Отношения России и Украины

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Флаг России.png Россия и Флаг Украины.png Украина (линия государственной границы на октябрь 2022 года)

Отношения России и Украины имеют огромное значение для обеих стран. Украина связана с Россией множеством экономических, гуманитарных, культурных и просто личных человеческих связей. Исторически основная часть Украины гораздо дольше находилась в составе единого государства с Россией, чем в составе разных государств, а Киев — нынешняя украинская столица — на протяжении нескольких веков являлся столицей и религиозным центром Древней Руси.

Тем не менее, после обретения Украиной независимости эта братская страна стала крупным источником проблем для внешней политики России. В 1990-е годы между РФ и Украиной велись споры о разделе Черноморского флота, о судьбе Крыма и Севастополя, об оставшемся на украинской территории ядерном оружии. В 2000-е годы усилились экономические конфликты в сфере транзита газа. В 2013 году начался так называемый Украинский кризис, в ходе которого Крым и Севастополь вернулись в состав России, а на востоке Украины были провозглашены независимые Донецкая и Луганская Народные Республики, что привело к гражданской войне.

Национальный украинский проект оказался малоуспешен в экономическом отношении — Украина на протяжении 30 лет после 1991 года так и не смогла достичь уровня экономики Украинской ССР.[1] При этом после развала СССР на территории Украины осталось по меньшей мере 11 миллионов человек, считающих себя русскими[2], а бо́льшая часть населения продолжает говорить на русском языке. Это, наряду с такими очевидными вещами, как географическое соседство и экономическая целесообразность, создаёт мощное основание для политического сближения Украины и России.

Увы: пророссийский вектор противоречит, во-первых, националистическим устремлениям небольшой, но крайне активной части населения Украины; во-вторых, это создаёт угрозу украинским олигархам, боящимся потерять свою неформальную власть в случае стабилизации экономической и политической ситуации (что возможно лишь после установления нормальных отношений с Москвою); в-третьих, уже не одно столетие Украина представляет интерес для стран Запада в плане геополитической борьбы с Россией. Исторически раскол Западной и Восточной Руси поддерживали такие государства, как Литва, Польша и Австро-Венгрия. Ныне их дело продолжают США и отдельные страны Евросоюза (включая ту же Польшу и Литву) — они систематически поддерживают наиболее радикальные антироссийские силы на Украине, превращая эту бедную страну в политическое оружие против России.

Связанные с Украиной темы много лет доминируют в российских СМИ. Несмотря на это, реальное значение Украины для России неуклонно падает. Население Украины быстро сокращается (в 1991 году оно составляло 1/3 от населения России, а в 2019 году — уже 1/5[3]), экономика Украины стагнирует (в 2018 году украинский ВВП по ППС был в 10 раз меньше российского[4]), стратегическое значение украинской территории резко снизилось после потери Крыма и Донбасса, а также в результате строительства Россией обходных морских газопроводов (Северный поток и Турецкий поток); наконец, импортозамещение привело к ликвидации зависимости предприятий российского космоса и оборонки от поставок украинских комплектующих.

Сравнение России и Украины

Flag of Russia.svg Российская Федерация Флаг Украины.png Украина
Население ~150 000 000 (2022) ~35 000 000 (2022)
Территория ~17 234 000 км² ~468 000 км²
Столица Flag of Moscow.svg Москва Flag of Kyiv Kurovskyi.svg Киев
Города-миллионеры Flag of Moscow.svg Москва

Flag of Saint Petersburg Russia.svg Санкт-Петербург
Flag of Novosibirsk.svg Новосибирск
Flag of Yekaterinburg (Sverdlovsk oblast).svg Екатеринбург
Flag of Nizhny Novgorod.svg Нижний Новгород
и другие

Киев Киев

Харьков Харьков
Flag of Odessa.svg Одесса

Руководитель Президент Владимир Путин Президент Владимир Зеленский
Глава правительства Председатель Правительства Михаил Мишустин Премьер-министр ...
Спикер парламента Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин (нижняя палата)
Руководитель Аппарата Совета Федерации Сергей Мартынов (верхняя палата)
Председатель Верховной рады Андрей Парубий (однопалатный парламент)
Форма правления Смешанная республика Смешанная республика
Государственное устройство Федерация Унитарное государство
Национальная валюта Российский рубль Украинская гривна
Государственные языки Русский язык Украинский язык

Основные спорные вопросы в начале 1990-х

Уже на раннем этапе отношений Украины и России возник ряд острых спорных вопросов[5]:

  • принадлежность Крыма и Севастополя;
  • статус Азовского моря и Керченского пролива;
  • раздел Черноморского флота бывшего СССР (имеются в виду корабли и прочее имущество);
  • проблемы поставок энергоносителей в Украину (вопрос о ценах);
  • проблемы транзита энергоносителей и прочих товаров через территорию Украины (вопросы о ценах за транзит и таможенном режиме);
  • проблемы выплаты внешнего долга СССР и раздела советского имущества за рубежом (кто будет выплачивать долг, кому достанутся здания посольств);
  • проблема советского ядерного оружия, оставшегося на территории Украины.

Переговоры по каждому из этих пунктов длились много лет в 1990-е годы. В итоге, далеко не все проблемы были удовлетворительно решены.

История взаимоотношений

Отношения при Кравчуке и Кучме (1991—2004)

Российско-украинские отношения начались ещё при СССР — 19 ноября 1990 года был подписан договор, определивший будущие отношения самостоятельных Украины и России, где стороны признали друг друга в «ныне существующих в рамках СССР границах». Положения договора были закреплены в 1992 году соглашением «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений».

Для России в этот период отношения с Украиной имели приоритетное значение, ибо Россия стремилась к укреплению связей двух государств.

Руководство Украины, напротив, стремилось к укреплению сотрудничества, в первую очередь, с евроатлантическими структурами (ЕС и НАТО)[5] — подтверждением этому является постановление Верховной Рады Украины (№ 3360-XII) от 2 июля 1993 года, в котором утверждались приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Евросоюз, но при этом одновременно указывалось на значимость сохранения добрососедских и дружественных отношений с Россией как ключевого фактора общеевропейской безопасности[6].

Украина рассматривала отношения с Россией и СНГ исключительно через призму экономической выгоды и максимального смягчения последствий распада СССР и некогда единой экономической системы. Ключевым приоритетом внешней политики Украины было всё же стремление максимально отдалиться от бывших республик СССР[5].

Тем не менее, обстоятельства способствовали тому, что период 1992—2004 годов в отношениях двух стран был связан с рядом важных шагов по усилению межгосударственной интеграции. Со стороны Украины это можно объяснить следующими причинами[7]:

  • Стремление снизить цену на российские энергоресурсы и расширить доступ к основному рынку сбыта украинской продукции.
  • Стремление стабилизировать экономическую ситуацию на Украине за счёт сотрудничества с Россией (в 1990-е годы коллапс экономики Украины был даже сильнее, чем в России).
  • Стремление «напугать» западных лидеров грядущей «потерей» Украины, что должно было смягчить их позицию по отношению к Киеву (в 1990-е и начале 2000-х годов НАТО и ЕС не спешили открывать свои двери для Украины, даже на словах).

Судьба внешнего долга СССР

В последние 5 лет своего существования Советский Союз втрое увеличил объём своего внешнего долга, который достиг значительной по тем временам суммы — 96,6 миллиардов долларов.[8]

2 апреля 1993 года правительство Российской Федерации заявило о том, что Россия как правопреемница СССР берёт на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга. Предполагалось, что взамен бывшие республики должны были согласиться на отказ от доли в зарубежных активах СССР.

С Украиной проблема советского внешнего долга была решена в 1994 году. Было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР — украинская сторона согласилась на «нулевой вариант», при котором Россия взяла на себя все долги, но при этом осталась единственным владельцем всей советской загрансобственности[8].

Судьба военного наследия СССР

Военные округа СССР на территории Украины

Развал СССР породил проблему государственной принадлежности советских вооруженных сил, дислоцированных на территории союзных республик. К 1990 году на территории Украины было три военных округа (Киевский, Одесский и Прикарпатский), имевших в своём составе 540 тысяч военнослужащих, 4,5 тысяч танков, 5,2 тысяч боевых бронированных машин, 2,8 тысяч орудий, минометов и РСЗО, 620 боевых и транспортных вертолётов[9].

