Национальные символы России
Символы стойкости
Места и корабли, на которых наши соотечественники когда-то стояли насмерть за Родину, сами по себе стали её символами, даже если не сохранились до наших дней или оказались за нынешними границами России. Если вдуматься, то на самом деле это символы нашей любви, потому как «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.13).
Город-крепость Севастополь
Крепость, а позднее и город-герой Севастополь неоднократно становился местом упорного сопротивления иноземным захватчикам. В ходе кризиса Украины 2014 года именно с Севастополя началась активизация пророссийских сил на юго-востоке Украины. До этого город перенёс две героических обороны - в 1854-1855 гг и в 1941-1942 гг. Оба раза за город велись ожесточённые бои с применением самой мощной по тем временам боевой техники и большом численном преимуществе противника.
Во время Крымской войны 1854-1855 гг Севастополь штурмовала объединённая армия Франции, Британской Империи, Османской Империи и Сардинского Королевства (будущей Италии), которая после длительной кровопролитной борьбы смогла овладеть южной частью города, после чего был заключён мир.
В 1941-1942 гг Севастополь штурмовали войска гитлеровской Германии, при этом против города применялись самые тяжёлые когда-либо стоявшие на вооружении осадные орудия, но в процессе осады и штурма города, который в тот раз противнику удалось захватить целиком, немецко-фашистские войска понесли тяжёлые потери и потеряли много времени.
Волгоград (Сталинград)
Героическая оборона города Сталинграда, ныне Волгограда в 1942-1943 гг стала всемирно известным символом стойкости.
Город был практически полностью разрушен во время Сталинградской битвы, закончившейся победой русских войск и сдачей в плен окружённой в пригородах Сталинграда 6-й немецкой армии при этом его защитники к тому моменту уже длительное время удерживали лишь небольшие плацдармы на берегу Волги, которые постоянно подвергались ожесточённым бомбардировкам и атакам противника.
Брестская крепость
Гарнизон укреплений центральной части крепости, построенных еще при Николае I, проявил массовый героизм при отражении штурмующих её германских войск, неделями сражаясь в обращённых в развалины безнадёёжно устаревших укреплениях против многократно превосходящего противника в июне-июле 1941.
Центральная часть крепости была сильно повреждена в ходе боёв 1941 года. В настоящее время расположенная на территории Белоруссии крепость-герой является мемориалом.
Крепость Осовец
«Игрушечная» (по оценке германского Императора Вильгельма II[1]) крепость, в 1915 году 190 дней сдерживала атаки противника, поддержанные огнём 420 мм гаубиц и применением химического оружия, после чего была организованно оставлена гарнизоном по приказу вышестоящего командования. Прославилась на весь мир «атакой мертвецов» в ходе которой около 60 окровавленных от тяжёлых отравлений после германской газовой атаки русских солдат штыковым ударом и своим внешним видом обратили в бегство 14(!) батальонов лендвера — всего не менее 7000 пехотинцев, многие из которых, в результате, погибли на проволочных сетях под огнём крепостной артиллерии.
Частично сохранившаяся крепость находится на данный момент на территории Польши.
Крепость Порт-Артур
Старательно оболганная либеральной прессой ещё до революций и ещё более в советское время оборона Порт-Артура в 1904 году на самом деле была в полном смысле слова героической. Как метко заметил один из участников тех событий «под Порт-Артуром каждый русский солдат схватился с пятью японскими и двоих из них убил». Укрепления Порт-Артура к началу войны были готовы зачастую лишь в объёме первой очереди - то есть в виде земляных валов и рвов, но при их штурме японская армия потеряла порядка 110 тысяч человек, при том, что общая численность гарнизона, включая моряков, изначально не превышала 38 тысяч человек.
Расположенная на арендованной у Китая территории крепость, по сути, являлась в то время для Тихоокеанского флота страны аналогом Севастополя, поскольку, в отличие от Владивостока, находилась в гораздо более стратегически важном районе и имела незамерзающую гавань, где и базировались основные силы флота. К моменту сдачи крепости почти половина её защитников погибла, а из оставшихся 23 тысяч человек более половины были ранены или серьёзно больны, артиллерийские орудия в массе своей выработали весь ресурс, а также были истрачены почти все фугасные снаряды. Непосредственной же причиной сдачи крепости стал захват противником одной из ключевых частей основной линии обороны крепости, что в условиях нехватки и крайней измотанности войск оборонявшихся делало дальнейшую оборону этой линии практически невозможной. Поднятые же впоследствии японцами корабли на самом деле находились в состоянии практически не подлежащем восстановлению (со взорванными башнями и т.п.) - их ввод в строй японцами в условно-боеготовом виде являлся исключительно политическим жестом и обошелся едва ли не дороже строительства новых кораблей.
Ныне город является пригородом китайского Даляня (бывшего города и коммерческого порта Дальний), китайской военно-морской базой и носит изначальное название Люйшунь.
Крепость Баязет (Догубаязит)
Небольшой гарнизон отбитой у турок крепости в 1877 году 23 дня упорно оборонялся в условиях большого недостатка воды и пищи от турецких войск, превышавших численность гарнизона в разное время от 6,5 до 13 раз. К моменту деблокирования крепости все без исключения в крепости люди находились в крайней степени изнурения и нуждались в лечении, противник же понёс потери в несколько раз превышающие численноость самого гарнизона.
Ныне Баязет - это город Догубаязит в Турции.
