Крупные российские проекты: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Крупнейшие промышленные предприятия: Трубоэлектросварочный цех «Высота 239») |
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Крупнейшие промышленные предприятия: Два стана-5000) |
||
Строка 279: | Строка 279: | ||
==== Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода ==== | ==== Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода ==== | ||
Мощность цеха составит 600 000 тонн высококачественных труб большого диаметра в год. Проект отличается уникальным дизайном [http://daypic.ru/design/102388], запущен в строй в 2010 г. с выходом на полную мощность в 2011 г. Общий объем инвестиций 21 млрд. рублей. [http://www.chelpipe.ru/press_center/news_for_investors/1099/] | Мощность цеха составит 600 000 тонн высококачественных труб большого диаметра в год. Проект отличается уникальным дизайном [http://daypic.ru/design/102388], запущен в строй в 2010 г. с выходом на полную мощность в 2011 г. Общий объем инвестиций 21 млрд. рублей. [http://www.chelpipe.ru/press_center/news_for_investors/1099/] | ||
==== Стан-5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате ==== | |||
Установка для производства крупных листо проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн. тонн проката в год. Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 39 млрд. рублей в ценах тех лет. [http://top.rbc.ru/economics/24/07/2009/317620.shtml] | |||
==== Металлугргиечский комплекс стан-5000 на Выксунском металлургическом заводе ==== | |||
Установка для производства крупных листо проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн. тонн проката в год, чем достигается замещение импорта на 1 млрд. евро ежегодно. [http://old.fedpress.ru/federal/econom/tek/id_261667.html] Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд. рублей в ценах тех лет. [http://www.r52.ru/index.phtml?rid=13&fid=20&sid=47&nid=44300] | |||
=== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы === | === Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы === |
Версия от 16:55, 8 февраля 2013
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше грандиозных проектов. |
Здесь перечислены начатые и завершённые в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей.
Завершённые проекты
Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве
Крупнейший в России храм вместимостью 10000 человек — памятник героям 1812 г. Cтроился с 1839 по 1883 г. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1994—1997 гг. в основном на пожертвования. При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Суммарная стоимость проекта — более 4 млрд. рублей в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]
Реконструкция Большого театра
Реконструкция исторического здания Большого театра в Москве длилась шесть лет и завершилась в 2011 г. В ее ходе зданию были добавлены подземные этажи и существенно обновлены внутренние конструкции и отделка, а также отреставрирована историческая часть. Стоимость проекта 24 млрд. рублей. [2]
Космос
«Союз» в Куру
Строительство стартового комплекса для ракеты космического назначения «Союз» в Гвианском космическом центре (Куру, Французская Гвиана, Южная Америка) обошлось обеим сторонам в 344 млн евро, которые должны окупиться за семь — девять лет. [3] Первый запуск состоялся в октябре 2011 г.
ГЛОНАСС
Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Доступ к ГЛОНАСС предоставляется по всему миру безвозмездно и без ограничений.
В настоящий момент немного уступает американскому GPS по точности, однако в перспективе должен превзойти её, так как спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Уже сейчас ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS в северных широтах.
В 2001—2011 гг. на развертывание системы было выделено 117 млрд рублей, на ее развите в 2012—2020 гг. предполагается выделение еще 331 млрд рублей.[4]
Третьи системы навигации — такие как китайский Бэйдоу — пока являются сугубо локальными и выйдут на всемирный охват не ранее 2020 года.
Морской старт
Проект запуска ракет-носителей "Зенит" с плавучей платформы у экватора, вошел в срой в 1999 г. Изначально создавался консорциумом фирм из США, России, Украины и Норвегии. Стоимость проекта 3,5 млрд. долларов. В настоящий момент после банкротства из за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анжелес, США) на 95% принадлежит российской РКК "Энергия" через ее дочернюю фирму.
Система низкоорбитальной спутниковой связи "Иридиум"
Создана в 1998 г. за 5 млрд. долларов. Российский "Центр им. Хруничева" участвовал в ее развертывании (вложено 87 млн. долларов), за что получил 4,8%. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате в 2001 г. готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок (25 млн. долларов) досталась неким частным инвесторам. При этом у нее появился постоянный клиент в виде правиельства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.
Международная космическая станция
О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль запущен в 1998 году. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов [5].
Орбитальная станция "Мир"
Строилась с 1980-х по 1996 г. Являлась первой по-настоящему долговременной и многомодульной станцией на орбите. Была затоплена в 2001 г. после 15 лет полета первых модулей, что в три раза превышало их первоначально заложенный ресурс. Ориентировочная стоимость проекта - не менее 3 млрд. долларов в ценах тех лет. [6]
Авиация
Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.
Сухой Суперджет-100
Ближемагистральный пассажирский самолет, разработанный с широким применением композитных материалов, что обуславливает его высокую эффективность. Программа его создания стоила 34 млрд рублей. [7]
Крупнейшие корабли и суда
Атомный ледокол «50 лет Победы»
В настоящее время является крупнейшим атомным ледоколом в мире. По некоторым оценкам его общая стоимость составляет 2 млрд долл.[8] Строился с 1989 г. по 2007 г. с перерывом между 1993 и 2003 гг.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Крупнейший и сильнейший в мире на начало 2013 г. крейсер. Строился с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд долл. [9] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибсом бассейне, в борье с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награжден орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, еще несколько не достравивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа, одна из которых была сдана в долгосрочную аренду ВМС Индии.
- «Волк», строилась с 1988 г., вошла в строй в декабре 1991 гг.
- «Леопард», строилась с 1988 г., вошла в строй в 1993 гг.
- «Тигр», строилась с 1989 г., вошла в строй в 1993 гг.
- «Кузбасс»(«Морж»), вошла в строй в 1995 г.
- «Вепрь», строилась с 1990 г., вошла в строй в 1995 гг.
- «Самара», вошла в строй в 1995 г.
- «Гепард», строилась с сентября 1991 г., вошла в строй в 2002 г.
