Российская военная техника

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Это статья о военной технике, про стрелковое оружие смотрите: Российское пехотное оружие
Вооружённые Силы Советского Союза
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)

В этой статье содержится список уникальной боевой техники советского и российского производства, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии. Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих параметров:

  • не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
  • является крайне популярным в мире;
  • имеет общепризнанную надёжность и качество;
  • обладает уникальными боевыми характеристиками;
  • активно используется в различных военных конфликтах;
  • состоит на вооружении многих стран мира;
  • часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх
  • является символом своего времени.

Танки

Танк Лебеденко

Тяжёлый танк Лебеденко

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Лебеденко
  • Боевая масса: 60 т (40 т проектная)
  • Испытания: 1915
  • Применение: не применялся
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Тяжёлый танк Лебеденко (известен под наименованием «Царь-танк», реже «Мастадонт») был разработан в годы Первой Мировой войны с целью прорыва вражеской эшелонированной обороны. Генеральный конструктор Николай Лебеденко лично заверил царя, что машина в скором времени будет на полях сражений и на этих условиях получил финансирование. Постройка и испытание танка прошли в 1915 году. Танк имел высоту 9 метров, ширину 12 метров и длину около 17 метров, что делает его самой большой боевой машиной из когда либо построенных.[1] Два спицевых колеса располагались по бокам и имели диаметр 9 метров. Первые испытания были проведены 27 августа 1915 года. Машина уверено передвигалась по ровному месту, но при попытки пересечь траншею задний каток увяз в грязи, а мощности двигателя не хватало, чтобы его вытащить.[2][3] После этого работы по усовершенствованию конструкции продолжились, разрабатывался новый, более мощный двигатель отечественного производства, но финансирование проекта прекратилось.[4] Не смотря на это, танк охранялся до 1917 года и только в 1923 году конструкция была разобрана.[5] Танк Лебеденко широко известен среди любителей истории того периода. При все утопичности проекта, именно создание «Царь-танка» положило начало российскому танкостроению, а образ конструкции, наряду с известным британским тяжёлым танком Mk1, стал символом развития танков времён Первой Мировой войны.

Т-18 в Бронетанковом музее в Кубинке

Танк сопровождения пехоты Т-18 (МС-1)

  • Генеральный конструктор: С. П. Шукалов
  • Боевая масса: 5,3 т
  • Год принятия на вооружение: 1928
  • Применение: Конфликт на КВЖД, Великая Отечественная война
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Танк Т-18, он же МС-1 («малый сопровождения») — первый отечественный лёгкий по массе танк, выпускавшийся крупной серией. Разрабатывался на основе трофейных экземпляров французского танка Рено FT-17 и его итальянской версии Фиат-3000, близкая копия которых ранее тоже производилась в России в начале 1920-х годов в небольших количествах. Позднее танк широко использовался для переделки в стационарные огневые точки, а отдельные сохранившие боеспособность экземпляры участвовали в боях в начале Великой Отечественной войны.[6] Т-18 был вооружён 37-мм танковой пушкой расположенной в подвижной башне и 6,5 мм пулемётом Фёдорова, который позднее был заменён на 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Всего было произведено 959 единиц танка всех модификаций. Т-18 представлен в компьютерных играх соответствующего направления, во многих произвольных модификациях.

Т-26 образца 1933 года

Лёгкий танк Т-26

  • Генеральный конструктор: Джон Валентайн Карден (Vickers Mk E), С. А. Ги́нзбург
  • Боевая масса: 8 т
  • Экипаж: 3-4 чел
  • Год принятия на вооружение: 1931
  • Применение: Крупные военные конфликты с момента производства
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лёгкий двухбашенный танк Т-26, принятый на вооружение в 1931 году под наименование Т ММ-1, был разработан на основе английского танка Vickers Mk E («Виккерс 6-тонный»), для производства которого Советский Союз официально купил лицензию. В 1931 году была принята на вооружение первая двухбашенная модель — Т-26 образца 1931 года. Танк имел только пулемётное вооружение и был близок по своей конструкции к оригиналу и предназначен для сопровождения пехоты. По ходу выпуска конструкция Т-26 постоянно совершенствовалась. Так в 1932 году появилась версия с пулеметно-пушечным вооружением, а в 1933 однобашенная версия с орудием калибра 45 мм, которая и явилась самым массовым вариантом. В 1938-39 гг. появились версии танка с усиленным корпусом и новой конической башней, а также были разработаны огнеметные модели: ХТ-130/133/134. Почти все танки Т-26 разных модификаций были потеряны в начале Великой Отечественной войны из-за технической изношенности и недостаточного бронирования против немецкой бронетехники.[7]

