Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 13 (24) июля 1711 года. по 21 октября (1 ноября) 1721 года.
Границы периода обусловлены Прутским договором и окончанием Северной войны.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
При оценке состава Балтийского флота по приведенным ниже данным следует учесть, что помимо указанных здесь линейных кораблей 18 легких линкоров было закуплено за границей, а позднее один из линкоров был построен на экспорт.
90-пушечные линейные корабли
Трехдечные линейные корабли 1-го ранга.
- «Лесное» Первый отечественный линейный корабль 1-го ранга по принятой в то время в ведущих флотах классификации, назван в честь блестящей победы над шведами у деревни Лесная в 1708 г. Строился лично Петром I (Петром Михайловым) при содействии других мастеров. Заложен 7 ноября 1714 г. в Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 29 июля 1718 г.
- «Гангут» Реально нес 92 орудия.Назван в честь морской победы над шведами у одноименного мыса в 1714 г. Заложен 9 августа 1715 г. в Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 апреля 1719 г.
- «Фридрихштадт» Реально нес 96 пушек. Назван в честь победы русских войск у одноименного голштинского населенного пункта в 1713 г. Заложен 22 января 1716 г. в Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 1 мая 1720 г.
80-пушечные линейные корабли
Трехдечные корабли этого типа, несмотря на то, что относились к 80-пушечному рангу реально несли по 88 пушек.
- «Северный Орёл» («Норд Адлер») — заложен 29 июня 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июня 1720 г.
- «Святой Пётр» — заложен 15 апреля 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 октября 1720 г.
- «Фридемакер», назван по-голландски «Миротворец» в честь завершения Северной войны уже после ввода в строй — заложен 8 июля 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 марта 1721 г.
- «Святой Андрей» — заложен 15 апреля 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 октября 1720 г.
70-пушечные линейные корабли
Двухдечные линейные корабли.
- «Святой Александр» — заложен 8 ноября 1714 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 13 октября 1717 г.
- «Нептунус» — заложен 9 августа 1715 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1718 г.
68-пушечный линейный корабль «Ревель»
Заложен 18 августа 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 21 октября 1717 г.
66-пушечные линейные корабли
К концу войны основная ударная сила флота - двухдечные линейные корабли с 64...74 пушками, по-видимому, из-за примерно одинаковых размеров были отнесены к кораблям 66-пушечного ранга, несмотря на реально установленное число пушек, которое могло несколько варьироваться за счет изменения калибра и расположения. В результате, в 66-пушечный ранг попали следующие корабли:
- «Исаак-Виктория», реально нес 64 пушки — заложен 15 июля 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 мая 1719 г.
- «Астрахань» — заложен 26 декабря 1716 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 2 октября 1720 г.
- «Святая Екатерина», реально нес до 74 пушек — заложен 28 сентября 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 марта 1721 г.
- «Пантелеймон-Виктория» — заложен 22 марта 1719 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 июля 1721 г.
64-пушечные линейные корабли типа «Ингерманланд»
Двухдечные линейные корабли.
- «Ингерманланд» — один из первых кораблей-музеев (Петр I велел хранить его «для памяти», но сохранили его только до 1736 г.) — заложен 30 октября 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 1 мая 1715 г.
- «Москва» — заложен 30 октября 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 июня 1715 г.
60-пушечные линейные корабли
Двухдечные линейные корабли.
- «Святая Екатерина» (с 1721 г. «Выборг») — заложен 29 июня 1711 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 8 октября 1713 г.
- «Шлиссельбург» — заложен 29 июня 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 сентября 1714 г.
- «Нарва» — заложен 20 июля 1712 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 26 октября 1714 г.
54-пушечный линейный корабль «Полтава»
Строился по проекту Петра I им самим совместно с Федоссем Скляевым. Первый линейный корабль, заложенный и построенный в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Заложен 5 декабря 1709 г. , спущен на воду 15 июня 1712 г.
Фрагменты кормового декора корабля в настоящее время хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
52-пушечные линейные корабли
Легкие двухдечные линейные корабли, строительство которых в это время велось на Соломбальской верфи в Архангельске.
- «Гавриил» — заложен в 1712 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1713 г.
- «Архангел Михаил» — заложен в 1712 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1713 г.
- «Рафаил» — заложен в 1712 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июле 1713 г.
- «Уриил» — заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1715 г.
- «Селафаил» — заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1715 г.