- «Нерпа»(«Chakra»), строилась с конца 1991 г. В 2012 г. сдана в аренду ВМС Индии на 10 лет примерно за 1 млрд долл.[10] В советское время также имел место случай сдачи в аренду Индии атомной подводной лодки.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»
Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[11] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. «Реализуемые в настоящее время проекты»).
Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии
Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В настоящий момент заказчику передано пять фрегатов, шестой проходит испытания(см. «Реализуемые в настоящее время проекты»).
- «Talwar», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
- «Trishul», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
- «Tabar», заложен в 2000 г., вошел строй в 2004 г.
- «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.
- «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.
Морские порты
Порт Приморск
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[12]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[13].
Порт Усть-Луга
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [14], [15], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [16], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [17].
Порт Козьмино
Нефтепорт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [18].
Порт Сочи Имеретинский
Грузовой порт, который после 2014 года порт предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 г. по 2012 г. Суммарный объем инвестиций - 13 млрд руб. (7 - БазЭл", остальное - бюджетные средства). [19][20]
Железные дороги
Железная дорога Обская-Бованенково (Обская-Бованенково-Карская)
Самая северная железная дорога в мире. Строилась на месте незавершенного в советское время строительства и эксплуатируется ОАО «Газпром». В настоящее время используется в основном с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности месторождений на полуострове Ямал[21]. Общая протяженность 678 км. Рабочее движение на всем протяжении до Карской открыто в начале 2011 г. Включает уникальный мост через реку Юрибей длиной 3,9 километра. Рассматриваются проекты строительства веток от этой линии к нескольким планируемым и перспективным портам Харасавей, Новый Порт и Сабетта. В этом случае значение дороги существенно возрастет. Инвестиции в строительство железной дороги Обская-Бованенково превысили 160 млрд рублей[22], но, видимо, это не полные данные, так как основную часть этой суммы может составлять стоимость моста через Юрибей. Необходимость и своевременность строительства дороги, а также ее качество подвергались ожесточенной критике в Интернете (из которой во многом и состоит соответствующая статья в Википедии[23]). Видимо критики, утверждавшие, что дорога строится «в никуда» не могли осознать, что для того, чтобы ввести в строй месторождения и построить заводы сжиженного газа как раз и нужна железная дорога. В условиях экстремально болотистого летом и погруженного в арктические морозы и полярную ночь зимой Ямала другие способы доставки соответствующего оборудования обошлись бы куда дороже.
Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская (I этап)
Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург - граница Финляндии для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта 34 млрд. рублей. [24] Выполнение основной части (одноименного первого этапа) проекта завершено в 2010 г. [25][26] Второй этап - строительство ветки Лосево-Каменногорск см. "Реализуемые в настоящее время проекты".
Организация скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва - Нижний Новгород
Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Москва - Нижний Новгород для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта по разным источникам 15,9-37 млрд. рублей (последнее число - с учетом 4,5 млрд. рублей на приобретение поездов). [27][28] Выполнение проекта завершено в 2010 г.
Строительство вторых путей на участке Буй-Вологда
Укладка вторых путей на 130-километровом участке проведена в 2004...2006 гг., что позволило увеличить его пропускную способность в 1,6 раза. [29] Стоимость проекта 11 млрд. рублей. [30]
Строительство нового участка Яйва — Соликамск Свердловской ж.д. в обход района техногенной аварии
Проект был начат в связи с провалом земли в непосредственной близости от действовавшего участка железной дороги в районе калийных шахт г. Березники. Участок длиной 53 км в обход района расположения шахт был введен в строй за два года на 10 месяцев раньше установленных сроков (начало строительства 2008 г, первый поезд - конец 2009 г.), хотя позже достраивался еще какое-то время. Стоимость проекта не менее 12 млрд. рублей. [31] В будущем участок может стать частью песпективной магистрали "Белкомур".
Автомобильные дороги
«Амур»
Дорога от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято еще в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров еще вовсе несуществовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяженность трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г. В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [32] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[33].
Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)
В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длинной 109 км построенного в 1962 г. оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти». [34] Начавшаяся в 1994 г. реконструкция расширила МКАД r 1998 г. с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 г.[35], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд руб. за счет сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги). С 2011 г. прорабатываются планы новой серьезной реконструкции МКАД.
Третье транспортное кольцо (г. Москва)
Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997-2003 г. Общая протяженность - 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд. долларов. [36]
Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга
Автомагистраль длиной 142 км, проходящая вокруг г. Санкт-Петербург, в т.ч. по дамбам в Финском заливе. Строилась с 1998 г. На 2008 г. проект оценивался в 135 млрд. рублей. [37] Движение на всем протяжении открыто в 2011 г.
Линии метрополитена
Первая очередь Казанского метрополитена
Первая очередь из 7 станций ведена в строй в 2005 г. Стоимость проекта 14,3 млрд. рублей в ценах 2003 г. [38]
Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена
Начала строиться в конце 1980-х, но все действующие на начало 2013 г. 17 станций введены в строй в 1995-2011 гг. [39] При этом только постройка трех из них оценивалась в 22-25 млрд рублей в ценах 2010 г. [40]
Крупнейшие мосты
Мост на остров «Русский» (Русский мост, г. Владивосток)
Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё не заселённым островом «Русский». По длине пролетаи высоте пилонов — на начало 2013 г. крупнейший в мире. [41] Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится здание Дальневосточного Федерального университета.
В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов.
Мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост, г. Владивосток)
Один из крупнейших в мире вантовых мостов. Строился с 2008 по 2012 г. Стоимость проекта 21 млрд рублей. [42]
Мост через реку Юрибей
Железнодорожный однопутный мост длиной 3,9 км на линии Обская-Бованенково. Построен в условиях вечной мерзлоты и Заполярья в рекордные сроки — за 349 дней с использованием специальных технических решений для сохранения хрупкой экосистемы этой местности. Введен в эксплуатацию в 2009 году. На начало 2013 г. является восьмым по длине мостом в России и самым длинным мостом за Полярным кругом в мире. Строительство моста обошлось в 130 млрд рублей.[43]
Сургутский мост
Мост длиной 2110 м (основной пролет 408 м) черезь Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введен в строй в 2000 г. [44] На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублера.
