Российский космос: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 82: | Строка 82: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Роскосмос [http://www.federalspace.ru/] | Роскосмос [http://www.federalspace.ru/] | ||
== Примечания == | |||
{{примечания}} |
Версия от 22:51, 25 мая 2013
Российская космическая отрасль по праву считается одной из ведущих в мире. На настоящий момент она безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Небольшое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.
Российская космонавтика в 1991…2000 гг
Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[1], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.
Российская космонавтика в 2000…2010 гг
Тяжелое финансовое положение космической отросли сохранялось и в начале 2000-х годов[2]. Например, по программе Фобос-Грунт начатой в 1998 по настоящему нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году[3]. Принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.»[4] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь
создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники |
то есть речь шла только о том, чтобы не отстать. Такому положению вещей способствовала ситуация когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Видимо, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.
Смена курса Роскосмоса в 2012 г
С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[5]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа:
- 2015 год — рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ
- 2020 год — рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности
- 2030 год — рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса
Космическая деятельность России на 2013…2020 годы
Крупные российские проекты (незавершённые)
В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[6], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии:
- до 2015 — этап базируется на действующих космических программах
- до 2020 — этап базируется на перспективных космических программах.
В программе выделяются следующие приоритеты:
Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов. |
Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г.
Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году. |
Финансирование программы 2,1 трлн рублей
Перспективы после 2020 года
После 2020 года можно ожидать реализации следующих космических программ:
- развитие применения водорода в отечественной космонавтике и создание верхних ступеней и разгонных блоков на водороде и кислороде
- освоение сжиженного природного газа как перспективного компонента ракетного топлива и создание ракет на этом топливе
- создание ракет повышенной по сравнению с тяжелым классом грузоподъемности (в промежутке между 23 тн на низкой околоземной орбите у «Протона» и 105 тн у «Энергии»)
- создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой
- создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных
- создание роботизированной научно-исследовательской базы на Луне
- создание обслуживаемых спутников и средств их обслуживания
- ввод в строй нового пилотируемого корабля
- доставка грунта с Марса
- организация относительно дешевого и безопасного космического туризма[1]
В зависимости от политической и экономической ситуации в это или более позднее время могут быть осуществлены:
- создание ракет сверхтяжелого класса (грузоподъемностью около 100 тн)
- высадка космонавтов на поверхность Луны и/или околоземных астероидов
- создание роботизированных баз для изучения Марса и Венеры
Пилотируемые экспедиции на другие планеты в ближайшее время не ожидаются. Для Марса это связано с достаточно большой длительностью полета и недавно выявленной повышенной опасностью для организма галактического излучения, присутствующего в Дальнем космосе. Для Венеры технические проблемы, связанные с почти земной силой тяжести и по-настоящему эстремальным климатом на планете, тоже делают экспедицию слишком рискованной и дорогостоящей на ближайшие пару десятилетий. До остальных же планет лететь еще дольше, чем до Марса.
Крупнейшие проекты отечественной космонавтики
Уже реализованы полностью или практически полностью:
- Международная космическая станция
- ГЛОНАСС
- Морской старт
- Космический радиотелескоп «Радиоастрон»
- Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
- «Союз» в Куру
- Орбитальная станция «Мир»
В процессе реализации находятся следующие проекты:
- Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
- Космодром Восточный
- Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
- Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством)
- Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей)
Ссылки
Роскосмос [7]
Примечания
- ↑ На данный момент космический туризм не бывает одновременно дешевым и безопасным - безопасно лететь на "Союзе", где всё дублировано и много раз проверено, стоит порядка миллиарда рублей, а за выложенные за гипотетический полет на американских "частниках" от нескольких до нескольких десятков млн рублей турист получит полет, на большей части которого отказ, например, какого-нибудь элемента механизации крыла, вероятнее всего, будет стоить ему жизни