- «Варахаил» — заложен 20 июня 1714 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1715 г.
- «Ягудиил» — заложен в 1713 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду июне 1715 г.
Крупнейшие морские порты
Кронштадт
Сразу после основания Петербурга и Петербургского порта крупнейшей проблемой в судоходстве проблемой было то, что, с одной стороны, мели в устье Невы не позволяли большим кораблям подходить к Петербургу, а с другой стороны, у острова Котлин, к западу от которого заканчивалось мелководье, не было удобных бухт для стоянки кораблей и нагруженные суда с глубокой осадкой не могли подойти к острову. Однако после строительства первых фортов в районе будущего Кронштадта район был надежно защищен, и появилась возможность развернуть строительство гаваней на Котлине.
Первая пристань Кронштадта была готова уже к 1710 г., но к ней могли приставать лишь суда с малой осадкой. Строительство полноценной гавани началось в 1712 году. Производились дноуглубительные работы, стены гавани строили путём погружения на дно ящиков с камнями; дерево и камень при этом приходилось везти из Петербурга, и строительство было дорогим и трудозатратным. Первая гавань Кронштадта - Старая гавань - была готова в 1714 г., однако она была тесна для растущего тогда флота и располагалась близко к рейду, что позволяло подойти к ней вражеским кораблям. С 1715 году, по проекту Петра, гавань начали расширять. В итоге к 1720 г. были готовы к использованию Военная, Купеческая и Средняя гавани (отделка Военной гавани продолжалась до 1723 г.). На стенах гаваней к тому времени было размещено около 120 пушек, и эти береговые батареи служили защитой рейда в дополнение к кронштадтским фортам.
В результате этого строительства в 1720-е гг. Кронштадт становится главной базой русского флота, а в 1723 г. строятся дополнительные укрепления вблизи рейда, закладывается Кронштадтская крепость и город Кронштадт. В конце XVIII в., при Екатерине II и Павле I, гавани существенно углубляются и перестраиваются в граните. [1]
Гужевые (автомобильные) дороги
Столичный тракт (первая очередь)
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Создавался как сухопутный дублёр Вышневолоцкой водной системы. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране .Строился Столичный тракт по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[2]
На участке от Новгорода до Санкт-Петербурга, где ранее никакой дороги не было вообще, дорога была построена в первую очередь уже к 1718 г. К этому же времени на всём протяжении дороги от Москвы до Петербурга число ямских станций, где меняли лошадей на свежих для ускорения езды, возросло с изначальных 9 до 24. [3] Проект дороги был грандиозным для того времени, её стоимость превысила 1 млн. рублей в ценах той эпохи, а в современных ценах эквивалентна сотням миллиардов рублей. Полностью Столичный тракт был достроен при Елизавете Петровне к 1746 г., после чего дорога многократно перестраивалась, прежде чем приобрести нынешний вид.
Металлургическая промышленность
Демидовские заводы на Урале
Чтобы наладить снабжение армии пушками и оружием, на рубеже XVII-XVIII вв. Пётр I основал первые крупные чугунолитейные заводы на Урале. В 1702 г. Пётр передал казенные уральские Верхотурские железные заводы (включая крупный завод на реке Нейве) во владение тульскому оружейнику Никите Демидову (родоначальнику знаменитой семьи Демидовых). Демидов уже к тому времени был основателем крупного производства в Туле и одним из важнейших поставщиков для армии - он поставлял оружие одновременно качественное и дешевое по сравнению с заграничным.
На основе малоэффективных до того Верхотурских заводов (основанных еще при царе Алексее Михайловиче) Демидов сумел создать крупнейшее в петровскую эпоху в России и Европе производство чугуна - Невьянский завод. Основной проблемой промышленности на малолюдном тогда Урале был недостаток рабочей силы, и эта проблема решалась путем приписки к заводам крестьянских слобод и активного привлечения к работам иностранных специалистов - как вольнонаемных, так и шведских военнопленных. При этом демидовское производство показывало высокую производительность труда по сравнению с другими тогдашними казенными заводами, к которым в 1700-е гг. было приписано гораздо больше крестьян. В результате в 1713 г. правительство разорвало контракты с другими заводчиками и дало Демидову большой заказ на поставку артиллерийских снарядов, а в 1715 г. - заказ на поставку железа для Адмиралтейства. Демидов постепенно стал крупнейшим промышленником в стране и практически монополистом. В 1710-е гг. он построил ещё ряд предприятий — молотовые заводы Шуралинский (1716) и Быньговский (1718), перерабатывающие чугун Невьянского завода, а также Верхнетагильский завод (1720). Позднее, в 1723 г. был открыт Нижнелайский завод, а в 1725 г., уже после смерти Никиты Демидова, начал действовать Нижнетагильский завод, ставший крупнейшим чугунолитейным заводом XVIII века в России, и, возможно, во всем мире.
