Участник:МетаСкептик/Страна с непредсказуемой историей: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
== Предыстория == | == Предыстория == | ||
=== Рабовладение === | === Рабовладение === | ||
[[Файл:US Slave Free 1789-1861.gif|right|250px|thumb|Распространение рабства в США в | [[Файл:US Slave Free 1789-1861.gif|right|250px|thumb|Распространение рабства в США в 1789—186 и выделение территории штата Канзас в 1854-59 гг.]] | ||
Большинство отцов-основателей США были рабовладельцами. В Декларации независимости США написано, что все люди рождаются свободными. Но писавший её рабовладелец и третий президент США [[rwp:Томас Джефферсон|Томас Джефферсон]]] вероятно не относил своих рабов к категории людей. Даже собственных детей от рабыни-квартеронки он заносил в список урождённых рабов и только их освободил пр своей жизни. Из пяти первых президентов США четверо были рабовладельцами, и лишь двое из них, Вашингтон и Джефферсон, освободили своих рабов да и то по завещанию. Противоречия двух экономических укладов, рабовладельческого на Юге и буржуазного на севере, оформились и стали | Большинство отцов-основателей США были рабовладельцами. В Декларации независимости США написано, что все люди рождаются свободными. Но писавший её рабовладелец и третий президент США [[rwp:Томас Джефферсон|Томас Джефферсон]]] вероятно не относил своих рабов к категории людей. Даже собственных детей от рабыни-квартеронки [[rwp:Хемингс, Салли|Салли Хемингс]] он заносил в список урождённых рабов и только их освободил пр своей жизни.<ref>Graham, Pearl M. "Thomas Jefferson and Sally Hemings, " ''Journal of Negro History'' 46, Vol. XLIX, No. 2 (April 1961): 89-103.</ref><ref> Имена всех рабов, рождённых на его ферме, Джефферсон заносил в рукописные «Фермерские книги Томаса Джефферсона», которые были найдены и опубликованы в 1953 году. Сегодня по результатам анализа ДНК доказано, что по крайней мере один её ребёнок был сыном Джефферсона, и большинство американских историков считают его отцом всех восьми её детей.</ref> | ||
Из пяти первых президентов США четверо были рабовладельцами, и лишь двое из них, Вашингтон и Джефферсон, освободили своих рабов да и то по завещанию. Противоречия двух экономических укладов, рабовладельческого на Юге и буржуазного на севере, оформились и стали заметны на уровне большой политики только в 1820 году в ходе обсуждения [[rwp:Миссурийский компромисс|Миссурийского компромисса]]. В дебатах использовались в основном конституционные, религиозные и моральные аргументы, однако уже тогда было ясно, что вопрос рабовладения лишь часть назревающих экономических и политических противоречий. Миссурийский компромисс на некоторое время обеспечил равновесие политических сил в Конгрессе между фермерско-буржуазным Севером и рабовладельческим Югом.<ref> {{статья | |||
|автор = Нечай С.Л. | |автор = Нечай С.Л. | ||
|заглавие = Президент Монро и споры о рабстве в Конгрессе США в 1819-1821 годах | |заглавие = Президент Монро и споры о рабстве в Конгрессе США в 1819-1821 годах | ||
Строка 31: | Строка 34: | ||
|archiveurl = https://web.archive.org/web/20170523180049/http://america-xix.org.ru/library/nechay-monroe-slavery-debates/ | |archiveurl = https://web.archive.org/web/20170523180049/http://america-xix.org.ru/library/nechay-monroe-slavery-debates/ | ||
|archivedate = 2017-05-23 | |archivedate = 2017-05-23 | ||
}}</ref> | }}</ref> | ||
