Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 19(30) августа 1700 года по 12 (23) июля 1711 года.
Границы периода обусловлены началом Северной войны и Прутским договором.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Корабли этого времени имели определенные особенности, которые отражаются в специфике описании проектов - во-первых, передача флоту проводилась в момент спуска коарбля со стапеля, а не по завершеню испытаний, как это практикуется сейчас в связи с чем именно это событие принимается как факт вступления в строй. Также специфической является система наименований кораблей Азовского флота, где один и тот же корабль мог иметь одновременно несколько наименований в официальных документах, что делалось большей частью в рамках информационной войны с целью завысить количество кораблей флота в глазах иностранных шпионов и правителей.
80-пушечный линейный корабль Азовского флота «Старый Орёл»
Также имел название «Оут адлер». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Федосеем Скляевым. Заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
70-пушечные линейные корабли Азовского флота типа «Старый Дуб»
Первые два из трех кораблей этого типа строились практически идентичными по чертежам Петра I корабельным мастером Ричардом Козенцем.
- «Старый Дуб» — заложен 29 сентября 1701 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1705 г.
- «Спящий Лев» — заложен 12 сентября 1701 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
70-пушечный линейный корабль Азовского флота «Самсон»
Несколько уступавший размерами кораблям типа «Старый Дуб» линкор был заложен в 1697 г. на Воронежской верфи и спущен на воду в 1704 г.
66-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Георгий»
Также имел название «Сант-Иорий». Заложен в октябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1701 г.
64-пушечный линейный корабль Азовского флота «Аист»
Также имел название «Онфар». Заложен в 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в апреле 1706 г.
62-пушечные линейные корабли Азовского флота
- «Дельфин» - заложен в ноябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1703 г., реально нес 64 орудия, в 1710 г. переделан в 48-пушечный корабль.
- «Винкельчак» - заложен в 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 28 мая 1703 г., в 1710 г. переделан в 48-пушечный корабль.
- «Воронеж» - заложен в ноябре 1697 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1703 г..
60-пушечные линейные корабли Азовского флота
Серия строилась под руководством корабельного мастера Осипа Ная.
- «Шпага» («Деген») - заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
- «Сулица» («Ланц») - заложен в 1700 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
- «Цвет войны» («Орлах Блюм») - заложен в январе 1704 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в 1709 г.
Еще один корабль серии — «Скорпион» в строй не вводился.
50-пушечный линейный корабль Азовского флота «Ластка»
Также назывался «Шваль». Строился лично Петром I (Петром Михайловым) и Федосеем Скляевым. Заложен 8 марта 1703 г. на Воронежской верфи, спущен на воду в апреле 1709 г.
50-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Первая серия линейных кораблей Балтийского флота, строившаяся на верфях, расположенных на притоках Ладожского озера. Всего в серии лёгких линкоров были построены четыре корабля:
- «Рига» — заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен на воду в 1710 г.
- «Выборг» — фактически нес 45 орудий, заложен в августе 1708 г. в Новой Ладоге, спущен на воду в 1710 г.
- «Пернов» — фактически нес 45 орудий, заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен на воду в 1710 г.
- Без названия — заложен в октябре 1708 г. на Олонецкой верфи, спущен на воду в июле 1711 г., в 1712 г. разбился и затонул на Ладоге.
Крупнейшие морские порты
Порт Троицк (Таганрог)
См. Морская крепость Троицк (Таганрог).
Петербургский порт
Гужевые (автомобильные) дороги
Осударева дорога
Дорога длиною 174 версты (260 км) от пристани Нюхча на Белом море до Повенцу на Онежском озере была проложена в целом менее чем за месяц с 20-х чисел июня по 14 июля 1702 г., что ряд исследователей считает мировым рекордом скорости дорожного строительства (учитывая значительную длину дороги и колоссальные трудозатраты).
Возникновение дороги связано с военными кампаниями начала Северной войны. В 1701 г. шведская военная эскадра совершила обход Скандинавского полуострова, вышла в Белое море и атаковала Архангельск, но была отбита благодаря подвигу захваченных в плен лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли на мель прямо под пушки недостроенной ещё Новодвинской крепости. Под предлогом защиты севера России от нового нападения, в 1702 г. Пётр I прибыл в Архангельск с лучшими частями армии - гвардейскими полками Преображенским и Семёновским. Однако далее царь провёл блестящую тайную операцию по скорейшей переброске войск на юг - через Карелию, Онежское озеро, реку Свирь и Ладожское озеро под стены крепости Орешек (Нотебург), которая была взята в октябре 1702 г. Шведы не ожидали нападения и основные их силы были вдалеке от крепости. Нотебург был переименован в Шлиссельбург - "город-ключ" - так как он был ключом к Балтике, а его завоевание позволило закрепиться на землях у Финского залива и основать Санкт-Петербург.