К концу царствования Петра I на демидовских заводах работало, по всей видимости, не менее 10 000 человек, и эти заводы стали ключевым этапом формирования крупной металлургической промышленности на Урале. В 1720-е гг., когда закончилась Северная война и внутренняя потребность в металле снизилась, Россия начала наращивать экспорт за рубеж и вскоре стала крупнейшим мировым экспортером чугуна, удерживая эту позицию вплоть до конца XVIII века. Чтобы устранить монопольное положение семьи Демидовых и превратить уральскую металлургию в крупный источник пополнения государственной казны, Пётр I получил инженеру Вилиму де Геннину организацию комплекса новых казённых уральских заводов, что и было осуществлено в 1720-е гг. с учетом накопленного к тому времени опыта. [4][5][6][7]
Модернизация и расширение производства Олонецких заводов
В 1710-х гг., когда основные военные действия Северной войны окончательно перемещаются на Балтику и активизируется строительство Балтийского флота, резко увеличивается потебность в продукции созданных десятилетием ранее Олонецких заводов в Карелии - в первую очередь Петровского чугунолитейного и оружейного завода (Петрозаводска).
В 1713 г. комендантом Олонецких заводов был назначен Вилим де Геннин, который осуществил масштабное расширение и модернизацию производства. Он привёз из-за границы десятки машинных мастеров и построил на заводах самые современные машины. В 1714 году он также поддержал идею создания в городском округе первого российского курорта «Марциальные воды» и организовал в 1717-1718 гг. строительство водолечебницы у источника «На Олонце», который в 1719 году посетил Пётр I. Де Геннин также открыл ряд новых рудных месторождений и источников минеральных вод. При Петровском заводе им была создана первая в России горнозаводская школа для подготовки специалистов-металлургов. Несмотря на военный приоритет завода, в эти годы также было налажено производство гражданской продукции - в основном инструментов (пил, топоров, ножниц) и посуды.[8][9]
Машиностроение
Государственный Тульский оружейный завод
15 февраля 1712 г. по указу Петра I началось строительство государственного Тульского оружейного завода. До этого крупнейшими тульскими заводами были основанный в 1695 г. частный завод Никиты Демидова и казённый Оружейный двор, созданный в 1705 г. (первая же казённая тульская оружейная слобода была основана ещё при Фёдоре Иоанновиче в 1595 г.).
Новый завод был уже не просто оружейной слободой, где по отдельным дворам работали отдельные производители, и не просто оружейным двором, где оружейники были собраны в одном пространстве и работали совместно. Вновь построенное предприятие было оснащено самым прогрессивным на то время оборудованием, включая водяные машины, крупные механизированные молоты и точила, «вертельные» станки для сверления стволов и станки для «оттирания» (наружной и внутренней отделки стволов). Впервые было налажено массовое использование поверочных калибров, и в результате всех этих нововведений качество выпускаемой продукции настолько возросло, что одним из царских указов тульское оружие было признано эталонным. Уже к 1720 году на заводе работало до 1200 оружейников, а количество выпущенных ружей достигло 22 тысяч в год. Впоследствии, с 1749 г. завод начал также массовый выпуск холодного оружия.[10][11]
Расширение производства Главного Адмиралтейства
После прекращения строительства Азовского флота в 1712 г. главным судостроительным предприятием страны стало основанное еще в 1704 г. Санкт-Петербургское Адмиралтейство. Здесь было произведено существенное расширение мощностей для строительства Балтийского флота. Еще в 1711 г. была закончена первая перестройка здания адмиралтейства и был установлен шпиль со знаменитым корабликом - символом Санкт-Петербурга. В 1712 г. производство галер и иных гребных судов было переведено на Галерную верфь в устье Мойки (верфь находилась в ведении Адмиралтейского приказа). Уже очень скоро гребной галерный флот - идеально подходящий для военных действий на мелководье и среди прибрежных шведских островов-шхер - сыграл решающую роль в победе над шведами при Гангуте (1714 г.). К концу 1710-х гг. на искусственном острове Новая Голландия были созданы огромные склады корабельного леса. В этот период также были сооружены или расширены каналы Адмиралтейства и каналы Новой Голландии (см. каналы острова Усадица). Для кораблестроителей и моряков Балтийского флота в 1717 г. была заложена первая каменная Исаакиевская цекрковь (взамен изначальной деревянной), на месте которой ныне стоит Исаакиевский собор.
