Крупные российские проекты: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Крупнейшие корабли и суда: "Ломоносов" - ссылка в раздел "Атомная энергетика") |
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Гидроэнергетика: Нижне-Бурейская ГЭС и Загорская ГАЭС-2) |
||
Строка 340: | Строка 340: | ||
Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд. рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[http://www.burges.rushydro.ru/press/news/15103.html] | Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд. рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[http://www.burges.rushydro.ru/press/news/15103.html] | ||
==== Нижне-Бурейская ГЭС ==== | |||
Станция-контррегулятор (т.е. сглаживающая колебания уровня воды) Бурейской ГЭС. Мощность 320 МВт. Стоимость проекта 15 млрд. рублей. На конец 2012 г. подготовительные работы на стройплощадке завершены, вскоре планируется начать строительство основных сооружений станциии. [http://www.nbges.rushydro.ru/press/news/81632.html] | |||
==== Загорская ГАЭС-2 ==== | |||
Вторая (отдельно стоящая) очеред гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [http://www.energo-info.ru/2011-11-08-20-23-16/2011-11-16-14-54-38/21991-2012---------2.html] | |||
=== Атомная энергетика === | === Атомная энергетика === |
Версия от 22:38, 1 февраля 2013
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше грандиозных проектов. |
Здесь перечислены начатые и завершённые в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей.
Завешённые проекты
Крупнейшие храмы
Воссоздание Храма Христа Спасителя в Мооскве
Крупнейший в России храм - памятник героям 1812 г. строился с 1839 по 1883 г. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1994-1997 гг. Суммарная стоимость проекта - более 4 млрд.руб в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]
Космос
Международная космическая станция
О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль запущен в 1998 году. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов [2].
ГЛОНАСС
Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Доступ к ГЛОНАСС предоставляется по всему миру безвозмездно и без ограничений.
В настоящий момент немного уступает американскому GPS по точности, однако в перспективе должен превзойти её, так как спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Уже сейчас ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS в северных широтах.
В 2001-2011 гг. на развертывание системы было выделено 117 млрд. рублей, на ее развите в 2012-2020 гг. предполагается выделение еще 331 млрд. рублей.[3]
Третьи системы навигации — такие как китайский Бэйдоу — пока являются сугубо локальными и выйдут на всемирный охват не ранее 2020 года.
"Союз" в Куру
Строительство стартового комплекса для ракеты космического назначения "Союз" в Гвианском космическом центре (Куру, Французская Гвиана, Южная Америка) обошлось обеим сторонам в 344 млн. евро, которые должны окупиться за семь - девять лет. [4] Первый запуск состоялся в октябре 2011 г.
Авиация
Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.
Сухой Суперджет-100
Ближемагистральный пассажирский самолет, разработанный с широким применением композитных материалов, что обуславливает его высокую эффективность. Программа его создания стоила 34 млрд. рублей. [5]
Крупнейшие корабли и суда
Атомный ледокол "50 лет Победы"
В настоящее время является крупнейшим атомным ледоколом в мире. По некоторым оценкам его общая стоимость составляет 2 млрд. долл.[6] Строился с 1989 г. по 2007 г. с перерывом между 1993 и 2003 гг.
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
Крупнейший и сильнейший в мире на начало 2013 г. крейсер. Строился с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд. долл. [7] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибсом бассейне, в борье с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награжден орденом Нахимова "За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования".
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, еще несколько не достравивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа, одна из которых была сдана в долгосрочную аренду ВМС Индии.
"Волк", строилась с 1988 г., вошла в строй в декабре 1991 гг.
"Леопард", строилась с 1988 г., вошла в строй в 1993 гг.
"Тигр", строилась с 1989 г., вошла в строй в 1993 гг.
"Кузбасс"("Морж"), вошла в строй в 1995 г.
"Вепрь", строилась с 1990 г., вошла в строй в 1995 гг.