Бриг «Меркурий»
Небольшой парусно-гребной 20-пушечный корабль 14 (26) мая 1829 года из-за относительно невысоких скоростных качеств, характерных для этого типа кораблей, был настигнут двумя турецкими быстроходными линкорами — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-Бей». Командовавший бригом капитан-лейтенант Казарский решил принять бой, положив у люка порохового погреба заряженный пистолет с тем, чтобы последний оставшийся в живых офицер выстрелил бы вниз, предварительно привалившись бортом к одному из турецких линкоров. В последовавшем бою бриг одержал победу, повредив такелаж обоим турецким кораблям и вынудив их, тем самым, отказаться от дальнейшего преследования. Эта победа оценивалась практически как чудо, поскольку 184 орудия турецких кораблей существенно превосходили 20 русских еще и калибром.
По причине крайней ветхости 9 (21) ноября 1857 года бриг был исключён из списков флота и вскоре разобран.[2]
Линейный корабль «Азов»
В ходе Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года относительно небольшой 74-пушечный линейный корабль «Азов» вёл бой одновременно с пятью судами, находясь одновременно под обстрелом ещё и крепостной артиллерии. В ходе сражения самостоятельно уничтожил три фрегата и корвет, серьёзно повредил, заставив выброситься на мель, 80-пушечный турецкий линейный корабль, а также, совместно с английским флагманом «Азия», уничтожил флагманский турецкий линейный корабль.[3]
Корабль был первым в российском флоте награждён георгиевским флагом. Разобран в 1831 году в Кронштадте ввиду общей недолговечности конструкции и накопления неустранимых последствий тяжёлых боевых повреждений.
Албазинский острог
Небольшая дерево-земляная крепость на берегу Амура, около 90% гарнизона которой погибло в ходе её длительной осады 1686-1687 гг многократно превосходящими манчжурскими войсками, также понесшими большие потери, сумела настолько поразить неприятеля своей стойкостью, что он отказался от попыток дальнейшего наступления на российские границы в Сибири.
Остатки разрушенного по условиям Нерчинского мира гарнизоном в 1689 году острога находятся в селе Албазино Амурской области.
Смоленск
Город стяжал себе немеркнущую славу в ходе героической обороны 1609-1611 гг от огромного польско-литовского войска.
Построенные незадолго до этого Борисом Годуновым новые стены Смоленска хоть и были очень дороги, но сделали его одной из крупнейших крепостей того времени и полностью окупили себя в ходе двухлетней обороны города. Фактически именно стойкость гарнизона позволила в это время сохраниться всё еще погружённому в Смутное время Российскому государству, поскольку все силы самого опасного врага были прикованы к Смоленску и понесли под ним очень тяжёлые потери. И, хотя город в конце концов был взят, но долг перед Родиной его гарнизон, безусловно, выполнил сполна.
Псков
Выдающаяся стойкость псковского гарнизона и псковских горожан проявилась во время его безуспешной осады польско-литовским войском Стефана Батория в 1581-1582 гг во время Ливонской войны.
В ходе обороны города его гарнизон провёл в общей сложности 46 вылазок, а схватки на полуразрушенных артиллерийским огнём укреплениях достигали небывалого ожесточения - русские сами взрывали захваченные противником укрепления, а непосредственно в бою участвовали даже женщины из числа горожанок и монахи с крестами и иконами в руках. Противник в ходе боёв понёс значительные потери, в том числе среди высшего начальства. В результате, стойкость псковского гарнизона позволила закончить Ливонскую войну без потерь со стороны России.
Козельск
Небольшой в то время город весной 1238 года показал беспримерную стойкость в обороне при первом походе хана Батыя на Русь.
Осаждённый хорошо оснащенными китайскими осадными машинами монгольскими войсками город продержался 7 недель, тогда как обычно штурм городов такого и даже большего размера занимал не более 6 дней, кроме того при штурме города и отражении вылазки гарнизона погибло большое количество монголов. Взбешённый Батый уничтожил всех до единого жителей города, а сам Козельск называл «Злым городом».
Символы великих достижений
Космический корабль Восток-1 (корабль Гагарина)
Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года, когда с космодрома Байконур был запущен космический корабль Восток-1 с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
Спускаемый аппарат космического корабля Восток-1 находится в музее РКК «Энергия» в подмосковном Королеве, остальные части космического корабля, как и было предусмотрено, разрушились в процессе самого полета. Корабль никогда не покинет пределов России, поскольку адекватная оценочная стоимость для страховки отсутствует в силу уникальности его роли в истории Человечества.
Атомный ледокол «Арктика»
Первое в мире надводное судно, достигшее Северного Полюса в августе 1977 года.
На начало 2014 года ледокол находится в отстое в ожидании утилизации. Существует общественное движение за сохранение его в качестве корабля-музея.[4][5]
Символы научно-технического лидерства
Русский мост
Введённый в строй в 2012 году мост на остров Русский является крупнейшим в мире вантовым мостом.
Атомный ледокол «Ленин»
Первый в мире что атомный ледокол и первое в мире надводное судно с атомной энергетической установкой.
Эскадренный миноносец «Новик»
Самый быстрый корабль в мире своего времени. Погиб на минах в начале Великой Отечественной войны.
Эскадренный броненосец «Петр Великий»
Самый сильный боевой корабль своего времени. Разобран после Второй Мировой войны.
Синхрофазотрон Объединённого института ядерных исследований в Дубне
Крупнейший ускоритель элементарных частиц своего времени содержит крупнейший когда-либо изготовленный магнит.
Царь-пушка
Крупнейшая в мире пушка-бомбарда.