Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

«Гото Предестинация» - первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.

Гото Предестинация

Крупнейшие морские порты

Фортификационные сооружения

Тобольский кремль. Фотография Президента России Дмитрия Медведева.

Каменные укрепления Тобольского кремля

Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.

Крепостная Павлинская башня Тобольского кремля.

Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

Первое каменное здание в Петербурге и первый дворец новой столицы был построен для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова — сподвижника Петра I и талантливого полководца Северной войны. В результате Северной войны, к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Меншикову. На двух участках он создал дворцовые резиденции - городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.

Дворец возведён на набережной Невы в Петербурге зодчим Джованни Мария Фонтана в 1710—1714 гг. и достроен архитектором Готфридом Иоганном Шеделем в 1720—1721 гг. Здание является ярким представителема стиля петровское барокко. При дворце был разбит огромный регулярный парк, занимавший значительную территорию на север от главного здания дворца. После опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году дворец и крупная придворцовая территория были отданы Сухопутному Шляхетскому корпусу (первому кадетскому корпусу в России). В XVIII веке дворец неоднократно перестраивался. [1][2]

Величина дворца и дворцового парка (ныне не сохранившегося), а также богатство внутренней отделки (дворец Меншикова был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим дворцы самого Петра) позволяют отнести этот проект к категории крупных.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Панорама Санкт-Петербурга, А. Зубов 1716 г.

Город Санкт-Петербург

Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[3]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Азовский флот

До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие флота было временно прекращено.

Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[4], что может составлять, по меньшей мере, сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.