Отношения Украины и Европейского Союза
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Отношения Украины и Европейского Союза берут своё начало в 1991 году, когда после развала Советского Союза ЕС признал отделение Украины от СССР. Практические сразу Украина стала зоной столкновения геополитических интересов России и Запада (США и ЕС), в связи с чем на Украине периодически происходят цветные революции.
В течении последних 25 лет Украина, равно как и Грузия и другие республики бывшего СССР, является зоной столкновения интересов России и ведущих стран Запада.
Характеристики Украины и ЕС
Украина | Европейский Союз | |
---|---|---|
Население | 42 216 766 (2018)[1] | 508 200 000 (2017)[2] |
Территория | 576 604 км² | 9 826 630 км² |
Столица | Киев | Брюссель |
Города-миллионеры | Киев Харьков Одесса |
Лондон Берлин Мадрид Рим и другие |
Руководитель | Президент Пётр Порошенко | Председатель Европейского совета Дональд Туск |
Вице-премьер | Премьер-министр Владимир Гройсман | Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс |
Спикер парламента | Председатель Верховной рады Андрей Парубий (однопалатный парламент) | Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата) Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата) |
Государственное устройство | Унитарное государство | Наднациональное государство (де-факто) |
Национальная валюта | Украинская гривна | Евро (только в странах Еврозоны) |
Официальные языки | Украинский язык | Официальные языки Европейского союза |
История взаимоотношений
Начальный период (1991-1993)
Начало отношений Украины и Евросоюза было положено сразу после провозглашения независимости Украины — 2 декабря 1991 года Еврокомиссия признала результаты всеукраинского референдума[1], а спустя 8 дней Евросовет заявил о желании развивать отношения с Украиной, Россией и Белоруссией, «свободно и мирно выразившими свою волю к полной суверенизации»[2] 23 декабря 1991 года Западноевропейский союз, привествуя создание СНГ, подтвердил готовность признать суверенитет всех новых независимых республик при соблюдении ими специально разработанных Советом ЕС критериев, включая принятие обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия[3]. При этом среди государств, возникших на территории бывшего СССР, в отношениях с лидерами мирового сообщества именно Российская Федерация рассматривалась как основной партнёр, а в отношении Украины ожидалось, что она «так и не сможет самоуправляться, вследствие чего в скором времени возвратится в лоно России»[3].
В первые годы независимости Украина стояла перед выбором — интегрироваться либо с Евросоюзом (далее евроинтеграция), либо с Российской Федерацией в рамках СНГ (далее евразинтеграция). Первая чаша этих образных весов возникла в 1990 году — в Декларации о госудасртвенном суверенитете подчеркивалось стремление Украины добиваться в будущем вступления в европейские структуры, отказаться от ядерного оружия и провозглашалось намерение приобрести статус нейтрального и внеблокового государства[4]. Вторая чаша возникла в 1991 году — в Соглашении об образовании СНГ упоминалось о сохранении единого военно-стратегического и экономического пространства стран Содружества[4]. Свой выбор Украина сделала в 1993 года, подписав постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» — с одной стороны, в нем утверждался приоритет европейского вектора и стремление добиваться вступления в Европейский союз, с другой, указывалось на значимость сохранения добрососедских и дружественных отношений с Россией как ключевого фактора общеевропейской безопасности[4].
При этом политика ЕС в отношении Украины в начале 1990-х гг. отличалась неопределенностью и озабоченностью. А.М. Зленко, экс-глава МИД Украины, описывал это отношение следующим образом[1]:
На определённом этапе дискуссий относительно европейского будущего Украины у меня начало складываться впечатление, что для многих европейцев, включая политиков, [Берлинская] стена не исчезла, она лишь передвинулась на границу с Украиной |
Недоверие единой Европы к Украины было обусловлено тем, что адресатами концепции интеграции в рамках единой Европы изначально были лишь бывшие социалистические страны Восточной Европы[3]. Помимо этого, другими причинами были[5]:
- Нежелание Украины идти на компромисс по поводу ядерного оружия на украинской территории
- Отсутствие прогресса в вопросе о закрытии Чернобыльской АЭС
- Нарастание конфронтации Украины с Россией
- Высокая степень экономической нестабильности на Украине
Только в 1994 году, с прояснением ситуации с украинским ядерным оружием и принятием Украиной решения о своем безъядерном статусе, Единая Европа сделала первый конкретный шаг в развитии отношений с Украиной — 14 июня 1994 года Украина и ЕС подписали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. Этому сдвигу способствовали итоги президентских выборов 1994 года, по которым Леонида Кравчука на посту президента Украины сменил Леонид Кучма — новый президент обещал снизить уровень противостояния в российско-украинских отношениях, а также подтвердил своей активной реформаторской деятельностью тот имидж молодого энергичного политика и руководителя-производственника, который был у Кучмы в Европе[5].