24 августа 1991 года было принято постановление Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине», формально переподчинившее Верховному Совету вооруженные силы СССР на территории Украины. Де-юре Вооруженные силы Украины (ВСУ) были созданы 6 декабря после принятия законов «О Вооружённых силах» и «Об обороне».

30 декабря 1991 года прошла встреча глав государств СНГ в Минске. По итогам переговоров каждое государство получило право создания своих вооружённых сил на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств. Данная договоренность не распространялась на так называемые «стратегические силы» — они остались под объединенным управлением СНГ, для чего было создано Главное командование Вооружённых сил СНГ (начало работу 20 марта 1992 года), взявшее на себя ряд функций Минобороны СССР[10]. Черноморский флот ВМФ СССР (далее ЧФ) оказался в составе «стратегических сил».

Раздел Черноморского флота

Основная статья: Раздел Черноморского флота

Судьба черноморского флота оставалось неясной на протяжении первой половины 1990-х. Россия и Украина претендовали на весь флот, в связи с чем шла война парламентских постановлений и президентских указов о принадлежности флота.

Объективные экономические интересы, однако, толкали Украину на переговоры и компромиссы с Россией. Переговоры эти были долгими и сложными.

В итоге, соглашение о разделе флота было подписано 9 июня 1995 года и уточнено рядом дополнительных соглашений от 28 мая 1997 года. За Россией осталась база флота в Севастополе и примерно 4/5 кораблей, а также значительная часть другого имущества. Наиболее боеспособный личный состав также остался под командованием России. За пределами Севастополя, однако, бОльшая часть аэродромов и пунктов базирования досталась Украине.

Согласно договору «О взаиморасчетах, связанных с разделом…» — Россия выплатила Украине компенсацию в размере 526,509 млн долларов за полученные от неё корабли, суда и плавсредства[11]. Кроме того, Украине было списано 200 млн долларов госдолга в качестве компенсации за расщепляющиеся ядерные материалы (включая топливо для реакторов кораблей и подлодок, доставшееся России).[12]

С 1998 года Россия обязалась ежегодно производить плату ($97,75 млн) за использование флотом РФ украинской территории[11]. Согласно договору «О параметрах раздела Черноморского Флота» Россия могла пользоваться базой в Севастополе на протяжении 20 лет, до 2017 года[11].

Процесс формирования отдельных флотов — Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины — в основном завершился к 2000 году.

Отказ Украины от ядерного оружия

См. также Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Будапештский Меморандум

На момент распада СССР Украина была одной из четырёх республик (наряду с Россией, Казахстаном и Белоруссией), на территории которых располагались советские ядерные силы (далее СЯС), а именно: ракеты CC-19 (130 штук) с 780 боеголовками, CC-24 (46 штук) с 460 боеголовками, боезаряды (600 штук) на бомбардировщиках Ту-96МС и Ту-160. Это превышало ядерные арсеналы Великобритании, Франции и Китая вместе взятых[13].

Возможности самостоятельно поддерживать сложнейшую ядерную технику у Украины не было. Примечательно, что Украина взяла курс на ядерное разоружение ещё на пути к независимости.

23 июля 1992 года Украина вместе с Белоруссией, Казахстаном, США и Россией подписала Лиссабонский протокол, по которому Украина, Белоруссия и Казахстан были признаны сторонами договора СНВ-I и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием.

6 июля 1992 года Украина и остальные 8 государств-членов СНГ подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Украина, в качестве государства-обладателя ядерным оружием, заявила о своем желании присоединиться к договору как неядерная держава. Иными словами, Украина признала Россию правопреемником СССР в части владения ядерным оружием. При этом речь шла о владении всем ядерным оружием бывшего СССР, включая и то, что находилось на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана[13].

5 декабря 1994 года был подписан Будапештский меморандум, подтвердивший выполнение в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и ДНЯО как не обладающего ядерным оружием государства-участника ДНЯО.

В дальнейшем Украина аккуратно выполнила свои обязательства по Трёхстороннему заявлению и по Договору СНВ-1, с учётом Лиссабонского протокола. В июне 1996 года последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины в направлении России[13].

Крымский кризис (1990-е годы)

Основная статья: Крымский кризис (1990-е годы)

Раздел Черноморского флота был тесно связан с так называемым крымским вопросом — останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины. Данная проблема возникла ещё до развала СССР по следующим причинам:

  • Передача Крыма в 1954 году была незаконной. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма УССР, действовали вне своих полномочий прописанных в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года соответственно — подробнее см. здесь.
  • Передача Севастополя также была незаконной. Несмотря на расположение на Крымском полуострове, Севастополь административно не входил в состав Крымской области бывшей УССР.
  • Пророссийский настрой населения Крыма. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения полуострова . По переписи 1989 года доля русских в Крымской области равнялась 67,05 %[9] и 74,4 % в Севастополе[10]. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило здесь поддержки.
  • Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной[14].
  • Крымско-татарский вопрос. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма. В начале 1990-х гг. татарские активисты стали организовывать массовые акции в рамках борьбы за права крымско-татарского народа. Возвращение в Крым татар и других выселенных национальных меньшинств обострило вопрос об автономии полуострова на основании национального признака.

20 января 1991 года в Крыму состоялся референдум о его государственном статусе. Вопрос был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26 %) проголосовали «ЗА» при явке в 81 % населения[11]. Однако 12 февраля 1991 года депутаты Верховного Совета Украины хотя и проголосовали за воссоздание Крымской АССР по итогам референдума[14], но проигнорировали вторую часть вопроса, о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора.

4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете.

1 декабря 1991 на Украине прошел референдум о независимости. Крымская АССР и Севастополь показали самые низкие результаты из всех регионов — явка составила 67,5 % и 63,74 %, а доля ответивших «ЗА» — 54,19 и 57,07 % соответственно[15]. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики — Украинской ССР.

26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована в Республику Крым.[12] 6 мая 1992 года была принята Конституция Республики Крым, установившая вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. Была предпринята попытка провести референдум по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым, но Верховная Рада Украины быстро отменила это решение (постановление № 2333-XII).

21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной (постановление № 2809-1) и призвал Украину к переговорам по вопросу о Крыме.[16]. Украина заявила, что Крым не может быть предметом межгосударственных переговоров (постановление № 2397-XII), и обвинила Россию во вмешательстве внутренние дела и посягательствах на территориальную целостность (заявление № 2399-XII).

Россия включилась в этот спор в период нарастающего противостояния между парламентом и президентом. Президент Борис Ельцин в итоге предпочёл проигнорировать вопрос о Крыме, будучи поглощённым внутриполитической борьбой и собственными региональными конфликтами, а также опасаясь негативной реакции Запада. Поэтому, когда 9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о «российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»[17], Ельцин ответил «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»[18].

На пике пророссийских настроений в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), которая выступала за союз с Россией вплоть до присоединения полуострова к РФ и предоставления жителям Крыма российского гражданства. В январе 1994 года президентом Республики Крым[19] стал известный общественный деятель Юрий Мешков, а в парламенте республики большинство мест занял предвыборный блок «Россия», созданный при при поддержке РПК.[20].

Однако, на фоне экономического кризиса и в отсутствие ответных шагов со стороны РФ, пророссийские силы в Крыму потерпели поражение на выборах 1998 года, получив меньшинство в парламенте. Руководство Украины, тем временем, проводило политику ограничения крымской автономии. 21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована (закон № 171/94-ВР) в Автономную Республику Крым (АРК), должность президента Крыма в результате была ликвидирована. 17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил (закон № 92/95-ВР)) Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым.

В качестве компромисса, 21 октября 1998 года Верховная Рада АРК[21] приняла новую конституцию Крыма, приведённую в соответствие с конституцией Украины. Однако в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (1997)

См. также Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Договор 1997 года

Несмотря на вышеперечисленные конфликты, 31 мая 1997 года Россия и Украина подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве» (далее «Большой договор») сроком на 10 лет, содержащий следующие положения:

  • Отношения между сторонами являются дружественными и равноправными и основываются на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве;
  • Уважение территориальной целостности друг друга и сохранение существующих границ в соответствие с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Принцип внешнеполитического нейтралитета — не допускается использование территории в ущерб безопасности друг друга. Иные действия, направленные против другой стороны, также не допускаются — в частности заключение договоров с третьими странами, направленных против другой стороны.
  • Защита этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории — стороны гарантируют права лиц на свободное выражение, сохранение и развитие своей самобытности и культуры и недопущение насильственной ассимиляции.

