Российский космос: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Космическая деятельность...на 2013…2020 годы: Малоразмерные КА отделены от Луны,т.к. на них не помещается аппаратура связи на такой дистанции) |
SmartLion (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 103: | Строка 103: | ||
* Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством) | * Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством) | ||
* Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей) | * Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей) | ||
== ГЛОНАСС == | |||
Практически все развитые страны стараются иметь собственную навигационную систему. | |||
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система(ГЛОНАСС)- советская и российская спутниковая система, которую начали разрабатывать в 1976 году. Официально принята в эксплуатацию в 1993 году. Всего с 82 пл 98 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата, по ценам 1997 года на развёртывание было потрачено 2,5 млрд. долларов. В следствии малого срока службы спутников к 2001 году осталось только 6 действующих космических аппаратов. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система", согласно которой покрытие России должно быть обеспечено к 2008 году, а глобальное покрытие в 2010 году. Эта программа с небольшими поправками была реализована. 2 сентября 2010 года группировка составляла 26 спутников. | |||
Кроме Российского ГЛОНАСС сейчас действует только одна глобальная навигационная система американская GPS. Для своего функционирования, как и российский ГЛОНАСС, ей требуется 24 работающих спутника. | |||
Активно развёртывается несколько навигационных систем: | |||
- Китайская система "Бэйдоу", уже насчитывает 16 спутников из примерно 30-35. Уже функционирует как региональная навигационная система, к 2020 году планируется стать глобальной. | |||
- Европейская система "Галилео", спутники которой выводятся с помощью ракет "Союз-СТБ" с космодрома в Куру. Первые виды услуг должны быть предоставлены в 2014 году. | |||
- Индийская IRNSS, из 7 спутников, будет обеспечивать покрытие только самой Индии и сопредельных территорий. Окончание завершения работ 2015 год. | |||
- Японская QZSS (Квазизенитная спутниковая система), трёхспутниковая система, которая хоть и не является навигационной, но может улучшать работу GPS. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Роскосмос [http://www.federalspace.ru/] | Роскосмос [http://www.federalspace.ru/] | ||
ГЛОНАСС [http://glonass-iac.ru/] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} |
Версия от 14:07, 27 мая 2013
Российская космическая отрасль по праву считается одной из ведущих в мире. На настоящий момент она безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Небольшое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.
Российская космонавтика в 1991…2000 гг
Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров[1], что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.
Российская космонавтика в 2000…2010 гг
Тяжелое финансовое положение космической отросли сохранялось и в начале 2000-х годов[2]. Например, по программе Фобос-Грунт начатой в 1998 по настоящему нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году[3]. Принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.»[4] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь
создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники |
то есть речь шла только о том, чтобы не отстать. Такому положению вещей способствовала ситуация когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Видимо, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.
Смена курса Роскосмоса в 2012 г
С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[5]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа:
- 2015 год — рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ
- 2020 год — рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности
- 2030 год — рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса
Космическая деятельность России на 2013…2020 годы
Крупные российские проекты (незавершённые)
В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[6], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии:
- до 2015 — этап базируется на действующих космических программах
- до 2020 — этап базируется на перспективных космических программах.
В программе выделяются следующие приоритеты:
Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов. |
Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г.
Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году. |
Финансирование программы на период 2013 - 2020 г. заявлено 2,1 трлн рублей
19 арреля 2013 года были утверждены основы государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года[7], где были изложены государственные интересы РФ в области космической деятельности. Выделяются на общем фоне следующие задачи:
- Продолжение эксплуатации, модернизация и дооснащение космодромов Байконур и Плесецк. Прекращение эксплуатации ракет "Протон". К 2015 году на космодроме Плесецк развернётся комплекс ракет "Ангара" лёгкого и тяжелого класса. Строительство космодрома Восточный, к 2020 году начнётся эксплуатация ракет "Союз-2" лёгкого и среднего классов;
- Развитие наземного комплекса управления космической орбитальной группировкой;
- Разработка кислородно-водородного разгонного блока для существующих и перспективных ракет-носителей;
- Развитие группировки ГЛОНАСС, добавление космических аппаратов с периодом активной эксплуатации не менее 7 лет, а к 2020 году не менее 10 лет;
- Создание и поддержка компаний - операторов космических услуг;
- Разработка системы обслуживания отдельных космических аппаратов на орбитах;
- Создание на базе унифицированной платформы дешевых малоразмерных космических аппаратов для решения отдельных актуальных задач исследования космических лучей и солнечно-земных связей;
- Возобновление комплексных исследований Луны с использованием автоматических космических аппаратов. К 2020 году проведение углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, в том числе с использованием луноходов и средств доставки образцов лунного грунта на Землю, выбор районов размещения автоматических лунных баз;
- Продолжение до 2020 года эксплуатации Международной космической станции;
- Участие в международных космических проектах по исследованию Луны, Марса и системы Юпитера.