"Самара", вошла в строй в 1995 г.
"Гепард", строилась с сентября 1991 г., вошла в строй в 2002 г.
"Нерпа"(«Chakra»), строилась с конца 1991 г. В 2012 г. сдана в аренду ВМС Индии на 10 лет примерно за 1 млрд. долл.[8] В советское время также имел место случай сдачи в аренду Индии атомной подводной лодки.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»
Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения "Булава". Стоимость корабля - порядка 1 млрд. долл.[9] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту "Юрия Долгорукого" (см. "Незавершенные проекты").
Морские порты
Порт Приморск
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[10]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд. долларов[11].
Порт Усть-Луга
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36....40 млрд. рублей [12],[13], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012-2015 гг. составит 249 млрд. рублей [14], а до 2030 г. - 630 млрд. рублей [15].
Порт Козьмино
Нефтепорт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [16].
Железные дороги
Железная дорога Обская-Бованенково (Обская-Бованенково-Карская)
Самая северная железная дорога в мире. Строилась на месте незавершенного в советское время строительства и эксплуатируется ОАО «Газпром». В настоящее время используется в основном с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности месторождений на полуострове Ямал[17]. Общая протяженность 678 км. Рабочее движение на всем протяжении до Карской открыто в начале 2011 г. Включает уникальный мост через реку Юрибей длиной 3,9 километра. Рассматриваются проекты строительства веток от этой линии к нескольким планируемым и перспективным портам Харасавей, Новый Порт и Сабетта. В этом случае значение дороги существенно возрастет. Инвестиции в строительство железной дороги Обская-Бованенково превысили 160 млрд рублей[18], но, видимо, это не полные данные, так как основную часть этой суммы может составлять стоимость моста через Юрибей. Необходимость и своевременность строительства дороги, а также ее качество подвергались ожесточенной критике в Интернете (из которой во многом и состоит соответствующая статья в Википедии[19]). Видимо критики, утверждавшие, что дорога строится «в никуда» не могли осознать, что для того, чтобы ввести в строй месторождения и построить заводы сжиженного газа как раз и нужна железная дорога. В условиях экстремально болотистого летом и погруженного в арктические морозы и полярную ночь зимой Ямала другие способы доставки соответствующего оборудования обошлись бы куда дороже.
Автомобильные дороги
«Амур»
Дорога от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято еще в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров еще вовсе несуществовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяженность трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г. В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [20] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[21].
Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)
В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длинной 109 км построенного в 1962 г. оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище "Дороги смерти". [22] Начавшаяся в 1994 г. реконструкция расширила МКАД r 1998 г. с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю.М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось - по одним данным составляла примерно 1 млрд. рублей за километр в ценах 1996 г.[23], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд. руб. за счет сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги). С 2011 г. прорабатываются планы новой серьезной реконструкции МКАД.
Крупнейшие мосты
Мост на остров «Русский»
Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё не заселённым островом «Русский». Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится здание Дальневосточного Федерального университета.
В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов.
Мост через реку Юрибей
Железнодорожный однопутный мост длиной 3,9 км на линии Обская-Бованенково. Построен в условиях вечной мерзлоты и Заполярья в рекордные сроки — за 349 дней с использованием специальных технических решений для сохранения хрупкой экосистемы этой местности. Введен в эксплуатацию в 2009 году. На начало 2013 г. является восьмым по длине мостом в России и самым длинным мостом за Полярным кругом в мире. Строительство моста обошлось в 130 млрд. рублей.[24]
Крупнейшие тоннели
Северомуйский тоннель
Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Входит в состав Байкало-Амурской магистрали. Строился с 1977 по 2003 г. Общая стоимость тоннеля 16 млрд. рублей в ценах 2003 года.[25]
Новый Кузнецовский тоннель
Построенный в Хабаровском крае в рамках проекта реконструкции железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань тоннель длиной 3,8 км позволит значительно увеличить пропускную способность магистрали. Стоимость строительства 24 млрд. руб. Строился с 2008 г., введен в эксплуатацию в 2012 г.[26]
Трубопроводы
БТС и БТС-II
Нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-II. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран.