Данный договор заложил основы долгосрочного стратегического партнерства между Украиной и Россией в сфере политики, экономики, энергетики, транспорта, военно-технического сотрудничества, науки, культуры, образования, информации, здравоохранения[22].

Юрий Дубинин, в 1996—1999 гг. посол РФ на Украине, оценивал значение «Большого договора» следующим образом[23]:

Со вступлением в силу этого договора, а также Раздел Черноморского флота завершился первый, огромной важности период становления отношений между Россией и Украиной как суверенными, независимыми державами. Эти договоренности наряду с присоединением Украины к ДНЯО позволили предотвратить перерастание сложных, порой конфликтных ситуаций в открытые столкновения между двумя крупнейшими странами постсоветского пространства. В противном случае возможные последствия таких столкновений были бы трудно предсказуемы не только для них самих, но и для большого геополитического региона. Но главное состояло в том, что благодаря достигнутым договоренностям была создана международно-правовая база для будущего российско-украинских отношений.

Примечательно, что подписание договора обе страны совершили с большой задержкой — Украина подписала 14 января 1998 года, Россия лишь 25 декабря того же года. Причиной этого была позиция украинской стороны — она стремилась к тому, чтобы «Большой договор» не был связан с пакетом соглашений по Черноморскому флоту, подписанным 28 мая 1997 года.

В том же году Украина вышла на новый уровень сотрудничества с НАТО — в июле 1997 года была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО — и дальнейшее базирование российского флота на территории страны могло стать серьёзной помехой для полноценного членства в альянсе. Тем не менее, договор был ратифицирован — 2 марта 1999 года был подписан соответствующий федеральный закон (№ 42-ФЗ).

Политика многовекторности Кучмы

Суть многовекторной политики Леонида Кучмы (наглядно)

См. также: Отношения Украины и Европейского Союза#Провал многовекторности (2000-2004)

Прийдя к власти в 1994 году, второй украинский президент Леонид Кучма принял страну в сложнейшем экономико-социальном положении — колоссальные долги перед Россией за энергоресурсы, долги перед населением по зарплате и соцпособиям, слабость гривны и 400-процентная инфляция, при этом до сих пор не была принята новая Конституция Украины. Половина экономики страны, так или иначе, зависела от России — только 20 % промышленных предприятий имели замкнутый цикл, не зависящий от российских поставок и иного российского участия[24].

Всё это потребовало принятия эффективных и незамедлительных действий, направленных выправление социально-экономического положения страны — одним из таких действий стало провозглашение политики многовекторности и равноправного сотрудничества Украины как со странами Запада, так и со странами Азии, Африки, Южной Америки, СНГ и Россией. Подписанный в 1997 год Большой договор провозгласил Россию и Украину стратегическими партнёрами. Интенсивное развитие украино-российских отношений стимулировало и то, что в ЕС и НАТО дали понять о невозможности в обозримом будущем присоединения Украины к этим организациям[24].

Начало 2000-х годов стало периодом высоких темпов экономического роста для Украины. Некоторые отрасли, в частности, металлургическая, смогли существенно нарастить объемы выпуска продукции. Этому благоприятствовали такие факторы, как рост спроса на металлургическую продукцию, дешевые энергоресурсы, поступающие из России, и наличие незадействованных мощностей. Это привело к определенному подъёму промышленных регионов страны — Центра и Востока[24].

Украина стала одним из участников соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), наряду с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Столица Украины — Киев — рассматривалась как перспективное место для размещения органов управления ЕЭП, даже несмотря на то, что именно Украина с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, добиваясь тем самым односторонних экономических и политических выгод[24].

Авиакатастрофа над Чёрным морем (2001)

Место крушения авиалайнера Ту-154 (рейс SBI1812)

4 октября 2001 года в районе Новороссийска потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Как сообщалось, на борту самолёта было 15 граждан России и 51 гражданин Израиля. Среди пассажиров был и заместитель гендиректора авиакомпании «Сибирь» по безопасности Владимир Алексеев. По данным авиакомпании «Сибирь», все члены экипажа являлись сотрудниками компании и гражданами России[25].

В 2001—2004 гг. расследованием трагедии занимался Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Согласно выводам его доклада, самолёт был поражен боеголовкой 5В14Ш ракеты 5В28 с зенитно-ракетного комплекса С-200Б, запущенной с позиции вблизи города Феодосии на Крымском полуострове, с координатами 45°03’48" с. ш. и 36°05’07" в. д.[26]. По данным РИА-Новости, в 13:30 самолёт вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове‑на‑Дону. Все было штатно, самолёт шел на высоте 11,11 тысяч метров со скоростью 850 километров в час. В 13:44 самолёт пропал с экранов локаторов[25].

При этом долгое время украинские власти отрицали данное утверждение — так, например, в 2007 году Киевский апелляционный суд отказался признать версию российских специалистов, которые пришли к выводу, что самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь», который разбился в 2001 году над Черным морем, был непреднамеренно сбит украинской ракетой ПВО[13], а в 2011 году эксперты КНИИСЭ прямо отрицали поражение самолёта РФ украинской ракетой[14]. Тем не менее, Киев согласился выплатить компенсации — так, в 2003 году по договору «Об урегулировании претензий» украинское правительство перечислило почти 8 млн долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров, не признавая при этом юридической ответственности[15]. При этом иск компании «Сибирь» удовлетворён не был[16].

Тогдаший президент Украины Л.Кучма прокомментировал катастрофу следующим образом:

Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу[17].

Данный слова вызвали шок у мирового сообщества — Израиль вообще высказал гневную реакцию. Пресс-секретарь израильского премьер-министра Ариэля Шарона заявил, что «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения»[18].

Тузлинский конфликт (2003)

Остров Тузла (вид из космоса)

В конце 2003 года в российско-украинских отношениях случился очередной кризис, вызванный спорами по поводу принадлежности острова Тузла в Керченском проливе. 29 сентября 2003 власти Краснодарского края приступили к сооружению дамбы от Таманского полуострова к острову Тузла под предлогом предотвращения размывания береговой полосы, а также восстановления экологического баланса в регионе.

Так как власти Украины не были предупреждены об этом, то начался территориальный конфликт[19][20] — дело дошло до отправки Киевом пограничников на Тузлу и артиллерийских катеров в Керченский пролив[21].

В итоге уже к ноябрю 2003 года работы по строительству дамбы были прекращены, а украинские пограничники отозваны с Тузлы.[22] Вскоре начался процесс урегулирования границы в Керченском проливе — 23 декабря 2003 года был подписан договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, по которому Керченский пролив признавался территорией обоих государств, а линия государственной границы должна быть установлена в соответствии с двусторонним соглашением.

Суть конфликта заключалась в следующем: Украина заявила свои права на остров Тузла в связи с тем, что ещё в 1941 году он был включён в состав Крымской АССР[23] и на последующих советских картах обозначался как территория УССР[24].

Согласно комментарию МИД РФ, данные претензии Украины являются необоснованными[27]:

Позиция Российской Федерации состоит в том, что Керченский пролив должен оставаться в совместном использовании, а граница может проходить, например, по кромке берега. Решение вопроса о статусе острова Тузла возможно, на наш взгляд, в рамках предложенной концепции.

Достижение окончательной договоренности затрудняется тем, что Украина настаивает на необходимости признать якобы существовавшую административную границу между РСФСР и УССР в акватории Керченского пролива. Российская сторона считает, что такой границы в соответствии с советским законодательством не было и быть не могло.

До урегулирования всего комплекса проблем разграничения в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, разумеется, остается неопределенным и правовой статус острова Тузла, хотя в настоящее время юрисдикция над этой территорией осуществляется Украиной.

Иными словами, Украина лишь де-факто осуществляла юрисдикцию над островом Тузла — то есть, в её территориальных водах оказалась судоходная часть пролива, в то время российская часть была мелководной и подходила лишь для мелких рыбацких лодок[25].

Попытки Украины установить свою полную юрисдикцию над территорией острова по сути являлись попытками установить государственную границу в одностороннем порядке[28]:

При этом хотел бы подчеркнуть, что односторонние попытки установить границу в Азово-Керченской акватории противоречат нормам международного права, предусматривающим, что граница может быть установлена только по взаимному согласию. Как известно, этот принцип заложен также в статье 5[29] Договора о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года.