Партнёрство и сотрудничество: первые годы (1994—1999)
14 июня 1994 — подписание Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной (далее СПС). Данный документ стал основой дальнейшего развития украино-европейских отношений и положил начало сотрудничеству по широкому кругу вопросов, включая гуманитарные, политические и экономические. Следует отметить, что статус СПС был ниже, чем документов, заключенных ЕС со странами Центрально-Восточной Европы и Прибалтики, и не подразумевал последующего вступления Украины в ЕС[6]. В целом, к 1994 году произошла самоидентификация Украины на международной арене. С точки зрения международных отношений, наступил момент превращения этого государства из объекта мировой политики в её субъект, и Западу нужно было «решить собственную «украинскую проблему», то есть осознать независимый статус Украины и сформулировать всестороннюю политику, учитывающую изменившуюся ситуацию в западной части бывшего СССР[7]. Соглашение вступило в силу в 1998 году — в том же году Леонид Кучма утвердил Стратегию интеграции Украины в ЕС.
28 ноября 1994 года — Совет ЕС принял Общую позицию по Украине[8], заложившую вектор двухсторонних отношений ЕС с Украиной[6]. Согласно положениям данного документа, на тот момент Европейский союз видел несколько приоритетных направлений в отношениях с новообразованным украинским государством[7]:
- Выведение взаимодействия ЕС и Украины на новый уровень, в частности развитие тесных политических взаимотношений
- «Поддержание демократии» посредством консультирования по вопросам разработки нового законодательства и практической поддержки при становлении демократических институтов
- Поддержка рыночных реформ и оказание помощи в стабилизации экономической системы
Значение Общей позиции достаточно велико — данный документ не только формировал картину общих представлений единой Европы по всем ключевым вопросам, касавшихся независимой Украины, но и констатировал, что государствами-членами будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы их национальные политики руководствовались положениями, принятыми на общеевропейском уровне. Однако украинской элите следовало учитывать, что совместная внешняя политика всегда оставалась «болевой точкой» ЕС и при формулировке внешнеполитических курсов государства-члены исходили в первую очередь из национальных интересов. Таким образом, Общая позиция по Украине лишь отчасти представляла собой «маяк», на который украинское руководство могло ориентироваться при выработке европейской составляющей своей внешней политики как на уровне единой Европы, так и при построении двусторонних отношений с европейскими странами[7].
Тем не менее, несмотря на видимую расположенность единой Европы в отношении Украины, европейские структуры всегда исходили из рационально-прагматических целей и поэтому призывы к быстрому расширению на восток и массовому принятию в Евросоюз новых членов не пользовались там поддержкой. В 1995 году Экономический и социальный комитет ЕС принял и опубликовал Заключение по поводу отношений ЕС с Россией, Украиной и Белоруссией[9]. В данном документе содержались рекомендации и замечания касательно европейской политики в отношении этих государств — в первую очередь, относительно их стремления войти в состав единой Европы. Авторы документа признавали, что, действительно, в соответствии с Договором о Европейском союзе любое «европейское» государство может претендовать на членство в нём, но поясняли, что «данное выражение включает географический, исторический и культурный элементы, из которых складывается европейская идентичность», — поэтому государства-претенденты должны осознавать проблемы, которые может создать присоединение к Европейскому союзу. Кроме того, самому Евросоюзу требовалось время на адаптацию к новым условиям[7].
Трансформация взглядов единой Европы на Украину отразилось еще в одном документе — 22 ноября 1996 года Еврокомиссия представила на рассмотрение Европарламента План действий по Украине[10]. Данный документ для Украины представлялся довольно оптимистичным — так, во вступительном слове говорилось:
Европейский союз приветствует стремление Украины к сближению с Европой и намеревается, в рамках европейской архитектуры, установленной Копенгагенским европейским советом, развивать партнерские отношения с Украиной. В этом контексте Сообщество и его государства-члены подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и приняли общую стратегию трансформации и интеграции Украины в европейское пространство |
Иными словами, с позиции ЕС следовало продолжить поддежку Украины на пути демократических преобразований, но давать однозначный ответ по поводу места Украины в Европе было преждевременно — например, в данном плане подчеркивалось, что вопрос столь близкого к границам ЕС и важного с точки зрения торговли и безопасности государства следовало поставить на обсуждение в рамках единой внешней политики и политики безопасность, а сам план должен послужить решению этих вопросов[11].
