Мифы о советском автопроме: различия между версиями
Алтаец (обсуждение | вклад) |
Алтаец (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 4: | Строка 4: | ||
Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено. | Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено. | ||
Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей: | Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей: | ||
* «Лада-Спутник» (2 модификации) | * «Лада-Спутник» (2 модификации) | ||
* «Жигули» (4 модификации) | * «Жигули» (4 модификации) | ||
* «Москвич-2141» | * «Москвич-2141» | ||
* «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске) | * «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске) | ||
* «Таврия» | * «Таврия» | ||
| Строка 13: | Строка 13: | ||
* «ЛуАЗ» | * «ЛуАЗ» | ||
* «Волга» (2 модификации) | * «Волга» (2 модификации) | ||
* УАЗ-469. | * УАЗ-469. | ||
Всего 9 моделей («Чайка» на тот момент уже не выпускалась). Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей. | Всего 9 моделей («Чайка» на тот момент уже не выпускалась). Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей. | ||
| Строка 23: | Строка 23: | ||
* платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»; | * платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»; | ||
* малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах; | * малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах; | ||
* среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух | * среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух поколениях — ЗиЛ-157 (с середины 1970-х производился на разных непрофильных заводаз), ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, КАЗ-608, ЛиАЗ-677, ЛАЗы; | ||
* платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) | * платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) — Урал-375 (карбюраторный), Урал-4320 (дизельный); | ||
* | * «Ярославская» платформа — изначально выпускаемые на Ярославском автозаводе крупнотоннажные дизельные грузовики, производство которых было передано на КрАЗ и МАЗ, комплектуемые ярославскими двигателями и коробками передач; | ||
* платформа КамАЗ. | * платформа четырехосных тягачей МАЗ с двигателями и коробками передач завода «Барнаултрансмаш»; | ||
* платформа КамАЗ; | |||
* платформа троллейбусов ЗиУ (планируемый выпуск автобусов и грузовиков на этой платформе так не был освоен). | |||
Тоже не так много. Всего | Тоже не так много. Всего 9 платформ. | ||
Правительственные лимузины «ЗиЛ», военные шасси БАЗ и карьерные БелАЗ — сильно специализированные мелкосерийные или даже штучные машины | |||
[[Категория:Мифы об СССР]] | [[Категория:Мифы об СССР]] | ||
Версия от 12:13, 5 февраля 2025
Вокруг советской автомобильной промышленности до сих пор существует множество мифов. Причем мифы эти полярны. Современные сторонники СССР превозносят автомобильную промышленность СССР, которая делали чуть ли не лучшие в мире автомобиле и которую загубили «проклятые демократы». С противоположной стороны звучат мнения о том, что советская промышленность все время своего существования делала только лучшие «ведра с гайками», которые являлись плохими копиями бюджетных иномарок. В позиции и той и другой стороны есть и правда и ложь, поэтому надо разобраться как было на самом деле.
Какие в СССР были заводы, автомобили, платформы
Автопром СССР действительно был совсем небольшим на фоне автомобильных гигантов капиталистических стран. Общий выпуск всех автомобилей и автобусов в СССР во все годы был существенно меньше, чем у взятых по отдельности корпораций Дженерал Моторс, Форд и Даймлер-Бенц, а в отдельные годы уступал даже Рено.
Не блистал советский автопром и разнообразием марок. Даже в лучшие для советского автопрома 1980-е годы, когда уже появились новые переднеприводные, а устаревшие заднеприводные еще не были сняты с производства был следующий модельный ряд легковых автомобилей:
- «Лада-Спутник» (2 модификации)
- «Жигули» (4 модификации)
- «Москвич-2141»
- «Москвич-412» (3 модификации, включая «комби» и «каблук», которые выпускались в Ижевске)
- «Таврия»
- «Запорожец»
- «ЛуАЗ»
- «Волга» (2 модификации)
- УАЗ-469.
Всего 9 моделей («Чайка» на тот момент уже не выпускалась). Да, формально, моделей было больше. Например, в случае «Жигулей» это были ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107. Но это был чисто советский симулякр, создающий видимость ассортимента. По факту — все это разные модификации одного автомобиля. У иномарок в рамках каждой модели модификаций куда больше. Например, у той же Toyota Corolla модели E90 из конца 1980-х годов было порядка 30 модификаций, отличия между которыми были куда более существенны, чем даже у ВАЗ-2101 и ВАЗ-2107. Это очень скромный модельный ряд для автопрома такой большой страны в целом, сопоставимый с модельным рядом таких небольших в 1980-х годов фирм как Опель и Мазда. Для сравнения, в одной только Западной Германии (ФГР) на тот момент одновременно выпускалось более 40 марок различных легковых автомобилей от маленьких «Гольфов» до «шестисотых Мерседесов». Примерно столько же моделей выпускалось в Японии. Еще порядка 30 моделей одновременно выпускалось во Франции и Италии. Суммарный же модельный ряд американских производителей переваливал за 100 моделей.
Но 9 советских моделей легковых автомобилей — это самый конец 1980-х годов, когда СССР потратил не малые запасы золота и валюты для «апгрейда» автопрома за счет широкого привлечения иностранных компаний: Porsche, General Motors, Renault, Bosch и целого ряда других. На момент начала перестройки модельный ряд был еще скромнее — всего 7 моделей, при этом «Чайки» и УАЗы населению не продавались Фактически, доступными для приобретения было всего четыре модели: «Запорожец», ЛуАЗ, «Москвич» двух разновидностей, «Жигули» и «Волга», но последнюю можно было даже при наличии денег купить только по очень большому блату.
Если в легковыми автомобилями в СССР было просто — каждая модель имела собственную платформу, то у грузовиков и автобусов одна платформа могла использоваться несколькими моделями. В позднем СССР грузовики и автобусы выпускались на следующих платформах:
- легковая платформа ГАЗ (ГАЗ-21, ГАЗ-24) — фургоны и микроавтобусы РАФ и ЕрАЗ;
- платформа УАЗ (тоже базирующаяся на платформе ГАЗ-21) — «головастики» и «буханки»;
- малотоннажная платформа ГАЗ в двух поколениях — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ПАЗ, КаВЗ и разные «барбухайки», производимые полукустарным способом на непрофильных заводах;
- среднетоннажная платформа ЗиЛ в двух поколениях — ЗиЛ-157 (с середины 1970-х производился на разных непрофильных заводаз), ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, КАЗ-608, ЛиАЗ-677, ЛАЗы;
- платформа Урал высокой проходимости (базирующаяся на платформе ЗиЛ) — Урал-375 (карбюраторный), Урал-4320 (дизельный);
- «Ярославская» платформа — изначально выпускаемые на Ярославском автозаводе крупнотоннажные дизельные грузовики, производство которых было передано на КрАЗ и МАЗ, комплектуемые ярославскими двигателями и коробками передач;
- платформа четырехосных тягачей МАЗ с двигателями и коробками передач завода «Барнаултрансмаш»;
- платформа КамАЗ;
- платформа троллейбусов ЗиУ (планируемый выпуск автобусов и грузовиков на этой платформе так не был освоен).
Тоже не так много. Всего 9 платформ.
Правительственные лимузины «ЗиЛ», военные шасси БАЗ и карьерные БелАЗ — сильно специализированные мелкосерийные или даже штучные машины