Вопрос о принадлежности Тузлы оставался неопределённым в связи с отсутствием установления государственной границы между Россией и Украиной в Керченском заливе — договор о морской границе не был заключен даже после 2003 года. В 2012 году было озвучено совместное заявление президентов России (Владимир Путин) и Украины (Виктор Янукович) о делимитации морских пространств в Азовском и Чёрном морях, а также в Керченском проливе[30] — но дальше дело не сдвинулось, в том числе из-за событий 2013—2014 гг. (Евромайдан и воссоединение Крыма с Россией).

21 марта 2014 года, в связи с ратификацией Договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Керченский пролив больше не может являться предметом переговоров с Украиной[26]. Это напрямую связано с тем, что Россия не считает Крым спорной территорией, опираясь на множество правовых оснований сецессии Крыма, в частности, на факт проведения референдума и права народов на самоопределение — отсюда российское заявление в одностороннем порядке о своём территориальном праве на Керченский пролив и остров Тузла, входящий в состав Крыма.

Оранжевая революция (2004)

Оранжевая Революция

Основная статья: Оранжевая революция

В конце 2004 года на Украине состоялись президентские выборы, где основными конкурентами были пророссийский кандидат Виктор Янукович и проевропейский Виктор Ющенко. От Януковича ожидалось дальнейшее укрепление украино-российской интеграции, получившей развитие при Кучме — и поэтому именно на него была сделана ставка российским руководством. В своих публичных выступлениях Янукович заявлял о необходимости дружбы с Россией, полноценном участии в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), придании русскому языку статуса второго государственного, что находило отклик, прежде всего, у избирателей из юго-восточных регионов страны[24]. 31 октября прошёл первый тур выборов, на котором Янукович получил 39,3 %, Ющенко — 40 % голосов избирателей.

Даже в рамках политики многовекторности, сотрудничество с Россией вызывало острое недовольство прозападных политических сил на Украине. Особенно остро встал вопрос об участии Украины в ЕЭП. Противники данной идеи усмотрели в формировании Единого экономического пространства попытку восстановления Советского Союза и заявили, что участие в ЕЭП невыгодно для Украины, противоречит Конституции и идёт вразрез с провозглашенным курсом на евроинтеграцию[24].

21 ноября 2004 года состоялся второй тур выборов — на этот раз больше голосов получил Янукович, причём перевес был в ~2,73 % голосов избирателей. Однако острая внутриполитическая борьба, и возникшие у прозападных сил подозрения в фальсификации результатов выборов, поддержанные также значительной частью иностранных наблюдателей, стали одной из причин массовых протестов противников Януковича, позже названных «Оранжевой революцией», в результате которой был проведён не предусмотренный законом третий тур выборов, и президентом стал сторонник евроатлантической интеграции Виктор Ющенко, который, тем не менее, заявил о необходимости дальнейшего развития отношений в том числе и с Россией, особенно в энергетической сфере[24].

Отношения при Ющенко (2005—2010)

С приходом к власти Виктора Ющенко закончилась эпоха дружеского нейтралитета и многовекторности в российско-украинских отношениях. Был взят курс на ухудшение отношений с Россией. Начался отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, которая на Украине виделась лишь барьером на пути к «сверхцели» — вступлению в Европейский Союз[24]. В августе 2005 года на саммите ЕЭП Ющенко заявил об отказе от подписания документов по созданию зоны свободной торговли стран СНГ (ЗСТ),

Российская политическая элита оценила Оранжевую революцию как антиконституционную и стимулированную Западом. Победа Виктора Ющенко на выборах стала восприниматься и на Украине, и в России, и на Западе как крупное поражение российской внешней политики[27].

Осознав призрачность надежд на союз с Украиной, Москва стала перестраивать двусторонние отношения на новых, прагматических принципах. Теперь российский подход к Украине сделался, в сущности, таким же, как и к любой другой стране «дальнего зарубежья»[7].

Ключевыми вопросами после 2004 года стали демаркация границы, членство Украины в НАТО, проблема дальнейшего пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе, а также газовые конфликты. Для решения конкретных проблем в марте 2005 г. была создана межгосударственная комиссия «Путин-Ющенко» в рамках четырёх комитетов: по обороне, внешней политике, экономическому и гуманитарному сотрудничеству, которая так ни разу и не была собрана за полтора года после объявления о её создании[31].

Одной из причин провала стала постоянная политическая нестабильность на Украине в период президентства Ющенко (постоянно менялись правительства и назначались новые выборы). Из-за этого российская сторона отказалась от своего участия в ряде крупных совместных проектов в промышленном секторе и в ВПК[31].

С 2007 года начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, а с 2009 года Украины стала членом программы «Восточное партнёрство». Дальнейшее членство Украины в СНГ администрация Ющенко считала нецелесообразным, укрепляя сотрудничество со странами группы ГУАМ (помимо Украины, туда входили Грузия, Молдавия и Азербайджан).

Вопрос о Голодоморе

О Голодоморе как мифе см. статью «Был ли голод 1932—1933 в Украине „геноцидом украинского народа“?»

В конце 1980-х годов на Украине начала активно распространяться националистическая трактовка голода начала 1930-х гг., в ходе которого, по разным оценкам, умерло от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов жителей УССР. Националисты стали представлять это событие не как трагедию всего Советского Союза (голод был во во всей стране) и не как сочетание природных факторов (засухи) и ошибок властей, а как целенаправленный геноцид украинской нации, инициированный советской властью. Для этого начал использоваться термин «Голодомор». Рассказы националистов о Голодоморе сыграли большую роль в антисоветской пропаганде и разжигании сепаратистских тенденций в позднем СССР.

При Кравчуке и Кучме интерес к теме Голодомора несколько остыл, и она перестала так широко обсуждаться в националистической прессе. Вероятно, потому, что из-за глубокого экономического кризиса в 1990-е годы значительная часть населения Украины вплотную приблизилась к голодному состоянию, и ассоциации между политикой новых украинских властей и Голодомором были крайне нежелательны.

Президент Кучма продолжил пользоваться термином Голодомор, но делал это сравнительно аккуратно. В 1998 году им был утверждён (указ № 1310/98) так называемый День памяти жертв голодоморов, а в 2003 году, выступая на 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Кучма призвал отдать дань уважения со стороны международного сообщества памяти погибших во время Голодомора 1932—1933 годов — его выступление стало основой для совместного заявления делегаций Украины и других стран по случаю 70-ой годовщины этой трагедии:

В бывшем Советском Союзе миллионы мужчин, женщин и детей пали жертвой жестоких действий и политики тоталитарного режима. Великий голод 1932—33 гг. на Украине (Голодомор) унёс 7—10 миллионов невинных жизней и является национальной трагедией украинского народа. Отмечая 70-ю годовщину украинской трагедии, мы также отдаем дань памяти миллионам русских, казахов и представителей других национальностей, умерших от голода в Поволжье, на Северном Кавказе, Казахстане и других районах бывшего Советского Союза вследствие гражданской войны и принудительной коллективизации, что оставило глубокие незаживающие раны на сознании будущих поколений[32]

С приходом к власти Виктора Ющенко голод 1930-х вновь стал трактоваться прежде всего как геноцид украинского народа. Более того, концепция Голодомора фактически стала основой идеологической политики руководства страны — в мемориалы и памятные мероприятия, посвящённые Голодомору, были вложены огромные средства. Сам Ющенко говорил о трагедии следующим образом:

Голод на Украине 1930-х годов не являлся смертью через голод, а убийством народа через голод...Голод на Украине был выбран как способ усмирения украинского народа. Эти преступления по своим масштабам, целям и методам, безусловно, подпадают под определение геноцида, которое даёт конвенция Организации Объединённых Наций 1948 года. Цель была обескровить Украину, подорвать её силы и таким образом устранить возможность восстановления украинской государственности. Эта цель не скрывалась.

Курс на следование данной линии был официально установлен Верховной Радой в 2006 году ((закон № 316-16), по которому голод 1930-х был определён как геноцид украинского народа). В 2009 году Служба безопасности Украины возбдудила уголовное дело по «факту совершения в 1932—1933 годах на Украине геноцида»[28] в отношении советских руководителей Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова, Лазаря Кагановича и некоторых других партийных лидеров.