Перспективы после 2020 года
После 2020 года можно ожидать реализации следующих космических программ:
- развитие применения водорода в отечественной космонавтике и создание верхних ступеней и разгонных блоков на водороде и кислороде
- освоение сжиженного природного газа как перспективного компонента ракетного топлива и создание ракет на этом топливе
- создание ракет повышенной по сравнению с тяжелым классом грузоподъемности (в промежутке между 23 тн на низкой околоземной орбите у «Протона» и 105 тн у «Энергии»)
- создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой
- создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных
- создание роботизированной научно-исследовательской базы на Луне
- создание обслуживаемых спутников и средств их обслуживания
- ввод в строй нового пилотируемого корабля
- доставка грунта с Марса
- организация относительно дешевого и безопасного космического туризма[1]
- создание новой пилотируемой орбитальной станции, включающей отдельно летающие посещаемые модули
В зависимости от политической и экономической ситуации в это или более позднее время могут быть осуществлены:
- создание ракет сверхтяжелого класса (грузоподъемностью около 100 тн)
- высадка космонавтов на поверхность Луны и/или околоземных астероидов
- создание роботизированных баз для изучения Марса и Венеры
Пилотируемые экспедиции на другие планеты в ближайшее время не ожидаются. Для Марса это связано с достаточно большой длительностью полета и недавно выявленной повышенной опасностью для организма галактического излучения, присутствующего в Дальнем космосе. Для Венеры технические проблемы, связанные с почти земной силой тяжести и по-настоящему эстремальным климатом на планете, тоже делают экспедицию слишком рискованной и дорогостоящей на ближайшие пару десятилетий. До остальных же планет лететь еще дольше, чем до Марса.
Крупнейшие проекты отечественной космонавтики
Уже реализованы полностью или практически полностью:
- Международная космическая станция
- ГЛОНАСС
- Морской старт
- Космический радиотелескоп «Радиоастрон»
- Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
- «Союз» в Куру
- Орбитальная станция «Мир»
В процессе реализации находятся следующие проекты:
- Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
- Космодром Восточный
- Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
- Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» (совместно с Европейским космическим агентством)
- Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей)
ГЛОНАСС
Практически все развитые страны стараются иметь собственную навигационную систему.
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система(ГЛОНАСС)- советская и российская спутниковая система, которую начали разрабатывать в 1976 году. Официально принята в эксплуатацию в 1993 году. Всего с 82 пл 98 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата, по ценам 1997 года на развёртывание было потрачено 2,5 млрд. долларов. В следствии малого срока службы спутников к 2001 году осталось только 6 действующих космических аппаратов. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система", согласно которой покрытие России должно быть обеспечено к 2008 году, а глобальное покрытие в 2010 году. Эта программа с небольшими поправками была реализована. 2 сентября 2010 года группировка составляла 26 спутников.
Кроме Российского ГЛОНАСС сейчас действует только одна глобальная навигационная система американская GPS. Для своего функционирования, как и российский ГЛОНАСС, ей требуется 24 работающих спутника.
Активно развёртывается несколько навигационных систем:
- Китайская система "Бэйдоу", уже насчитывает 16 спутников из примерно 30-35. Уже функционирует как региональная навигационная система, к 2020 году планируется стать глобальной.
- Европейская система "Галилео", спутники которой выводятся с помощью ракет "Союз-СТБ" с космодрома в Куру. Первые виды услуг должны быть предоставлены в 2014 году.
- Индийская IRNSS, из 7 спутников, будет обеспечивать покрытие только самой Индии и сопредельных территорий. Окончание завершения работ 2015 год.
- Японская QZSS (Квазизенитная спутниковая система), трёхспутниковая система, которая хоть и не является навигационной, но может улучшать работу GPS.
Ссылки
Примечания
- ↑ На данный момент космический туризм не бывает одновременно дешевым и безопасным - безопасно лететь на "Союзе", где всё дублировано и много раз проверено, стоит порядка миллиарда рублей, а за выложенные за гипотетический полет на американских "частниках" от нескольких до нескольких десятков млн рублей турист получит полет, на большей части которого отказ, например, какого-нибудь элемента механизации крыла, вероятнее всего, будет стоить ему жизни.