Проблема стала усугубляться тем, что с увеличением иммиграции в США возник конфликт между небогатыми белыми иммигрантами, хотевшими получить бесплатно землю для самостоятельного фермерства и рабовладельцами Юга желавшими расширять своё землевладение и рабовладение на Запад. В конгрессе южане препятствовали бесплатной передаче обширных пустующих земель иммигрантам. А в 1830 году [[rwp:Джексон, Эндрю|Эндрю Джексон]] подписал [[rwp:Закон о выселении индейцев|Закон о выселении индейцев]], узаконивший этнические чистки населённых индейцами земель. В результате все индейцы с юга и востока США были депортированы на Индейские территории в Оклахому. Освободились значительные территории хорошо доступных и плодородных земель. Это на время смягчило противоречия за счёт индейцев. Но иммиграция нарастала и борьба между Севером и Югом за признание вновь принимаемых штатов рабовладельческими или свободными обострялась. В 1854 году был принят [[rwp:Закон Канзас-Небраска|закон Канзас-Небраска]], отменявший Миссурийский компромисс в пользу самоопределения населения самих штатов. Это резко обострило конфликт и привело [[rwp:Гражданская война в Канзасе (1854—1858)|Гражданской войне в Канзасе (1854—1858)]], которая стала прологом большой [[rwp:Гражданская война в США|Гражданской войны]]. | Проблема стала усугубляться тем, что с увеличением иммиграции в США возник конфликт между небогатыми белыми иммигрантами, хотевшими получить бесплатно землю для самостоятельного фермерства и рабовладельцами Юга желавшими расширять своё землевладение и рабовладение на Запад. В конгрессе южане препятствовали бесплатной передаче обширных пустующих земель иммигрантам. А в 1830 году [[rwp:Джексон, Эндрю|Эндрю Джексон]] подписал [[rwp:Закон о выселении индейцев|Закон о выселении индейцев]], узаконивший этнические чистки населённых индейцами земель. В результате все индейцы с юга и востока США были депортированы на Индейские территории в Оклахому. Освободились значительные территории хорошо доступных и плодородных земель. Это на время смягчило противоречия за счёт индейцев. Но иммиграция нарастала и борьба между Севером и Югом за признание вновь принимаемых штатов рабовладельческими или свободными обострялась. В 1854 году был принят [[rwp:Закон Канзас-Небраска|закон Канзас-Небраска]], отменявший Миссурийский компромисс в пользу самоопределения населения самих штатов. Это резко обострило конфликт и привело [[rwp:Гражданская война в Канзасе (1854—1858)|Гражданской войне в Канзасе (1854—1858)]], которая стала прологом большой [[rwp:Гражданская война в США|Гражданской войны]]. | ||
Большая война началась в 1861 | Большая война началась в апреле 1861 года, причём в северную коалицию входило несколько рабовладельческих штатов. Но рабство в восставших штатах было отменено только в 1863 году указом президента о провозглашении эмансипации в связи с тем, что война затянулась. Европейские страны выражали недовольство блокадой экспорта из южных штатов, и отмена рабовладения стала реверансом в их сторону. Это свидетельствует, что немедленная и полная отмена рабства не была первоочередным вопросом войны, а стала вынужденной мерой уже в её ходе. | ||
В 1865 году была принята [[rwp:Тринадцатая поправка к Конституции США|тринадцатая поправка к Конституции США]], которая отменяла | В 1865 году была принята [[rwp:Тринадцатая поправка к Конституции США|тринадцатая поправка к Конституции США]], которая отменяла рабовладение в общенациональном масштабе. Однако расовая сегрегация в США сохранялась ещё почти 100 лет. На законодательном уровне с ней было покончено только во второй половине XX века. В частности, «белые» и «чёрные» воинские формирования в армии США были упразднены только во время войны в Корее, а последние сегрегационные законы в штате Теннесси отменены только в 1965 году. | ||
Сегодня, например, в штате Алабама белые составляют 68,5 % населения, чернокожие(26,2 %, а метисы 1,5 %.<ref>{{cite web|author=Resident Population Data|url=http://2010.census.gov/2010census/data/apportionment-pop-text.php|deadlink=yes|title=Resident Population Data - 2010 Census|publisher=2010.census.gov|date=|accessdate=2011-06-01|archiveurl=https://www.webcitation.org/65BTmmUb4?url=http://2010.census.gov/2010census/data/apportionment-pop-text.php|archivedate=2012-02-03}}</ref> Аналогичная картина наблюдается и в других штатах с большим процентом чернокожего населения. Только в Техасе число метисов превышает 2 %, но это связано с тем, что более трети населения этого штата имеют латиноамериканские корни. Для контраста заметим, что в Мексике, где идёт активная расовая конвергенция, белые составляют 5 %, индейцы 30 %, а метисы 63 % населения.