БТ-7

Лёгкие танки БТ

  • Генеральный конструктор: Джон Уолтер Кристи (танк M1940)
  • Боевая масса: 11-14 т
  • Экипаж: 3 чел
  • Год принятия на вооружение: 1931
  • Применение: Война с Финляндией, боевые действия на Халхин-Голе, Великая Отечественная война
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый советский колёсно-гусеничный танк БТ-2 был приближенной копией американского опытного танка M1928 конструктора Джона Кристи, который СССР купил по лицензии. Преимуществом данного танка стала высокая скорость передвижения как по шоссе, с помощью колёс, так и по пересеченной местности с помощью гусениц. Советским конструкторам пришлось значительно улучшать качество ходовых деталей, по причине их низкой надежности и неспособности выдерживать значительные нагрузки. Вооружение устанавливалось пушечное, пулеметное, пушечно-пулеметное. В 1933 году начался выпуск танка БТ-5, который представлял улучшенный БТ-2. Основные изменения коснулись башни, которая изменила свою форму на эллиптическую. Также была установлена новая пушка калибра 45 мм. С 1935 года начался выпуск третьего танка серии БТ-7, который значительно отличался от своих предшественников. Изменения коснулись корпуса, башни, вооружения, двигателя и ходовой части. БТ-7 в разных модификациях является наиболее массовым танком серии. В 1936 году капитан Кульчицкий, на танке БТ-7, установил мировой рекорд по прыжкам на танке, не превзойдённый до наших дней. Его танк совершил прыжок на длину 42 метра.[8]

Т-35 на Красной площади

Тяжёлый танк прорыва Т-35

  • Генеральный конструктор: Н. В. Барыков
  • Боевая масса: 50 т
  • Год принятия на вооружение: 1932
  • Применение: Великая Отечественная война
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый отечественный тяжёлый танк. Единственный в истории серийный пятибашенный танк, три из пяти башен которого, к тому же, были артиллерийскими, выпускался в СССР малыми сериями с 1932 по 1939 годы. Последняя серия получила башни конической формы, но по опыту войны в Испании броня танка была признана безнадёжно слабой и в дальнейшем его сменил гораздо более защищённый танк КВ. Танк применялся в боевых действиях в начале Великой Отечественной войны, где почти все машины были уничтожены. Единственный сохранившийся экземпляр танка находится в музее в подмосковной Кубинке и поддерживается в полностью исправном состоянии.[9]

КВ-1

Тяжёлый танк КВ-1

См. также: Мифы о Великой Отечественной войне#Миф: Только одни советские танки КВ могли остановить немецкое наступление

Тяжёлый танк «Клим Ворошилов» (КВ) был впервые испытан в 1939 году в ходе Советско-Финской войны, где показал превосходство над танками противника. Броня КВ была настолько прочная, что финские орудия не могли её пробить, царапая только краску.[10][11] С началом Великой Отечественной КВ прошли более серьёзную проверку, где показали хорошую огневую мощь и малоуязвимость. Так, танк под командованием Зиновья Колобанова, из засады, смог в одиночку уничтожить 22 немецких танка, при этом сам не был подбит.[12] В бою, проходившем с 23 по 26 июня — под Литовским городом Расяйняй, один танк КВ смог задержать немецкую бронетанковую колонну на три дня.[13] После 43 года, когда на фронте с обеих сторон стали на службу новые модернизированные танки, КВ стали заменять танком «Иосиф Сталин» (ИС-1, позже ИС-2), который эффективнее боролся с немецкой тяжёлой бронетехникой.

