси в борьбе с хазарами и печенегами. Имя Улеб/Ульф означает по-скандинавски "волк". Предположительно, Улеб был мужем сестры (старшей?) Игоря I Старого, дочери Рюрика либо дочери второго мужа матери Игоря (Ефанды, как она названа у историка Василия Татищева). В таком случае Сфандра (аланское имя, упомянутое в договоре с Византией 944 года) была второй, младшей женой Улеба. Сам Улеб в 944 году уже умер, либо, по другой версии, мог находиться в походе русов на Бердаа (возглавлять его или даже погибнуть там). Сыном Улеба и его первой жены (Рюриковны?) был Игорь, племянник Игорев, упомянутый в договоре с Византией 944 года сразу после Игоря I Рюриковича, Святослава Игоревича и княгини Ольги. Игорь, племянник Игорев, отождествляется некоторыми историками с Икмором — вторым человеком в русском войске после Святослава I во время второго похода в Болгарию. Вероятным сыном (или братом) Игоря, племянника Игорева, был Улеб, названный у Татищева братом Святослава, но, возможно, бывший двоюродным братом или двоюродным племянником. Впоследствии имя Улеб/Глеб носили некоторые князья, связанные с Черниговом и черниговскими волостями (Муромом, Тмутараканью).
  6. Белые хорваты на рубеже IX-X веков находились в сфере влияния Руси: они участвовали в походе Олега на Царьград.
  7. В договоре 944 года упомянуты Игорь и Акун — племянники Игоря I Рюриковича, причём один из них следует значительно ниже другого в списке князей (что может объясняться тем, что Акун был племянником от сестры, а не от брата; либо от сестры/брата по второму браку матери Игоря I).
  8. «Черномор» – предлагаемое мнемоническое прозвище для Свенельда. При нём была одержана победа над уличами, жившими у Чёрного моря. Возможно, Свенельд был дядькой-воспитателем Святослава I наряду с Асмудом, похожую роль регента он мог играть и при Ярополке I, советником которого был. Образ Свенельда в «Истории государства Российского» Николая Карамзина мог повлиять на появление сразу двух персонажей – длиннобородого колдуна Черномора и «морского дядьки Черномора» – у Александра Сергеевича Пушкина, в поэме «Руслан и Людмила» и в «Сказке о царе Салтане». Именно Свенельд после войны Святослава с Византией (971) привёл в Киев из-за моря остатки русского войска («33 богатыря», «все красавцы молодые», выходящие из моря у Пушкина). Имя Свенельд (Свенгельлд, Свенальд) – варяжское (что соответствует образу «морского дядьки»), его происхождение может быть связано с именем Свен, означающим «юноша, молодой человек», и корнем hilt/hild, который в германских языках может иметь значения «битва», «помощь» (в немецком) и «дитя» (в шведском). Также имя Свенельд может быть связано с мужским аналогом имени Сванхидьда, составленным из корней swan («лебедь») и hiltia, hilt, hild («битва»), что, в итоге, означает «сражение лебедей» или «лебединая битва».* Это вновь заставляет вспомнить о персонажах Пушкина, а именно о Царевне-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» (на которую по сюжету напал коршун-чародей). С колдуном Черномором из «Руслана и Людмилы» Свенельда связывает, во-первых, преклонный возраст, во-вторых, предполагаемое язычество (язычников на Руси после Крещения считали колдунами), в-третьих, образно, эпизоды биографии: Черномор убил мечом своего брата-богатыря, от которого осталась говорящая голова; Свенельд в 972 году покинул князя Святослава I, уйдя в Киев посуху, тогда как Святослав вскоре был убит печенегами на Днепровских порогах, после чего печенежский хан Куря, согласно летописной легенде, сделал из головы Святослава кубок.
  9. Существует также версия, что Владислав (Ласло) и Предслава — выходцы из Венгрии. Согласно историку Василию Татищеву, женой Святослава I была угорская княжна Предслава.
  10. Судя по примерному размеру и старшинству русских городов в середине X века.
  11. В трактате византийского императора Константина VII Багрянородного упоминается, что Святослав был правителем в «Немогарде».
  12. По другой версии, вятичей впервые подчинил Руси ещё Олег Вещий: в 907 году они участвовали в его походе на Царьград.