<ref name="population">[http://www.conapo.gob.mx/es/CONAPO/Proyecciones_Datos ESTIMACIONES Y PROYECCIONES DE LA POBLACIÓN POR ENTIDAD FEDERATIVA. República Mexicana] {{webarchive|url=https://web.archive.org/web/20150718054722/http://www.conapo.gob.mx/es/CONAPO/Proyecciones_Datos |date=2015-07-18 }} (см. [http://www.conapo.gob.mx/work/models/CONAPO/Proyecciones/Datos/Estimaciones_y_Proyecciones/2010_2030/RepublicaMexicana_pry.xlsx 2010-2030.xlsx] {{Wayback|url=http://www.conapo.gob.mx/work/models/CONAPO/Proyecciones/Datos/Estimaciones_y_Proyecciones/2010_2030/RepublicaMexicana_pry.xlsx |date=20171205030520 }})</ref> Таким образом, в отличие от Мексики межрасовые браки в США весьма редки (по крайней мере между афроамериканцами и белыми), и вопреки некоторым заявлениям «плавильный котёл» Америки не работает. Такая ситуация предполагает сохранение достаточно острых межрасовых противоречий при всей внешней политкорректности. | |||
=== Истребление индейцев === | === Истребление индейцев === | ||
Строка 43: | Строка 49: | ||
== Битва с памятью о Конфедерации == | == Битва с памятью о Конфедерации == | ||
[[Файл:Снос_памятника_конфедерату_1.jpg|right|thumb|250px|Снос памятника солдату-конфедерату активистами национальных меньшинств. Вандализм сопровождается агитацией против Трампа.]] | [[Файл:Снос_памятника_конфедерату_1.jpg|right|thumb|250px|Снос памятника солдату-конфедерату активистами национальных меньшинств. Вандализм сопровождается агитацией против Трампа.]] | ||
[[Файл: Jeff Davis Monument New Orleans Dedication 22 February 1911.jpg|thumb|250px|left|Открытие памятника Джефферсону Дэвису в 1911 году]] | [[Файл:Jeff Davis Monument New Orleans Dedication 22 February 1911.jpg|thumb|250px|left|Открытие памятника Джефферсону Дэвису в 1911 году]] | ||
[[Файл: Jefferson Davis Monument Foundation.jpg|thumb|250px|left|Пьедестал памятника Дэвису в 2017 году]] | [[Файл:Jefferson Davis Monument Foundation.jpg|thumb|250px|left|Пьедестал памятника Дэвису в 2017 году]] | ||
Борьба с памятниками конфедерации началась в США во второй половине прошлого века, когда были отменены расистские законы. Негритянское население США получило некоторые права и стало повышать свой образовательный уровень. К сожалению, этот уровень не поднялся до понимания необязательности борьбы с историей и историческими памятниками. То, что рабовладение вовсе не было главным пунктом гражданской войны, а рабовладельческие штаты входили не только в южную, но и в северную коалицию многим афроамериканцам также неизвестно. Кроме того, возмущением «тёмных масс» пользуются отнюдь не тёмные (во всех смыслах) политические кукловоды. | Борьба с памятниками конфедерации началась в США во второй половине прошлого века, когда были отменены расистские законы. Негритянское население США получило некоторые права и стало повышать свой образовательный уровень. К сожалению, этот уровень не поднялся до понимания необязательности борьбы с историей и историческими памятниками. То, что рабовладение вовсе не было главным пунктом гражданской войны, а рабовладельческие штаты входили не только в южную, но и в северную коалицию многим афроамериканцам также неизвестно. Кроме того, возмущением «тёмных масс» пользуются отнюдь не тёмные (во всех смыслах) политические кукловоды. | ||
В последние годы борьба обострилась. Враги памятников мотивируют это [[rwp:Стрельба в Чарлстоне|стрельбой в Чарлстоне]], но более вероятным поводом является то, что белая «элита», опиравшаяся на национальные b hfcjdst (пока ещё) меньшинства проиграла президентские выборы. | В последние годы борьба обострилась. Враги памятников мотивируют это [[rwp:Стрельба в Чарлстоне|стрельбой в Чарлстоне]], но более вероятным поводом является то, что белая «элита», опиравшаяся на национальные b hfcjdst (пока ещё) меньшинства проиграла президентские выборы. | ||
