Российский автопром

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.

По состоянию на 2017 год Россия занимает 15-е место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств. [5] Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.

В 2019 году доля импортных автомобилей составила 15 % от рынка, и это в условиях низких пошлин и свободной конкуренции. [6] При этом за 10 лет до этого доля импорта составляла огромные 48 %. Уровень локализации составляет от 30 % до 90 % в зависимости от модели и сегмента.[7]

Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).

В автопроме в 2013 году были заняты 243 тысячи человек (с учётом смежных производств — более миллиона человек). При этом число занятых резко (на десятки процентов) сократилось после 2009 года, [8] тогда как выпуск автомобилей продолжал расти.

Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [9] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [10] Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[11] Средний возраст российского автопарка — 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[12]

Содержание

[править] Общие данные

[править] Автобусы

Производство тяжёлых автобусов в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [2]

Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[13]

В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год.[1]

В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.

[править] Грузовые автомобили

Производство тяжёлых грузовиков в России в 1999—2013 годах (по данным OICA).[3]

Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [14] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год.[1]

В 2017 году объём рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4 % больше, чем за тот же период 2016 года.[15]

[править] Легковые автомобили

Производство легковых автомобилей в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [4]

Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [16] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год.[1]

[править] Отечественные производители

Производство Lada Vesta

[править] «АвтоВАЗ»

«Волжский Автомобильный завод», крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна «Fiat». Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель «ВАЗ-2101».

Научно-технический центр «АвтоВАЗа» включает в себя аэродинамическую трубу, комплекс ударных испытаний (краш-тесты), аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера по исследованию шумов, комплекс испытательных автомобильных дорог (имеется овал длиной 10 км с профилированными виражами) и опытно-промышленное производство мощностью 15 тысяч автомобилей в год.[17], [18], [19].

В непосредственной близости к производственной площадке «АВТОВАЗ» расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Площадь ОЭЗ 660 гектар. По состоянию на 1 мая 2015 года резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний. Большая часть предприятий производители автокомпонентов.[20], [21]. Напротив завода (через дорогу) находится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — один из крупнейших технопарков России. Общая площадь его объектов составляет 55 437,7 кв.м. Основной задачей Технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Общая стоимость проекта 4 млрд. 818 млн рублей.[22]. Таким образом Государство не просто помогает АвтоВАЗу многомиллиардными кредитами, но создаёт условия для того, чтобы завод сам зарабатывал деньги.

В сентябре 2015 года на «АвтоВАЗе» стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей «Лада Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[23] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера «Лада X-RAY».[24] 1 сентября на АвтоВАЗе стартовал выпуск спортивного автомобиля «Lada Kalina NFR».[25]

Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [26]

6 ноября 2015 года «АвтоВАЗ» представил модель нового городского кроссовера «Lada Xray», серийный выпуск которого планируется начать с 15 декабря.[27]

22 декабря 2015 года «АвтоВАЗ» впервые открыл автосалон «Lada» в Венгрии. Планируется, что в скором времени автосалоны с российскими автомобилями появятся ещё в 9 городах страны.[28]

В начале 2016 года «АвтоВАЗ» впервые запускает производство двигателя с изменяемыми фазами газораспределения, который может быть поставлен на любую модель завода. [29]

По продажам в РФ за июнь 2018 года 1-е место заняла Лада «Веста» (9 843 автомобиля) против 6 609 автомобилей за июнь 2017 года. Тем самым продажи увеличились на 3 234 автомобиля в пользу июня 2018 года. 2-е место заняла «Лада Гранта» (9 182 автомобиля), увеличив продажи, по сравнению с июнем 2017 года (8 552 автомобиля), на 630 автомобилей. 8-е место заняла «Лада Ларгус» (3 846 автомобилей). В июне 2017 года было продано 3 236 автомобилей. Таким образом, разница в продажах в пользу июня 2018 года составила 610 автомобилей. 14-е место по продажам за июнь 2018 года заняла «Лада 4x4» (2 672 автомобиля). По сравнению с июнем 2017 года (2 270 автомобилей) разница составила 402 автомобиля в пользу продаж в июне 2018 года. 20-е место заняла «Лада XRAY» (2 302). В июне 2017 года был продан 2 761 автомобиль. Таким образом, разница составила 459 автомобиля в пользу июня 2017 года. Всего среди 25 самых продаваемых автомобилей в РФ за июнь 2018 года (как и за июнь 2017 года) оказалось 5 российских автомобилей, 5 из которых было произведено на «АвтоВАЗе».[30]