В зимних боя против Финляндии выяснился главный недостаток КВ — слабое орудие, неспособное уничтожать укреплённые огневые точки противника. Тогда конструкторы установили на танк башню нового образца с установленной в ней 152-мм танковой гаубицей, после чего КВ стал фактически самоходным артиллерийской установкой (САУ). Данная модификация получила обозначение КВ-2, соответственно исходный вариант стали обозначать КВ-1.[14]

Т-34-76 образца 1940 года
Т-34-85 образца 1944 года

Средний танк Т-34

  • Генеральный конструктор: М. И. Кошкин
  • Боевая масса: до 32 т
  • Год принятия на вооружение: 1939 (1940[1])
  • Применение: Великая Отечественная война и большое количество последующих конфликтов, включая Украинский кризис (ополчение)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Советский средний танк Т-34 (производственное наименование А-34) многократно признавался ведущими экспертами из разных стран мира лучшим танком Второй мировой войны по совокупности показателей. Стал одним из символов страны и самых узнаваемых символов Победы в Великой Отечественной войне. Значительно повлиял на исход войны и на развитие мирового танкостроения. Выпущен огромной серией в нескольких модификациях, наиболее известными из которых является Т-34 образца 1940 года и Т-34-85. Вплоть до 2010 годов состоит на вооружении многих мелких стран.

Т-34 был разработан в конце 30-х годов конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 и является модернизированной версией опытного танка А-32, который был испытан и принят для дальнейших доработок 19 декабря 1939 года. Позднее, 31 марта 1940 года после устранения недостатков вышло постановление о серийном производстве танка уже под наименование Т-34. Первые танки образца 1940 года имели шестигранную, усечённую к верху башню со сварными листами (в дальнейшем башни стали выпускать литые) и орудие калибра 76 мм. Боевая масса танка составляла 26 т.

На протяжение всей Великой Отечественной войны Т-34 подвергался постоянной модернизации, для эффективной борьбы с танками противника, но с появлением у вермахта нового тяжёлого танка Т-6 «Тигр», конструкцию пришлось серьёзно изменить. Так в 1944 году была разработана последняя версия танка — Т-34-85. Новый танк был укомплектован 85 мм орудием способным поражать танки противника на дальних дистанция. Изменилась также и конструкция башни, она стала более большой и просторной, а форма сменилась на овальную. Экипаж увеличился с четырёх человек до пяти, а боевая масса составила 32,2 т. Таким образом средний советский танк мог эффективно бороться с тяжёлыми немецкими, сводя на нет все усилия противника в превосходстве танкового вооружения.[15][16]

ИС-2

Тяжёлый танк ИС-2

  • Генеральный конструктор: Ж. Я. Котин
  • Боевая масса: 46 т
  • Год принятия на вооружение: 1943
  • Применение: Великая Отечественная война, война в Корее.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Тяжёлый танк «Иосиф Сталин» (ИС; иногда КВ-122) был разработан и принят на вооружение в 1943 году на Челябинском тракторном заводе как тяжелый танк прорыва, а также для эффективной борьбы с тяжёлыми немецкими танками, в том числе новым Т-6 «Тигр». ИС-1 был укомплектован 85 мм орудием и тремя пулемётами калибра 7,62. Через несколько месяцев конструкторы выполняя постановление государственного комитета обороны разработали ИС-2 с пушкой 122 мм, которое в большей степени отвечало современным требованием к тяжёлым танкам. По этой причине производство ИС-1, которых на тот момент было выпущено 130 штук, прекратили в 1944 году. ИС-2 выпускали вплоть до конца войны, а в послевоенное время была выпущена модификация ИС-2М, эксплуатация которой продолжалась в России и за рубежом до середины 90-х годов. В дальнейшем на базе танка ИС-2 был разработана новая модификация тяжёлых танков ИС-4, который был принят на вооружение в 1947 году, но из-за серьёзных недостатков серия этих танков была выпущена ограниченной партией.

ИС-3

Тяжёлый танк ИС-3

  • Генеральный конструктор: Ж. Я. Котин
  • Боевая масса: 46,5 т
  • Год принятия на вооружение: 1945
  • Применение: Шестидневная война, Украинский кризис (ополчение)

Первый танк, получивший полусферическую башню, а также отличавшийся уникальным очертанием носовой части типа «щучий нос» был принят на вооружение в конце Великой Отечественной войны, но в боевых действиях принять участие не успел. По некоторым данным в 2014 году в ходе Украинского кризиса, силами ополчения были сняты с постаментов и использованы в боевых действия несколько танков ИС-3.[17]

Последним тяжёлым танком в Советской армии стал ИС-8, который был принят на вооружение в 1953 году под наименованием Т-10. Машина производилась до 1966 года, а стояла на вооружение до 1993. После выхода танка Т-64 классификацию тяжелых танков отменили, им на замену пришли основные танки которые имели защищенность и ударную мощь тяжелых машин, но при этом скорость и манёвренность была на уровне средних машин.

