Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Петропавловский собор
Петропавловский собор был построен архитектором Д. Трезини в 1712-1733 гг. в центре Петропавловской крепости, на месте одноименной деревянной церкви 1703-1704 гг.
Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте колокольни - 122,5 м). В течение 219 лет, до постройки Котельнической высотки в Москве в 1952 г., собор являлся высочайшим зданием Российской империи и затем СССР (фактически он стал высочайшим зданием России уже во время постройки в 1720-х гг.). До 2012 года собор был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга (не считая Петербургской телебашни), а ныне он является третьим по высоте зданием в городе. Храм был кафедральным собором Петербурга (и фактически главным храмом России) начиная с учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до строительства Исаакиевского собора в 1858 году.В соборе находится усыпальница русских императоров, само здание является выдающимся памятником архитектуры петровского барокко, а ангел на шпиле собора является одним из символов Санкт-Петербурга.
Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[1][2]
Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне
К этому времени первоначально дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость подверглась серьезной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[3] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость все в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта.
Реконструкцией кепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделенные от нее рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. К этому же времени заканчивается начатое еще при Петре I строительство каменных, точнее кирпичных, бастионов взамен земляных. Сами бастионы в то время еще не выглядели гранитными - облицовку видимых из Зимнего дворца частей Петропавловской крепости гранитом сделали позднее, при Екатерине II. Последний, Нарышкин бастион был достроен в камне в 1731 г., однако работы продолжались и позднее.
Внутри же крепости в 1733 г. был достроен Петропавловский собор — высочайшее здание России в течение двух веков.
Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости - Кронверк, который был реконструирован инженером А.П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П.И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся Артиллерийский музей. [4][5]
Крупнейшие корабли и суда
110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии нес на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени — на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам одной руки (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было). Построен на верфи Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду в 1737 г.
66-пушечные линейные корабли
В это время в состав Балтийского флота вошли шесть таких кораблей:
- «Слава России» - спущен на воду в 1733 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Северный Орёл» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Ревель» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Ингерманланд» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Основание благополучия» - спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Леферм» - спущен на воду в 1739 г. в Архангельском адмиралтействе.
54-пушечные линейные корабли
В это время в состав Балтийского флота вошли девять таких кораблей:
- «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г.
- «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Нептунус» — спущен на воду в 1736 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Азов» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Астрахань» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
- «Святой Андрей» — спущен на воду в 1737 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Кронштадт» — спущен на воду в 1738 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Пантелеймон» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Исаакий» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
Сельское хозяйство
Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)
В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества ее работы напрясмую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьезно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, услилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице - на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Машиностроение
Реконструкция и модернизация Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
В годы правления Петра II, когда столица страны временно была перенесена обратно в Москву, произошло некоторое падение темпов строительства кораблей в построенном при Петре I Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Адмиралтейство тогда состояло из огромного мазанкового здания в форме буквы П с верфью внутри и земляной крепостью снаружи. При Анне Иоанновне, с возвращением столицы в Петербург и возобновлением экономической жизни города, произошла реконструкция и модернизация Адмиралтейства.
В 1732-1738 гг. ахитектором И. К. Коробовым было построено каменное здание Адмиралтейства, сохранившее прежнюю конфигурацию, но гораздо более монументальное. В то же время происходило наращивание темпов выпуска кораблей и внедрение многих технических новинок в кораблестроении, в связи с чем особенно замечательна деятельность кораблестроителя и изобретателя Ричарда Броуна, построившего, в частности, крупнейший руccкий линейный корабль XVIII века - 110-пушечную «Императрицу Анну».
Адмиралтейство в XVIII-XIX вв. было крупнейшим зданием Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости), и перестройка его в камень была крайне значительным проектом. Нынешний же облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806-1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[6]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Перестройка Главного Адмиралтейства в камне
См. раздел Машиностроение.
Наука и образование
Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук, известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о ее проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из Первой камчатской экспедиции.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.
Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ ее южного отряда:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
- открыт северный путь в Японию;
- начато академическое исследование Сибири — ее географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[1]
17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова - произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [7] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [8]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Гидротехническое строительство
Ладожский канал (канал Петра I)
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надежности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось еще при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[9][10]
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.
Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Фортификационные сооружения
Ново-Закамская оборонительная линия
Построенная в 1732-1736 гг. укрепленнаая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в нее крепости. Строиительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную еще в 1650-х гг и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.
Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причем уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счет. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017% от мирового ВВП можно интерпритировать и по трудоемкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоемкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учетом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Украинская линия (первая очередь)
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 верст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов.
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Каменная Петропавловская крепость
См. раздел Символы Нации.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Достройка петровского Петербурга
В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого ее предшественник Петр II на три года перенес двор из Петербурга обратно в Москву). Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века, и именно императрица Анна по сути завершила петровский проект по созданию новой столицы империи.
При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своем приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева, земли и по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы.
В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты:
- Петропавловский собор (1733) — высочайшее здание России в течение двух веков;
- Здание Двенадцати коллегий — резиденция российского правительства (1733 — год начала переселения туда российских министерств-коллегий); [11]
- Кунсткамера (1734) — здание первого российского музея и Российской Академии наук;
- Фонтан «Самсон» в Петергофе (1735) — крупнейший фонтан России в течение двух веков;
- Большой Каскад Петергофа — завершение работ в целом (1738); [12]
- Перестройка Адмиралтейства в камне (1738). [13]
- Перестройка Петропавловской крепости в камне (1740);
Общие затраты на завершение создания новой столицы Российской Империи можно оценить в десятки и сотни миллиардов современных рублей. К концу правления Анны Иоанновны Петербург превратился в один из красивейших городов мира и занял достойное место среди мировых столиц.
Ссылки
- ↑ И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.