Администрация Ющенко пыталась продвинуть миф о Голодоморе как геноциде на международном уровне. В 2008 году Украина внесла в Совет ООН по правам человека проект резолюции «Память о Голодоморе 1932—1933 гг. в Украине», который была вынуждена отозвать 24 сентября того же года, не получив практически никакой поддержки[33].

Логичным продолжением этого стали призывы к взысканию с России как правопреемницы СССР компенсаций за устроение геноцида — но взысканию не в немедленном порядке, а после признания ООН Голодомора геноцидом.

Россия, руководство которой уже давно и неоднократно осудило сталинские репрессии, отказалось рассматривать вопрос Голодомора в украинской трактовке этого события. В частности, президент Владимир Путин прямо заявил «Мы не поднимаем вопросов надуманного характера типа Голодомора, политизируя эти общие проблемы прошлого»[29]. МИД РФ высказал такую же позиции, при этом признавая, что трагедия была во многом обусловлена политикой тогдашнего руководства Советского Союза[34]

Апелляционный суд Киева, рассматривавший дело СБУ о Голодоморе в январе 2010 года, подтвердил выводы следователей СБУ об организации на территории УССР геноцида украинской национальной группы, но тут же закрыл дело в связи со смертью обвиняемых[30].

В апреле того же года Виктор Янукович, ставший президентом Украины, прямо заявил, что массовый голод в 1930-х годах был не геноцидом украинцев, а общей трагедией государств, которые входили в единый Советский Союз[31].

Вопрос о базировании Черноморского флота России на Украине

В рамках прозападного курса внешней политики, Украина при Ющенко предприняла попытку пересмотра результатов раздела Черноморского флота. Пребывание Черноморского флота РФ в Крыму стало рассматриваться как нарушение Конституции Украины и безопасности страны (статья 17 Конституции гласит, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз»[32]. В противовес этому, согласно разделу XV Конституции Украины, использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определённом международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.

Ющенко заявил о готовности Украины выполнять соглашение о флоте 1997 года лишь до 2017 года[33][34][35], не продлевая договор, и поручил начать подготовку к выводу российского флота после 2017 года[36].

Вопрос базирования ВМС РФ на Украине обострился в связи с Пятидневной войной в Южной Осетии 2008 года. Режим Ющенко в этом конфликте поддержал Грузию — например, была попытка обеспечить Грузии прикрытие с моря путём шантажа России: была озвучена угроза заблокировать российскому Черноморскому флоту возвращение на базы в Крыму, если он будет участвовать в конфликте[37][38][39].

В частности, был установлен режим пересечения украинской границы кораблями ВМС РФ только при условии уведомления штаба ВМС Украины о своих действиях как минимум за 72 часа до этого[40]. Украинская власть исходила из того, что участие Черноморского флота РФ в грузинском конфликте втягивало Украину в войну, чего Киев не желал ввиду своей прогрузинской позиции[41][42]. МИД России ожидаемо расценил ограничительные меры в отношении Черноморского флота РФ как антироссийские[43].

Впоследствии грузинский президент Михаил Саакашвили, обвинивший Россию в начале войны, заявлял, что президент Ющенко попытался своим указом остановить Черноморский флот, но Россия этот указ проигнорировала:

Те, кто хочет знать, как начались военные действия, должны знать что Черноморский флот вышел из Украины к берегам Грузии по меньшей мере за шесть дней до начала более широких военных действий. Они же не ехали на экскурсию! Люди просто не хотят этого знать. Черноморский Флот пришел в полном вооружении к грузинским берегам. Президент Украины пытался их остановить своим указом, но они его проигнорировали[44][45].

Версия Саакашвили не соответствует действительности, ибо упомянутый указ Ющенко вышел лишь 13 августа 2008 года — то есть спустя 5 дней после начала войны, и уже после того, как президент России Дмитрий Медведев официально объявил о прекращении военной операции.

Участие Украины в Пятидневной Войне 2008 года

В 2005 году было подписано соглашение об украинско-грузинском военно-техническом сотрудничестве (ВТС). В 2005 году представитель «Укрспецэкспорта», государственной структуры, обеспечивающей до 90 % всех экспортных поставок продукции украинского ВПК, сообщил, что документ шел под грифом «Секретно», а содержащаяся в нем информация носила характер государственной тайны. Однако осенью того же года президент Южной Осетии Эдуард Кокойты впервые публично заявил, что Украина поставляет Грузии танки 1-12, вертолеты Ми-8, БТР, ракеты и другие виды вооружений. О том, что Киев помогает Тбилиси подготовиться к ведению военных действий против непризнанной республики, представители Цхинвала сообщали ежегодно[35].

Наряду с Израилем Украина была наиболее крупным поставщиком оружия для Грузии[36]. О поставках украинского оружия в Грузию прямо заявил Юрий Енухаров, в 2007—2009 Министр Обороны Украины, во время визита в Грузию в июне 2008 года:

В этом году очень интенсивно идут поставки продукции, в которой заинтересована Грузия. Мы их благодарим за то, что идет не только то, что было раньше со складов и арсеналов Министерства обороны, но и из предприятий.[46][47]

В 2005 году, по информации Минобороны России, Украина поставила Украине следующие вооружения: 31 танк Т-72; 20 БТР-80; 40 БМП-2; 12 152-мм самоходных гаубиц 2СЗ «Акация»; 10 самолетов Л-29; девять вертолетов Ми-24; два Ми-8МТ; два Ми-4; 10 зенитных ракетных комплексов «Оса-АКМ»; комплекс радиотехнической разведки «Кольчуга-М»; запасные части для вертолетов; ракетный катер «Тбилиси» (бывший «Конотоп»); сторожевой катер «Георгий Торели» (поисково-спасательный катер проекта 205П); две РЛС 36Д6-М; две инженерные машины разграждения ИМР-2; два путепрокладчика БАТ-2; партия автомобилей «КрАЗ-6510»; 40 т боеприпасов к стрелковому оружию[35].

Отдельно стоит упомянуть о вкладе Украины в развитии ВВС Грузии. К началу августа 2008 года основную ударную силу грузинской военной авиации составляли 12 штурмовиков Су-25 (из них 10 в одноместном и 2 в двухместном учебно-боевом вариантах), большая часть которых была собрана из советского задела на тбилисском заводе «Тбилавиамшени», остальные куплены в Македонии, которая в свою очередь приобрела их в Украине. Кроме того, имелось несколько военно-транспортных машин Ан-24, Ан-32 и Ан-72, 12 чехословацких учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» (шесть из них также бывшие украинские) и девять более старых учебно-боевых L-29 «Дельфин». Вертолётный парк был представлен одним Ми-35, тремя Ми-24П, четырьмя Ми-24В (большинство ударных вертолетов семейства Ми-24 получены от Украины), двумя Ми-14, шестнадцатью Ми-8, шестью американскими Bell-212, таким же количеством UH-1Н «Ирокез» и двумя Ми-2[36].

Была также информация и о поставках в Грузию украинских зенитно-ракетных систем с расчётами.

Участие Украины в создании грузинских ВВС и ПВО не ограничилось поставкой самолётов, вертолётов, РЛС и зенитно-ракетных комплексов. В 2006 году Киев за 25 миллионов долларов продал Грузии новый, созданный всего за три года до этого комплекс пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» в составе трёх разведывательных станций. Кроме того, в 2007 году украинская корпорация «Аэротехника» связала все грузинские военные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным пространством ASOC (AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOC расположен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange)[36]. Также была информация об участии украинских военных и членов националистической организации УНА-УНСО в войне на стороне Грузии — например, об этом заявил Следственный Комитет РФ[48] (руководство УНА-УНСО и Минобороны Украины выступили с опровержением[49]).

Продление договора о сотрудничестве 1997 года

В 2008 году перед Россией и Украиной встал вопрос о продлении договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Формально это не было проблемой — в самом договоре говорилось, что он продлевается автоматически:

Статья 40. Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит другой Высокой Договаривающейся Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного десятилетнего периода.

Иными словами, пролонгация договора происходила автоматически, если ни одна из сторон не заявляет о своём желании прекратить его действие за полгода до окончания срока действия. Срок действия «Большого договора» истекал 1 апреля 2009 года — заключенный на 10 лет, он вступил в силу лишь 1 апреля 1999 года — поэтому заявку о прекращении договора можно было подать лишь до 1 октября 2008 года.