[править] «LADA Sport»

Продукция «АВТОВАЗа» вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. Наиболее успешная раллийная модель — «Лада ВФТС»[31] («Вильнюсская фабрика транспортных средств») сконструировал и выступал легендарный советский раллист Стасис Брундза [32]. Следующим автомобилем, построенным Брундзой, стала «Лада ЭВА» (Экспериментальный Вильнюсский автозавод, совершенно случайно жену Стасиса тоже зовут Ева) заднеприводный, среднемоторный прототип с 16-клапанным турбированным двигателем мощностью 300 л. с. Те, кто видел прототип в действии, говорил — и по звуку, и по езде — вылитая «Lancia Stratos». Автомобиль был почти готов, когда FIA запретила группу В.[33]. Во Франции же официальным (и единственным) экспортёром Лад был Жан-Жак Пок, который был просто влюблён в Тольяттинские автомобили! Под его руководством и частичном финансировании Автоэкспорта была подготовлена «Нива» для ралли-рейдов, занимавшая на Дакаре дважды второе, а также третье место.[34] Затем по мотивам «ВАЗ-2108» был построен прототип «Lada Samara T3». Дидье Ориоль, будущий чемпион мира по ралли, приехал на ней пятым на Дакаре.[35]

Новейшая история автоспорта на «АВТОВАЗе» связана с созданным в 2011-м году дочерним предприятием «LADA Sport», объединившем в себе как производство спортивных версий автомобилей, так и управление автоспортивными программами завода. С середины 2013-го года производятся «Kalina Sport» и «Granta Sport», отличающиеся от гражданских автомобилей более мощным двигателем, иной подвеской, улучшенными тормозами, изменённым интерьером и экстерьером. За полтора года произведено уже более 5000 автомобилей. [36]

Под управлением «LADA Sport» находятся команды, участвующие в российской серии кольцевых гонок, чемпионате России по ралли и туринговом чемпионате мира WTCC (третьем в иерархии автоспортивных чемпионатов мира, после Формулы-1 и чемпионата мира по ралли).

В 2015-м году в российском ралли «Лада Спорт» стала второй в командном зачёте, а российском кольце — первой в командном зачёте в своём классе, причём е` пилоты, выступающие на «Калинах», стали первым и третьим в личном зачёте в соревновании с автомобилями «KIA Rio», «Ford Fiesta», «VW Polo», «Renault Twingo». [37]

В чемпионате WTCC команда «LADA Sport» выступала ещё в 2009-м году, сначала на автомобиле «LADA 110», а затем — на «Приоре», однако ушла из соревнования в связи с кризисом, коснувшимся завода. В 2013-м, команда вернулась уже с «Грантой», и, перестроив её в 2014-м под новый регламент, добилась первых серьёзных успехов: сначала попала на подиум, а потом и вовсе выиграла несколько гонок, соревнуясь с болидами «Citroen», «Honda» и «Chevrolet». Впервые в истории автоспортивных чемпионатов мира на церемонии награждения прозвучал российский гимн. [38] Новый 2015-й год команда начала уже с Вестой, и снова несколько раз попала на подиум. В следующем году на старт должны выйти серьёзно обновлённые автомобили. [39]

[править] «Лада Веста»

«Лада Веста»
  • 8 декабря 2017. Новейший российский легковой автомобиль «Лада Веста», стала второй по популярности машиной в России, впервые с момента выхода модели на отечественный авторынок.[40]

[править] «КамАЗ»

«Камский автомобильный завод» входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. В 2014 году «Камаз» произвёл 38800 грузовиков.[41] Российская команда «КамАЗ» — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году «КамАЗ» собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[42] Новая модель «КАМАЗ-5490» была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.