  13. Сфенкела и Икмора, известных по византийским источникам, идентифицируют с воеводой Свенельдом и Игорем, племянником Игоревым, известным по договору 944 года. Однако Сфенкел, согласно греческим историкам, погиб в ходе войны в 971 году, тогда как Свенельд по русским летописям участвовал в заключении мирного договора и оставался жив как минимум до 977 года. Существуют и другие, более близкие соответствия скандинавских имён их греческой «‎транскрипции»: Сфенкел — Стенкиль, Икмор — Ингмар. Воеводу Волка также можно сопоставить с Улебом Игоревичем (оба известны по пересказу несохранившихся поздних летописей историком Василием Татищевым): скандинавское имя Ульв/Ульф/Улеб означает «‎волк».
  14. Улеб Игоревич мог быть князем Черниговским или Смоленским (судя по старшинству русских городов во времена Игоря I и Святослава I).
  15. Название города, судя по форме, этимологически связано с человеком — вероятным основателем.
  16. Предлагаемое мнемоническое прозвище князя. Именно при нём с наибольшей вероятностью границы Руси (Новгородской земли) вышли к Белому морю. Первые деревянные цилиндры-пломбы русских сборщиков дани, найденные в Заволочье, датируются концом X – началом XI вв. Основание города Каргополя поздние источники связывают с неким князем Вячеславом, который «отразил нападение чуди и, победя, гнал оную до берегов Белого моря».[2]
  17. По разным источникам, первым митрополитом Киевским был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  18. Первый русский монастырь, как считается, был основан при Десятинной церкви в Киеве, однако он не сохранился и не получил такого развития, как древнейшие сохранные русские монастыри, основанные при Ярославе I Мудром и его сыновьях.
  19. Борис Ростовский, по некоторым источникам, сначала правил в Муроме, а затем перешёл в Ростов (откуда его брат Ярослав Мудрый был переведён Владимиром I в Новгород); Муром в итоге достался Глебу.
  20. В Киеве в середине XI века существовал двор Брячислава, упоминаемый в 1068 году (ПВЛ). В летописи говорится, что Брячислав после заключения мира в 1022 воевал с Ярославом «вся дни живота своего», что некоторые трактуют как продолжение вражды, однако с учётом двора в Киеве, отсутствия данных о других войнах Брячислава, и того, что Всеслав Брячиславич поначалу был союзником детей Ярослава I, более вероятно толкование, что Брячислав до конца жизни был союзником Ярослава. Его сын Всеслав Брячиславич также поначалу был союзником сыновей Ярослава.
  21. Возможно, Рязань была основана во времена княжения Мстислава Храброго на левой стороне Днепра (1024-1036). Археологами отмечено наличие переселенцев из Польши – вероятно, вывезенных после войны за Червенские города 1031 года. *
  22. В X-XII веках Полоцкому княжеству платили дань племена литовцев, ливов, земгалов, куршей и латгалов
  23. Ефрем Печерский списал для Киево-Печерского монастыря Студийский Устав в Константинополе, а также написал первый на Руси «литературный цикл», посвящённый святому Николаю Мирликийскомй. *
  24. Ранее монахом стал Судислав Владимирович, но он сделал это скорее вынужденно.
  25. Предлагаемое мнемоническое прозвище князя по начавшемуся в его правление распаду Руси на отдельные, практически независимые от Киева и друг от друга земли.
  26. Некий Тудор вместе с Ратшей упоминается в 1146 году как Тиун (управляющий хозяйством и сборщик налогов) князя Всеволода Ольговича в Вышгороде. С учётом того, что Ратша бежал после восстания киевлян в Новгород, Тудор также мог иметь Новгородское происхождение (о чём может свидетельствовать и его имя – Теодор/Фёдор, переделанное на «варяжский манер»; это имя встречается среди варяжских имён уже в договоре с греками 944 года). Тудор и Ратша могли служить тиунами ещё Мстиславу I Великому, когда он был новгородским князем, затем переехать вместе с ним Киев, когда он унаследовал киевский престол, затем перейти «по наследству» (тиуны имели статус холопов) сначала князю Ярополку I (брату Мстислава), а потом и князю Всеволоду II (зятю Мстислава).
