Безопасность дорожного движения в России
Безопасность дорожного движения в России долгое время была одной из серьёзнейших проблем в стране. В последние годы ситуация в этой сфере существенно улучшилась, хотя есть ещё куда улучшаться далее.
Снижение смертности на российских дорогах
Российские дороги постепенно становятся цивилизованными. Смертность в ДТП в России снизилась в 3,5 раза за 9 лет, с 28 до 8,2 погибших на 100 тысяч жителей.[1]
Вот немного статистики по разным странам (погибших на 100 тысяч):
- Таиланд — 38,1
- Китай — 20,5
- Армения — 18,3
- Польша — 10,3
- Болгария — 8,3
- Россия — 8,2
- Португалия — 7,8
- Бельгия — 6,7
Следует также отметить, что в разных странах разный уровень автомобилизации. В джунглях Амазонки смертельных ДТП нет — но только потому, что автомобилей там тоже нет, там опасность для пешеходов представляют скорее живые кайманы и ягуары, нежели их стальные подражатели.
Если пересчитать статистику не на 100 тысяч жителей, а на 100 тысяч автомобилей, выглядеть она будет вот так:
- Таиланд — 230,9
- Армения — 174
- Китай — 69
- Россия — 25
- Болгария — 24
- Польша — 21
- Португалия — 15
- Бельгия — 12
Причины снижения смертности в ДТП в России
Основные причины улучшения ситуации с дорожной безопасностью таковы:
- Заметное снижение потребления алкоголя в России, начавшееся во второй половине 2000-х (и ещё большее снижение потребления крепкого алкоголя).
- Существенное ужесточение штрафов и наказаний за нарушения ПДД. Особенно значительно нормы были ужесточены в президентство Дмитрия Медведева и в начале третьего президентского срока Путина. С 2013 г. минимальный штраф составил 500 рублей (ранее 100 руб). Вождение в нетрезвом виде стало караться не только лишением удостоверения на 1,5-2 года, но и штрафом в 30 000 руб, а вождение в нетрезвом виде без прав стало наказываться 15 сутками под арестом. В 2010—2013 гг. действовала норма «нулевого промилле», предполагающая наказание всех водителей, у которых алкотестер обнаруживает в дыхании хоть какое-то содержание в алкоголя. В 2013 году эта норма была смягчена до 0,16 мг спирта на один литр выдыхаемого воздуха (приблизительно 0,3 промилле).[2] См. также таблица штрафов ГИБДД на начало 2016 года.
- Улучшение систем разметки, разграничения и регулирования дорожного движения. В последнее десятилетие в городах России стали гораздо тщательнее следить за состоянием дорожной разметки, стало больше выделенных дорог, барьеров на опасных участках, островков безопасности на переходах. Существенно улучшились возможности светофоров, которые теперь имеют таймеры и голосовое сопровождение.
Эти меры привели к тому, что теперь хоть сколько-то вменяемый водитель никогда не сядет за руль даже минимально нетрезвым.
В качестве других причин можно назвать следующие факторы:
- Улучшение качества автопарка в России. Российский автопром прошел через существенную модернизацию в 2000-е и 2010-е гг., что сказалось как на качестве выпускаемой продукции в целом, так и на уровне безопасности в частности.
- Широкое распространение навигаторов. С навигаторами у водителей меньше проблем с поиском пути в незнакомых местах, а следовательно, меньше поводов торопиться. Кроме того, время пути можно достаточно точно рассчитать заранее.
- Широкое распространение видеорегистраторов. Россия в короткое время стала одной из стран-лидеров по использованию видеорегистраторов на транспортных средствах. Использование видеорегистраторов позволяет в большинстве случаев достаточно убедительно доказать, кто именно виноват в ДТП, и в таких условиях оказываться виновником ДТП совсем не хочется.
- Общее улучшение качества автодорог в России. Хотя и далеко не повсеместно, но качество дорог в России за последние полтора десятилетия серьёзно улучшилось — в первую очередь это касается больших городов и федеральных трасс. Отдельно следует отметить строительство выделенных скоростных дорог, таких как ЗСД или КАД в Петребурге.
В целом можно констатировать существенное улучшение ситуации с культурой вождения. Если в начале 2000-х гг. водители крайне редко пропускали пешеходов на нерегулируемых переходах, то теперь ситуация обратная — уступать стали часто и охотно.
См. также
Ссылки
[ + ] Проблемы России
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|