Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 49: Строка 49:
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Санкт-Петербурга]
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Санкт-Петербурга]


[[Файл:Акварель Бергмана.jpg|150px|thumb|left|«Гото Предестинация» - первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.]]
=== Петергофская дорога ===
[[Файл:Strelna highway 05.jpg|150px|thumb|Петергофская дорога в наши дни]]
[[Файл:Путевой дом Петра 1 в Стрельне.jpg|150px|thumb|left|Путевой дворец Петра I у Петергофской дороги в Стрельне]]


== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота ==
== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота ==

Версия от 03:46, 29 декабря 2013

Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I.
Большой каскад Петергофа в наши дни.

Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России. Во многих отношениях Петергоф превзошел Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности - был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада Петергофа (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли.

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. После победы под Полтавой в 1709 году, завоевания Выборга и Прибалтики в 1710 году и первой крупной морской победы при Гангуте в 1714 году Россия прочно утвердилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него - Пётр I задумал сделать Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) единым комплексом царских и дворянских усадеб, красивейшей дорогой в мире по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Этот проект и был частично осуществлен уже при жизни Петра, и Петергоф стал главной жемчужиной среди созданных под Петербургом дворцов и парков.

План гидросооружений Петергофа.
Дворец Монплезир.
Морской канал Петергофа.

Активное строительство началось с 1714 года. План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрестными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом - Верхними Палатами. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем - Нижний Парк, защищенный от морских ветров береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части - дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле петровского барокко. Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода - канала длиной 20 верст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришел к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и так называемый Верхнесадский канал — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра. Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти - так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва", символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой Дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века. Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация продолжается по сей день). Со времен своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России - ныне его ежегодно посещают сотни тысяч туристов. [1]

Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее «флагманского линкора Пётр Первый и Второй».

54-пушечные линейные корабли

  • «Санкт-Михаил»
  • «Рафаил»

Крупнейшие морские порты

Кронштадт

См. Морская крепость Кронштадт.

Фортификационные сооружения

Морская крепость Кронштадт

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Панорама Санкт-Петербурга, А. Зубов 1716 г.

Город Санкт-Петербург

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[2]

Петергофская дорога

Петергофская дорога в наши дни
Путевой дворец Петра I у Петергофской дороги в Стрельне

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Балтийский флот

Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[3] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более сотни млрд рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.