Ключевым этапом обеспечения небывалого марш-броска было строительство дороги через малопроходимые карельские леса. Дорога была спроектирована в виде практически идеальной "першпективы" сержантом Преображенского полка Михаилом Щепотевым. Он же и руководил строительством, на которое, помимо солдат, были вначале собраны 5000 крестьян из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца, а затем и крестьяне Соловецкого монастыря, общинники Выговской пустыни и "работный люд" волостей Выгозерского погоста. Всего в строительстве участвовали, по всей видимости, не менее 10-15 тыс. человек. Работали круглосуточно, в несколько смен, и в общей сложности было произведено примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ. Работы выполнялись вручную, с использованием лишь подвод, кирок, ломов, лопат и воротов. С учетом этих колоссальных трудозатрат, а также того, что отдельные работы происходили и позднее (в частности, при перемещении царской армейской группировки), данный проект можно отнести к крупным по принятой в данной серии статей методике.
Строительство дороги и успешный поход Петра к крепости Орешек весьма поразили современников и потомков. Существовала также легенда о том, что Пётр I якобы умудрился осуществить по Осударевой дороге волок двух фрегатов из Архангельска, что не соответствует истине. Но и без этого поход был богат на свершения. Во время движения царской армии через реки дважды были сооружены крупные понтонные мосты, а в ходе похода Пётр I успел основать несколько новых горных заводов в Олонецком округе. После всех этих событий дорога продолжала эксплуатироваться в XVIII веке, а в XIX была заброшена. Она считается также первой государственной дорогой на территории республики Карелия.[1][2][3]
Металлургическая промышленность
Первые крупные заводы на Урале
До начала XVIII века на Урале фактически не было крупной промышленности - медь и железо выплавлялись в основном отдельными крестьянскими хозяйствами и небольшими частными заводами. Однако с началом Северной войны резко возросла потребность государства в качественном металле для изготовления пушек и ружей. Чтобы наладить снабжение армии, Пётр повелел организовать ряд казённых заводов на богатом рудою Урале, положив, таким образом, начало крупной уральской промышленности.
Заводы строились вблизи месторождений и, одновременно, в тех местах, где можно было создать плотины и поставить на них водяные колеса, приводившие в движение заводские машины. Само по себе строительство плотин и водяных машин было достаточно трудозатратно, а для обслуживания заводов и поставки на них топлива (дров и обожжённого угля) нужно было большое количество работников. Поэтому приходилось приписывать к заводам окрестные крестьянские слободы и строить новые, переселяя крестьян из центральной России, а также привлекая вольнонаёмных рабочих и иностранных специалистов. Уже к 1710-м гг. на крупнейших заводах работали тысячи человек, и вокруг них строились крупные поселения - будущие уральские города.
В число первых петровских казённых уральских заводов входили:
- Каменский завод (основан и начал работу в 1701 г.) - первый крупный чугунолитейный завод на Урале, впоследствии город Каменск-Уральский;[4]
- Невьянский завод (основан по указу 1699 г., в 1702 начал работу) - впоследствии город Невьянск, вотчина Демидовых и крупнейший чугунолитейный завод России с 1710-х до середины 1720-х гг.; [5]
- Алапаевский завод (основан в 1702 г., пущен в 1704 г.) - впоследствии город Алапаевск; [6]
- Уктусский завод (основан в 1702 г., пущен в 1704 г.) - первый завод в городской черте современного Екатеринбурга, создан по инициативе А.А. Виниуса (сына А.Д. Виниуса - основателя самых первых русских чугунолитейных заводов под Тулой при царе Михаиле Фёдоровиче).[7]
Невьянский и Алапаевский заводы были основаны в районе старых Верхотурских заводов - первых казённых заводов на Урале, основанных ещё при Алексее Михайловиче. В 1702 г. Невьянский завод был передан во владение Никите Демидову, показавшему себя надежным поставщиком оружия для царской армии, и он сумел сделать завод крупнейшим и самым эффективным чугунолитейным заводом страны. В результате, в середине 1710-х гг. Демидов получил основные заказы на железо для государственных нужд и стал практически монополистом. Тогда же был основан ряд крупных Демидовских заводов на Урале (в дополнение к крупнейшему тогда Невьянскому заводу), с чем связан уже следующий этап развития уральской промышленности.
Петровский чугунолитейный и оружейный завод
См. раздел Машиностроение.