В качестве основных направлений поддержки Украины в данном документе были озвучены следующие направления[11]:
- Поддежка экономической реформы и трансформации украинского общества
- Введение Украины в европейскую систему безопасности и расширение регионального сотрудничества
- Углубление договорных отношений и реформа энергетического сектора
В целом План действий по Украине вторил положениям Общей позиции 1994 года, но носил более конкретный характер — в нём содержался проработанный механизм осуществления предложенных мероприятий. Так, в Плане действий предусматривалось увеличение количества политических контактов всех уровней, включая проведение многосторонних встреч; расширение политического диалога по вопросам безопасности и выработка совместных с Украиной ориентиров в сфере международных отношений на основе общих интересов; углубление контактов с ЗЕС и взаимодействия в рамках ОБСЕ для постепенной интеграции Украины в европейскую систему безопасности[11]. 6 декабря 1996 года План действий по Украине был одобрен Совет Министров ЕС — причем, в резолюции Европарламента говорилось, что он «приветствует План действий для Украины» и «полагает, что ЕС, в тесной кооперации с ОБСЕ и Советом Европы, должен продолжить поддерживать демократический процесс в Украине»[12]. Европарламент призвал Украину и Европейский союз максимально использовать все возможности, которые предоставляло СПС, чтобы сблизить стороны как в политическом, так и в экономическом отношении[11].
Таким образом, План действий по Украине 1996 г. являлся концептуально-политическим фундаментом для всех направлений взаимодействия Евросоюза с независимой Украиной и, более того, для его расширения и углубления — например, он констатировал включение Украины как самостоятельного субъекта в сферу интересов европейской внешней политики, а также содержал разъяснение статей СПС, которое представляло для европейской стороны реальный механизм реализации собственных экономических интересов. При этом данный документ нельзя рассматривать как первый этап евроинтеграции Украины и вообще преувеличивать его значение — по двум значимым причинам[13]:
- Во-первых, намечая для Украины пути реформирования для приближения к европейским стандартам, данный документ не оговаривал ни сроки, ни формы, ни даже возможность вступления Украины в Европейский союз. По итогам Венского саммита ЕС 1998 года констатировалось, что несмотря на некоторые успехи, большую часть длительного пути осуществления структурных реформ Украине только предстояло преодолеть[14]
- Во-вторых, данный документ отражил все колебания европолитиков по вопросу места Украине в Европе. Так, один из творцов единой европейской политики 1990-х гг., Ж. Делорс однозначно писал, что у России нет необходимости становиться членом Европейского союза, чтобы «чувствовать себя на европейском континенте как дома»[15]. Но Украина в размышлениях политика упоминалась как государство, заслуживающее внимания и близкое Европе в культурном и историческом отношении и в то же время ставящее её перед вечным выбором между европейскими ценностями и целесообразным политическим реализмом[15].
В то же время лишь частично можно разделить точку зрения, что План действий не был направлен на достижение конкретных результатов, подтверждением чему служит дальнейшее развитие отношений Украины и Евросоюза. 11–12 декабря 1998 г. на Венском саммите Европейского союза было принято решение о разработке Совместной стратегии ЕС в отношении Украины, что в соответствии со ст. 13 Договора о Европейском союзе свидетельствовало о переходе Украины в сферу важных общих интересов государств-членов ЕС[13]. Позже, в 1999 году, Евросовет принял Коллективную стратегию ЕС в отношении Украины, где заявлялось о признании «европейского призвания» Украины — в Стратегии была зафиксирована поддержка деятельности Украины со стороны ЕС, направленной на развитие «сотрудничества и стабильности в регионе» и дана положительная оценка динамике отношений Украины с ее государствами-соседями, при этом такая организация, как СНГ, и вовсе не была упомянута в документе[6].