Т-54-2

Средний танк Т-54

  • Генеральный конструктор: Л. Н. Карцев[18]
  • Боевая масса: 36 т
  • Год принятия на вооружение: 1946
  • Применение: Шестидневная война, война во Вьетнаме, война в Афганистане, война в Персидском заливе и другие по н. в.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Т-54 советский средний танк созданный на базе танка Т-44 для замены в войсках Т-34-85. Первые образцы танка (Т-54-1) были аналогичны Т-44, но в последствии Т-54-2, который начали выпускать с 1949 года, был существенно модернизирован как внешне, так и по другим параметрам. Башня танка изменилась по форме, из овальной стал более сферичной, а толщина лобовой брони была уменьшена, за счёт наклона нижней бронеплиты. Выпуск танка был прекращён в 1959 году на отметке 16 775 машин. Основные операторы Т-54 составляли страны Варшавского договора, а также Китай, КНДР, Сирия, Вьетнам. Многократно применялся в боевых действия, как в крупных сражения, так и мелких военных операциях. Эксплуатация танка продолжает в наше время, преимущественно в военных конфликтах на Ближнем Востоке.

Позднее на базе танка Т-54 был разработан и в 1958 году принят на вооружение Т-55. Новая модернизация была приспособлена к ведению боевых действий в условиях ядерной войны и других современных на тот момент реалиях Холодной войны. Первый советский танк оснащённый активной защитой «Дрозд». Т-55 наряду с Т-54 принимал активное участие в различных конфликтах, являлся основным танком советских войск в Афганистане. Производство продолжалось до 1979 года, позднее был заменён на Т-62.

Т-62

Средний танк Т-62

  • Генеральный конструктор: Л. Н. Карцев
  • Боевая масса: 37,5 т
  • Год принятия на вооружение: 1961
  • Применение: Война в Афганистане и прочие военные конфликты с момента разработки
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Советский средний танк Т-62 является модернизацией танка Т-55 и предшественником основного советского танка Т-72 «Урал». Первоначально машина была разработана как «истребитель танков» и предназначена только для борьбы с танками противника, но позже Т-62 унифицировали в средний танк.[19] Он был разработан и принят на вооружение в 1961 году и стал последним советским танком носившим наименование средний.[2] Также Т-62 являлся первым в мире танком с гладкоствольной пушкой. Калибр орудия был увеличен до со 100 мм до 115 мм. Т-62 являлся основным танком советской армии в Афганистане наряду с Т-55. Эксплуатировался более чем в 15-ти странах мира. Производство было прекращено в 1971 году, всего было выпущено около 20 000 единиц. Также производство танков было развёрнуто в Чехословакии (1973—1978) и КНДР (1980—1989).

Т-64А

Основной танк Т-64А

  • Генеральный конструктор: А. А. Морозов
  • Боевая масса: 38,5 т
  • Год принятия на вооружение: 1969
  • Применение: Война в Афганистане, войны на постсоветском пространстве, Украинский кризис (обе стороны)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Советский основной танк Т-64А является улучшенной версией среднего танка «Объект 432» (Т-64), который в свою очередь разрабатывался на основе танка Т-55. В конструкции танка впервые в мире применили «автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов», благодаря чему экипаж сократили до 3 человек. На танке был применён уникальный высокотехнологичный даже по меркам 2010-х годов оппозитный дизель, имевший выдающиеся характеристики. Также впервые в мире применили комбинированную броню для повышенной защиты от кумулятивных и других современны видов зарядов. Вооружение состояло из орудия калибра 125 мм и спаренного 7,62 мм пулемёт ПКТ. Принятие на вооружение Т-64А в значительной степени озадачило руководство НАТО, которое не имело эффективного оружия по борьбе с танками этой серии и заставило США в срочном порядке разрабатывать новейшие средства поражения. Серийно производился до 1987 года. Принимал активное участие в многочисленных военных конфликтах преимущественно на территории постсоветского пространства. Следующей версией танка стал созданный в 1976 году Т-64Б, ставший первым в мире основным танком с ракетно-пушечным вооружением.

