Мифы о советском автопроме: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Вокруг советской автомобильной промышленности до сих пор существует множество мифов. Причем мифы эти полярны. Современные сторонники СССР превозносят автомобильную промышленность СССР, которая делали чуть ли не лучшие в мире автомобиле и которую за...»)
 
Строка 4: Строка 4:
Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено.
Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено.


Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей: «Лада-Спутник» (2 модификации), «Жигули» (4 модификации), «Москвич-2141», «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске), «Таврия», «Запорожец», «ЛуАЗ», «Волга» (2 модификации) и УАЗ-469. Всего 9 моделей. Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей.  
Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей: «Лада-Спутник» (2 модификации), «Жигули» (4 модификации), «Москвич-2141», «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске), «Таврия», «Запорожец», «ЛуАЗ», «Волга» (2 модификации) и УАЗ-469. «Чайка» на тот момент уже не выпускалась. Всего 9 моделей. Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей.
 
Но 9 советских моделей легковых автомобилей — это самый конец 1980-х годов, когда СССР потратил не малые запасы золота и валюты для «апгрейда» автопрома за счет широкого привлечения иностранных компаний: Porsche, General Motors, Renault, Bosch и целого ряда других. На момент начала перестройки модельный ряд был еще скромнее — всего 7 моделей, при этом «Чайки» и УАЗы населению не продавались Фактически, доступными для приобретения было всего четыре модели: «Запорожец», ЛуАЗ, «Москвич» двух разновидностей, «Жигули» и «Волга», но последнюю можно было даже при наличии денег купить только по очень большому блату.
 
Если в легковыми автомобилями в СССР было просто — каждая модель имела собственную платформу, то у грузовиков и автобусов одна платформа могла использоваться несколькими моделями. В позднем СССР грузовики и автобусы выпускались на следующих платформах:
— легковая платформа ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24) — фургоны и микроавтобусы РАФ и ЕрАЗ;
— платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»;
— малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах;
— среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух поколениях - ЗиЛ-157 (с середины 1970-х производился на разных непрофильных заводаз), ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, КАЗ-608, ЛиАЗ-677, ЛАЗы;
— платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) - Урал-375 (карбюраторный), Урал-4320 (дизельный);
- "Ярославская" платформа - изначально выпускаемые на Ярославском автозаводе крупнотоннажные дизельные грузовики, производство которых было передано на КрАЗ и МАЗ, комплектуемые ярославскими двигателями и коробками передач;
- платформа КамАЗ.
 
 
 
 
 
 
 
 


Но 9 советских моделей легковых автомобилей — это самый конец 1980-х годов, когда СССР потратил не малые запасы золота и валюты для «апгрейда» автопрома за счет широкого привлечения иностранных компаний: Porsche, General Motors, Renault, Bosch и целого ряда других. На момент начала перестройки модельный ряд был еще скромнее — всего 6 моделей, при этом УАЗы населению не продавались, а «Волгу», даже при наличии денег, можно было купить только по большому блату.


[[Категория:Мифы об СССР]]
[[Категория:Мифы об СССР]]

Версия от 12:06, 5 февраля 2025

Вокруг советской автомобильной промышленности до сих пор существует множество мифов. Причем мифы эти полярны. Современные сторонники СССР превозносят автомобильную промышленность СССР, которая делали чуть ли не лучшие в мире автомобиле и которую загубили «проклятые демократы». С противоположной стороны звучат мнения о том, что советская промышленность все время своего существования делала только лучшие «ведра с гайками», которые являлись плохими копиями бюджетных иномарок. В позиции и той и другой стороны есть и правда и ложь, поэтому надо разобраться как было на самом деле.

Какие в СССР были заводы, автомобили, платформы

Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено.

Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей: «Лада-Спутник» (2 модификации), «Жигули» (4 модификации), «Москвич-2141», «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске), «Таврия», «Запорожец», «ЛуАЗ», «Волга» (2 модификации) и УАЗ-469. «Чайка» на тот момент уже не выпускалась. Всего 9 моделей. Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей.

Но 9 советских моделей легковых автомобилей — это самый конец 1980-х годов, когда СССР потратил не малые запасы золота и валюты для «апгрейда» автопрома за счет широкого привлечения иностранных компаний: Porsche, General Motors, Renault, Bosch и целого ряда других. На момент начала перестройки модельный ряд был еще скромнее — всего 7 моделей, при этом «Чайки» и УАЗы населению не продавались Фактически, доступными для приобретения было всего четыре модели: «Запорожец», ЛуАЗ, «Москвич» двух разновидностей, «Жигули» и «Волга», но последнюю можно было даже при наличии денег купить только по очень большому блату.

Если в легковыми автомобилями в СССР было просто — каждая модель имела собственную платформу, то у грузовиков и автобусов одна платформа могла использоваться несколькими моделями. В позднем СССР грузовики и автобусы выпускались на следующих платформах: — легковая платформа ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24) — фургоны и микроавтобусы РАФ и ЕрАЗ; — платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»; — малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах; — среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух поколениях - ЗиЛ-157 (с середины 1970-х производился на разных непрофильных заводаз), ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, КАЗ-608, ЛиАЗ-677, ЛАЗы; — платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) - Урал-375 (карбюраторный), Урал-4320 (дизельный); - "Ярославская" платформа - изначально выпускаемые на Ярославском автозаводе крупнотоннажные дизельные грузовики, производство которых было передано на КрАЗ и МАЗ, комплектуемые ярославскими двигателями и коробками передач; - платформа КамАЗ.