Окно Овертона

Материал из Русского эксперта
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Принцип работы Окна Овертона на примере отношения к ОУН-УПА, бандеровскому движению и неонацизму на Украине

Окно Овертона (также окно дискурса) — концепция, согласно которой в публичных высказываниях, касающихся вопросов общественной морали и ценностей общества, существуют определённые рамки («окно возможностей» для дискурса), которые с течением времени могут сдвигаться/расширяться (то есть, неприемлемые ранее высказывания с течением времени могут стать приемлемыми, что может произойти в результате постоянного обсуждения соответствующих идей в изначальных более узких рамках). Впервые концепция была описана вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Консерваторы используют понятие «окна Овертона» для критики пропаганды идей и теорий, нацеленных на то, чтобы перевернуть сложившиеся в обществе нормы морали, ценности и установки.

Пропагандируемые с помощью «сдвига окна Овертона» идеи (такие как нетрадиционные сексуальные отношения, смена пола, позитивная дискриминация различных меньшинств, радикально левые или радикально правые взгляды) консервативные публицисты считают деструктивными. Либеральные публицисты в ответ обвиняют консерваторов в конспирологии: с их точки зрения, «окно Овертона» – это теория заговора.

Суть концепции

Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства[1]. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.

В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер опубликовал статью[2], согласно которой изменения отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуальных отношений, являются сознательной манипуляцией рамками окна дискурса. Автор описывает, как ряд совершенно чуждых обществу идей якобы был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплён законодательно (сначала за гомосексуализм перестали наказывать, потом разрешили гей-парады, потом однополые союзы, потом однополые браки…). Картер считает, что «окно возможностей» специально постепенно двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсуждаемое и регулируемое законодательно.

Теория заговора или нет

Ряд критиков пишут об «окне Овертона» как теории заговора. Мол, нету никаких тайных кукловодов, которые дергают за невидимые ниточки и расширяют постепенно «окно дискурса»: внедрение новых идей происходит постепенно, само собой, снизу, а не сверху. И вообще Овертон писал про политический дискурс вообще, а не про внедрение именно деструктивных идей.

Действительно, технология «окна Овертона» может применяться и для распространения положительных идей (что же касается идей отрицательных, то их носители и распространители, как правило, считают их положительными). С учётом этого, концепцию «окна Овертона» можно считать нейтральной.

Также не существует никаких существенных препятствий для того, чтобы определённые группы влияния среди элиты, которые контролируют денежные потоки, законодательство, редакционную политику СМИ и цензуру в соцсетях, продвигали определённые идеи (а продвижению противоположных идей, наоборот, препятствовали). Собственно, в этом состоит суть политической и идеологической борьбы испокон веков («окно Овертона» на практике начали использовать отнюдь не в XX веке, а гораздо раньше). То, что значительная (возможно, даже основная) часть сторонников какой-либо идеи включается в процесс её распространения добровольно (без непосредственных финансовых или иных стимулов) не отменяет того, что определённые политические группы, руководство СМИ и влиятельных дискуссионных площадок могут производить определённые манипуляции для внедрения тех или иных «месседжей» (высказываний, содержащих некий идеологический посыл).

С одной стороны, возможности для манипуляций с «окном Овертона» ограничены: сдвиг не может быть слишком быстрым, так как слишком радикальные (на данный момент) «месседжи» могут произвести обратный эффект на читателей/зрителей, отпугнув их. С другой стороны, профессиональные, масштабные по своей задумке манипуляции могут быть рассчитаны на длительное время, которое обычно у политиков и владельцев/редакторов СМИ/соцсетей наличествует, поэтому ничто не мешает подавать практически любые идеи постепенно, «по кусочку», с последовательным повышением градуса радикальности.

Согласно известном «парадоксу лягушки», если лягушку поместят в кипящую воду, то она выпрыгнет – однако если будет находиться в холодной воде, которую будут медленно нагревать, то не распознает опасность и будет медленно вариться, пока не погибнет.

Таким образом, характеризовать концепцию Овертона и её применение публицистами консерваторами как «теорию заговора» – нет оснований, так как, в общем, никакого противоречия логике, науке и фактам здесь нет. С другой стороны, следует признать, что «окно Овертона» может использоваться и для продвижения идей консервативного толка.

Ссылки

«Окно Овертона» как технология внедрения деструктивных идей
Критика концепции «Окна Овертона»

Примечания

  1. Lehman, J. G. An Introduction to the Overton Window of Political Possibility // Mackinac Center for Public Policy.
  2. Carter, J. How to Change a Society in 5 Easy Steps // The Gospel Coalition. 03.05.2013.