Т-90А

Основной танк Т-72 «Урал» / Т-90 «Владимир»

  • Генеральный конструктор: В. Н. Венедиктов / В. И. Поткин
  • Боевая масса: 41,0 — 46,5 т
  • Год принятия на вооружение: 1973 / 1992
  • Применение: Ирано-иракская война (1980—1988), Ливанская война (1982), Миротворческие операции в Шри-Ланке и Сомали, войны на постсоветском пространстве, а также многочисленные конфликты на территории Ливии, Ирака, Сирии, Судана и Югославии, Украинский кризис (обе стороны).

Самый массовый основной боевой танк второго поколения выпускается с 1973 года по настоящее время в большом числе модификаций, при этом для модификаций танка, выпущенных после 1992 года используется новое обозначение — Т-90. Танк получивший, в отличие от Т-64 и Т-80, вполне традиционный дизель в результате оказался наиболее востребованным и универсальным, чему способствовало также устранение некоторых существенных недостатков компоновки боевого отделения, характерных для всех модификаций Т-64. Танк принят на вооружение несколькими десятками стран, лицензия на производство была закуплена пятью странами.

Самолёты

С-21 «Русский Витязь»

Дальний разведчик С-21 «Русский Витязь»

  • Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
  • Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация в 1913 году)
  • Применение: Первая Мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире четырёхмоторный самолёт, являвшийся прототипом дальнего разведчика. Установил мировой рекорд длительности полёта. В целом самолёт настолько выделялся из современников своими размерами и грузоподъёмностью, что изначально заграницей новости о его полёте приняли за мистификацию. В том же году опытный экземпляр, находясь на земле, был повреждён в лётном происшествии с другим самолётом, после чего его было решено не восстанавливать, а построить радикально переработанный самолёт С-22 «Илья Муромец».

С-22 «Илья Муромец»

Тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»

  • Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
  • Год принятия на вооружение: 1914 (первые полёты и начало серийного производства состоялись в 1913 году)
  • Применение: Первая Мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый в мире тяжёлый бомбардировщик, изначально создавался также в качестве первого же в мире комфортабельного воздушного лайнера с закрытым салоном, в качестве которого имел невозможную на более скоростных моделей прогулочную площадку для пассажиров над фюзеляжем. Установил множество рекордов грузоподъёмности, длительности полёта и других. В начале Первой Мировой войны самолёты «Илья Муромец» были сведены в «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение дальней авиации. Выпускался несколькими сериями с отдельными модернизациями.

М-5

Патрульный гидросамолёт М-5

  • Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
  • Год принятия на вооружение: 1915
  • Применение: Первая Мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лучший гидросамолёт своего времени, в отличие от более ранних аналогичных летающих лодок Григоровича выпускался большой серией, значительно превосходя зарубежные аналоги за счёт того, что в нём в качестве поплавка использовался сам фюзеляж, вследствие чего он мог использоваться даже на умеренной волне, а лётно-технические характеристики превосходили многие наземные самолёты. Позднее ему на смену пришёл ещё более совершенный самолёт М-9.

М-9

Многоцелевой гидросамолёт М-9

  • Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
  • Год принятия на вооружение: 1916
  • Применение: Первая Мировая война, Гражданская война в России.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Лучший гидросамолёт своего времени, в дополнение к хорошим качествам своего предшественника М-5 получил возможность взлетать и садиться на снег, а также значительно увеличенную грузоподъёмность. Это позволило не только вооружить его бомбами, но также впервые в мире устанавливать на гидросамолёт пушку. В другом варианте на него могла устанавливаться радиостанция, что создавало очень большие возможности для оперативной разведки и корректировки огня. М-9 стал также первым в мире гидросамолётом, на котором была выполнена петля Нестерова. Самолёт превосходил все другие гидросамолёты того времени в воздушных боях и использовался отечественными гидроавианосцами.

Ил-2

Штурмовик Ил-2

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-Японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[20][21] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[22] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [23] за что получил прозвище «Летающий танк».[24] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[3] реактивным миномётом «Катюша»[4] и пистолет-пулемётом ППШ.[5][25]

Ту-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»)

  • Генеральный конструктор: В. И. Близнюк
  • Год принятия на вооружение: 2005 (фактически в строю с 1987)
  • Применение: Боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил с 1987 года
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец, обладающий рекордными параметрами бомбовой нагрузки и скорости для серийного бомбардировщика.

Надводные корабли

Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

  • Генеральный конструктор: Петр I
  • Год принятия на вооружение: 1727
  • Производитель: Верфь Санкт-Петербургского Адмиралтейства
  • Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг.
  • Дата списания: 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоемкости и распространенности аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако строительство было завершено уже при Петре II. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе войны за польское наследство. В 1736 году был поврежден вызванным молнией пожаром после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранены памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.