Мост через Каму на дороге Р239 (первая очередь)
Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди было заморожено. [45]
Президентский мост в Ульяновске
Двухярусный автодорожный мост через Волгу общей длиной 12 970 метров, длинни мостовой части 5825 метров. Дублер построенного в 1916 г. совмещенного Императорского моста. Строился с 1980-х по 2009 г. [46]
Крупнейшие тоннели
Северомуйский тоннель
Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Входит в состав Байкало-Амурской магистрали. Строился с 1977 по 2003 г. Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[47]
Новый Кузнецовский тоннель
Построенный в Хабаровском крае в рамках проекта реконструкции железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань тоннель длиной 3,8 км позволит значительно увеличить пропускную способность магистрали. Стоимость строительства 24 млрд руб. Строился с 2008 г., введен в эксплуатацию в 2012 г.[48]
Трубопроводы
БТС и БТС-II
Нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-II. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран.
ВСТО
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти.
Северный поток
Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [49].
Бованенково-Ухта (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [50] Общая стоимость проекта 989 млрд. рублей в ценах 2008 года. [51]
Ухта-Торжок (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [52] Общая стоимость проекта 234 млрд. рублей в ценах 2009 года. [53]
Сахалин — Хабаровск — Владивосток (первая очередь)
Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первая очередь длиной 1350 км введена в строй в 2011 г. [54] Общая стоимость проекта 467 млрд. рублей в ценах 2009 года. [55]
Грязовец — Выборг
Газопровод длиной около 680 км для транспортировки газа к газопроводу Северный поток. Строился с 2005 г., начал воодиться в строй в 2011 г., в 2012 г. достроены 680 км второй нитки. [56] Общая стоимость проекта 154 млрд. рублей в ценах 2007 года. [57]
Джубга — Лазаревское — Сочи
Газопровод длиной около 172 км (из которых 160 проходят по дну Черного моря). Предназначен для снабдения газом объектов города Сочи, в т.ч. Адлерской ТЭЦ. Строился с 2009 по 2011 г. [58] Общая стоимость проекта 32 млрд. рублей в ценах 2008 года. [59]
Гидроэнергетика
Загорская ГАЭС
Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном. Строилась с 1980 г. по 2003 г. В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС (см. «Незавершенные проекты»).
Вилюйская ГЭС-3 (Светлинская ГЭС)
Гидроэлектростанция на реке Вилюй в Якутии, строилась с 1979 г. Мощность станции 270 МВт. Станция является уникальной по условиям строительства, так как плотина расположена на вечномерзлых грунтах. В 2008 г. принята в эксплуатацию с тремя из четырех гидроагрегатов. [60] Строительство четвертого гидроагрегата, который поднимет мощность ГЭС до проектных 360 МВт отложено, по-видимому, в связи с избытком генерирующих мощностей в регионе (см. также проект ЛЭП «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» в «Незавершенных проектах»).
Ирганайская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Аварское Койсу в Дагестане, строилась с 1979 г. по 2008 г. Крупнейшая в России ГЭС деривационного типа. Введена в строй с двумя гидроагрегатами вместо первончально планировавшихся четырех, которые, возможно, достроят позднее. Мощность станции 400 МВт. В 2010 г. на станции случился пожар, но на начало 2013 г. оба гидроагрегата введены в промышленную эксплуатацию.[61]
Береговой водосброс Саяно-Шушенской ГЭС
Строительство гидротехнического сооружения началось в 2005 г. с целью увеличить надежность функционирования станции путем разгрузки существующих сооружений станции от черезмерного расхода воды во время паводков. Строительство было ускорено после аварии на станциив 2009 г. Первая очередь введена в строй в 2010 г., вторая - в 2011 г. [62] Стоимость водосброса - 13 млрд. рублей. [63]
Атомная энергетика
Ростовская (Волгодонская) АЭС
Строилась с 1977 г. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд рублей. С 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». В 2010 пополнилась еще одним энергоблоком ВВЭР-1000 (см. ниже) и еще два на 2013 г. строятся (см. «Незавершенные проекты»).
Тяньваньская АЭС (Китай)
Оснащена 2 блоками ВВЭР-1000. Строилась с 1999 по 2007 г.
АЭС в г. Бушере (Иран)
Достройка первого энергоблока незавершенной концерном «Сименс» АЭС. Первое соглашение заключено в 1992 г. Проект оценивался в 1 млрд долларов[64] и полностью завершен в 2012 г. [65]
Ввод в строй отдельных новых энергоблоков ВВЭР-1000
Строительство каждого такого энергоблока стоит порядка 100 млрд рублей, но достаточно быстро окупается. С 1991 г. были введены в строй:
- энергоблок № 4 Балаковской АЭС — 1993 г.
- энергоблок № 3 Калининской АЭС — 2004 г.
- энергоблок № 2 Ростовской АЭС — 2010 г.[66]
Тепловая энергетика
Адлерская ТЭЦ, г. Сочи
ТЭЦ мощностью 360 МВт, призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительсства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [67] Введена в строй в 2013 г. [68]
Реконструкция Первомайской ТЭЦ-14 (г. Санкт-Петербург)
В рамках первой очереди реконструкции с 2007 по 2012 г. два энергоблока по 180 МВт. Стоимость проекта свыше 15 млрд. рублей. [69]
Строительство отдельных энергоблоков на базе парогазовой установки ПГУ-400
ПГУ-400 - современная парогазовая установка с высоким КПД мощностью 400 МВт. Использовалась при строительстве целого ряда энергоблоков на существующих ГРЭС.