В целом, на протяжении 1990-х годов общеевропейский подход в отношении Украины значительно эволюционировал — от фактического отсутствия конкретных взглядов и пренебрежения развитием отношений с новым государством Европейский союз к концу 1990-х гг. пришёл к решению о необходимости принятия Общей стратегии по Украине. После распада СССР единая Европа не имела конкретной политической линии в отношении Украины, и по инерции продолжала ориентироваться на Россию как основного игрока в данном регионе. Дальнейшее развитие ситуации, в частности, снятие ряда украино-европейских противоречий и углубление координации в сфере внешней политики ЕС, потребовало от общеевропейских структур формулировки дальнейших путей развития отношений с украинским государством. Следствием этого стало появление Общей позиции по Украине 1994 г., а затем принятие Плана действий по Украине в 1996 г., причем в последнем предусматривались реальные механизмы воплощения намеченных ранее направлений взаимодействия. Однако, несмотря на вышесказанное, в Плане действий по-прежнему отражались сомнения европейских политиков касательно возможности присоединения Украины к общеевропейским структурам[13].
Партнёрство и сотрудничество: провал многовекторности (2000-2004)
На рубеж 1990-2000-х годов пришелся второй срок Л.Кучмы (1999-2004) — в этот период происходит смещение акцентов внешнеполитическом курсе Украины. Прежде всего, Киев стал проявлять интерес к расширению сотрудничества с Россией — к этому Киев подталкнуло не только отсутствие результатов при реализации курса на углубления евроинтеграции, но и неготовность Брюсселя и Вашингтона рассматривать Украину в качестве равноправного партнера. Таким образом, наблюдалось улучшение отношений России и Украины[16].
Поворот Украины в сторону Москвы в начале 2000-х годов и вопрос о вовлеченности Украины в интеграционный процесс в рамках СНГ вызвал обеспокоенность в Европе. В ходе встречи с Президентом Украины Л. Кучмой накануне подписания Соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП), европейский комиссар по вопросам политики соседства Г. Ферхойген заявил, что «в случае создания Таможенного союза в рамках ЕЭП, для Украины процесс евроинтеграции может быть замедлен или вообще прекратится»[17]. Однако заинтересованность в расширении российско-украинских отношений стала снижаться по мере того, как Л.Кучма восстанавливал свои позиции внутри стран — это позволило ему уже в 2002 году выступить с обращением к парламенту Украины, которое получило название «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 года»[16], в котором была отмечена необходимость подписания соглашения об ассоциации с ЕС, а в 2011 году получить полноценное членство в ЕС[6].
Вскоре Украина обратилась с просьбой о предоставлении статуса ассоциированного члена, однако европейская сторона согласилась лишь на статус «специального соседа ЕС», что не устраивало украинское руководство. Об этом Л.Кучма прямо заявлял на международной арене — так, во ходе визита в Италию в ноябре 2002 года было заявлено, что Украина «в условиях неопределённости жить не может». В свою очередь Романо Проди, президент Еврокомиссии, заявил, Украине нет места в расширенном ЕС — по его словам, тот факт, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего для него не означает, потому что точно так же европейцами чувствуют себя новозеландцы. Украина расценивала такой подход как отказ рассматривать Украину как часть Европы — на саммите «Украина-ЕС», проходившем 8 июля 2004 года Л.Кучма прямо заявил, что «закрепление за Украиной статуса «соседа ЕС» способно скорее привести к замораживанию отношений, чем будет способствовать их развитию». Позиция ЕС подтолкнула украинское руководство к интенсификации сотрудничества с Россией, тем самым давая знак ЕС о возможности «ухода» Украины[6].
В 2004 году Украина начала выполнять план «Путём европейской интеграции», рассчитанный до 2015 года и направленный на создание условий для вступления в ЕС. В 2004 году Европейская комиссия приняла план действий ЕС — Украина по углублению сотрудничества, в частности, в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима и т. п.[18]
К 2003-2004 гг. на Украине сложилась усиливающаяся политическая нестабильность, которая вкупе с социально-экономические проблемы стали сдерживающими факторами для расширения взаимодействия с НАТО и ЕС. Украинский президент стремился балансировать между ЕС, НАТО и Россией, добиваясь от последней предоставления экономических преференций — такая политика получила название многовекторной. Подтверждением этого является закон от 19 июня 2003 года «Об основах национальной безопасности Украины» — на одном из первых мест в данном документе стояла задача обеспечения членства Украины в ЕС и НАТО при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Россией и другими странами СНГ. Евразийская сторона многовекторности Кучмы нашла отражение в ранее упомянутом соглашении о ЕЭП, подписанного 19 сентября 2003 года с президентами России (В.Путин), Белоруссии (А.Лукашенко) и Казахстана (Н.Назарбаев)[16].