110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»

  • Генеральный конструктор: Р. Броун
  • Год принятия на вооружение: 1737
  • Производитель: Верфь Санкт-Петербургского Адмиралтейства
  • Применение:
  • Дата списания: 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоемкости и распространенности аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.

Линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль», 1828

74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль»

  • Генеральный конструктор: A. M. Курочкин
  • Год принятия на вооружение: 1826
  • Производитель: Соломбальская верфь в Архангельске; Охтенская верфь в Санкт-Петербурге
  • Применение: Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
  • Дата списания: 1863

Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[26] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»

  • Генеральный конструктор: А. А. Попов
  • Год принятия на вооружение: 1877
  • Производитель: Верфь на Галерном острове в Санкт-Петербурге
  • Применение: Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
  • Дата списания: 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959

Самый сильный боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, ведён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[27], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго[6] и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144, 1986

Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»

  • Генеральный конструктор: Б. И. Купенский
  • Год принятия на вооружение: 1977
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Применение: боевое дежурство в ходе Холодной войны и последующей истории России, борьба с пиратством
  • Дата списания: В строю

Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй Мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2015 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно затребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.

Подводные лодки

Подводная лодка Шильдера

Подводная лодка Шильдера

  • Генеральный конструктор: К. А. Шильдер
  • Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1834 году)
  • Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
  • Дата списания: 1841 (1847)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Подводная лодка Шильдера — вооружённая опытная подводная лодка. Являлась первым в России цельнометаллическим кораблём и первой в мире ракетной подводной лодкой, с которой, к тому же, в 1834 году впервые в мире была произведена стрельба ракетами из-под воды, а цели при этом были успешно поражены. Также корабль был оборудован редчайшим для подлодок того времени перископом. Вследствие недостатков мускульного привода в 1841 году официальные опыты с подводной лодкой были прекращены и в 1842—1847 гг. они продолжались уже на деньги автора, после чего её окончательно списали на металл, но не рассекретили, вследствие чего широкой общественности о ней стало известно практически только спустя 100 лет.

Подводная лодка Шильдера, благодаря своему оригинальному гребковому движителю, обладала очень стильным «стимпанковским» внешним видом, вследствие чего была использована как прототип для подводной лодки, исполнявшей «главную роль» в культовом чехословацком фантастическом фильме 1958 года «Тайна острова Бэк-Кап».

Подводная лодка Александровского (фотография)

Подводная лодка Александровского

  • Генеральный конструктор: И. Ф. Александровский
  • Год принятия на вооружение: 1866
  • Производитель: Балтийский завод, Санкт-Петербург
  • Дата списания: 1871 (1901)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Подводная лодка Александровского — одна из самых крупных и совершенных подводных лодок середины XIX века, первая в стране подводная лодка с механическим приводом. Достигнутые дальность хода (9 миль) и подводная скорость (6 узлов) далеко превосходили более мелкие аналоги. Подводная лодка была потеряна при «беспилотных» испытаниях, будучи погружена на нерасчётную глубину, а затем 30 лет служила в качестве спасательного понтона.

Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)

Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)

  • Генеральный конструктор: О. Б. Герн
  • Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1867 году)
  • Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
  • Дата списания: 1876
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Четвёртый вариант подводной лодки Герна — вооружённая опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические переборки — практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно — самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени, но не пошедшая в серию из-за большой цены и габаритов.

Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)

Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)

  • Генеральный конструктор: С. К. Джевецкий
  • Год принятия на вооружение: 1880
  • Производитель: Невский завод
  • Применение: Русско-Японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
  • Дата списания: 1891, 1908
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Третий вариант подводной лодки Джевецкого — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-Японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нёс службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.

Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Подводный минный заградитель «Краб»

Подводный минный заградитель «Краб»

  • Генеральный конструктор: М. П. Налётов
  • Год принятия на вооружение: 1915
  • Производитель: Завод «Наваль», Николаев
  • Применение: Первая мировая война
  • Дата списания: 1918 (1919, 1935)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из Крыма в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.

