Российская военная техника: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) м (→Самолёты) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
== Самолёты == | == Самолёты == | ||
[[Файл:Il2 sturmovik.jpg|thumb|200px|right| | [[Файл:Il2 sturmovik.jpg|thumb|200px|right|Ил-2]] | ||
=== Ил-2 === | === Ил-2 === |
Версия от 01:34, 28 января 2015
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
- Это статья о военной технике, про стрелковое оружие смотрите: Уникальное российское пехотное оружие
В этой статье содержится список уникальной боевой техники советского и российского производства, принятых на вооружение после 1917 года и до нашего времени. Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих параметров:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными боевыми характеристиками;
- активно используется в различных военных конфликтах;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх.
Танки
Тяжелый танк КВ
- Генеральный конструктор: А. С. Ермолаев, Н. Л. Духов
- Год принятия на вооружение: 1939
- Применение: Война с Финляндией, Великая Отечественная война
- Видео
Тяжёлый танк «Клим Ворошилов» (КВ) был впервые применён в 1939 году в Советско-Финской войне, где показал своё превосходство над танками противника. Броня КВ была настолько прочная, что финские орудия не могли его подбить, царапая только краску на броне.[1][2] С началом Великой Отечественной КВ прошли более серьёзную проверку, где показали хорошую огневую мощь и малоуязвимость. Так, танк под командованием Зиновья Колобанова, из засады, смог в одиночку уничтожить 22 немецких танка, при этом сам не был подбит.[3] В бою, проходившем с 23 по 26 июня — под Литовским городом Расяйняй, один танк КВ смог задержать немецкую бронетанковую колонну на три дня.[4] После 43 года, когда на фронте с обеих сторон стали на службу новые модернизированные танки, КВ стали заменять танком «Иосиф Сталин» (ИС), который эффективнее боролся с немецкими тиграми.
Самолёты
Ил-2
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1940
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-Японская война 1945 г.
- Видео
Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[5][6] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[7] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [8] за что получил прозвище «Летающий танк».[9] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][10]
Подводные лодки
Подводная лодка Шильдера
- Генеральный конструктор: К. А. Шильдер
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1834 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата списания: 1841 (1847)
- Видео
Подводная лодка Шильдера — вооружённая опытная подводная лодка. Являлась первым в России цельнометаллическим кораблём и первой в мире ракетной подводной лодкой, с которой, к тому же, в 1834 году впервые в мире была произведена стрельба ракетами из-под воды, а цели при этом были успешно поражены. Также корабль был оборудован редчайшим для подлодок того времени перископом. Вследствие недостатков мускульного привода в 1841 году официальные опыты с подводной лодкой были прекращены и в 1842—1847 гг. они продолжались уже на деньги автора, после чего её окончательно списали на металл, но не рассекретили, вследствие чего широкой общественности о ней стало известно практически только спустя 100 лет.
Подводная лодка Шильдера, благодаря своему оригинальному гребковому движителю, обладала очень стильным «стимпанковским» внешним видом, вследствие чего была использована как прототип для подводной лодки, исполнявшей «главную роль» в культовом чехословацком фантастическом фильме 1958 года «Тайна острова Бэк-Кап».
Подводная лодка Александровского
- Генеральный конструктор: И. Ф. Александровский
- Год принятия на вооружение: 1866
- Производитель: Балтийский завод, Санкт-Петербург
- Дата списания: 1871 (1901)
- Видео
Подводная лодка Александровского — одна из самых крупных и совершенных подводных лодок середины XIX века, первая в стране подводная лодка с механическим приводом. Достигнутые дальность хода (9 миль) и подводная скорость (6 узлов) далеко превосходили более мелкие аналоги. Подводная лодка была потеряна при «беспилотных» испытаниях будучи погружена на нерасчётную глубину, а затем 30 лет служила в качестве спасательного понтона.
Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)
- Генеральный конструктор: О. Б. Герн
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1867 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата списания: 1876
- Видео
Четвёртый вариант подводной лодки Герна — вооружённая опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические перебоки — практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно — самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени, но не пошедшая в серию из-за большой цены и габаритов.
Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)
- Генеральный конструктор: С. К. Джевецкий
- Год принятия на вооружение: 1880
- Производитель: Невский завод
- Применение: Русско-Японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
- Дата списания: 1891, 1908
- Видео
Третий вариант подводной лодки Джевецкого — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-Японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нес службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.
Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Подводный минный заградитель «Краб»
- Генеральный конструктор: М. П. Налётов
- Год принятия на вооружение: 1915
- Производитель: Завод «Наваль», Николаев
- Применение: Первая мировая война
- Дата списания: 1918 (1919, 1935)
- Видео
«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из Крыма в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов
- Год принятия на вооружение: 1958
- Производитель: завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата списания: 1991
- Видео
К-3 — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[11] Уникальная конструкция, хотя и с некоторыми недоработками позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту нашей страны.[12][13]
Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»
- Генеральный конструктор: Н. Н. Исанин
- Год принятия на вооружение: 1969
- Производитель: завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата списания: 1989
- Видео
Подводный крейсер К-162, переименованный в 1978 году в К-222 — вооружённая крылатыми противокорабельными ракетами опытно-боевая подводная лодка. Корабль является самой быстроходной в подводном положении подводной лодкой всех времён и народов, достигнув скорости 44,7 узлов (82,8 км/ч), а кратковременно — и несколько большей. Следует отметить, что дальноходные торпеды таких скоростей достичь не в состоянии, что, несмотря на большую шумность лодки в этом режиме, делало почти безнадёжными попытки атаковать её торпедами с больших и средних дистанций.
Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»
- Генеральный конструктор: Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
- Год принятия на вооружение: 1983
- Производитель: ПО «Севмашпредприятие» (ныне «Севмаш»)
- Дата списания: 1989
Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и на 2015 год. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.
Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»
- Год принятия на вооружение: 1980
- Производитель: Адмиралтейские верфи, ПО «Севмашпредприятие», Красное Сормово, Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (Амурский судостроительный завод)
- Дата списания: 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается
Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60-ти единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.
Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
- Генеральный конструктор: С. Н. Ковалёв
- Год принятия на вооружение: 1981
- Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
- Дата списания: 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю
ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 годапостепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились завоом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.
Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»
- Генеральный конструктор: В. А. Здорнов[14]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
- Дата списания: В строю
- Видео
К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие покащатели.[15]
Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»
- Генеральный конструктор: В. Н. Пялов[16]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
- Дата списания: В строю
- Видео
К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[17], являются лучшими в мире.
Установки противовоздушной обороны
С-300 «Фаворит»
- Разработчик: ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел»
- Год принятия на вооружение: 1975
- Применение: данных нет
- Видео
Зенитно-ракетная система С-300 является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[18] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[19][20] С-300 находятся на вооружении в 8-ми странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[21] В Российской армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[22][23][24]
Управляемое ракетное оружие
Баллистическая ракета средней дальности Р-12
- Генеральный конструктор: М. К. Янгель, В. В. Грачев
- Разработчик: «ОКБ-586»
- Год принятия на вооружение: 1959
Революционная для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[25] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[4] и новой системой управления.[26] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [27] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».
Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода»
- Генеральный конструктор: М. К. Янгель, В. Ф. Уткин
- Разработчик: КБ «Южное»
- Год принятия на вооружение: 1975
- Видео
Р-36М (натовское обозначение «Сатана») — самое мощное ядерное оружие из когда-либо созданных человеком, за что и получила своё прозвище. Один комплекс Р-36М в самом мощном варианте уничтожает 500 кв. километров. Кроме этого ракета до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[28][29] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется управляемым взрывом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[30] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[31] Дальнейшая модификация: Р-36М2 «Воевода».[32]
См. также
- Уникальное российское пехотное оружие
- Крупные российские проекты
- Хронология русских инноваций
- Российский космос
- Знаменитые изобретатели и инженеры России
- Рекорды России и СССР
- Национальные символы России