Борьба ведётся как на национальном — наименование дорог, так и на региональном уровне, поскольку памятники обычно находятся в ведении властей штатов и городов. Число «жертв» переименований, переносов в запасники и вандальных самодеятельных сносов давно перевалило за 100. Символическим стал снос памятника первому и единственному президенту Конфедерации [[rwp:Дэвис, Джефферсон|Джефферсону Дэвису]] | Борьба ведётся как на национальном — наименование дорог, так и на региональном уровне, поскольку памятники обычно находятся в ведении властей штатов и городов. Число «жертв» переименований, переносов в запасники и вандальных самодеятельных сносов давно перевалило за 100. Символическим стал снос памятника первому и единственному президенту Конфедерации [[rwp:Дэвис, Джефферсон|Джефферсону Дэвису]]. Перед сносом памятник первому и единственному президенту Конфедерации подвергался вандализму.<ref>[https://en.wikipedia.org/wiki/Jefferson_Davis_Monument#/media/File:Jefferson_Davis,_Slave_Owner.jpg Джефферсон Дэвис «рабовладелец»]</ref> Ирония ситуации в том, что аналогичную и вполне справедливую надпись «рабовладелец» можно написать также на всех памятниках и первому президенту США. | ||
=== Примеры === | === Примеры === |
Версия от 16:25, 3 сентября 2019
С конца прошлого века Америка начала всё более решительно переписывать свою историю. «Модернизация» истории идёт по многим направлениям, но по внутриполитическим вопросам основными являются две битвы. Битва с памятью о о рабстве и Гражданской войне и с памятью об истреблении индейцев. И в том и другом случае в качестве ударной силы используются сами пострадавшие расовые меньшинства, которые не всегда понимают, что их используют вовсе не в их интересах.
Предыстория
Рабовладение
Большинство отцов-основателей США были рабовладельцами. В Декларации независимости США написано, что все люди рождаются свободными. Но писавший её рабовладелец и третий президент США Томас Джефферсон] вероятно не относил своих рабов к категории людей. Даже собственных детей от рабыни-квартеронки Салли Хемингс он заносил в список урождённых рабов и только их освободил пр своей жизни.[1][2]
Из пяти первых президентов США четверо были рабовладельцами, и лишь двое из них, Вашингтон и Джефферсон, освободили своих рабов да и то по завещанию. Противоречия двух экономических укладов, рабовладельческого на Юге и буржуазного на севере, оформились и стали заметны на уровне большой политики только в 1820 году в ходе обсуждения Миссурийского компромисса. В дебатах использовались в основном конституционные, религиозные и моральные аргументы, однако уже тогда было ясно, что вопрос рабовладения лишь часть назревающих экономических и политических противоречий. Миссурийский компромисс на некоторое время обеспечил равновесие политических сил в Конгрессе между фермерско-буржуазным Севером и рабовладельческим Югом.[3]
Проблема стала усугубляться тем, что с увеличением иммиграции в США возник конфликт между небогатыми белыми иммигрантами, хотевшими получить бесплатно землю для самостоятельного фермерства и рабовладельцами Юга желавшими расширять своё землевладение и рабовладение на Запад. В конгрессе южане препятствовали бесплатной передаче обширных пустующих земель иммигрантам. А в 1830 году Эндрю Джексон подписал Закон о выселении индейцев, узаконивший этнические чистки населённых индейцами земель. В результате все индейцы с юга и востока США были депортированы на Индейские территории в Оклахому. Освободились значительные территории хорошо доступных и плодородных земель. Это на время смягчило противоречия за счёт индейцев. Но иммиграция нарастала и борьба между Севером и Югом за признание вновь принимаемых штатов рабовладельческими или свободными обострялась. В 1854 году был принят закон Канзас-Небраска, отменявший Миссурийский компромисс в пользу самоопределения населения самих штатов. Это резко обострило конфликт и привело Гражданской войне в Канзасе (1854—1858), которая стала прологом большой Гражданской войны.