Вопрос о продлении был поставлен из-за обострения отношений между странами — точнее, из-за стремления Украины вступить в НАТО и её участия в грузино-осетинском конфликте. В России активно обсуждался вопрос о том, насколько «Большой договор» соответствует возлагавшимся на него надеждам и сложившимся реалиям[50][51] — например, в июле 2008 года Государственная дума предложила президенту Медведеву рассмотреть вопрос о разрыве Договора в случае присоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО[52][53].

Несмотря на конфликтные отношения с Россией, Украина решила пойти на продление договора — так 29 сентября 2008 года Олег Билорус, в 2007—2012 гг. председатель Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам, сообщил, что его комитет единогласно решил рекомендовать Верховной Раде принять постановление о продлении действия «Большого договора»[54], ибо проблемы в отношениях между странами необходимо решать, основывая на данном договоре[55]. О необходимости продления «Большого договора» было также заявлено на переговорах глав МИД обеих стран[56]. Продление поддержал и сам президент Украины Виктор Ющенко[57].

Таким образом, до 1 октября 2008 года ни России, ни Украина не выдвинули официальных возражений против пролонгации «Большого договора», поэтому он был автоматически продлён на следующие 10 лет в соответствии с 40-ой статьей.

Отношения при Януковиче (2010—2014)

В начале 2010 года на Украине прошли президентские выборы, на которых Ющенко получил 5,75 % голосов в первом туре (17 января) — меньший результат был лишь у Пётра Симоненко (получил 3,88 % голосов), главы Компартии Украины — из-за чего он не прошел во второй тур (7 февраля). Большинство голосов — 35,32 % в первом и 48,95 % во втором турах — получил Виктор Янукович, глава «Партии регионов». Его основной конкурент — Юлия Тимошенко, глава «Блок Юлии Тимошенко» и ярый сторонник евроинтеграции — проиграла во втором туре, отстав примерно на 3,5 % голосов.

Такая ситуация, с одной стороны, отражала крах антироссийской политики Юшенко в плане тяжёлых для населения экономических последствий и усталости от постоянной пропаганды, направленной на очернение России и создание Украине образа страны-жертвы.

14 февраля 2010 года Янукович официально вступил в должность. В этот же день в эксклюзивном интервью «Воскресному Времени» он рассказал о своей концепции внешней политики Украины, пообещав восстановить сбалансированные и дружеские отношения с Россией.

Улучшение действительно наступило, но далеко не такое, как хотелось бы России. Янукович отказался от вступления в НАТО, но сохранил в качестве стратегической цели украинского государства идею интеграции в Евросоюз,[37] а не в гипотетический союз Украины, России и Беларуси[38].

Были подписаны так называемые Харьковские соглашения по Черноморскому флоту, продлившие срок его размещения в Крыму на 25 лет. Произошёл рост взаимного товарооборота Украины и РФ до 42 млрд долларов в 2010-м и 50,6 млрд долларов в 2011 году, оживилось сотрудничество в различных областях. Интенсивный характер получили контакты на высшем государственном уровне: в 2010 году президенты государств Дмитрий Медведев и Виктор Янукович встречались 10 раз, состоялся официальный визит президента России Дмитрия Медведева на Украину[6].

Харьковские соглашения (2010)

Подписание харьковских соглашений

В апреле 2010 года состоялся визит в Харьков президента России Дмитрия Медведева, в ходе которого лидеры Украины и России достигли соглашения о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота в Крыму, с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042—2047 годов[58][59]. Одновременно была достигнута договорённость о поставках в Украину российского газа на льготных условиях.

После присоединения Крыма в 2014 году, Россия в одностороннем порядке денонсировала Харьковские соглашения[31]. В Соглашении оговорена арендная плата за пребывание ЧФ в Крыму, устанавливаемая с 2017 года и формируемая главным образом за счёт снижения цены на поставляемый на Украину природный российский газ. Летом 2011 года были подписаны ещё два соглашения по Черноморскому флоту — первое регулировало режим и порядок пребывания военнослужащих вне границ дислокации, а второе — совместные действия в борьбе со стихийными бедствиями[39].

Заключение Харьковских соглашений вызвало резкое неприятие в среде украинской оппозиции. Перед и во время их ратификации проводились многочисленные акции протеста[60]. Сторонники Тимошенко и Ющенко, проигравших президентские выборы, обвинили Януковиче в предательстве интересов страны, заявляя, что в результате достигнутых договорённостей республика частично потеряла суверенитет и лишилась части территории. Сторонники же Януковича, в свою очередь, утверждали, что соглашения направлены на нормализацию российско-украинских отношений и, кроме того, скидка на газ позволила стабилизировать непростую в то время финансовую ситуацию в стране и сохранить низкие тарифы на газ для населения[40]

Обострение газового вопроса (2011—2012)

На момент подписания Харьковских соглашений обе стороны были вполне удовлетворены их условиями — это был копромисс, устроивший обе страны — но за два года ситуация изменилась. В 2012 году на Украине стали всё больше говорить о невыгодности соглашений и необходимости либо их ревизии, либо (в случае отказа России) их денонсации. Недовольство Украины вызывал тот факт, что Россия отказывалась от пересмотра газовых контрактов 2009 года и, соответственно, от снижения цены на поставляемый газ — на момент 2012 года (по данным «Нафтогаза Украины»), цена за 1 тыс. м³ с учетом скидки составляла 415 долларов, что являлось одним из самых высоких тарифов в Европе (несмотря на то, что республика является ближайшим соседом России)[40].

Осень 2011 года Николай Азаров, в 2010—2014 премьер-министр Украины, пригрозил России иском в Стокгольмский арбитражный суд по поводу газовых контрактов, а также пообещал за счет украинского угля сократить втрое потребление газа из России. О том же говорил и Юрий Бойко, в 2010—2012 министр энергетики и угольной промышленности Украины, заявляя о готовности украинских ТЭЦ перейти на отечественный уголь — впрочем о конкретных шагах в 2012 году не было ничего известно. В ответ Алексей Миллер, глава «Газпрома», заявил, что «любом случае „Нафтогаз“ будет оплачивать поставки из расчета не менее, чем 33 миллиарда кубометров. Таковы условия „бери или плати“ в действующем контракте и они будут применяться на весь срок его действия». В МИД РФ также дали понять, что не исключают возможности расторжения Харьковских соглашений — при этом Украина лишится скидки на газ, которая позволяет ей экономить до $4 млрд ежегодно[40].

Однако реальной угрозы Харьковским соглашениям не возникло — Россия не собиралась покидать базу в Севастополе до 2042 года, а Украина была кровно заинтересована в скидке на газ. Как бы в подтверждении этого в январе 2012 года вышел закон (№ 4308-VI), запрещающий депутатам инициировать денонсацию международных соглашений и оставляющий это право лишь за Президентом и Правительством Украины. Таким образом, киевское руководство решило обезопасить договор от нападок оппозиции. Ранее фракции «Блок Юлии Тимошенко» (глава Юлия Тимошенко) и «Наша Украина — Народная самооборона» (глава Виктор Ющенко) регулярно выступали в парламенте с предложением денонсировать соглашения[40]. В мае того же года Конституционный Суд Украины признал данный закон неконституционным[61].

Обострение вопроса базирования российского флота (2012)

В определенной мере Черноморский флот РФ стал заложником непростых газовых отношений двух стран — уже в 2012 году украинское руководство предпринимало шаги, препятствующие его нормальному функционированию. Это привело к нескольким спорам по поводу базирования Черноморского флота России на Украине.

Во-первых, для России одним из ключевых вопросов был проблема модернизации вооружений и техники подразделений, дислоцированных в Крыму — физическое и моральное устаревание техники угрожало в недалеком будущем потерей боеспособности флота. Для России это был один из ключевых вопросов — физическое и моральное устаревание техники угрожало в недалеком будущем потерей боеспособности флота — при этом российское руководство считало неприемлимым добавление в потенциальное соглашение пункта об обязательном согласовании с Украиной замен кораблей и самолётов, на котором настаивала Украина. Также руководство Украины требовало предоставления полного перечня вооружения новых кораблей и заключения контрактов на их обсуждение с украинскими судоремонтными предприятиями — причем не только для флота, но и для наземной техники, береговых систем и авиации. В итоге соглашение так и не было подписано[62][63][40].

