Отношения России и Китая: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 74: Строка 74:


Сделка с Китаем по газу и прочие совместные экономические сделки создают гарантии будущего развития экономики России на годы вперёд и свидетельствуют о масштабном экономическом повороте России с Запада на Восток (что весьма актуально, на фоне сообщений о том, что уже в 2014 году Китай может стать крупнейшей экономикой мира и уже несколько лет является крупнейшей мировой промышленной экономикой). Диверсификация поставок газа и освоение альтернативного Европе китайского рынка (потенциально превышающего европейский) создаёт ситуацию, в которой, с одной стороны, Россия сохраняет влияние на Европу как крупнейший экспортёр газа (ключевого энергоресурса для половины европейских стран), а с другой стороны, Россия снижает свою собственную зависимость от европейского рынка.
Сделка с Китаем по газу и прочие совместные экономические сделки создают гарантии будущего развития экономики России на годы вперёд и свидетельствуют о масштабном экономическом повороте России с Запада на Восток (что весьма актуально, на фоне сообщений о том, что уже в 2014 году Китай может стать крупнейшей экономикой мира и уже несколько лет является крупнейшей мировой промышленной экономикой). Диверсификация поставок газа и освоение альтернативного Европе китайского рынка (потенциально превышающего европейский) создаёт ситуацию, в которой, с одной стороны, Россия сохраняет влияние на Европу как крупнейший экспортёр газа (ключевого энергоресурса для половины европейских стран), а с другой стороны, Россия снижает свою собственную зависимость от европейского рынка.
== Мифы о российско-китайских отношениях ==
=== Путин подарил острова Китаю ===
{{main|Изменения границ современной России}}
''См. также [[Либеральные мифы#Путин подарил острова Китаю и огромные акватории Норвегии]]''
Суть мифа заключается в том, что Путин разбазаривает российские земли, в частности отдавая Китаю важнейшие острова.
Это не так. Остров Тарабарова и Большой Уссурийский остров стали спорными в 1991 году, когда Горбачёв уступил Китаю, подписав с ним новый пограничный договор. Согласно этому договору острова следовало разделить между Россией и Китаем — и Путин сделал это [[#Урегулирование территориального спора с Китаем |весьма выгодным для России образом]].
Важно понимать, что в 1858—1860 годах Россия отобрала у Китая огромные территории Приморья и Приамурья. Теперь, после подписания договора с Китаем, Китай потерял последнюю возможность потребовать при удобном случае возврата этих земель.
=== Дальний восток захватывают китайцы ===
{{main|Либеральные мифы#Дальний восток захватывают китайцы}}
Не существует реальных статистических данных, подтверждающий массовый наплыв китайцев на Дальний Восток — нет ни крупного потока переселенцев, ни большого числа гастарбайтеров. По официальным данным, в Россию за последние два десятка лет приезжало для постоянного проживания или пребывания от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан Китая в год, и от нескольких десятков до нескольких тысяч в год уезжало из России в Китай.[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/migr2.xls] Даже для сравнительно малозаселённого Дальнего Востока России это очень незначительные миграционные потоки.
При средней зарплате в Китае в 500 долларов [http://asklepij.livejournal.com/448164.html] и куда как более дешёвой, чем на Дальнем Востоке, жизни [http://asklepij.livejournal.com/448422.html] финансовый смысл эмиграции и гастарбайтерства отсутствует. Кроме того, в самом Китае есть огромные слабозаселённые территории, которые китайцы не торопятся осваивать. При этом, конечно, небольшое количество китайцев регулярно можно видеть на рынках дальневосточных городов.
=== Миф о продаже электричества Китаю за копейки===
{{main|Мифы:Россия продаёт электричество Китаю за копейки}}
Суть мифа заключается в том, что Россия якобы продаёт в Китай электричество в десятки раз дешевле, чем своим гражданам: в то время как куда как логичнее было бы не продавать ценный ресурс в Китай, а продать электричество по более низкой цене своим же гражданам.
В реальности экспортная цена для китайцев значительно дороже внутренних российских цен, равно как и розничные цены на электричество в Китае выше, чем в России.[http://vid1.rian.ru/ig/ratings/electroenergy9.pdf][http://fritzmorgen.livejournal.com/620470.html?thread=268643510#t268643510] Перенаправить же экспортируемую в Китай электроэнергию в энергодефицитные регионы России экономически нерентабельно - для этого придётся строить и обслуживать новые линии передач. Гораздо разумнее комплексно решать проблему дефицита энергии в отдельных регионах, что сейчас и делается: где-то строятся новые мощности, где-то новые линии передач, где-то оптимизируется работа энергосистемы в целом для снижения недозагрузки и потерь электроэнергии.[http://minenergo.gov.ru/press/min_news/12080.html]