Большая война началась в апреле 1861 года, причём в северную коалицию входило несколько рабовладельческих штатов. Но рабство в восставших штатах было отменено только в 1863 году указом президента о провозглашении эмансипации в связи с тем, что война затянулась. Европейские страны выражали недовольство блокадой экспорта из южных штатов, и отмена рабовладения стала реверансом в их сторону. Это свидетельствует, что немедленная и полная отмена рабства не была первоочередным вопросом войны, а стала вынужденной мерой уже в её ходе.
В 1865 году была принята тринадцатая поправка к Конституции США, которая отменяла рабовладение в общенациональном масштабе. Однако расовая сегрегация в США сохранялась ещё почти 100 лет. На законодательном уровне с ней было покончено только во второй половине XX века. В частности, «белые» и «чёрные» воинские формирования в армии США были упразднены только во время войны в Корее, а последние сегрегационные законы в штате Теннесси отменены только в 1965 году.
Сегодня, например, в штате Алабама белые составляют 68,5 % населения, чернокожие(26,2 %, а метисы 1,5 %.[4] Аналогичная картина наблюдается и в других штатах с большим процентом чернокожего населения. Только в Техасе число метисов превышает 2 %, но это связано с тем, что более трети населения этого штата имеют латиноамериканские корни. Для контраста заметим, что в Мексике, где идёт активная расовая конвергенция, белые составляют 5 %, индейцы 30 %, а метисы 63 % населения.[5] Таким образом, в отличие от Мексики межрасовые браки в США весьма редки (по крайней мере между афроамериканцами и белыми), и вопреки некоторым заявлениям «плавильный котёл» Америки не работает. Такая ситуация предполагает сохранение достаточно острых межрасовых противоречий при всей внешней политкорректности.
Истребление индейцев
Битва с памятью о Конфедерации
Борьба с памятниками конфедерации началась в США во второй половине прошлого века, когда были отменены расистские законы. Негритянское население США получило некоторые права и стало повышать свой образовательный уровень. К сожалению, этот уровень не поднялся до понимания необязательности борьбы с историей и историческими памятниками. То, что рабовладение вовсе не было главным пунктом гражданской войны, а рабовладельческие штаты входили не только в южную, но и в северную коалицию многим афроамериканцам также неизвестно. Кроме того, возмущением «тёмных масс» пользуются отнюдь не тёмные (во всех смыслах) политические кукловоды.
В последние годы борьба обострилась. Враги памятников мотивируют это стрельбой в Чарлстоне, но более вероятным поводом является то, что белая «элита», опиравшаяся на национальные b hfcjdst (пока ещё) меньшинства проиграла президентские выборы.
Борьба ведётся как на национальном — наименование дорог, так и на региональном уровне, поскольку памятники обычно находятся в ведении властей штатов и городов. Число «жертв» переименований, переносов в запасники и вандальных самодеятельных сносов давно перевалило за 100. Символическим стал снос памятника первому и единственному президенту Конфедерации Джефферсону Дэвису. Перед сносом памятник первому и единственному президенту Конфедерации подвергался вандализму.[6] Ирония ситуации в том, что аналогичную и вполне справедливую надпись «рабовладелец» можно написать также на всех памятниках и первому президенту США.