Во-вторых, Россия была недовольна намерением Украины собирать собирать таможенные пошлины со всех товаров, ввозимых для нужды Черноморского флота. Даже более того — руководство России пыталось добиться отмены всех налогов, которые действовали для грузов, ввозимых для обеспечения дееспособности российского флота[40].

В-третьих, проблема принадлежности объектов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) также вызвала серьёзные разногласия сторон. Украина настаивала на заключении отдельного соглашения по этим объектам, ибо они не были собственностью Черноморского флота. В 2011 году Минобороны Украины потребовало у России вернуть маяки, находящиеся в пользовании Черноморского флота[64] — при этом Олег Волошин, представитель МИД Украины, заявил о продолжении поисков компромисса на заседании украинско-российской рабочей группы[65][40].

В апреле 2012 года в Москве прошли переговоры по всем эти вопросам, но они закончились практически безрезультатно. Единственный момент, в котором прогресс казался возможным, это проведение инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, используемых флотом. К 2012 году участились коррупционные скандалы, связанные с их незаконным использованием — однако, власти России, видимо, решили навести здесь относительный порядок, чему, правда, активно препятствует флотское руководство[40].

Вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз

Путин: Кто-нибудь читал текст соглашения об ассоциации Украины с ЕС?
О евроинтеграционной политике Януковича — см. Отношения Украины и Европейского Союза#Первые годы в «Восточном партнерстве» (2010-2013)

Взаимосвязь России и Украины играет решающую роль во всей евразийской геополитике — на это указывал Збигнев Бжезинский, знаменитый американский геополитик и политолог, в своей книге «Великая Шахматная Доска»[41]:

Без Украины с ее 52-миллионным славянским населением любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказывалась запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами...Любое новое евразийское государство, базирующееся исключительно на власти России, без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться все менее европейским и все более азиатским

Именно Украины еще с середины 1990-х годов оказалась «камнем преткновения» для Европы в ее движении в восточном направлении и для России в ее движении к Западу. Украина как никакя другая из республик бСССР (за исключением, может быть, Беларуси) важна для России в качестве «коридора стратегической безопасности», возможность контролировать который давала бы ей серьезные «бонусы» в отношениях с Европой. В свою очередь, для Европы (и Запада в целом) Украина, наряду с Турцией, является геополитическим плацдармом, позволяющим, при необходимости, ограничивать возможности экономического и стратегического маневра России на юго-западном направлении (то есть «закрывать» для нее и Ближний Восток, и Юго-Восточную, и Центральную Европу)[42].

В начале 2010-х годов активизировались интеграционные процессы на постсоветском пространстве — так, например, 18 октября 2011 года Совет глав правительств СНГ, включая представителей России и Украины, подписали Договор о Зоне свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ)[31]. Параллельно этим процессам в конце 2011 года в качестве постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого Экономического пространства была создана трехсторонняя (с участием России, Беларуси и Казахстана) Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)[42].

Ввиду непосредственно расположения рядом с Россией и Белоруссией и наличия с ними давних торгово-экономических связей, Украина рассматривалась как один из естественных кандидатов на вступление в Таможенный союз. Россия предлагала Украине присоединиться к Таможенному союзу, аргументируя это выгодой для украинской экономики, а значит, и для внутренней стабильности государства. Одним из аргументов была возможность получать российские энергоносители, в частности газ, по внутрисоюзным тарифами[38]. Другим аргументом был ожидавшийся в связи с этим рост украинской экономики — на встрече с Януковичем в марте 2012 года Владимир Путин заявил, что «В случае присоединения Украины к Таможенному союзу рост ВВП для Украины составит от 1,5 до 6,5 процентов в зависимости от глубины интеграции»[43]

При этом руководство России не учитывало политическую составляющую, а точнее направленность украинских элит на интеграцию именно с ЕС, а также обязательства руководства страны перед Евросоюзом. В итоге, всё было сведено к сугубо символическому участию Украины в Таможенном союзе в качестве «наблюдателя».

Янукович заявил, что внешнеполитическим приоритетом Украины является интеграция в Европейский Союз, а с Таможенным союзом он считает необходимым выстраивать сотрудничество в формате «3+1» — «на секторальном уровне». Однако премьер-министр России Дмитрий Медведев ответил, что сотрудничество в формате «3+1» недопустимо. Украине было отказано в выборочных преференциях в торговле с Таможенным союзом. Янукович, продолжая курс на евроинтеграцию страны, вёл переговоры с Россией, пытаясь выработать приемлемую модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом. Таким образом, он пытался получить экономические и торговые преференции, как со стороны России, так и со стороны Запада одновременно[31].

В сентябре 2013 года правительство Украины одобрило проект Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом — спустя месяц Путин прямо заявил, что в случае создания ассоциации с ЕС Украина не сможет присоедиться к Таможенному союзу[44].

Неофициально сообщалось, что Россия предложила Украине около 15 млрд долларов США в виде прямой экономической помощи, кредитов и прочих преференций. Также Украине пообещали снизить цену на энергоносители, в частности, газ, что должно было позволить сэкономить бюджету страны еще несколько миллиардов долларов.

Российские предложения были гораздо выгоднее обещанных Европой 600 млн евро, которые Украина смогла бы получить в случае подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Российская сторона также предложила расширить межгосударственную кооперацию, участвовать в финансировании нескольких крупных проектов в области инфраструктуры. Более того, украинским предпринимателям, в том числе, и из ближайшего круга президента Януковича, было предложено участие в «чрезвычайно выгодных проектах», что должно было вызвать личную заинтересованность в сотрудничестве именно с Москвой. Возможно, именно это обстоятельство стало решающим в решении украинской власти отсрочить подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом[31].

В конце ноября 2013 года, за неделю до саммита «Восточного партнерства», где должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, правительство Украины приостановило подготовку к подписанию Соглашения, что привело к массовым протестам на Площади Независимости в Киеве (получившие впоследствии названия «Евромайдан» и «Революция достоинства»). После разгона палаточного городка протестующих в ночь на 30 ноября протесты приняли антипрезидентский и антиправительственный характер[31].

Отношения после Евромайдана

Основная статья: Украинский кризис

Президент Виктор Янукович был свергнут и бежал в Россию в результате госпереворота в феврале 2014 года, когда после длительных протестов (так называемый Евромайдан) начались столкновения с силовиками в Киеве. Таким образом, к власти опять пришли националисты, и опять незаконным путём. Русскоязычные регионы Украины — основной электорат Януковича — не пожелали с этим мириться.

В течение месяца после киевского госпереворота произошло воссоединение Крыма с Россией. Через два месяца началсявооружённый конфликт на востоке Украины, причём Россия начала открыто оказывать восставшим жителям Донбасса — провозгласившим Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику — моральную, медийную и гуманитарную поддержку.

Все эти события привели к резкому и очень глубокому ухудшению отношений Украины и России.

Уже 17 марта 2014 года Владимир Ельченко, в 2010—2014 гг. посол Украины в России, был отозван в Киев «для консультаций», и больше не возвращался[45] — таким образом, Украина де-факто понизила уровень дипломатических отношений с РФ до уровня временно поверенного в делах Украины, при этом, не разорвав их, несмотря на то, что призывы к подобным действиям не раз звучали в Киеве[46].