- энергоблоки №7 и №8 на Сургутской ГРЭС-2. В рамках проекта до 2011 г. построены два энергоблока по 400 МВт. После этого станция стала самой мощной в России и одной из самых мощных в мире ГРЭС. Стоимость проекта 32 млрд. рублей. [70][71]
- энергоблок №5 Яйвинской ГРЭС. Введен в строй в 2011 г. Объем инвестиций 15 млрд. рублей. [72]
- энергоблок Шатурской ГРЭС. Введен в строй в 2010 г. [73]
Красноярская ТЭЦ-3
Пуск первого и пока единственного энергоблока новой ТЭЦ мощностью 208 МВт состоялся в 2012 г. Объем инвестиций в его строительство - 15 млрд. рублей. [74]
Псковская ГРЭС
Строилась с 1979 по 1996 г. Введена в строй в 1993-1996 гг. с двумя энергоблоками по 215 МВт. Третий энергоблок начали строить в 1997 г. и тогда же отложили. [75]
Харанорская ГРЭС
Три энергоблока примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и 2012 г. Стоимость только третьего - 11 млрд. рублей. [76]
Крупнейшие промышленные предприятия
Пуровский завод переработки газового конденсата
Строился с 2003 г. на средства компании "НОВАТЭК" в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая - в 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд. рублей. [77]
Цементные заводы
- "Воронежский филиал "Евроцемент груп". Крупнейший цементный завод производительностью 3 млн. тонн цемента в год в п.г.т. Подгоренское Подгоренского района Воронежской области. Строился с 2008 по 2012 г. Общий объем инвестиций 17 млрд. рублей.[78]
- "Серебрянский цементный завод". Цементный завод производительностью 1,7 млн. тонн цемента в год в п.г.т. Октябрьский Михайловского района Рязанской области. Строился с 2008 по 2012 г. Общий объем инвестиций более 10 млрд. рублей.[79]
- "ТулаЦемент". Цементный завод производительностью 2 млн. тонн цемента в год в п.г.т. Новогуровский Алексинского района Тульской области. Строился с 2007 по 2011 г. Общий объем инвестиций 11 млрд. рублей.[80][81]
- «Цемент – дочернее предприятие ОАО «Группа ЛСР». Цементный завод производительностью 1,86 млн. тонн цемента в год в г. Сланцы Ленинградской области. [82] Строился с 2008 по 2010 г. Общий объем инвестиций 19 млрд. рублей.[83]
Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода
Мощность цеха составит 600 000 тонн высококачественных труб большого диаметра в год. Проект отличается уникальным дизайном [84], запущен в строй в 2010 г. с выходом на полную мощность в 2011 г. Общий объем инвестиций 21 млрд. рублей. [85]
Стан-5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате
Установка для производства крупных листо проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн. тонн проката в год. Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 39 млрд. рублей в ценах тех лет. [86]
Металлугргиечский комплекс стан-5000 на Выксунском металлургическом заводе
Установка для производства крупных листо проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн. тонн проката в год, чем достигается замещение импорта на 1 млрд. евро ежегодно. [87] Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд. рублей в ценах тех лет. [88]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Московский международный деловой центр «Москва-Сити»
На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд. долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим росийским проектам. Часть объектов см. в разделе «Реализуемые в настоящее время проекты», среди завершенных к крупнейшим можно отнести следующие:
- «Город Столиц» — комплекс из двух небоскребов «Мoсквa» (76 этaжeй) и «Сaнкт-Пeтeрбург» (69 этaжeй) на общем 18-этажном основании, высота 301,6 м («Москва»), 289 тыс. м². Самое высокое здание в Европе с момента ввода в строй в 2010 г. по лето 2012 г. Объем инвестиций 450 млн. долларов. [89]
- «Башня Империя» - небоскреб, высота 234 м (шпиль 239 м), 290 тыс. м², сдан в 2011 г. Затраты около 12 млрд. руб. в ценах 2009 г.
- «Башня на набережной» - комплекс из трех (A, B и C) башен разной высоты, высота 268 м (башня "C") 254 тыс. м². Высочайшее здание в Европе в 2007-2010 гг. Английской Википедией оценивается в 500 млн. долларов.
- Башня «Восток» комплекса «Федерация» - введенная в строй первая очередь крупнейшего комплекса из двух небоскребов. Высота башни 242,4 м. Строительство компелекса после определенных задержек продолжается (см. «Реализуемые в настоящее время проекты»). Стоимость всего проекта «Федерация» составляет 1,2 млрд. долларов.
Гидротехническое строительство
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга (Дамба)
Коплекс из 11 дамб в Финском заливе с судопропускными и водопропускными сооружениями, призванный защитить город от наводнений строилась с 1979 по 2011 г. и с большим перерывом между 1990 и 2005 г. В свое время был модным объектом общественной критики. Между тем, уже в 2011 г. дамба спасла город от очередного крупного наводнения. Также по ней проходит новая Кольцевая дорога (см. проект Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга). Стоимость достройки проекта в 2005-2011 гг. составила 105 млрд. рублей. [90]
Наука
Кампус Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
Дальневосточный федеральный университет образован слиянием четырех ведущих вузов Владивостока. Для Университета врамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 г. построен абсолютно новый кампус на острове Русский, в который на начало 2013 г. проходит его постепенный переезд. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривала выделение на развитие вуза 42 млрд рублей.
Большой адронный коллайдер
Россия является одним из участников проекта этого ускорителя элементарных частиц, позволившего в 2012 г. найти, наконец, бозон Хиггса. Над проектом в России работает около 1000 ученых и ею внесен достаточно солидный материальный и технический вклад в его создание.[91]
Реализуемые в настоящее время проекты
Космос
Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
Ракета создается с 1994 г. как экологически чиста альтернатива тяжелому ракете-носителю «Протон». Кроме того, первый стартовый комплекс «Ангары» будет расположен на территории России, на космодроме Плесецк. Для его создания были использованы недостроенные сооружения стартового комплекса под ракету «Зенит». Этот универсальный стартовый комплекс будет допускають запуск ракеты в легком (с одним «универсальным ракетным модулем») и тяжелом (с пятью такими модулями) вариантах. На проект израсходовано более 160 млрд рублей.[92] Сроки ввода в строй неоднократно переносились, в основном из-за недофинансирования. В настоящий момент первый пуск назначен на 2013 г.