Примеры
Дорога генерала Роберта Э. Ли, Форт Блисс, переименована в дорогу Солдата Буффало в 2013 году[8]
В Новом Орлеане, штат Луизиана, мемориалы конфедератов были уничтожены в 2017 году.[9]
В августе того же года столкновение сторонников и противников уничтожения памятника генералу Ли в штате Виргиния привело к человеческим жертвам[10]
В Балтиморе все памятники конфедератам были удалены ночью с 15 на 16 августа 2017 года. По словам мэра это было сделано ради «общественной безопасности».[11][12]
В штате Техас за три года уничтожен 31 мемориал конфедератов[13] — вероятно это рекордный показатель среди всех штатов, притом что относительное число афроамериканцев в этом штате невелико. Борьба за уничтожение или сохранение памяти Конфедерации развернулась более чем в 30 штатах США и даже вышла за их границы — в Канаду и Бразилию. Объектами этой борьбы стали не только названия дорог, памятники, мемориалы, памятные доски и камни, но даже кладбища.
Битва на кладбище
На кладбище умерших в плену 140 конфедератов ewp:Confederate Rest в 2013 году был убран флагшток, на котором в памятные дни поднимали флаг Конфедерации.[14][15] А в 2O19 году был убран и кенотаф с именами 140 погибших на гражданской войне солдат.[16]
Битва с памятью об истреблении индейцев
Примечания
- ↑ Graham, Pearl M. "Thomas Jefferson and Sally Hemings, " Journal of Negro History 46, Vol. XLIX, No. 2 (April 1961): 89-103.
- ↑ Имена всех рабов, рождённых на его ферме, Джефферсон заносил в рукописные «Фермерские книги Томаса Джефферсона», которые были найдены и опубликованы в 1953 году. Сегодня по результатам анализа ДНК доказано, что по крайней мере один её ребёнок был сыном Джефферсона, и большинство американских историков считают его отцом всех восьми её детей.
- ↑ Нечай С.Л. Президент Монро и споры о рабстве в Конгрессе США в 1819-1821 годах (ru) // Всеобщая история: современные исследования: Межвузовский сборник научных трудов.. — Брянск, 2013. — В. 22. — С. 74—88. Архивировано из первоисточника 23 мая 2017.
- ↑ Resident Population Data Resident Population Data - 2010 CensusШаблон:Deadlink. 2010.census.gov. Проверено 1 июня 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
- ↑ ESTIMACIONES Y PROYECCIONES DE LA POBLACIÓN POR ENTIDAD FEDERATIVA. República Mexicana Шаблон:Webarchive (см. 2010-2030.xlsx Шаблон:Wayback)
- ↑ Джефферсон Дэвис «рабовладелец»
- ↑ Charlottesville covers Confederate statues with black shrouds (23 августа 2017). Проверено 27 сентября 2017.
- ↑ MG MacFarland (9-17-2013) Fort Bliss Bugle. Проверено 16 октября 2014.
- ↑ Simon, Darran. New Orleans removes Gen. Robert E. Lee statue, CNN (19 мая 2017). Проверено 17 августа 2017.
- ↑ Stolberg, Sheryl Gay. Man Charged After White Nationalist Rally in Charlottesville Ends in Deadly Violence (12 августа 2017).
- ↑ Baltimore Removes Confederate Statues; Mayor Cites Public Safety (16 августа 2017). Проверено 16 августа 2017.
- ↑ Confederate monuments taken down in Baltimore overnight (16 августа 2017).
- ↑ The state leading the way in removing Confederate monuments? Texas.
- ↑ Plutchak, Dan Soglin orders removal of Confederate monuments from Forest Hill Cemetery. Проверено 20 августа 2017.
- ↑ Battle over Confederate history hits Madison (16 августа 2017). Проверено 20 августа 2017.
- ↑ Confederate Monument In Madison Cemetery Removed, Wisconsin Public Radio (11 января 2019). Проверено 28 мая 2019.