В результате расширения производства к 1715 г. на верфях и иных предприятиях Адмиралтейства работало около 10 тысяч человек, непосредственно на строительстве кораблей - не менее 3,5 тысяч человек. Адмиралтейство стало крупнейшей верфью страны и крупнейшим промышленным предприятием петровской эпохи.[12][13][14][15]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Первое крупное каменное здание в Петербурге и первый крупный дворец новой столицы был построен для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова — сподвижника Петра I и талантливого полководца Северной войны. В результате Северной войны, к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Меншикову. На двух участках он создал дворцовые резиденции - городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.
Дворец возведён на набережной Невы в Петербурге зодчим Джованни Мария Фонтана в 1710—1714 гг. и достроен архитектором Готфридом Иоганном Шеделем в 1720—1721 гг. Здание является ярким представителема стиля петровское барокко. При дворце был разбит огромный регулярный парк, занимавший значительную территорию на север от главного здания дворца.
После опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году дворец и крупная придворцовая территория были отданы Сухопутному Шляхетскому корпусу (первому кадетскому корпусу в России). В XVIII веке дворец неоднократно перестраивался. [16][17]
Величина дворца и дворцового парка (ныне не сохранившегося), а также богатство внутренней отделки (дворец Меншикова был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим дворцы самого Петра) позволяют отнести этот проект к категории крупных.
Фортификационные сооружения
Новодвинская крепость (окончание строительства)
Введенная в строй в 1701...1705 гг крепость в дальнейшем достраивалась - в 1711 г. были закончены фортификационные сооружения вокруг крепости, а полностью она была завершена в 1714 г., когда с северной стороны крепости было завершено строительство прикрывавшего ее с наиболее опасного северного направления равеллина.[18]
В дальнейшем крепость без существенных переделок успешно несла боевую службу вплоть до 1863 г.
Гидротехническое строительство
Каналы острова Усадица
В 1715-1720 гг. был осуществлён крупномасштабный проект по созданию системы каналов на острове Усадица (от фин. Usadissa), где располагалось Санкт-Петербургское Адмиралтейство. Проект был частью общей задумки Петра I по превращению Санкт-Петербурга в "новый Амстердам", где естественные протоки и искусственные каналы должны были играть основную роль в транспортной инфраструктуре города, и важнейшие вновь создаваемые улицы должны были быть набережными каналов. Кроме того, каналы выполняли задачу осушения изначально крайне болотистой территории, на которой строился город.
От Невы до Мойки были прорыты шесть параллельных каналов: Лебяжья канавка, Красный канал, Зимняя канавка, Мастерской канал, Ново-Адмиралтейский канал, Крюков канал. Длина каналов варьировалась от 200 м до 1 км. Кроме того был выкопан ров вокруг Адмиралтейства и канал внутри Адмиралтейства, были прорыты внутренние каналы на вновь созданных островах Летний Сад и Новая Голландия, был построен Адмиралтейский канал от Адмиралтейства до Новой Голландии. В результате остров был разделён каналами на 14 островов, из которых к нашему времени сохранилось пять, после того как часть каналов была засыпана. К середине XVIII в. в районе бывшего острова Усадица сформировался главный городской центр Санкт-Петербурга.[19]
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Балтийский флот
Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[20] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более сотни млрд рублей в ценах 2012 г.
Для строительства флота в этот период было проведено существенное расширение производственных мощностей Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Были также созданы гавани Кронштадта - первая морская база Балтийского флота непосредственно на море, а не в дельте Невы.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Тобольский кремль
Коренная реконструкция тогдашней столицы Сибири и Тобольской губернии путем строительства каменных сооружений началась в 1683 г. с постройки в 1683-1686 гг. Софийско-Успенского собора - крупнейшего в то время храма Сибири. Этот проект неразрывно срязан с прибывшим на службу в город в 1682 г. семеном Ремизовым, который и был главным организатором работ и архитектором вплоть до своей смерти в 1720 г. Следующим этапом работ стала реконструкция укреплений - началу XVIII века на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) были возведены каменные стены и башни кремля, превратившие его в мощное и, главное, весьма внушительное, по сибирским меркам укрепление.