Космодром Восточный
Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[93]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей.[94]
Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
Система, предназначенная для работы на высоких орбитах и в Дальнем космосе, создается с 2009 г. [95] На начало 2013 г. активная работа над проектом продолжается. [96] Суммарные затраты оценивались в 17 млрд рублей.[97] Проект может реально открыть дорогу к пилотируемому полету на Марс.
Авиация
Истребитель 5-го поколения
Самолет, еще не получивший своего окончательного наименования официально разрабатывается с 1999 года. В настоящее время известен под именами Т-50, И-21 и ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл.[98] и в данное время находится на стадии испытания прототипов.
МС-21
Проектируемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов. Первый полёт планируется на 2015 год, начало серийных поставок — на 2017 год. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 сможет закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 160 млрд рублей [99].
Железные дороги
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Строящаяся магистраль должна впервые соединить центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В настоящее время завершается строительство основного участка магистрали от станции Беркакит на Малом БАМе до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина участка 809 км, ввод его в эксплуатацию планируется в 2013 г.
Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так ка строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключен контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд руб. В дальнейшем планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.
Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру[100] тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив[101].
Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
Реконструкция этого участка Байкало-Амурской магистрали ведется с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд руб. Входящий в рамки проекта крупный «Новый Кузнецовский тоннель» введен в экслплуатацию в 2012 г. (см. «Завершенные проекты») [102]
Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею
К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло ее совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеей 1520 мм. Перешивка связана и с заменой всех мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяженностью 8058 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей. [103] С 2003 г. по начало 2013 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею более половины протяженности дороги.[104] Реализация проекта существено снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком.
Железная дорога Улак-Эльга
Подъездная ветка от БАМа к крупнейшему в России Эльгинскому угольному месторождению на юге Якутии длиной 321 км. Строилась с 2000 г. сначала РЖД, а затем компаниями нанятыми компанией «Мечел», контролирующей разработку соответствующего месторождения. Объем инвестиций составил порядка 40 млрд рублей. [105] На начало 2012 г. рельсы были уложены на всей длине трассы, но окончательно строительство, видимо, не завершено и к началу 2013 г.
Лосево-Каменногорск
Строящаяся железнодорожная линия в Ленинградской области, призванная разгрузить линию железной дороги Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией от значительной части грузовых поездов. Проект подвергался давлению по типу "химкинского леса". Объем инвестиций 46 млрд. рублей. [106] Дорогу планируется запустить в эксплуатацию в 2013 г. [107]
Реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива
Строительство ведется с 2005 г. и призвано, в том числе, обеспечить достаточную пропускную способность железных дорог на подходах к порту Усть-Луга. Помимо строительства и реконструкции большого числа сооружений железнодорожной инфраструктуры, проект предусматривает реконструкцию 272 км путей и 419 км контактной сети, а также расширение некоторых станций. Стоимость проекта 129 млрд. рубей, из них на начало 2013 г. вложено 64 млрд. рублей. [108]
Строительство четвертого главного пути на участке Москва-Крюково (Москва-Зеленоград) Октябрьской железной дороги
Строительство ведется с 2011 г. в связи с перегруженностью данного участка железной дороги Санкт-Петербург - Москва и организации на ней скоростного пассажирского сообщения. Стоимость проекта составляет 14 млрд. рублей. [109]
Комплексная реконструкция участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла
Крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах призван существенно увеличить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России. В рамках проекта только второго главного пути планируется уложить 642 км. Планируется также построить новую линию длиной 65 км - обход Краснодарского узла. К началу 2013 г. в проект уже вложено 39 млрд. рублей, введено в строй 280 км вторых главнных путей. [110]
Развитие инфраструктуры участка Тобольск – Сургут – Коротчаево
Крупнейший проект, реализуемый в Западной Сибири (Уральский федеральный округ). Существующая линия не была расчитана на современный и перспективный объем грузов. [111] Общий объем инвестиций в проект - не менее 41 млрд. рублей, из них 31 млрд. выделяет "НОВАТЭК" в счет предоплаты будущих перевозок с Пуровского завода по переработке газового конденсата. [112] Линия является восточным подходом к планируемой железной дороге Надым-Салехард (Северный широтный ход) и в перспективе может принять на себя часть транзитных грузов между Востояной Сибирью и Европейской частью страны, особенно портами Северо-Запада и строящимся портом Сабетта (см. раздел "Морские порты").
Развитие инфраструктуры участка Междуреченск - Тайшет
Проект увеличения пропусконой способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд. рублей. До 2014 г. планируется вложить еще почти 10 млрд. рублей.[113] Общая стоимость проекта в результате может достичь 37 млрд. рублей. [114]
Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск
Реконструкция и элетрификация забайкальского участка бывшей КВЖД (ныне дорога, соединяющая Транссиб с Китаем). Общий объем инвестиций с 2007 г. достиг 35 млрд. рублей. [115]
Автомобильные дороги
Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[116] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[117] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства. Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.
Надым-Салехард
Дорога с твердым покрытием длиной 330 километров активно строится в Ямало-Ненецком АО и должна впервые связать Слехард и еще несколько начеленных пунктов с общероссийской дорожной сетью. Строительство проходит практически на полярном круге в сильно заболоченной местности с вечной мерзлотой. На дороге запланировано строительстов 53-х мостов. В настоящее время построенные участки используются для сокращения длины существующего зимника Надым-Салехард. Стоимость дороги оценивается в 32 млрд рублей. [118]
Дублёр Курортного проспекта г. Сочи
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство оценивалось в 100 млрд рублей[119] или более [120]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта.[121]
Лидога-Ванино
Автодорога с твердым покрытием в Хабаровском крае длиной свыше 300 км, призванная соединить район размещения крупнейших дальневостояных портов Ванино и Советская Гавань с общероссийской сетью автомобильных дорог. Строится с 1999 г. в условиях горной местности. Стоимость оценивалась в 16 млрд рублей в ценах тех лет. [122]
Реконструкция Варшавского шоссе в Москве (2012...2013 гг.)