Лёгкая промышленность
Московские суконные и парусные мануфактуры
Для обеспечения флота и армии полотном, из которого шили паруса и мундиры, в петровское время было создано значительное число текстильных предприятий. Наиболее активный период их создания и роста, по всей видимости, приходился на 1700-е гг., когда одновременно строились Азовский и Балтийский флот. Крупнейший кластер текстильной промышленности - 15 полотняных заводов - был создан под Москвой, где были наилучшие условия как по наличию рабочей силы и сырья, так и по транспортным возможностям для поставки продукции на юг и север страны. Самой большой была казённая Московская парусная мануфактура непосредственно в Москве (созданная на основе старинных московских суконных дворов), где в одно время работали 1162 человека - это было крупнейшее предприятие лёгкой промышленности в стране. Текстильные предприятия создавались также в Ярославле, Казани и других крупных городах.
В 1700-х гг. продукция текстильной промышленности шла в основном на нужды армии и флота (на оснащение одного корабля в то время затрачивалось около 1800 м парусного полотна), но уже в 1710-е гг., когда после крупных побед над шведами военная ситуация стала менее напряжённой, многие предприятия переориентируются на рынок гражданской продукции.
Хотя большинство мануфактур были частными, Пётр I лично принимал участие в основании многих предприятий. Государство целенаправленно развивало мануфактурную промышленность в стране - некоторые отдельные предприятия получали кредиты на создание и развитие производства размером до 15-30 тыс. рублей, что соответствует стоимости крупного проекта в те времена.[8][9]
Машиностроение
Петровский чугунолитейный и оружейный завод (Петрозаводск)
Шуйский завод, вскоре переименованный в Петровский, был заложен 29 августа 1703 года - эта дата считается основанием города Петрозаводска (нынешней столицы Карелии). Шла Северная война со Швецией, и Пётр I повелел основать крупный оружейный завод для литья пушек вблизи шведской границы, так как заводы в Туле и на Урале находились далеко от театра военных действий, а карельские Олонецкие заводы (выкупленные в казну в том же 1703 г.) были недостаточно производительны.
Завод, сразу ставший крупнейшим производством России в 1700-е гг., был пущен в рекордные сроки (на строительстве работало более 1200 человек) - в декабре 1703 г. была пущена первая домна, а в январе 1704 начали изготавливаться первые пушки. Масштабное строительство продолжалось вплоть до 1706 г. - были построены 4 домны, пушечная вертельня (для обточки и сверления пушечных стволов), молотовая кузница, оружейная фабрика, мастерская для изготовления мехов, якорная фабрика и плотина высотой 2,5 сажени (создававшая повышенный напор для вращения водяных машин). Завод, таким образом стал производством широкого профиля и полного цикла (медь и железо получали с окрестных месторождений).
На завод неоднократно приезжал Пётр I. Для него была построена резиденция - двухэтажный деревянный дворец с прудом и походной церковью. Затем вокруг был разбит сад и рядом была возведена церковь Петра и Павла с высоким шпилем.
Завод был крупнейшим чугунолитейным производством страны вплоть до начала-середины 1710-х гг., когда на Урале заработал в полную силу Невьянский завод. В 1716 году Вилим де Геннин открыл при Петровском заводе первую в России горнозаводскую школу для подготовки специалистов-металлургов. С окончанием Северной войны в 1720-х гг. надобность в продукции завода резко снизилась, и к 1734 г. он прекратил функционировать. В 1753 г. на территорию Петровского завода было переведено медное производство Кончезерского завода, и здесь стали выплавлять медь из которой чеканилась вся медная монета России. В 1773 г. было возобновлено литьё пушек и создано новое крупное производство - Александровский завод. [10]
Главное Адмиралтейство
Главное адмиралтейство было заложено вскоре после основания Санкт-Петербурга 16 (5) ноября 1704 года как Санкт-Петербургская верфь. Верфь была построена на левом берегу Невы (впоследствии известном как Адмиралтейская сторона) по проекту и чертежам самого Петра I. Первоначальное строительство было закончено в рекордно короткий срок к началу 1705 года, когда на верфи были заложены первые корабли.
В условиях продолжающейся Северной войны Адмиралтейская верфь, расположенная на противоположном от строящейся Санкт-Петербургской крепости берегу реки, нуждалась в дополнительной защите, поэтому к 1706 году вокруг верфи была выстроена крепость, включавшая в себя земляной вал с пятью бастионами, заполненные водой рвы по всему периметру, насыпь гласиса и эспланаду (обширное пространство для обзора местности и предупреждения внезапного нападения противника). Внутри крепости в виде растянутой буквы "П", с открытым на реку двором, было расположено первое одноэтажное мазанковое здание. По внутреннему периметру двора шёл канал, используемый в транспортных целях. По внешнему периметру также был канал, имеющий как транспортное, так и защитное значение.
10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся спуск первого корабля на воду (это был прам с 18 пушками). К 1715 г. в Адмиралтействе (на самой верфи и в иных службах Адмиралтейского приказа) работало около 10 тысяч человек, непосредственно на строительстве кораблей - не менее 3,5 тысяч человек. Адмиралтейство было не только крупнейшей верфью страны, но и, по всей видимости, крупнейшим промышленным предприятием петровской эпохи.
