Обсуждение:Плюсы и минусы советского образования: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
|||
Строка 38: | Строка 38: | ||
:: Вопрос на самом деле имеет прямое отношение к давнему и весьма болезненному конфликту между сторонниками классического и реального образования. При Александре III, например, гуманитарии вошли в настолько большую силу, что в начале 1880-х хотели вообще закрыть всё высшее техническое образование. Но это им не удалось. А вот настоять на том, что выпускник реальной (без греческого и латыни) школы не мог поступить почти никуда — это удалось. Не хотелось бы возвращаться к такой практике ни под каким видом.--[[Участник:Бульдозер|Бульдозер]] ([[Обсуждение участника:Бульдозер|обсуждение]]) 18:04, 18 сентября 2016 (MSK) | :: Вопрос на самом деле имеет прямое отношение к давнему и весьма болезненному конфликту между сторонниками классического и реального образования. При Александре III, например, гуманитарии вошли в настолько большую силу, что в начале 1880-х хотели вообще закрыть всё высшее техническое образование. Но это им не удалось. А вот настоять на том, что выпускник реальной (без греческого и латыни) школы не мог поступить почти никуда — это удалось. Не хотелось бы возвращаться к такой практике ни под каким видом.--[[Участник:Бульдозер|Бульдозер]] ([[Обсуждение участника:Бульдозер|обсуждение]]) 18:04, 18 сентября 2016 (MSK) | ||
:::Согласен. Получается, что в СССР наоборот, в целом победила концепция реального образования, а классическое практически ликвидировали, что всё же не есть хорошо, нужен определенный баланс (пускай он даже в целом будет в сторону реального/технического образования). [[Участник:AlexBond|AlexBond]] ([[Обсуждение участника:AlexBond|обсуждение]]) 18:12, 18 сентября 2016 (MSK) | :::Согласен. Получается, что в СССР наоборот, в целом победила концепция реального образования, а классическое практически ликвидировали, что всё же не есть хорошо, нужен определенный баланс (пускай он даже в целом будет в сторону реального/технического образования). [[Участник:AlexBond|AlexBond]] ([[Обсуждение участника:AlexBond|обсуждение]]) 18:12, 18 сентября 2016 (MSK) | ||
Какое гонение на генетику, сколько можно тиражировать мифы? Лысенко был директором института генетики. Если у отдельных представителей генетики были конфликты с валстью, то так и пишите, а не преследовалась генетика. |
Версия от 17:01, 19 сентября 2016
Советское образование и нравственность
Обвинять советское образование и атеизм в падении нравственности все же неверно. По моему мнению, высокое число абортов появилось просто потому, что они вышли из подполья и их начали таки фиксировать. Не скажу за аборты в РИ, но там высокая рождаемость компенсировалась не менее высокой детской смертностью. Из тысячи родившихся детей, до года умирало примерно 250. А из 1000 умерших примерно 650 составляли люди до 15-20 лет. Ну и средний возраст был всего 30-34 года. Это в начале 20 века. Малодетность — общая черта развитых урбанизированных стран. При высокой механизации труда много рабочих рук не надо. При доступной развитой медицине и развитом сельском хозяйстве, ликвидировавшем проблему регулярного массового голода, не нужно рожать полтора десятка детей, из которых выживет треть. Как связаны с нравственностью и атеизмом алкоголизм и малый срок жизни мужчин — понять не могу в упор.
- Позвольте задать Вам несколько вопросов:
- В советской школе готовили детей, причем в старших классах, к семейной жизни, к роли супруга в семье? Ну там, психология семейной жизни (или даже просто общая психология), в светском ее варианте, если уж от религии и народных традиций отказались?
- Почему общее число абортов в СССР было просто чудовищным — до 5,6 млн в год в 1960-х и 4,5 млн в 1970-х и 1980-х, [1] что было примерно равно или даже заметно превышало общее число рождений в отдельные годы? Едва ли это можно объяснить одной только слабой доступностью противозачаточных средств (не говоря уже о версии, что аборты просто "вышли из подполья").
- Почему СССР, являвшийся самой большой страной в мире и одной из наименее плотно заселенных, и при этом вступивший в соревнование с гораздо более населенным Западом, не позаботился о долгосрочном росте своего населения? Почему в РСФСР уже в 1960-е гг. СКР упал ниже уровня простого воспроизводства населения? См. rwp:Население_России#После Великой Отечественной войны
- Что касается алкоголизма — то это ведь это безнравственно, это одна из главных причин распада семей и множества бытовых преступлений. И наоборот, частая причина алкоголизма — отсутствие нормального воспитания в семье и семейная неустроенность. AlexBond (обсуждение) 16:18, 18 сентября 2016 (MSK)
- 1. Не могу сказать, не застал. Я в школу пошел в девяностых, у меня предмет "Этика и психология" в школе была. Опять же, вопрос о "роли супруга в семье". Это что - мама по умолчанию с детьми, немецкие классические ККК, и больше никуда, даже если она крутой перспективный специалист, а папа добытчик и все такое?
- 2. Без сравнения назвать что-то "чудовищным" мне не позволяет объективность. Опять же, как с этим связаны атеизм и нравственность?
- 3. Из-под палки не размножишься. Да и был СССР не аграрной, а промышленной и урбанизированной страной. Падение же роста населения после Великой Отечественной вполне логично. Сколько ушло на фронт и сколько вернулось? Сколько погибло женщин и детей?
- 4. Как алкоголизм связан с нравственностью и атеизмом?
- 1. Не обязательно.