Проект реконструкции участка шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца предусматривает строительство элементов многоуровневых развязок, подземных переходов и почти 18 километров новых местных проездов. Стоиость проекта 10,7 млрд. рублей. [123] На начало 2013 значительная часть работ выполнена и отдельные объекты введены в строй. [124]
Совмещенные автомобильные и железные дороги
Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»
Дорога строится с 2009 года в рамках подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяженность железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[125] Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны).
Линии метрополитена
Омский метрополитен
Строится с 1992 г. с перерывами по сей день (начало 2013 г.). [126] В ценах 2008 г. проект оценивался в 19 млрд. рублей. [127] Ввод в строй пускового комплекса ожидается в 2016 г.
Челябинский метрополитен
Строится с 1991 г. с перерывами по сей день (начало 2013 г.). Только завершение доведенного примерно до половины готовности первой очереди проекта из-за сложных геологических условий строительства оценивается в 25 млрд. рублей. [128] Проект в настоящее время медленно строится [129], так как консервация обошлась бы еще дороже.
Крупнейшие мосты
Совмещённый автомобильный и железнодорожный мост через Надым
Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Стоимость моста составляет 14 млрд руб.[130] Мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мертвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Кроме того, мост должен соединить с общероссийской системой дорог строящуюся автодорогу Надым-Салехард. На начало 2013 года строится со значительным опережением графика.[131] Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.
Крупнейшие тоннели
Реконструкция Рокского тоннеля и прилегающих к нему участков Транскавказской автомагистрали
Тоннель представляет собой в настоящее время единственную надежную транспортную связь России и Южной Осетии. Стоимость проекта реконструкции тоннеля 15 млрд. рублей. [132] К началу 2013 г. завершен первый этап работ - расширение (перепроходка) штольни для обеспечение проезда транспорта во время реконструкции основного тоннеля. [133]
Крупнейшие корабли и суда
Атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60)
Крупнейший в мире атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Имеет возможность изменять осадку для работы в устьях сибирских рек. Резка металла для закладки судна началась 1 ноября 2012 г. Стоимость контракта на строительство, включая разработку новых реакторных установок и других технологий, составила 37 млрд рублей.[134]
Авианосец «Викрамадитья»
Строится по заказу ВМФ Индии путем коренной перестройки авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Соимость проекта оценивалась в 1,5 млрд долл. [135] По сообщениям СМИ ходе испытаний летом 2012 г. на авианосце случилась авария, связанная как утверждается, с низким качеством части компонентов иностранного производства, использованных по настоянию индийской стороны. Срок сдачи корабля перенесен на конец 2013 г.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
Серия кораблей ранее не производившегося в СССР и России класса, строятся по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Коренное отличие кораблей этого класса от использовавшихся в советском флоте больших десантных кораблей заключается в наличии на борту вертолетного вооружения и дока для катеров, причем последний ранее не встречался ни на одном отечественном корабле. Использование вертолетов и катеров позволит существенно расширить возможности выполнения специальных операций вдали от своих берегов. Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собираются во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивает Балтийский завод (г. Санкт-Петербург). Последующие два корабля должны были строиться в России, но на начало 2013 г. их строительство отложено, видимо, в рамках общей ревизии дел в Министерстве обороны после назначения нового министра.[136]
Первые два корабля, как сообщалось, должны будут базироваться во Владивостоке. Это совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединенной судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все еще переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно, а существующие мощности загружены на много лет вперед. Учитывая напряженную обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, может быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могут активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.
В дальнейшем, видимо, стоит в любом случае ожидать продления строительства серии, возможно по улучшенному или переработанному проекту.
- «Владивосток», заложен в 2012 г.
- «Севастополь», ведется резка металла.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955А
Строятся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. «Завершенные проекты») с увеличенным количеством ракет.
- «Александр Невский», заложен в 2004 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй.
- «Владимир Мономах», заложен в 2006 г., спущен на воду в 2012 г.
- «Князь Владимир» (ранее планировалось название «Святитель Николай»), заложен в 2012 г.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885
Многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения.
- «Северодвинск», заложен в 1993 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй. Стоимость корабля по разным источникам составила 47…70 млрд рублей. [137][138]
- «Казань», заложен в 2009 г. по усовершенствованному проекту. Стоимость этой и последующих серийных подводных лодок оценивается в 33 млрд рублей за корабль. [139]
Фрегат проекта 11356 «Триканд» для ВМС Индии
Последний корабль второй серии фрегатов типа «Таркаш», строившихся для ВМС Индии (см. «Завершенные проекты»). Стоимость корабля — 533 млн долл. В настоящий момент испытания.
Фрегаты проекта 11356 для ВМС России
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Строятся с 2010 г. на основе проекта фрегатов построенных для Индии, разработанных, в свою очередь, на базе сторожевого корабля 11351. По-видиму являются бюджетной альтернативой фрегатам проекта 22350 строительство которых несколько затянулось из-за технической сложности проекта. Стоимость на начало постройки оценивалась в 10 млрд руб. на корабль.[140] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
- «Адмирал Григорович», заложен в 2010.
- «Адмирал Эссен», заложен в 2011.
- «Адмирал Макаров», заложен в 2012.
- «Адмирал Бутаков», заложен в 2012.[141]
Фрегаты проекта 22350
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Стоимость оценивается в 16…18 млрд руб. на корабль.[142][143] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
- «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложен в 2006, спущен на воду в 2010 г.[144]
- «Адмирал флота Касатонов», заложен в 2009.
- «Адмирал Головко», заложен в 2012.[145]
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»
- См. раздел «Атомная энергетика».