Средняя подводная лодка С-189 проекта 613

Средние подводные лодки проекта 613

  • Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов, Я. Е. Евграфов, З. А. Дерибин
  • Год принятия на вооружение: 1951
  • Производитель: Балтийский завод им. С. Орджоникидзе № 189, Ленинград; Черноморский судостроительный завод № 444, Николаев; Завод «Красное Сормово» № 112, Горький; Завод им. Ленинского Комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре
  • Дата списания: с учётом модернизаций отдельные корабли в качестве опытных прослужили примерно до начала 1990-х годов[28]

Самая крупносерийная отечественная подводная лодка стала результатом обобщения опыта Второй Мировой войны в области подводного кораблестроения. Всего с 1951 по 1957 годы было выпущено 215 средних подводных лодок этого типа, причём в отдельные годы темп ввода в строй доходил до подводной лодки каждые пять дней. Впоследствии 42 из них были переданы другим странам, а ещё 21 была построена в Китае из российских комплектующих.

Подводная лодка С-189 этого типа используется в качестве плавучего музея в Санкт-Петербурге.

К-3

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»

К-3 — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[29] Уникальная конструкция, хотя и с некоторыми недоработками позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту нашей страны.[30][31]

К-162 (К-222)

Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»

  • Генеральный конструктор: Н. Н. Исанин
  • Год принятия на вооружение: 1969
  • Производитель: завод № 402 (ныне «Севмаш»)
  • Дата списания: 1989
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Подводный крейсер К-162, переименованный в 1978 году в К-222 — вооружённая крылатыми противокорабельными ракетами опытно-боевая подводная лодка. Корабль является самой быстроходной в подводном положении подводной лодкой всех времён и народов, достигнув скорости 44,7 узлов (82,8 км/ч), а кратковременно — и несколько большей. Следует отметить, что дальноходные торпеды таких скоростей достичь не в состоянии, что, несмотря на большую шумность лодки в этом режиме, делало почти безнадёжными попытки атаковать её торпедами с больших и средних дистанций.

К-278

Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»

  • Генеральный конструктор: Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
  • Год принятия на вооружение: 1983
  • Производитель: ПО «Севмашпредприятие» (ныне «Севмаш»)
  • Дата списания: 1989

Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и на 2015 год. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.

Б-871 «Алроса» проекта 877В

Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»

  • Год принятия на вооружение: 1980
  • Производитель: Адмиралтейские верфи, ПО «Севмашпредприятие», Красное Сормово, Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (Амурский судостроительный завод)
  • Дата списания: 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается

Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60-ти единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.

ТРПКСН проекта 941 «Акула»

Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»

  • Генеральный конструктор: С. Н. Ковалёв
  • Год принятия на вооружение: 1981
  • Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю

ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 года постепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились заводом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.

К-535 «Юрий Долгорукий»

Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»

  • Генеральный конструктор: В. А. Здорнов[32]
  • Год принятия на вооружение: 2013
  • Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие показатели.[33]

К-560 «Северодвинск»

Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»

  • Генеральный конструктор: В. Н. Пялов[34]
  • Год принятия на вооружение: 2013
  • Производитель: ОАО "Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[35], являются лучшими в мире.

Установки противовоздушной обороны

С-300

С-300 «Фаворит»

  • Разработчик: ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел»
  • Год принятия на вооружение: 1975
  • Применение: данных нет
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Зенитно-ракетная система С-300 является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[36] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[37][38] С-300 находятся на вооружении в 8-ми странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[39] В Российской армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[40][41][42]

Р-12

Управляемое ракетное оружие

Баллистическая ракета средней дальности Р-12

Революционная для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[43] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[7] и новой системой управления.[44] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [45] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».

Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода»

Р-36М

Р-36М (натовское обозначение «Сатана») — самое мощное ядерное оружие из когда-либо созданных человеком, за что и получила своё прозвище. Один комплекс Р-36М в самом мощном варианте уничтожает 500 кв. километров. Кроме этого ракета до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[46][47] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать почти прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется «миномётным» способом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[48] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[49] Дальнейшая модификация: Р-36М2 «Воевода».[50]

См. также

Примечания

  1. Танк принят на вооружение в декабре 1939 года с существенными изменениями, поэтому фактически первые его экземпляры изготовлены в 1940 году.
  2. В дальнейшем наименование средний и тяжёлый танк отменили и стали классифицировать как основной танк
  3. См. раздел «Бронетехника» — Т-34
  4. См. раздел «Ракеты и установки ПВО» — Катюша
  5. См. раздел «Пехотное оружие» — ППШ
  6. Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.
  7. До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.

Ссылки