Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 28 января (8 февраля) 1725 года.
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти и смертью Петра I. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие морские порты
Кронштадт
См. Морская крепость Кронштадт.
Фортификационные сооружения
Морская крепость Кронштадт
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Первое каменное здание в Петербурге и первый дворец новой столицы был построен первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова — сподвижника Петра I и талантливого полководца Северной войны. В результате Северной войны, к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Меншикову. На двух участках он создал дворцовые резиденции - городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.
Меншиковский дворец на набережной Невы в Петербурге построен в стиле петровского барокко зодчим Джованни Мария Фонтана в 1710—1714 гг. Достроен архитектором Готфридом Иоганном Шеделем в 1720—1721 гг. При дворце был разбит огромный регулярный парк, занимавший значительную территорию на север от главного здания дворца. После опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году дворец и крупная придворцовая территория были отданы Сухопутному Шляхетскому корпусу (первому кадетскому корпусу в России). В XVIII веке дворец неоднократно перестраивался. [1][2] Величина дворца и дворцового парка, а также богатство внутренней отделки (дворец Меншикова был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим дворцы самого Петра) позволяют отнести этот проект к категории крупных.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Город Санкт-Петербург
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также строительство Адмиралтейства, Петропавловской крепости, дорог и гидротехнических сооружений. К концу правления Петра I в городе жило уже порядка 40 тысяч человек. Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Для строительства города также одно время собирался специальный налог в 300 тыс. рублей в год, что позволяет однозначно отнести проект к крупным и оценить общие расходы тех времен в сумму порядка нескольких миллионов рублей в текущих ценах или не менее нескольких десятков миллиардов рубей в ценах 2012 г.[3]
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Азовский флот
До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие флота было временно прекращено.
Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[4], что может составлять, по меньшей мере, десятки миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Балтийский флот
Сила флота, построенного Петром I на Балтике к концу Северной войны многократно превзошла силу Азовского флота. В это время в его составе постоянно находилось 27 крупных линейных кораблей. Стоимость одновременно находящихся в строю кораблей Балтийского флота в это время примерно равнялась всем средствам, потраченным на Азовский флот.[5] Однако, поскольку корабли служили в среднем около 10 лет, общая стоимость флота в несколько раз превосходила Азовский и, составляла, видимо, порядка 7 млн рублей в ценах начала 1700 гг или более сотни млрд рублей в ценах 2012 г.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.