Морские порты
Порт Сабетта
Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[146]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[147]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд рублей[148], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд рублей. [149]
Порт Тамань
Строящийся порт в Краснодарском крае. Планируемый объем инвестиций в его строительство — 200 млрд рублей [150].
Трубопроводы
Южный поток
Газопровод по дну Чёрного моря из России в ЕС. После выхода Южного потока на полную мощность будет окончательно сведена на нет роль Украины как транзитера российского газа.
Продуктопровод Пуровский ЗПК – "Тобольск-Нефтехим"
Продуктопровод длиной 1100 км предназначен для транспортировки продуктов предварительной переработки газового конденсата из месторождений Западной Сибири (широкой фракции легких углеводородов) к месту окончательной переработки в г. Тобольск. Строительство началось в 2012 г. [151][152] Объем инвестиций компании "СИБУР" в проект в 2013-2017 гг. должен составить 143 млрд. рублей. [153]
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
ВЛ 220 кВ «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» с отпайкой до НПС № 14"
Высоковольтная линия электропередач на западе Якутии напряжением 220 кВ с общей длиной линий 1500 км. Строится для использования избыточных мощностей Вилюйских ГЭС-1,2,3 для электроснабжения юго-запада Якутии, включая объекты трубопровода ВСТО. Стоимость проекта 36 млрд рублей.[154] В дальнейшем предполагается продлить эту линию далее на юг, соединив, тем самым, изолированный в настоящее время Западный энергорайон Якутии с Единой энергосистемой России. [155]
Реконструкция сетей распределения электроэнергии в районе г. Сочи перед Олимпиадой
Общая стоимость проекта, включающего строительство и реконструкцию 16 объектов, в том числе строительство 198 км новых ЛЭП, составит 30 млрд. рублей. Проект должен быть завершен в 2013 г. [156]
ВЛ 220 кВ «Татаурово – Горячинск – Баргузин»
Строящаяся c 2011 г. ЛЭП в Бурятии общей длиной 240 км, которая должна обеспечить электроснабжение объектов курортной особой экономической зоны "Байкальская гавань". Проект включает строительство двух новых подстанций и ввод новых ячеек на еще одной. Полная стоимость проекта оценивается в 13 млрд. рублей. [157] [158]
Гидроэнергетика
Богучанская ГЭС
Крупная гидроэлектростанция на реке Ангара в Красноярском крае, имеет можность 3 ГВт (пятая по мощности в России). Строительство начато в 1974 г. В период 1994 по 2006 г. (на апрель которого готовность составляла порядка 58 %) строительство почти останавливалось. На конец января 2013 г. работы на станции практически завершены, введены в эксплуатацию 4 гидроагрегата, проводится наполнение водохранилища и строительство дополнительных ЛЭП. Общие инвестиции в строительство (достройку) превышают 90 млрд руб.[159]
Бурейская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[160]
Нижне-Бурейская ГЭС
Станция-контррегулятор (то есть сглаживающая колебания уровня воды) Бурейской ГЭС. Мощность 320 МВт. Стоимость проекта 15 млрд рублей. На конец 2012 г. подготовительные работы на стройплощадке завершены, вскоре планируется начать строительство основных сооружений станциии. [161]
Загорская ГАЭС-2
Вторая очередь гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [162]
Усть-Среднеканская ГЭС
Гидроэлектростанция строится на реке Колыма в Магаданской области с 1991 г. Мощность станции 570 МВт. Ввод в строй первых двух из четырех гидроагрегатов планируется в 2013 г. [163]
Зарамакский каскад ГЭС
Строится с 1976 г. в Северной Осетии. Сложный гидротехнический узел, включающий на первом этапе две гидроэлектростанции Головную Зарамакскую ГЭС и Зарамакскую ГЭС-1, связанные подземным безнапорным деривационным каналом длиной 14 километров. Головная Зарамакская ГЭС мощностью 10 МВт была введена в эксплуатацию в 2009 г. Зарамакская ГЭС-1 мощностью 342 МВт станет крупнейшей в России по напору воды, который составит 630 метров. На 2012 г. только ее достройка оценивалась в 20 млрд рублей. [164]
Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС
После крупнейшей аварии 17 августа 2009 г. началось восстановление и реконструкция крупнейшей в России ГЭС. Строительство берегового водосброса уже завершено (см. "Завершенные проекты"). Собственно восстановление ГЭС оценивалось в 2010 г в 30-40 млрд. рублей. [165]
Атомная энергетика
Балтийская АЭС
АЭС в составе двух энергоблоков общей смощностью 2,3 ГВт, строящаяся в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и призвана обеспечить. Первый объет Росатому на который планировалось допустить иностранных инвесторов — энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой — 225 млрд рублей. [166]
Ленинградская АЭС-2
Строится как замена почти выработавшей ресурс Ленинградской АЭС, реакторы которой вскоре начнут постепенно выводиться из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200. [167]
Нововоронежская АЭС-2
Строится как замена почти выработавшей ресурс Нововоронежской АЭС, реакторы которой постепенно выводятся из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200. [168]
АЭС Куданкулам (Индия)
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. На начало 2013 г. проводятсяы последние проверки на первом энергоблоке [169] и завершаются работы на 2-м. Планируется постороить еще два энергоблока. [170] Проект примечателен тем, что усиленно троллился «оранжевыми» методами на территории Индии. [171][172][173] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[174]
Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»
Предназначена для снабжения электроэнергией и теплом одного из отдаленных районов России. Установленная мощность каждого из двух реакторов — 35 МВт. Спущен на воду в 2010 г. В дальнейшем предполагается строительство подобных станций и на экспорт. Стоимость вместе с береговой инфраструктурой 16,5 млрд рублей. [175]
Строительство отдельных новых энергоблоков ВВЭР-1000
Строительство каждого такого энергоблока стоит порядка 100 млрд рублей, но достаточно быстро окупается. На начало 2013 г. в разных стадиях постройки находятся (кроме замороженных):
- энергоблок № 3 Ростовской АЭС — строится с 2009 г.