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 02:38, 24 мая 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Китай является одним из важнейших экономических, военных и политических партнёров России.

Урегулирование территориального спора с Китаем

Основная статья: Изменения границ современной России#Урегулирование территориального спора с Китаем

Карта к Пекинскому трактату (1860).

До середины XIX века два речных острова близ Хабаровска, равно как и сам Хабаровск, находились на территории, которая в соответствии с Нерчинским договором 1689 признавалась нейтральной.

В середине XIX века Россия воспользовалась слабостью разорённого опиумными войнами Китая и забрала себе огромные области Приморья с Приамурьем. [1] Это приобретение было зафиксировано в серии нескольких неравных российско-китайских договоров, один из которых, Пекинский трактат 1860 года, был снабжён картой. На карте хорошо видно, что два острова на реке Амур, расположенные непосредственно у Хабаровска, были отмечены как российские.

В 1919 году, когда при подписании Версальского мирного договора была учреждена Лига Наций, был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера. Тем не менее, в договоре были предусмотрены исключения, одним из которых являлось наличие уже демаркированной границы. Таким образом, Версальский договор никак не затрагивал два речных острова близ Хабаровска.

В 1960-х годах отношения между СССР и Китаем резко ухудшились. На фоне обострения отношений китайцы заявили свои права на небольшой остров Даманский, который принадлежал Советскому Союзу, но находился с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в 1969 году локальный военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих. [2]

По итогам конфликта, в октябре 1969 года, главы правительств Китая и СССР пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров Даманский при этом фактически остался у китайцев.

Вокруг двух других островов — острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова — китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. СССР, в свою очередь, углублял дно и укреплял берег.

В 1991 году настала очередь Китая воспользоваться слабостью России. Легко расстававшийся с территориями страны Горбачёв подписал с Китаем пограничный договор, согласно которому границу отодвинули от китайского берега и провели по фарватеру Амура. [3] [4] Остров Даманский при этом окончательно перешёл Китаю. Остров Тарабарова и Большой Уссурийский остров стали спорными, ирригационная война вокруг них продолжилась.

Карта раздела островов.

Наконец, в октябре 2004 года Путин подписал с Ху Цзиньтао окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам. [5] [6]

По итогам раздела Россия получила 60 % острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский. Как видно на карте, такое деление является самым логичным — так как при таком разделе граница получается наиболее прямой.

Подписанием договора 2004 года Россия достигла нескольких важных целей.

1. Граница с Китаем протяжённостью в 4200 километров была впервые в истории полностью выверена и окончательно утверждена. Таким образом, Китай потерял последний повод требовать возврата отобранных у него Россией в 1858—1860 годах огромных территорий.

2. Водозабор и водоотвод остались на российской стороне, таким образом, мы сохранили контроль над столь ценным в двадцать первом веке ресурсом пресной воды.

3. Границу удалось отвести на значительное расстояние от набережной Хабаровска.

Критики договора из России утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может. С юридической точки зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому. С фактической же точки за острова велась ирригационная война, которая вполне могла закончиться через какое-то время полной победой Китая.

Критики договора из Китая, наоборот, полагают, что Ху Цзинтао «пошёл дорожкой предателя», передав русским исконно китайские земли и лишив Китай последнего casus belli — предлога к пересмотру неравных договоров середины XIX века.

