Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
Mrbig66 (обсуждение | вклад) м (Уточнен год венчания Петра I.) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года. | Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года. | ||
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в | Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1682 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал. | ||
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. | Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. |
Версия от 12:24, 5 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1682 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.
Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота
Определить точную стоимость кораблей кумпанского Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами - корабли 3-го ранга, по-видимому, относятся к крупным проектам. Все 4 корабля несли по 52 пушки и были построены в 1699 г. на верфи в г. Паншин, а в мае того же года перешли в Азов:
- «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») Прославился в то время тем, что побывал с дипломатической миссией в Константинополе, вследствие чего с 1709 г. стал первым в России кораблем-музеем. Оставлен в Азове при передаче крепости Турции в 1711 г., так как был уже не годен в починку для для транспортировки.
- «Скорпион»
- «Флаг»
- «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»)
58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)
Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языкаах. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.
58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)
Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.
Крупнейшие морские порты
Порт Троицк (первая очередь)
Петр I основал Троицк (ныне Таганрог) 1698 году в качестве первой военно-морской базы России - места дислокации первого российского военно-морского флота (Азовского). Этот первый российский порт на Азовском море стал также стал первым в мире портом с искусственной гаванью из сборных конструкций, первым российским портом на открытом побережье моря, а также первым в России городом, построенным по регулярному плану.
Работы по возведению укреплений начались еще в 1696 г., а гавань была готова к использованию к 1699 г. При постройке первой русской искусственной гавани впервые в мире был применён прогрессивный метод использования свайных конструкций, заполненных деревянными ящиками с камнями (они назывались "ряжи"). В будущем подобные модульные методы широко использовались в мировой практике портостроения. Модульные конструкции позволяли сократить сроки постройки порта, кроме того их было сравнительно легко передвигать с места на место, меняя конфигурацию гавани по мере необходимости (этот приём использовался, в частности, в ходе постройки и перестройки гаваней Кронштадта в 1710-х гг.).
Уже в 1699 году в Троицкой гавани встали на зимовку первые русские военные корабли "Апостол Павел", "Безбоязнь", "Крепость" и галера "Принципиум". В целом строительство гавани, города и мощных укреплений вокруг него было завершено в 1709 г. [1][2]
Фортификационные сооружения
Каменные укрепления Тобольского кремля
Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.
Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[3]
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Основание военно-морского флота (кумпанский Азовский флот)
Активное строительство Азовского флота началось с 1696 г. Подавляющее большинство кораблей этого флота, введенных в строй в этот период, кроме построенных за счет казны к весне 1700 г. двух линкоров, строились кумпанствами - обществами налогоплательщиков, на которые была возложена обязанность построить определенные корабли. Поэтому натуральный характер такого рода налога затрудняет оценку стоимости кумпанского флота, но, учитывая его большую численность, даже несмотря на невысокое качество построенных в это время кораблей, проект однозначно можно отнести к одному из крупнейших в этот период.
На берегу Таганрогского залива в 1698 г. была основана база Азовского флота - порт Троицк (строительство гавани началось уже в 1696 г.).
В дальнейшем, для замены недолговечных кумпанских кораблей был построен полноценный Азовский флот.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.