ВСТО
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти.
Северный поток
Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [27].
Атомная энергетика
Ростовская (Волгодонская) АЭС
Строилась с 1977 г. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд. рублей. С 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». В 2010 пополнилась еще одним энергоблоком ВВЭР-1000 (см. ниже) и еще два на 2013 г. строятся (см. "Незавершенные проекты").
Тяньваньская АЭС (Китай)
Оснащена 2 блоками ВВЭР-1000. Строилась с 1999 по 2007 г.
АЭС в г. Бушере (Иран)
Достройка первого энергоблока незавершенной концерном "Сименс" АЭС. Первое соглашение заключено в 1992 г. Проект оценивался в 1 млрд. долларов[28] и полностью завершен в 2012 г. [29]
Ввод в строй отдельных новых энергоблоков ВВЭР-1000 и их модификаций
Строительство каждого такого энергоблока стоит более 100 млрд. рублей, но достаточно быстро окупается. С 1991 г. были введены в строй:
энергоблок № 4 Балаковской АЭС - 1993 г.
энергоблок № 3 Калининской АЭС - 2004 г.
энергоблок № 2 Ростовской АЭС - 2010 г.[30]
Наука
Большой адронный коллайдер
Россия является одним из участников проекта этого ускорителя элементарных частиц, позволившего в 2012 г. найти, наконец, бозон Хиггса. Над проектом в России работает около 1000 ученых и ею внесен достаточно солидный материальный и технический вклад в его создание.[31]
Незавершённые проекты
Космос
Семейство модульных ракет-носителей "Ангара"
Ракета создается с 1994 г. как экологически чиста альтернатива тяжелому ракете-носителю "Протон". Кроме того, первый стартовый комплекс "Ангары" будет расположен на территории России, на космодроме Плесецк. Для его создания были использованы недостроенные сооружения стартового комплекса под ракету "Зенит". Этот универсальный стартовый комплекс будет допускають запуск ракеты в легком (с одним "универсальным ракетным модулем") и тяжелом (с пятью такими модулями) вариантах. На проект израсходовано более 160 млрд. рублей.[32] Сроки ввода в строй неоднократно переносились, в основном из-за недофинансирования. В настоящий момент первый пуск назначен на 2013 г.
Космодром Восточный
Новый космодром строится в настоящее время в Амурской области. Предполагается, что с вводом его в строй Россия перестанет быть зависимой от использования оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжелых ракет-носителей[33]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд. рублей.[34]
Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
Система, предназначенная для работы на высоких орбитах и в Дальнем космосе, создается с 2009 г. [35] НА начало 2013 г. активная работа над проектом продолжается. [36] Суммарные затраты оценивались в 17 млрд. рублей.[37] Проект может реально открыть дорогу к пилотируемому полету на Марс.
Авиация
Истребитель 5-го поколения
Самолет, еще не получивший своего окончательного наименования официально разрабатывается с 1999 года. В настоящее время известен под именами Т-50, И-21 и ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл.[38] и в данное время находится на стадии испытания прототипов.
МС-21
Проектируемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов. Первый полёт планируется на 2015 год, начало серийных поставок — на 2017 год. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 сможет закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 160 млрд рублей [39].
Железные дороги
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Строящиаяся магистраль должна впервые соединить центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В настоящее время завершается строительство основного участка магистрали от станции Беркакит на Малом БАМе до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина участка 809 км, ввод его в эксплуатацию планируется в 2013 г.
Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так ка строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключен контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд. руб. В дальнейшем планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.
Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру[40] тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив[41].
Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
Реконструкция этого участка Байкало-Амурской магистрали ведется с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн. тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд. руб. Входящий в рамки проекта крупный "Новый Кузнецовский тоннель" введен в экслплуатацию в 2012 г. (см. "Завершенные проекты") [42]
Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею
К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло ее совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеей 1520 мм. Перешивка связана и с заменой всех мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяженностью 8058 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд. рублей. [43] С 2003 г. по начало 2013 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею более половины протяженности дороги.[44] Реализация проекта существено снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком.
Железная дорога Улак-Эльга
Подъездная ветка от БАМа к крупнейшему в России Эльгинскому угольному месторождению на юге Якутии длиной 321 км. Строилась с 2000 г. сначала РЖД, а затем компаниями нанятыми компанией "Мечел", контролирующей разработку соответствующего месторождения. Объем инвестиций составил порядка 40 млрд. рублей. [45] На начало 2012 г. рельсы были уложены на всей длине трассы, но окончательно строительство, видимо, не завершено и к началу 2013 г.
Автомобильные дороги
Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общеросссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.[46] Общая протяженность трассы с подъездами к отдельным населенным пунктам составит, по-видимому, более 2400 километров, из которых 1800 пройдет по территории Чукотского АО. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена почти исключительно зимниками, даже такая дорога — исключительный шаг вперед. Особенно учитывая крайне тяжелые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[47] и длительность оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Однако и Москва не сразу строилась, да и оценки длительности строительства основаны, похоже, на простом делении общей длины дороги на размеры участка первого года строительства. Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров и существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.
Надым-Салехард
Дорога с твердым покрытием длиной 330 километров активно строится в Ямало-Ненецком АО и должна впервые связать Слехард и еще несколько начеленных пунктов с общероссийской дорожной сетью. Строительство проходит практически на полярном круге в сильно заболоченной местности с вечной мерзлотой. На дороге запланировано строительстов 53-х мостов. В настоящее время построенные участки используются для сокращения длины существующего зимника Надым-Салехард. Стоимость дороги оценивается в 32 млрд. рублей. [48]
Дублер Курортного проспекта г. Сочи
Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство оценивалось в 100 млрд. рублей[49] или более [50]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта.[51]
Лидога-Ванино
Автодорога с твердым покрытием в Хабаровском крае длиной свыше 300 км, призванная соединить район размещения крупнейших дальневостояных портов Ванино и Советская Гавань с общероссийской сетью автомобильных дорог. Строится с 1999 г. в условиях горной местности. Стоимость оценивалась в 16 млрд рублей в ценах тех лет. [52]
Совмещенные автомобильные и железные дороги
Адлер — горноклиматический курорт "Альпика-Сервис"
Дорога строится с 2009 года в рамках подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяженность железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд. рублей.[53] Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье еще и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта - подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны).
Крупнейшие мосты
Совмещенный автомобильный и железнодорожный мост через Надым
Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Стоимость моста составляет 14 млрд. руб.[54] Мост находится на трассе "Северного широтного хода" (синонимы и более ранние названия: "Трансполярная магистраль", "Чум-Салехард-Игарка", "501 стройка", "Мертвая дорога") и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Кроме того, мост должен соединить с общероссийской системой дорог строящуюся автодорогу Надым-Салехард. На начало 2013 года строится со значительным опережением графика.[55] Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.
Крупнейшие корабли и суда
Атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60)
Крупнейший в мире атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Имеет возможность изменять осадку для работы в устьях сибирских рек. Резка металла для закладки судна началась 1 ноября 2012 г. Стоимость контракта на строительство, включая разработку новых реакторных установок и других технологий, составила 37 млрд. рублей.[56]
Авианосец «Викрамадитья»
Строится по заказу ВМФ Индии путем коренной перестройки авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Соимость проекта оценивалась в 1,5 млрд. долл. [57] По сообщениям СМИ ходе испытаний летом 2012 г. на авианосце случилась авария, связанная как утверждается, с низким качеством части компонентов иностранного производства, использованных по настоянию индийской стороны. Срок сдачи корабля перенесен на конец 2013 г.