Участие Украины в соглашении о ЕЭП не встретило поддержки у западных стран — для них углубление взаимоотношений стран постсоветского пространства с Россией как угрозу своим интересам — а также у оппозиции на самой Украине. В результате Л.Кучма фактически оказался в международной изоляции и попытался из нее выйти, предприняв попытку снова ладить сотрудничество с западными странами — для этого были приняты доктрина об условиях обеспечения военной безопасности страны (провозгласила вступление в НАТО конечной целью евроинтеграции Украины) и «Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 года (Белая книга Украины)» (провозглашена приоритетность обретения членства в НАТО и ЕС). Однако добиться положительного отклика у Запада не получилось — тот делал ставку на Виктора Ющенко, кандидата в президенты от оппозиции — что заставило Л.Кучму вновь сместить акценты внешнеполитического курса Украины[16].
Таким образом, ко второму сроку правления Л.Кучмы стала очевидной несостоятельность многовекторности как внешполитической доктрины — многовекторность выродилась в геополитические метания, которые не только подрывали внешполитические позиции Украины, но и тормозили как евроинтеграцию, так и укрепление отношений с Россией. В целом, внешнеполитические колебания отражали внутриполитические процессы, которые разворачивались на Украине[16]. В конечном итоге недовольство режимом Кучмы и внутриполитическая борьба между пророссийскими и прозападными силами привели к Оранжевой Революции.
Евросоюз в Оранжевой революции выступил в роли посредника в переговорах между властью и оппозицией. Причем «старые»[19] члены ЕС занимали наиболее осторожную и сдержанную позицию в ходе кризиса, в то время как Литва и Польша действовали наиболее активно, выступая инициаторами обсуждения ситуации в Украине на Совете ЕС. «Оранжевая революция» стала хорошей возможностью вновь присоединившимся («новичкам») к ЕС государствам реализовать амбиции на внешней арене, но нельзя переоценивать роль этих двух «новичков» — «старые» члены Евросоюза лишь позволили им оказать посредничество в разрешении ситуации на Украине. С одной стороны, это показало большую степень единства внутри ЕС, а с другой передать «неудобную» миссию посредничества «новичкам». В целом, выступление ЕС в роли посредника позволили усилить Союзу свои позиции как влиятельного регионального игрока, что было также важно в плане демонстрации его единства и состоятельности после подписанного в 2004 году Договора о введении Конституции для Европы[20].
Ссылки
Двусторонние документы Украины и ЕС
- Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Украиной от 14 июня 1994
- Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Статьи
- Баца Д.О. Политика Украины в отношении России на современном этапе. — М.: ФГБОУ «Дипломатическая академия МИДа РФ», 2017
- Кондратюк Е.А. Концептуальные основы политики ЕС в отношении Украины в 1990-е гг. // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 3 (19) / 2011
- Пекло Я. История упущенных возможностей и нереализованных ожиданий (Европейская Правда)
- Усова Л.С. Внешняя политика Украины: между внеблоковостью и евроатлантической интеграцией // «Власть», № 7, 2011
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр. 84-85
- ↑ Declaration by the European Council on developments in the Soviet Union, Maastricht, 10 December 1991 // European Community News. — December 11, 1991. — P. 5–6.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.2
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Усова Л.С. Внешняя политика Украины... — Стр.1
- ↑ 5,0 5,1 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.3
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.86-87
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.4
- ↑ Common Position of 28 November 1994 defined by the Council on the basis of Article J.2 of the Treaty on European Union on the objectives and priorities of the European Union towards Ukraine
- ↑ [http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:51995IE0055:EN:HTML Opinion of the Economic and Social Committee on relations between the European Union and Russia, Ukraine and Belarus]
- ↑ Communication from the Commission to the Council: Action Plan for Ukraine — Luxembourg: Office for Official Publications of European Communities, 1996. — P.5.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.5
- ↑ Resolution of the European Parliament on the Commission communication to the Council on an Action Plan for Ukraine
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Кондратюк Е.А. Концпетуальные основы политики ЕС... — Стр.6
- ↑ EU/Ukraine: How Rigorous Should the West be with Ukraine?
- ↑ 15,0 15,1 Delors J. Reuniting Europe: Our Historic Mission. — Aspen Institute: Wallenberg Lecture. 1999. 14 November
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Жильцов С.С. Эволюция внешней политики... — Стр.17-18
- ↑ Комиссар ЕС поставил Украину перед выбором (Коммерсант)
- ↑ Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной: Досье (ИТАР-ТАСС)
- ↑ Страны, вступившие в Европейский Союз до развала СССР
- ↑ Баца Д.О. Политика Украины... — Стр.88-90
[ + ] Международные отношения Европейского Союза
|
|||
---|---|---|---|
|