Стратегические соглашения России и Китая о сотрудничестве

Шанхайские соглашения 2014 года

20 мая 2014 в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем, в том числе:

  • Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве российских и китайских железных дорог: РЖД и ж/д КНР будут совместно развивать транспортную инфраструктуру (включая погранпереходы), совместно разрабатывать тарифные планы и маркетинговые акции в целях создания конкурентоспособных тарифных условий по железнодорожным перевозкам на транзитных маршрутах Китай — Россия — Европа.[7]
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве по вопросу использования национальных валют: ВТБ и Bank of China будут развивать партнёрские отношения в различных сферах, [8] а в целом Россия и Китай намерены увеличить объем прямых расчетов в национальных валютах во взаимной торговле между странами.[9]
  • Подписано соглашение о создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и китайская корпорация COMAC создадут авиалайнер, который должен занять существенные доли рынков как в России и Китае, так и в третьих странах.[10]
  • Подписан меморандум о совместном строительстве нового моста через Амур: строительство должно завершиться к 2016 году, новый мост позволит на 700 километров сократить путь для поставляемых в Китай российских грузов, а также позволит перевозить 21 миллион тонн грузов на экспорт в Китай.[11] На 80 % строительство будет профинансировано Китаем, на 20 % — Россией.[12]
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве между рядом министерств, регионов и предприятий России и Китая.[13]
  • Подписан контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).[14]
  • Подписаны соглашения о реализации ряда инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке.[15]
  • Подписаны 6 контрактов «Евроцемент груп» и China CAMC Engineering на строительство новых технологических линий по производству цемента в Европейской России.
  • Подписаны ряд соглашений о совместных проектах и сотрудичестве в сфере машиностроения, химической промышленности и строительства инфраструктуры.

Китай заявил о готовности обнулить импортные пошлины на российский газ, а Россия — обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР. [16]

Россия и Китай также договорились теснее координировать свои внешнеполитические шаги. [17]

Крупнейший в истории контракт на поставку газа

21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили тридцатилетний договор на поставку газа — контракт предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой $400 млрд за 30 лет. [18] Точная цена на газ не была названа, но известно, что она превышает $350 за тысячу кубометров.[19] Контракт является крупнейшим за всю историю газовой отрасли СССР и России,[20] и, по-видимому, крупнейшим соглашением о поставках газа за всю историю мировой газовой промышленности.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил о дальнейших планах сотрудничества с Китаем: «38 млрд — это только начало. Потому что мы с китайскими нашими партнерами договорились, что тут же, как только подписываем контракт по восточному маршруту, — начинаем переговоры по западному маршруту. А вот что касается западного маршрута, здесь есть одно принципиальное отличие по ресурсной базе: это та же база, с которой мы осуществляем поставки газа в Европу».[21]

Президент России Владимир Путин заявил, что реализация проекта западного маршрута поставок газа в КНР сделает Китай крупнейшим потребителем российского газа в мире.[22] По словам Путина, Россия начнет самую крупную стройку в мире, а российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокеанского региона.[23]

Глава Газпрома Алексей Миллер также заявил, что контракт с Китаем повлияет на цены на газ для Европы.[24] Газпром подтвердил, что цена на газ для Китая будет выше $350 за тысячу кубометров [25] и сообщил, что от Китая будут получены 25 миллиардов долларов в качестве аванса за газ.[26]

К важным особенностям контракта можно отнести следующее:

  • Это контракт на 30 лет, тогда как Евросоюз пытается заставить Газпром отказаться от «кабальных» долгосрочных контрактов и перейти на спотовый рынок (рынок точечных поставок), который подвержен манипуляциям со стороны западных энергетических компаний.
  • Контракт заключен по принципу «бери или плати», который европейцы также пытаются отменить в своём взаимодействии с Газпромом.
  • Цена на поставку газа привязана к ценам на корзину нефтепродуктов — ещё один принцип от которого ЕС пытается избавиться.[27]