  27. Предлагаемое мнемоническое прозвище по характеру и деяниям князя (Всеволод мечом завоевал себе сначала Чернигов, а потом и великое княжение киевское), а также по характерным изображениям на миниатюре Радзивилловской летописи (церемония вручения меча зависимому князю) и на известном вымышленном портрете художника В.П.Верещагина. Прозвище нужно, чтобы отличать Всеволода II от Всеволода I Миролюбивого и Всеволода III Большое Гнездо.
  28. Эти племена в качестве данников при Владимире Мономахе упоминаются в «Слове о погибели Русской земли» XIII века.
  29. Имя известно только по поздним источникам, которые называют княгиню также Ольгой (русское соответствие имени Елена в Древней Руси).
  30. Дмитров назван Юрием Долгоруким по христианскому имени Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, который был рождён во время похода (полюдья) на месте города.
  31. Прозвище гипотетическое, настоящее имя неизвестно (имя или прозвище Куфир известно по поздним источникам). Архитектор мог быть немцем либо итальянцем из Ломбардии, посланным германским императором Фридрихом Барбароссой на работу к киевскому князю Юрию Долгорукому (тот вскоре умер, и зодчий переехал во Владимир, к князю Андрею Боголюбскому).[3][4]
  32. Михалко Юрьевич был соправителем (старшим?) своего племянника Владимира Глебовича Переяславского в 1173—1174 годах.
  33. В «Слове о полку Игореве», одним из главных и наиболее положительных персонажей которого является Святослав Всеволодович, он называется «грозным» и «великим». Прозвище необходимо, чтобы отличать его от другого великого князя Святослава Всеволодовича (1246—1248) и от другого великого князя Киевского и князя Черниговского Святослава Ярославича (1073—1076).
  34. В источниках упоминается, что город назывался по реке Никуличанке, однако это христианское название возникло явно позже заселения края русскими. Так что скорее река была названа по городу. Первой церковью в городе была церковь Бориса и Глеба, так что вряд ли город был назван в честь святого Николая. Скорее, как и большинство древнерусских городов, он был назван в честь основателя.
  35. Вероятно, изначальное название Вятки – Хлынов – происходи от слова «хлын», обозначавшего ушкуйника – речного разбойника, каковыми могли быть основатели города.
  36. По другим версиям, авторами «Слова о полку Игореве» могли быть черниговский воевода Ольстин Олексич, киевский тысяцкий Рагуил Добрынич или сын Рагуила Добрынича, бежавший из половецкого плена вместе с Игорем Святославичем.
  37. Предлагаемое мнемоническое прозвище князя по взятому им в ходе одного из походов на эстов городу Оденпе (по-русски Медвежья Голова).
  38. Длительное сопротивление Рязанского и Владимирского княжества в итоге не спасло их от поражения, но помогло избежать разорения Новгорода и Смоленска, до которых монголы Батыя не успели дойти до весенней распутицы.
  39. Устюг-Железный, ныне Устюжна – крупнейший на Руси центр металлургии (добычи железа из болотной руды) в XIII—XVII веках. Город впервые упомянут в 1252 году, а основан (либо приобрёл значение крупного города), вероятно, несколько ранее, после того как из-за войн с северными крестоносцами сократились поставки железа из Европы.
  40. Предлагаемое мнемоническое прозвище князя, который, в отличие от своего брата Александра Невского, пытался проводить политику неподчинения Золотой Орде (играя на противоречиях хана Батыя с великими монгольскими ханами в Каракоруме). Прозвище «Непокорный» также созвучно с прозвищем Александра Невского.
  41. «Ямской» – редлагаемое мнемоническое прозвище великого князя, при котором впервые в источниках упомянута ямская гоньба (ямская почта). Именно Тверская земля, находившаяся между Новгородом и Москвой, была главным дорожным направлением ямской гоньбы.
  42. Оригинальное житие Герасима Вологодского было утрачено во время Смутного времени. По поздним источникам, он основал Вологду в 1147 году, однако более вероятно, что это произошло век спустя, в середине XIII века, когда были основаны первые монастыри в районе Белоозера.
  43. После Синеуса, брата Рюрика.