15 % принадлежит компании «Daimler» (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года, ещё 5 % были приобретены в конце октября 2014 года у ЕБРР);

В апреле 2015 года состоялось открытие новой производственной линии ОАО «КамАЗ» по выпуску газобаллонного транспорта, работающего на метане. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники.[43]

«КАМАЗ-63968 Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. 50 единиц служат в Южном военном округе по состоянию на 3 апреля 2015 года.

Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.

  • 4 сентября 2015 года «КамАЗ» и китайский «Hawtai» подписали соглашение по созданию совместного предприятия, которое будет продавать грузовики «КАМАЗ» в Китае.[44]
  • По итогам 9 месяцев 2015 года седельные тягачи «КАМАЗ» занимают первое место по продажам в России среди всех машин подобного класса.[45]

[править] «ГАЗ»

«Горьковский Автозавод», на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий «Ford», приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и «ГАЗ 3309»), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, «ГАЗ-Водник»…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [46] [47]

[править] «УАЗ»

«Ульяновский Автомобильный завод». Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО «ЗиЛ», затем, принял в производственную программу автомобиль «ГАЗ-69» повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 «УаЗ-Хантер»/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства «УАЗ 3909». Автомобили «УАЗ» стали визитной карточкой России и Российской Армии.

В сентябре 2015 года УАЗ продемонстрировал ряд внедорожников разработанных специально для нужд МВД. Также представители «УАЗа» сообщили, что в серийное производство были запущены военные «УАЗ-Патриот».[48]

По итогам 2015 года «УАЗ» улучшил свои показатели по продажам новых автомобилей в России сместившись с 15-ой строчки на 11-ую, увеличив свою долю рынка среди пассажирских и коммерческих автомобилей до 3 %.[49]

[править] «ЛиАЗ»

«Ликинский автобусный завод» начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки «ЛиАЗ-677» в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время «ЛиАЗ» выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса «ЛиАЗ-5292» был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[50][51]

[править] «ПАЗ»

«Павловский Автобусный завод» — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня «ПАЗ» — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.

[править] «ГолАЗ»

«Голицынский автобусный завод» был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей «ГолАЗ 525110», 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

[править] «БАЗ»

«Брянский автомобильный завод». Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.

[править] «УралАЗ»

Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.

[править] «КАвЗ»

«Курганский Автобусный завод». Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов «КАвЗ» на базе грузовиков «ГАЗ». На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса «КАвЗ-4235» и «КАвЗ-4238» «Аврора». Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.

[править] «Marussia Motors»

Россия с 2009 по 2014 год была представлена в Формуле-1 командой «Marussia». «Marussia Motors» занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В 2018 году появилась информация о плане возрождения штучного производства компанией VIP-Service из Новосибирска. [52]

[править] «АК Дервейс»

000 "АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник "Derways-3131 «Cowboy». С конца 2005 года фирма освоила отвёрточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний "АВТОМИР"и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей «Lifan Breez» началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков «Lifan-7131A»/«7161A Breez». В 2010 году начато производство автомобилей «Haima 3» китайской компании «Hainan Mazda». Всего завод производит 22 модели автомобилей, как под собственным брендом, так и под брендами «Chery», «Lifan», «Haima», «Geely», «Hawtai», «JAC».

[править] Автоспецоборудование

Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «СилаНТ» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[53] Продукция

[править] Машиностроительный завод «Тонар»

Завод «Тонар» начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[54].

Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. «ТОНАР» так и расшифровывается — товары для народа.