В дальнейшем по плану Ремизова внутри кремля продолжалось каменное строительство церквей, офисных и хозяйственных построек. Возводится Приказная палата (1699—1704), Гостиный двор (1702—1706), новые ворота и укрепления. Река Тобол переводится в новое русло для предотвращения размыва грунта в основании стен кремля. Несмотря на вышедший в 1714 году запрет каменного строительства по всей стране, за исключением Петербурга (с целью сосредоточить в новой столице лучших мастеров-каменщиков и строителей, а также лучшие строительные материалы), первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин продолжал строительство в Тобольске до 1718 года, пока его не сняли с должности и не отозвали в Санкт-Петербург. К этому моменту ансамбль Тобольского кремля уже в целом был сформирован, хотя часть проектов Ремезова и Гагарина остались нереализованными. Каменное строительство в кремле впоследствии было возобновлено лишь при Елизавете Петровне в 1740-е годы. [21][22]
Столица России в Санкт-Петербурге
Основанный в 1703 г. Санкт-Петрбург изначально находился вблизи района активных боевых действий (шла Северная война) и располагался на захваченной у врага территории. Однако после ключевой победы над шведами под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и, окончательно, после первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике, а Петербург оказался расположенным уже достаточно далеко от новых границ страны (которые были признаны и утверждены при подписании Ништадтского мира в 1721 г.).
В 1710-1712 гг. был осуществлён перенос столицы из Москвы в Петербург - сначала переехали чиновники и сенаторы, затем царский двор и посольства. Новый город был расположен ближе к Европе, имел одновременно выход и к морю, и - по Неве - к крупнейшей речной сети Северо-Запада России. Здесь Пётр I, с одной стороны, хотел создать новый образцовый для России город, живущий по европейским порядкам, а с другой стороны, новую столицу России, демонстрирующую европейцам военную мощь, величие и культуру России.
К началу 1710-х гг. в городе уже было осуществлено строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости, Главного адмиралтейства (Санкт-Петербургской верфи), первого Петербургского порта и первого центра города на Петербургском острове (район за Петропавловской крепостью), а также первой резиденции царя Петра в Летнем саду. Однако изначальное расположение порта было признано неудачным, и его решено было перенести с Петербургской стороны на стрелку Васильевского острова, где было задумано создать новый (второй по счету) центр города, о чём свидетельствуют созданные архитекторами Доменико Трезини и Жаном Леблоном первые генеральные планы города. Хотя данные планы были реализованы лишь частично - в частности, из огромной запланированной на Васильевском острове сети улиц-каналов были прорыты лишь несколько - созданная прямоугольная сетка улиц (изначально простых лесных просек) легла в основу знаменитых в дальнейшем линий Васильевского острова. А главным центром города в итоге с середины XVIII века стала Адмиралтейская сторона, в особенности район Невской першпективы (будущего Невского проспекта), проложенной в 1710 гг. монахами недавно основанной Александро-Невской лавры по направлению от строящегося монастыря до Адмиралтейства.
После переезда органов власти и ряда виднейших московских дворян активизировалось как строительство самого города, так и царских и дворянских резиденций вокруг него (расположенных в основном вдоль знаменитой впоследствии Петергофской дороги на южном побережье Финского залива к западу от города). В самом Петербурге строительство домов велось изначально по типовым проектам - Трезини и Леблон создали образцовые чертежи домов для разных категорий жителей города («подлых», зажиточных и «именитых»). К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек.
Хотя в петровскую эпоху в городе были достроены отдельные крупные каменные здания, такие как дворец первого петербургского губернатора А.Д. Меншикова и Зимний дворец Петра I, большинство строений города оставались деревянными и мазанковыми, а городские укрепления - земляными. Постепенная перестройка в камень важнейших зданий началась уже при Петре, им же было начато каменное строительство ряда крупных проектов - здания 12 коллегий для правительства России, высочайшего в стране Петропавловского собора, здания Кунсткамеры (первого музея России) и других. Но и перестройка городских укреплений в камень, и большинство новых крупных проектов были завершены уже в царствование Анны Иоанновны в 1730-е гг.
Строительство Санкт-Петербурга велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[23][24]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.