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
Серия кораблей ранее не производившегося в СССР и России класса, строятся по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Коренное отличие кораблей этого класса от использовавшихся в советском флоте больших десантных кораблей заключается в наличии на борту вертолетного вооружения и дока для катеров, причем последний ранее не встречался ни на одном отечественном корабле. Использование вертолетов и катеро позволит существенно расширить возможности выполнения специальных операций вдали от своих берегов. Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд. евро (из них 980 млн. собственно за корабли) собираются во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивает Балтийский завод (г. Санкт-Петербург). Последующие два корабля должны были строиться в России, но на начало 2013 г. их строительство отложено, видимо, в рамках общей ревизии дел в Министерстве обороны после назначения нового министра.[58]
Первые два корабля, как сообщалось, должны будут базироваться во Владивостоке. Это совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединенной судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все еще переживающей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строятся достаточно медленно, а существующие мощности загружены на много лет вперед. Учитывая напряженную обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, может быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могут активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.
В дальнейшем, видимо, стоит в любом случае ожидать продления строительства серии, возможно по улучшенному или переработанному проекту.
«Владивосток», заложен в 2012 г.
«Севастополь», ведется резка металла.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955А
Строятся по усовершенствованному проекту "Юрия Долгорукого" (см. "Завершенные проекты") с увеличенным количеством ракет.
«Александр Невский», заложен в 2004 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй.
«Владимир Мономах», заложен в 2006 г., спущен на воду в 2012 г.
«Князь Владимир» (ранее планировалось название "Святитель Николай"), заложен в 2012 г.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885
Многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения.
«Северодвинск», заложен в 1993 г., спущен на воду в 2010 г., на начало 2013 г находится на испытаниях, вскоре ожидается принятие в строй. Стоимость корабля по разным источникам составила 47...70 млрд. рублей. [59][60]
«Казань», заложен в 2009 г. по усовершенствованному проекту. Стоимость этой и последующих серийных подводных лодок оценивается в 33 млрд. рублей за корабль. [61]
Фрегаты проекта 11356
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Строятся с 2010 г. на основе проекта фрегатов построенных для Индии, разработанных, в свою очередь, на базе сторожевого корабля 11351. По-видиму являются бюджетной альтернативой фрегатам проекта 22350 строительство которых несколько затянулось из-за технической сложности проекта. Стоимость на начало постройки оценивалась в 10 млрд. руб. на корабль.[62] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
"Адмирал Григорович", заложен в 2010.
"Адмирал Эссен", заложен в 2011.
"Адмирал Макаров", заложен в 2012.
"Адмирал Бутаков", заложен в 2012.[63]
Фрегаты проекта 22350
Многоцелевые корабли дальней морской зоны. Стоимость оценивается в 16...18 млрд. руб. на корабль.[64][65] На начало 2013 г. заложены и находятся в разных стадиях постройки 4 корабля:
"Адмирал флота Советского Союза Горшков", заложен в 2006, спущен на воду в 2010 г.[66]
"Адмирал флота Касатонов", заложен в 2009.
"Адмирал Головко", заложен в 2012.[67]
Плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов"
См. раздел "Атомная энергетика".
Морские порты
Порт Сабетта
Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион[68]. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу[69]. Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд рублей[70], общая же стоимость проекта с учетом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд рублей. [71]
Порт Тамань
Строящийся порт в Краснодарском крае. Планируемый объем инвестиций в его строительство — 200 млрд рублей [72].
Трубопроводы
Южный поток
Газопровод по дну Чёрного моря из России в ЕС. После выхода Южного потока на полную мощность будет окончательно сведена на нет роль Украины как транзитера российского газа.