- 2. Сравните с США, например. [2] Там, правда, с 1997 г. пошло искусственное занижение из-за смены метода сбора статистики, да и в более ранний период статистика, скорее всего, неполна, но все равно там разница в разы. Связь же всего этого с атеизмом очевидна - ранее эту сферу хоть и не полностью, но в значительной мере регулировала религия, в СССР от нее отказались, эффективных альтернативных институтов не создали, результат налицо.
- 3. Никто и не предлагает размножаться из-под палки. Для этого нужно создавать условия. В СССР эти условия больше разрушались, чем создавались. То, что сходные проблемы испытывают другие промышленные страны - слабое утешение. Проблему надо решать, так или иначе.
- 4. Алкоголизм - это безнравственно, еще в древности так считали и вино разбавляли. Или Вы применяете какое-то очень узкое представление о нравственности? AlexBond (обсуждение) 18:03, 18 сентября 2016 (MSK)
- 1. А что тогда?
- 2. Атеизм - отказ от веры в богов и прочее сверхъестественное. Как он связан с абортами и нравственностью?
- 3. На уровень размножения в аграрных странах все равно не выйдем.
- 4. Каким местом он к атеизму и советскому образованию?
- 1. Как правильно выйти замуж/жениться и как потом вести себя, чтобы не дойти до развода. Как воспитывать детей. Установка на возможно большее число детей, на семейную любовь и т.д.
- 2. Я уже ответил выше.
- 3. Выйти бы для начала на уровень простого воспроизводства населения.
- 4. См. rwp:Трезвость в православии и роль церковных организаций в дореволюционном и современном трезвенническом движении. Что касается образования - оно же вроде как должно воспитывать нравственность, здоровый образ жизни, учить детей как прожить долгую и счастливую жизнь. Или нет? AlexBond (обсуждение) 22:24, 18 сентября 2016 (MSK)
Сомнительные утверждения
Вызывают сомнения следующие положения:
1. Что совместное обучение — недостаток. Да, может там и есть какой-то небольшой процент проблем с успеваемостью (есть подозрение. что только в случае интерната), однако есть ещё и вопрос социализации. Наверное было бы не очень хорошо, если бы дети видели противоположный пол исключительно на улице и на дискотеках. Не уверен, что это хорошо. Скорее совсем наоборот, поэтому есть предложение убрать этот пункт из безусловных недостатков, поскольку вопрос, как минимум, спорный.
2. То же применительно к латыни и греческому. Никто не против того, что их знание — это как бы хорошо. Однако школьная программа не резиновая и место таким предметам только в химико-биологических и языковых спецшколах. Если присмотреться к приведённой аргументации, то видно, что там имеет место демагогия самая настоящая. Возьмусь утверждать, что математика с физикой или второй иностранный язык дают ничуть не меньшую «гимнастику для ума», а область их применения куда шире. Что же касается ссылок, на то, что так многие известные люди выучились при Царе, можно ответить что и без мёртвых языков многие известные люди выучились при СССР.
На основании приведённых выше соображений предлагаю перенести описанные пункты из минусов в прочие особенности или что-то в этом духе потому как утверждения как минимум спорные.--Бульдозер (обсуждение) 16:42, 18 сентября 2016 (MSK)
- По первому пункту важный момент — почти полная безальтернативность совместного обучения, что отражено в формулировке. Всё-таки сейчас во многих странах в элитных школах именно раздельное обучение, да и у нас многие родители и даже дети предпочли бы раздельные школы (сейчас по факту есть только один вариант — это военные училища). Вопрос социализации ведь можно решать и вне школы, либо даже в школе, но вне уроков.
- По второму пункту — там вопрос опять же именно в отсутствии альтернатив. До революции тоже не во всех школах древние языки изучали, и понятно, что, мягко говоря, далеко не всем они помогут в профессиональной деятельности. Но вот как раз химико-биологических, языковых и некоторых других гуманитарных спецшколах, а также в соответствующих ВУЗах, это очень кстати. AlexBond (обсуждение) 17:11, 18 сентября 2016 (MSK)
- Вопрос на самом деле имеет прямое отношение к давнему и весьма болезненному конфликту между сторонниками классического и реального образования. При Александре III, например, гуманитарии вошли в настолько большую силу, что в начале 1880-х хотели вообще закрыть всё высшее техническое образование. Но это им не удалось. А вот настоять на том, что выпускник реальной (без греческого и латыни) школы не мог поступить почти никуда — это удалось. Не хотелось бы возвращаться к такой практике ни под каким видом.--Бульдозер (обсуждение) 18:04, 18 сентября 2016 (MSK)
- Согласен. Получается, что в СССР наоборот, в целом победила концепция реального образования, а классическое практически ликвидировали, что всё же не есть хорошо, нужен определенный баланс (пускай он даже в целом будет в сторону реального/технического образования). AlexBond (обсуждение) 18:12, 18 сентября 2016 (MSK)
- Вопрос на самом деле имеет прямое отношение к давнему и весьма болезненному конфликту между сторонниками классического и реального образования. При Александре III, например, гуманитарии вошли в настолько большую силу, что в начале 1880-х хотели вообще закрыть всё высшее техническое образование. Но это им не удалось. А вот настоять на том, что выпускник реальной (без греческого и латыни) школы не мог поступить почти никуда — это удалось. Не хотелось бы возвращаться к такой практике ни под каким видом.--Бульдозер (обсуждение) 18:04, 18 сентября 2016 (MSK)
Какое гонение на генетику, сколько можно тиражировать мифы? Лысенко был директором института генетики. Если у отдельных представителей генетики были конфликты с валстью, то так и пишите, а не преследовалась генетика.