Начиная с 2014 года отношения России и Украины стали определяться следующими основными факторами:

  • Проблема Крыма. Новое руководство Украины не признало вхождения полуострова в состав России — 15 апреля 2014 года Крым был признан «временно оккупированной территорией» (закон № 1207-VII). Помимо принятия этого закона, Украиной были введены санкции и ограничения различного характера по отношению к Крыму. Так, уже в июле 2014 года Украина объявила о закрытии крымских портов для иностранных судов[46]. Была прекращена подача днепровской воды в Крым через Северо-Крымский канал.
  • Конфликт на Донбассе. После начала вооружённого конфликта на Донбассе, в ходе которого, по мнению украинских властей, ополченцам Донецкой и Луганской Народных Республик оказывается помощь со стороны Российской Федерации, в том числе и военная, Верховной Радой Украины были приняты постановления, определяющие действия России в Крыму и на востоке страны в качестве «военной агрессии», а Россия была, соответственно, признана «страной-агрессором»[46].
  • «Движение» Украины в Европу. После государственного переворота 2014 года Украина последовательно свернул свое участие в работе Содружества Независимых Государств, при этом формально оставаясь его участником. 19 марта 2014 года было объявлено, что Украина прекращает свое председательство в Содружестве, в декабре того же года украинский парламент начал обсуждать вопрос о выходе Украины из Содружества, при этом заявляя, что Украина формально не является страной-членом СНГ, так как Верховная Рада Украины так и не ратифицировала Устав СНГ 1993 года. В 2015 году из Исполкома СНГ был отозван представитель Украины А. Дронь[46].
  • Участие Украины в экономической войне США и ЕС против России. Украинские власти ввели ограничения не только по отношению к Республике Крым и Севастополю: различные меры ограничительного характера в разных сферах были введены и в целом по отношению к России, российским компаниям и гражданам. Помимо присоединения к индивидуальным санкциям ЕС и США, введённым против России после вхождения Крыма и Севастополя в её состав, Украина присоединилась к последующим санкциям против бывших украинских госпредприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Крыма, предприятий ВПК России (в список вошли 12 концернов), финансовых учреждений (6 крупнейших банков России), топливно-энергетических компаний и так далее. Впоследствии вводились дополнительные санкции. Ограничительные меры Украины по отношению к Российской Федерации и ее предприятиями гражданам значительно ослабили экономическое сотрудничество между государствами[46].
  • Нападения на представительства России. На Украине неоднократно происходили «активистов» на дипломатические, консульские и гуманитарные представительства и учреждения Российской Федерации, во время которых украинские правоохранители, как правило, не препятствовали нападающим, что, со стороны Украины, является грубым нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, возлагающей на государство обязанность защиты иностранных диппредставительств и их имущества. Участники нападений, как правило, не понесли никакой ответственности[46].

Таким образом, российско-украинские отношения на современном этапе находятся на самом низком уровне со времен их установления в 1991 году, а вероятность их улучшения в ближайшем будущем крайне невелика. Сейчас на Украине фактически отсутствуют политические силы, ориентированные на восстановление сотрудничества с Россией и улучшение отношений с ней — для чего, так или иначе, Киеву потребуется признать вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ, или хотя бы «заморозить» этот вопрос. Приход к власти таких сил мирным путём, даже в случае их появления, в текущих украинских реалиях вряд ли представляется возможным[46].

Первый постмайданный резидент Пётр Порошенко в 2014—2019 годах проводил последовательную антироссийскую политику. Однако после потери Крыма и Севастополя больше нет у Украины больше нет возможностей как-то серьёзно воздействовать на Россию, за исключением призывов к западным странам вводить всё новые и новые антироссийские санкции. Россия же в итоге отказалась от попыток как-то увещевать украинских националистов и просто заняла выжидательную позицию. В результате, за 5 лет в отношениях двух стран не произошло никаких серьёзных подвижек к лучшему.

В 2019 году президентом Украины был избран Владимир Зеленский, пришедший к власти на волне критики печальных результатов президентства Порошенко. Зеленский пообещал остановить войну на Донбассе, но за всё время его правления никаких значимых переговоров с представителями ДНР и ЛНР проведено не было. Хоть и изначально в более мягком тоне, но продолжалась антироссийская риторика со стороны украинских властей.

При Зеленском продолжались усилия украинских властей по стремлению к вступлению Украины в НАТО и — что было новым — размещению войск НАТО на территории Украины. Это делалось по ранее обкатанной в Прибалтике схеме, когда в условиях запрещения постоянного присутствия устраивалась ротация временных контингентов с тем, чтобы на месте постоянно кто-то находился. К концу 2021 года военные НАТО уже постоянно находились на Украине под видом инструкторов, в частности, на специально построенной базе в Очакове. При этом велась всё более активная подготовка к вооруженному нападению на республики Донбасса при активной помощи Великобритании, США и некоторых других стран, что к концу 2021 года привело к острому кризису в отношениях Украины и стран блока НАТО с Россией, озабоченной возможным нападением на республики Донбасса с сотнями тысяч российских граждан и вероятным размещением ракетно-ядерного оружия НАТО на Украине.

Ссылки

Двухсторонние соглашения

Научные статьи и монографии

См. также

Примечания

  1. Динамика ВВП Украины (Укрстат)
  2. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР (Демоскоп)
  3. С учётом нескольких миллионов человек выехавших с Украины на заработки в другие страны.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)
  5. 5,0 5,1 5,2 Стр. 38-40. || Баца Д. О. Политика Украины в отношении России на современном этапе
  6. 6,0 6,1 Усова Л. С. Внешняя политика Украины: между внеблоковостью и евроатлантической интеграцией.
  7. 7,0 7,1 Хмылёв В. Л. Современные международные отношения.
  8. Метленко Е. А. Проблема поставок и транспортировки энергоносителей как фактор российско-украинских отношений в 1990-е гг.
  9. Феськов В. И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945—1991). — С.7-9.
  10. Федоровых А. П. Раздел Черноморского флота в цифрах и фактах.и
  11. 11,0 11,1 11,2 История раздела Черноморского флота. Справка (РИА-Новости).
  12. Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; // Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
  13. 13,0 13,1 13,2 Орлов В. А. Крымский кризис и вопрос гарантий безопасности Украине.
  14. 14,0 14,1 Мацузато К. Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область.
  15. Ведомость о результатах Всеукраинского референдума, 1 декабря 1991.
  16. 2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.
  17. Федоров А. Б. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.
  18. «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).
  19. Должность президента Крыма была введена законом № 428-1 от 14 июня 1993 года.
  20. Полунов А. Ю. Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью.
  21. Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в её русском переводе.
  22. К 20-летию подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года (МИД России)
  23. Дубинин Ю. В. Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений.
  24. 24,0 24,1 24,2 24,3 24,4 24,5 24,6 24,7 Стр.41-44. || Баца Д. О. Политика Украины в отношении России на современном этапе
  25. 25,0 25,1 Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.). Справка (РИА-Новости).
  26. Siberia Airlines Flight 1812 (Aviation Safety Network).
  27. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с заявлением МИД Украины о принадлежности острова Тузла (13.07.2005).
  28. Ответы заместителя министра иностранных дел России В. В. Лощинина на вопросы ИТАР-ТАСС по российско-украинским отношениям (05.11.2003).
  29. Статья 5. Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств.
  30. По версии инфоагенства РИА-Новости Россия в 2012 году оформила некие договоренности, по которым она не будет оспаривать принадлежность о. Тузла, а также сохранит «право ключа» при проходе судов через Керченский пролив. Документальных и иных подтверждений наличия таких уступок со стороны России нет.
  31. 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 31,5 31,6 Стр. 45-47. || Баца Д. О. Политика Украины в отношении России на современном этапе
  32. Приложение к письму Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 7 ноября 2003 года на имя Генерального секретаря.
  33. О провале затеи Украины по «голодомору» в Совете ООН по правам человека.
  34. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обсуждением в прессе Украины так называемого голодомора 1932—1933 годов.
  35. 35,0 35,1 Юрко А. Поставка Украиной Грузии вооружения и военной техники (2008).
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 36,4 Август 2008 года. Война в воздухе (Военное обозрение).
  37. В законе «Об основах внутренней и внешней политики» евроинтеграция была закреплена как единственный приоритет внешнеполитического курса, плюс Янукович прямо заявил, что для Украины «европейская интеграция — это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ»[7].
  38. 38,0 38,1 Стр. 48-52. || Баца Д. О. Политика Украины в отношении России на современном этапе
  39. Баранов А. В. Проблема базирования черноморского флота в российско-украинских отношениях после «Оранжевой революции».
  40. 40,0 40,1 40,2 40,3 40,4 40,5 40,6 40,7 Федоровская И. М. Харьковские соглашения президентов России и Украины — два года спустя.
  41. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы.
  42. 42,0 42,1 Стр.71-72. || Пантин В. И. Внутриполитические процессы в России и на Украине.
  43. Встреча с Президентом Украины Виктором Януковичем (4 марта 2013).
  44. Пресс-конференция по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета (24 октября 2013).
  45. С декабря 2015 года занимает пост Постоянного представителя Украины при ООН.
  46. 46,0 46,1 46,2 46,3 46,4 46,5 46,6 Стр.57-69. || Баца Д. О. Политика Украины в отношении России на современном этапе
  47. Прекратил действие с 01.04.1999 на основании Международного договора от 31.05.1997.