[править] «Ирбитский Мотоциклетный Завод» («ИМЗ»)

Единственный в мире завод, производящий тяжёлые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал «М-72». В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов «Урал», среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, «Уралы» имеют оппозитные четырёхтактные двигатели объёмом 750 куб.см, четырёхступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жёсткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределённого впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы «Урал» пользуются мизерным спросом, так как большинство платёжеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надёжной; лёгкой в обслуживании и ремонте; «всеядной» по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество «Уралов» в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году «Урал-Патруль» попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США. Сайт завода


[править] «ПК Транспортные системы»

Российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Учреждённая в 2013 году, компания специализируется на создании 100%-низкопольного подвижного состава. Компания выпускает 8 моделей 100%-низкопольных трамваев на уникальной тележке:

  • односекционный трамвай модели 71-911 City Star;
  • двухсекционный трамвай 71-923 «Богатырь» и его модификация «Богатырь М»;
  • трёхсекционный трамвай 71-922 «Варяг»;
  • трёхсекционный трамвай 71-931 «Витязь», а также широко известный трёхсекционный трамвай 71-931 М «Витязь-Москва»;
  • 100%-низкопольный, восьмиосный, трёхсекционный трамвайный вагон 71-934 «Лев»;
  • 100%-низкопольный четырёхосный односекционный трамвайный вагон 71-911ЕМ «Львёнок».

Компания также выпустила 2 модели колёсного транспорта на электрической тяге — полностью низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и инновационный электробус «Пионер» с использованием прицепного аккумулятора.[55]

[править] «ШЕРП»

ООО «ШЕРП» производит уникальный вездеход-амфибию на шинах сверхнизкого давления. Снегоболотоход, спроектированный на основе разработок Алексея Гарагашьяна был представлен в 2015 году и сейчас активно продаётся в 49 странах мира.

Сайт компании

[править] «Авторос»

Компания «Авторос». Основаная в 1997 году, занимается производством гражданских вездеходов «ШАМАН», снегоболотоходов «MYL» и шин низкого давления и дисков марки «AVTOROS». Вездеходы «ШАМАН» используются в условиях крайнего севера, в Сибири и степи.

Сайт компании

[править] Прочие

  • «Соллерс-Набережные Челны»

«Завод малолитражных автомобилей» («ЗМА») был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей «ВАЗ 11113-ОКА». В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как «Уаз-Патриот», «SsangYong», «ISUZU».[56]

  • «Автотор»

Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки «BMW», «Chevrolet», «Hummer», «Kia». Основано в 1996 году в Калининградской области.[57]

  • «Волжанин»

Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции «Ликинского автобусного завода». В дальнейшем «Волжанин» перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[58]

  • «Нефтекамский автозавод» («НЕФАЗ»)

Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[59]

  • «Чеченавто»

Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки «Лада».[60]

  • «Арзамасский машиностроительный завод» («АМЗ»)

Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на «АМЗ» производятся гражданская версия военного автомобиля «ГАЗ-2330» «Тигр».[61]

  • «Ногинский завод топливной аппаратуры»

«Ногинский завод топливной аппаратуры» — широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора «КД-35». С этого момента начат отсчёт истории нового предприятия.[62]

[править] Иностранные автомобильные компании в России

Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 «ТагАЗ» начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области «Hyundai Accent» и «Hyundai SantaFe», a также автомобили марки «Daewoo». Впоследствии «ТагАЗ» начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели «Ssang-Yang» и «Chery» под брендами «Tagaz» и «Vortex».

Собственные заводы на территории России имеют концерны «Volkswagen» (самый большой — в Калуге), «Ford», «Renault-Nissan» (совладелец «АвтоВАЗа»), «General Motors» и многие другие.

Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России — 45 %, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20 % (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости). [63]

[править] «Фольксваген-Поло седан»

Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», поначалу очереди растянулись на полгода, в одной России продано порядка 500 тысяч. Впоследствии автомобиль адапировали под рынки других небогатых стран. Отличия автомобиля:

  • Повышена, по сравнению с немецким оригиналом, надёжность кузова. По той же причине подвеска примитивнее, чем у немцев. Улучшен старт в мороз.
  • Немецкий «Фольксваген-Поло» — это хэтчбэк, но в России популярнее кузов «седан»: внушительнее вид (в России это важно), постоянные перевозки больших грузов, поездки на дальние расстояния (нужна вместительная и аэродинамичная машина), длинная база лучше проходит неровности, а нехватка стояночного места не столь жёсткая, как в Европе. Кузов совершенно новый, ни одна кузовная деталь от «Поло хэтчбэка» не подходит на «Поло седан».
  • «Поло» — автомобиль малого класса (вес пустого 1,2 тонны) и не может стоить дорого, так что машину удешевляли по мелочам (слабенькая пластмасса, нет противотуманных фар, отключение пассажирской подушки только через OBD), чтобы главное — кузов, двигатель и коробка — было на высоте.
  • Двигатели — «приспортивленный» 1,4 TSI, «спокойный» 1,6 MPI и дизельный 1,5 TDI. Коробки — 5-ступенчатая ручная, 6-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый робот. Немецкие «поло» автоматом не комплектуются, его заказали у японцев специально для России с её «традициями» авторемонта — робот с его дорогими расходниками понравился не всем (по другим данным, на MPI робот не становится). Отказались от высокофорсированных малолитражных двигателей, TSI программно дефорсирован: срок службы русского автомобиля намного превышает традиционные 6 лет/150 тыс. км, а бензин вдвое дешевле. Самая «спортивная» комплектация, с TSI и роботом, хорошо чувствует себя даже на трассе — со скидкой на то, что более тяжёлым машинам нипочём ямы и потоки воздуха от фур.

[править] Экспорт российских автомобилей

Россия вполне успешно экспортирует автомобили во многие страны мира, в том числе, которые не входят в Таможенный союз. Так в 2016 году за рубеж было поставлено более 20 тыс. автомобилей.[64] Традиционно Германия является крупнейшим импортёром российских автомобилей в ЕС. В 2016 году немцы купили не менее 3,3 тысяч автомобилей из РФ, что на 43 % больше чем годом ранее.[65] Наиболее продаваемым автомобилем стала «ЛАДА Гранта», которых было продано 1686 единиц. Второе место занял внедорожник «ЛАДА 4×4», а третье хэтчбэк «ЛАДА Калина».[66]

[править] Мифы и стереотипы о российском автопроме

В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — «АвтоВАЗа», примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему. Эти мифы обыгрывала и массовая культура. Так, на телеканале ТНТ несколько лет назад выходил комедийный сериал «Наша Раша» — калька с британского скейтча «Маленькая Британия» есть как минимум два эпизода, посвящённых продукции Волжского автозавода. В одном из них рублёвские бомжи Сифон и Борода издеваются над потребительскими качествами новенькой «Лады Калины», привезённых кем-то из олигархов на помойку. Во втором телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков вслух издевательски комментирует рекламу автомобиля «Лада Приора». Думается, что если бы в оригинальном сериале «Маленькая Британия» существовали бы подобные эпизоды, высмеивающие «Ровер Мини» или «Ягуар», производители бы просто разорили телевизионщиков судебными исками. Но наш автопром ещё не научился защищать в суде честь, достоинство, деловую репутацию.

В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.

Современный же российский автопром — это не только «АвтоВАЗ», это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе «АвтоВАЗ», провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.

[править] См. также

[править] Ссылки

Несортированные ссылки

Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.

Статьи в «Авторевю»

Статьи в «Колёса»

Где-то, почти в начале: автопром 30-х годов СССР

Достижения Нашей технической мысли

История УАЗ

ЛуАЗ

Подвиги «Москвича»

Экспортные достижения Нашего автопрома

Достижения российского автомобилестроения

[править] Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Цифры по введённым мощностям взяты из форм «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений № С-1» — на сайте fedstat.ru.