Гидроэнергетика
Богучанская ГЭС
Крупная гидроэлектростанция на реке Ангара в Красноярском крае, имеет можность 3 ГВт (пятая по мощности в России). Строительство начато в 1974 г. В период 1994 по 2006 г. (на апрель которого готовность составляла порядка 58%) строительство почти останавливалось. На конец января 2013 г. работы на станции практически завершены, введены в эксплуатацию 4 гидроагрегата, проводится наполнение водохранилища и строительство дополнительных ЛЭП. Общие инвестиции в строительство (достройку) превышают 90 млрд. руб.[73]
Бурейская ГЭС
Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершен в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд. рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность, однако сдача последних строительных объектов назначена на 2013 г.[74]
Нижне-Бурейская ГЭС
Станция-контррегулятор (т.е. сглаживающая колебания уровня воды) Бурейской ГЭС. Мощность 320 МВт. Стоимость проекта 15 млрд. рублей. На конец 2012 г. подготовительные работы на стройплощадке завершены, вскоре планируется начать строительство основных сооружений станциии. [75]
Загорская ГАЭС-2
Вторая (отдельно стоящая) очеред гидроаккумулирующей станции, призванной увеличить эффективность энергосистемы центральной России. Мощность ГАЭС-2 составляет 840 МВт в турбинном и 1000 МВт в насосном режимах. Стоимость проекта оценивается в 70 млрд руб. [76]
Атомная энергетика
Балтийская АЭС
АЭС в составе двух энергоблоков общей смощностью 2,3 ГВт, строящаяся в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и призвана обеспечить. Первый объет Росатому на который планировалось допустить иностранных инвесторов - энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой - 225 млрд. рублей. [77]
АЭС Куданкулам (Индия)
Строящаяся на крайнем юге Индии АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1000. На начало 2013 г. проводятсяы последние проверки на первом энергоблоке [78] и завершаются работы на 2-м. Планируется постороить еще два энергоблока. [79] Проект примечателен тем, что усиленно троллился "оранжевыми" методами на территории Индии. [80][81][82] Подробнее с историей протестов и самого проекта можно ознакомиться тут.[83]
Плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов"
Предназначена для снабжения электроэнергией и теплом одного из отдаленных районов России. Установленная мощность каждого из двух реакторов - 35 МВт. Спущен на воду в 2010 г. В дальнейшем предполагается строительство подобных станций и на экспорт. Стоимость вместе с береговой инфраструктурой 16,5 млрд. рублей. [84]
Наука и образование
Инновоционный центр "Сколково"
Крупный технопарк, строящийся в Подмосковье. Стоимость проекта составит порядка 120 млрд. рублей.[85]
Международный экспериментальный термоядерный реактор
Россия является одним из основных участников проекта создания международного экспериментального термоядерного реактора ITER (ИТЭР). Как показали исследования для успешного получения термоядерной энергии важным является достаточно большой размер реактора, так как при этом процесс получается значительно более эффективным. Изначально общая стоимость строительства экспериментальной установки оценивалась в 12 млрд евро, поэтому для ее создания были объединены финансовые и технические возможности всех ведущих научных держав, включая Россию, которая изготавливает ряд компонентов будущего реактора. В настоящее время объект находится в начальной стадии строительства[86]. Грандиозные размеры реактора можно оценить по этому рисунку, найдя фигурку человека в синем в самом низу[87]
Дальневосточный федеральный университет
Крупнейший вуз, образован слиянием четырех ведущих вузов Владивостока. Для Университета врамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 г. построен абсолютно новый кампус на острове Русский, в который на начало 2013 г. проходит его постепенный переезд. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривала выделение на развитие вуза 42 млрд. рублей.
Ссылки
- http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_largest_projects_in_the_Russian_economy — Список крупнейших проектов в российской экономике в хронологическом порядке. Русскоязычную версию этой страницы, существующей в английском варианте уже несколько лет, модераторы российской Википедии по понятным причинам удалили. Перевод можно почитать на Циклопедии.