- энергоблок № 4 Ростовской АЭС — строится с 2010 г.
4-й энергоблок Белоярской АЭС типа БН-800 (первый в мире замкнутого цикла)
Строящийся энергоблок на быстрых нейтронах нового проекта БН-800, на котором впервые в мире будет отрабатываться технология переработки отработанного ядерного топлива непосредственно на АЭС. Стоимость проекта по разным оценкам от 1,2 млрд долларов до 135 млрд рублей. [176]
Тепловая энергетика
Няганская ГРЭС
Крупная тепловая электростанция, возводимая в удаленном районе Ханты-Мансийского АО. Общая мощность станции 1260 МВт. Общий объем предполагаемых инвестиций — 52 млрд рублей.[177][178]
Новый энергоблок Ижевской ТЭЦ-1
Новый энергоблок Ижевской ТЭЦ-1 мощностью 230 МВт (который в несколько раз раза мощнее всех семи остальных вместе взятых) начали строить в 2012 г и планируют сдать в декабре 2013 г. Стоимость проекта с налогами 10 млрд. рублей. [179]
Третий энергоблок Березовской ГРЭС
Строящийся энергоблок будет иметь мощность 800 МВт. Ввод в строй ожидается в 2013 г. [180] Стоимость проекта 380 млн. долларов. [181]
Энергоблок №10 Троицкой ГРЭС
Строительство крупнейшего в России пылеугольного энергоблока мощностью 660 МВт ведется с 2011 г. Стоимость проекта 60 млрд. рублей. [182]
Крупнейшие промышленные предприятия
Судостроительный комплекс «Звезда»
Крупнейшая верфь, первая очередь которой строится на Дальнем Востоке в бухте Большой Камень. Будет способна строить суда водоизмещением до 350 тыс. тонн. Стоимость первой очереди, по видимому, составляет 27 млрд. руб. [183]
Цементные заводы
- Цементный завод ОАО "Мордовцемент" в п. Сенгилей Ульяновской области. Цементный завод производительностью 1,25 млн. тонн цемента в год. Строится с 2009 г., ввод в строй ожидается в 2013 г. Общий объем инвестиций 14 млрд. рублей.[184][185]
- "Калужский цементный завод" в селе Маклаки Думиничского района Калужской области. Крупнейший цементный завод производительностью 3,5 млн. тонн цемента в год. Строится с 2011 г., ввод в строй ожидается в 2014 г. Общий объем инвестиций 20 млрд. рублей.[186][187]
- "Азия-Цемент" в селе Усть-Инза Никольского района Пензенской области. Крупнейший цементный завод производительностью 4 млн. тонн цемента в год. Строится с 2009 г., ввод в строй первой очереди на 2 млн. тонн цемента в год ожидается в 2013 г., второй - в 2015 г. Общий объем инвестиций 11 млрд. рублей.[188]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Московский международный деловой центр "Москва-Сити"
На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд. долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим росийским проектам. Среди незавершенных к крупнейшим можно отнести следующие:
- "Меркурий Сити Тауэр" - небоскреб, высота 338,8 м, 180 тыс. м², вначале 2013 г. идут отделочные работы. С конца 2012 г. считается высочайшим зданием Европы.
- Вторая очередь комплекса "Федерация" - неспешно достраивающаяся на начало 2013 г. вторая, более высокая башня комплекса (360 м) и шпиль (506 м). Стоимость всего проекта «Федерация» составляет 1,2 млрд. долларов.
Наука
Океанариум во Владивостоке
Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения РАН. Должен стать одним из крупнейших в мире. Срок ввода в строй - сентябрь 2013 г. Стоимость проекта 16 млрд. рублей. [189]
Инновоционный центр «Сколково»
Крупный технопарк, строящийся в Подмосковье. Стоимость проекта составит порядка 120 млрд рублей.[190]
Международный экспериментальный термоядерный реактор
Россия является одним из основных участников проекта создания международного экспериментального термоядерного реактора ITER (ИТЭР). Как показали исследования для успешного получения термоядерной энергии важным является достаточно большой размер реактора, так как при этом процесс получается значительно более эффективным. Изначально общая стоимость строительства экспериментальной установки оценивалась в 12 млрд евро, поэтому для ее создания были объединены финансовые и технические возможности всех ведущих научных держав, включая Россию, которая изготавливает ряд компонентов будущего реактора. В настоящее время объект находится в начальной стадии строительства[191]. Грандиозные размеры реактора можно оценить по этому рисунку, найдя фигурку человека в синем в самом низу[192]
Спорт
Стадион "Зенит" в Санкт-Петербурге
Новый строящийся футбольный стадион в Санкт-Петербурге на месте демонтированного стадиона имени С. М. Кирова. Строительство начато в 2007 году. 18 октября 2012 года власти Санкт-Петербурга внесли на утверждение Главгосэкспертизы обновленную смету строительства «Зенит-Арены» в 43,8 миллиарда рублей[193]. 19 декабря 2012 года председатель Комитета по строительству Петербурга Артеев заявил, что стадион будет сдан в эксплуатацию 20 октября 2015 года[194]. Планируется проведение на стадионе матчей Чемпионата мира по футболу 2018.
Стадион "Спартак" в Москве
Строящийся в районе Тушино футбольный стадион на примерно 45 тысяч зрителей, на котором в 2018 г. должна проходить часть игр Чемпионата мира по футболу. С точным названием стадиона футбольный клуб пока не определился. Стоимость собственно стадиона и возводимой вместе с ним малой арены составляет 12 млрд. рублей, кроме того еще в 10-15 млрд. рублей обойдется усиление транспортной инфраструктуры вокруг стадиона. [195]
Ссылки
- http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_largest_projects_in_the_Russian_economy — Список крупнейших проектов в российской экономике в хронологическом порядке. Русскоязычную версию этой страницы, существующей в английском варианте уже несколько лет, модераторы российской Википедии по понятным причинам удалили. Перевод можно почитать на Циклопедии.