  44. Предлагаемое мнемоническое прозвище отражает характер и деяния князя. Михаил Ярославич был суровым человеком, предпочитавшим решать вопросы силой. Он постоянно боролся с Новгородом за получение дани, в его расчётах с новгородским архиепископом Давидом впервые упомянута денежная единица рубль. Прозвище необходимо для короткого и удобного отличения от его внука, также Михаила Тверского.
  45. Первая подробно описанная в летописях победа русских над ордынской конницей. При этом на стороне ордынского темника Кавгадыя воевало московское войско во главе с князем Юрием Даниловичем, претендовавшим на владимирский престол.
  46. Предлагаемое мнемоническое прозвище отражает характер и деяния князя, который заключил Ореховский мир со Швецией и основал крепость Орешек. Более 20 лет Юрий Данилович упорно боролся за владимирский престол с тверскими князьями, при том что Тверское княжество было в то время куда сильнее и богаче Московского. Только на 21-й год борьбы тверской князь Дмитрий Грозные Очи сумел «расколоть орешек», лично зарубив Юрия Даниловича в Орде перед ханом Узбеком.
  47. Предлагаемое мнемоническое прозивище, необходимое для удобного отличения Александра Михайловича Тверского от его правнука, князя Александра Ивановича Тверского.
  48. Начало реформы русских монастырей: Троице-Сергиева обитель получила общежительный устав в 1354 г.; монастыри при митрополите Алексии начали превращаться в крепости и центры освоения новых земель. Начало монастырской колонизации Руси: Сергий Радонежский с учениками основал первый монастырь-«дочку» (Киржачский) в 1358 г.
  49. Эти храмы вдохновили на рубеже XIX—XX веков церковную архитектуру в стиле модерн
  50. Пересвет, Ослябя и сын Осляби Яков – единственные лица некняжеского статуса, упомянутые в «Задонщине», первом большом произведении о Куликовской битве, написанном уже в конце XIV и начале XV веков. В связи с этим историк Антон Горский указывает, что «скорее всего, автором «Задонщины» был кто—то близкий к Ослябе, если не сам Ослябя».[5]
  51. По другой версии, прозвище Григория Пушки происходит от меховой/пуховой одежды или пушистой бороды. *
  52. Один из немногих великих правителей России, не получивший общепринятого прозвища. Характерно, что именно в княжение Василия I россияне начали именоваться вместо прозвищ по фамилиям. По гипотезе Н.Ф. Дробленковой, в устной народной традиции назывался Задонским — это прозвище, зафиксированное в одном из списков «Сказания о Вавилоне-граде», отражало преемственность Василия Дмитриевича его отцу, Дмитрию Донскому.[6]
  53. Иван III не венчался на царство, но использовал титул царя в дипломатической переписке.
  54. Род Ховриных-Головиных — наследственных казначеев при правителях России — возводил своё происхождение от правящего дома княжества Феодоро в Крыму. Князья Феодоро были боковой ветвью византийских императоров Комнинов и Палеологов, или же, по другой версии, ветвью греческого рода Гаврасов. В связи с такой генеалогией, византийский двуглавый орёл был родовым гербом Ховриных. Таким образом, на становление герба России могла повлиять не только женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог, но и родовая традиция семьи русских казначеев.[7]
  55. Наиболее подходящее прозвище для Василия III — Строитель. В его правление был достроен кирпичный Московский кремль и построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, ставшие главными крепостями Великой Засечной черты (укреплённой линии длиной более 1000 км). Василий III очень много внимания уделял церковному строительству, построив множество храмов по обету или в честь каких-то событий. При его непосрественном участии появилось каменное шатровое зодчество — уникальный стиль в русской и мировой архитектуре.
  56. На основе ранее существовавших неформальных монашеских общин: Тобольский Знаменский монастырь известен с 1596, Верхотурский Николаевский монастырь – с 1604, Тюменский Свято-Троицкий – с 1616.
  57. Замена в Торговом уставе массы мелких торговых сборов единой рублёвой пошлиной; запрет взимания проезжих пошлин в церковных владениях и во владениях бояр; установлены единые меры веса, объёма и длины.
  58. На Дону в 1646 году был размещён постоянный русский гарнизон и, тем самым, земли Войска Донского были официально присоединены к России.
  59. Свой завод Фонсвиден не успел достроить из-за смерти, однако мастера, вероятно, перешли на первый крупный российский Измайловский стекольный завод. [8]
  60. ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.