Заключение столь масштабного контракта на поставки в Китай имеет огромное значение на фоне спровоцированного Западом Украинского кризиса, переросшего в гражданскую войну. Запад продолжает лицемерно обвинять Россию в создании напряжённости на Украине и поддержке ополченцев восставшего Донбасса, угрожая перейти от точечных санкций против отдельных компаний и лиц, причастных по мнению США к осуществлению воссоединения Крыма с Россией и восстанию Юго-Востока Украины, к санкциям против целых секторов российской экономики. Успешное заключение контракта с хорошей ценою поставок резко увеличивает возможности России по вмешательству в кризис на Украине, так как, с одной стороны, сотрудничество с Китаем может компенсировать возможные потери от Западных санкций, а с другой стороны, в случае резкого ухудшения отношений России с Западом Китай не сможет больше воспользоваться ситуацией и навязать России невыгодные условия сотрудничества, так как контракт уже заключен.[28]

Сделка с Китаем по газу и прочие совместные экономические сделки создают гарантии будущего развития экономики России на годы вперёд и свидетельствуют о масштабном экономическом повороте России с Запада на Восток (что весьма актуально, на фоне сообщений о том, что уже в 2014 году Китай может стать крупнейшей экономикой мира и уже несколько лет является крупнейшей мировой промышленной экономикой). Диверсификация поставок газа и освоение альтернативного Европе китайского рынка (потенциально превышающего европейский) создаёт ситуацию, в которой, с одной стороны, Россия сохраняет влияние на Европу как крупнейший экспортёр газа (ключевого энергоресурса для половины европейских стран), а с другой стороны, Россия снижает свою собственную зависимость от европейского рынка.

Мифы о российско-китайских отношениях

Путин подарил острова Китаю

Основная статья: Изменения границ современной России

См. также Либеральные мифы#Путин подарил острова Китаю и огромные акватории Норвегии

Суть мифа заключается в том, что Путин разбазаривает российские земли, в частности отдавая Китаю важнейшие острова.

Это не так. Остров Тарабарова и Большой Уссурийский остров стали спорными в 1991 году, когда Горбачёв уступил Китаю, подписав с ним новый пограничный договор. Согласно этому договору острова следовало разделить между Россией и Китаем — и Путин сделал это весьма выгодным для России образом.

Важно понимать, что в 1858—1860 годах Россия отобрала у Китая огромные территории Приморья и Приамурья. Теперь, после подписания договора с Китаем, Китай потерял последнюю возможность потребовать при удобном случае возврата этих земель.

Дальний восток захватывают китайцы

Основная статья: Либеральные мифы#Дальний восток захватывают китайцы

Не существует реальных статистических данных, подтверждающий массовый наплыв китайцев на Дальний Восток — нет ни крупного потока переселенцев, ни большого числа гастарбайтеров. По официальным данным, в Россию за последние два десятка лет приезжало для постоянного проживания или пребывания от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан Китая в год, и от нескольких десятков до нескольких тысяч в год уезжало из России в Китай.[29] Даже для сравнительно малозаселённого Дальнего Востока России это очень незначительные миграционные потоки.

При средней зарплате в Китае в 500 долларов [30] и куда как более дешёвой, чем на Дальнем Востоке, жизни [31] финансовый смысл эмиграции и гастарбайтерства отсутствует. Кроме того, в самом Китае есть огромные слабозаселённые территории, которые китайцы не торопятся осваивать. При этом, конечно, небольшое количество китайцев регулярно можно видеть на рынках дальневосточных городов.

Миф о продаже электричества Китаю за копейки

Основная статья: Мифы:Россия продаёт электричество Китаю за копейки

Суть мифа заключается в том, что Россия якобы продаёт в Китай электричество в десятки раз дешевле, чем своим гражданам: в то время как куда как логичнее было бы не продавать ценный ресурс в Китай, а продать электричество по более низкой цене своим же гражданам.

В реальности экспортная цена для китайцев значительно дороже внутренних российских цен, равно как и розничные цены на электричество в Китае выше, чем в России.[32][33] Перенаправить же экспортируемую в Китай электроэнергию в энергодефицитные регионы России экономически нерентабельно - для этого придётся строить и обслуживать новые линии передач. Гораздо разумнее комплексно решать проблему дефицита энергии в отдельных регионах, что сейчас и делается: где-то строятся новые мощности, где-то новые линии передач, где-то оптимизируется работа энергосистемы в целом для снижения недозагрузки и потерь электроэнергии.[34]

См. также

Ссылки