Уже в первой постройке была башня с металлическим шпилем. К 1711 году, когда Петербург стал столицей страны, была произведена первая перестройка здания, ставшего с этих пор Главным Адмиралтейством России. На башне над воротами Адмиралтейства голландским мастером Х. ван Болосом был установлен шпиль с корабликом, ставший символом Санкт-Петербурга. Считается, что силуэт кораблика основан на сохранившихся изображениях первого русского парусный корабля западноевропейского типа - фрегата «Орёл», построенного ещё в 1667-1679 гг. при отце Петра I царе Алексее Михайловиче.
В 1732-1738-х гг. Адмиралтейство - самое большое и длинное здание Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости) - было перестроено в камень. Нынешний облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806-1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[11]
Фортификационные сооружения
Морская крепость Троицк (Таганрог)
Петр I основал Троицк (ныне Таганрог) 1698 году в качестве первой военно-морской базы России и места дислокации Азовского флота. При этом он также стал первым в мире портом с искусственной гаванью из сборных конструкций,[12] первым российским портом на открытом побережье моря, а также первым в России городом, построенным по регулярному плану. Hаботы по возведению укреплений начались еще в 1696 г. и первая очередь гавани была готова к использованию уже с 1699 г. В районе города к 1709 г. было построено несколько крупных оборонительных и гидротехнических сооружений:
- Укреплённая гавань Троица.
- Форт Черепаха на первом в России искусственном острове (первый русский морской форт).[13]
- Троицкая крепость.[14]
- Передовая линия обороны Троицка - Петровский ретрашемент,[15] включавший Черепахинский редут, оборонительный вал и Павловскую крепость.[16]
Фактически к 1709 г. был сформирован хорошо укреплённый город-порт. Но после неудачного Прутского похода крепость была разрушена по условиям договора с турками в 1711-1712 гг. Однако накопленный россиянами опыт постройки морских фортов, искусственных гаваней, регулярных городов и крепостей не пропал даром и был использован при строительстве Петербурга, Кронштадта и Новодвинской крепости. В ходе следующей русско-турецкой войны в 1736 году территория Таганрога вновь перешла к России, а после еще одной победоносной войны с турками 1768-1774 гг. Таганрогская крепость была вновь возведена на старых фундаментах.[17]
Первые форты Кронштадта
В 1703 г., после того как шведы в ходе боев Северной войны покинули Невскую губу, Пётр I вышел в Финский залив и произвел промеры глубин, которые показали, что большие корабли могут подойти к Неве только по узкому проходу около острова Котлин. В этом месте Пётр велел основать морскую крепость, макет которой он впоследствии собственноручно изготовил и прислал из Воронежа в конце 1703 года.
Строительство началось в январе 1704 года — как только окреп лёд, по нему начался подвоз строевого леса и булыжного камня, заранее заготовленных на берегу осенью 1703 года. Строился форт путём опускания на дно наполненных камнями специальных бревенчатых срубов (они назывались «ряжи»). Таким образом на отмели был создан выступающий над водой фундамент, на котором затем была возведена насыпь и сооружен форт. Все работы выполнялись солдатами армейских полков.
Первый русский морской форт на Балтике получил название Кроншлосс («Коронный ключ»), а затем был переименован в Кроншлот («Коронный замок»). В присутствии Петра I он был торжественно освящен новгородским митрополитом 7(18) мая 1704 — эта дата считается днём основания Кронштадта, хотя сам город Кронштадт и кронштадтская крепость были официально основаны в 1723 г. Строительство на самом острове Котлин началось лишь через несколько лет — в 1706 г. на западной оконечности острова был построен форт «Шанц» (иначе называемый Александровская батарея или «Александр-шанец»). По всей видимости, это была первая постоянная русская морская береговая батарея на Балтике.
Строительство укреплений у острова Котлин в кратчайшем времени оправдалось — в 1704 и 1705 гг. форт Кроншлот подвергся атакам шведов, но небольшие размеры и удачное расположение форта привели к тому, что несмотря на двухдневную бомбардировку эскадрой из 14 шведских кораблей, ни единая бомба в форт не попала. В 1705 г. к Котлину подошла еще более мощная шведская эскадра из 22 кораблей, но также не имела успеха (в это время на острове был устроен ряд временных береговых батарей). Кроншлот стал началом большой Кронштадтской крепости, и со времени его основания вот уже более трёх веков ни единый вражеский корабль не смог пройти к Петербургу мимо Кронштадта.[18][19]
Санкт-Петербургская (Петропавловская) крепость (дерево-земляная)
Санкт-Петербургская крепость (вскоре названная Петропавловской) была заложена 16 (27) мая 1703 года по плану Петра I и в его присутствии. Эта дата считается днём основания Санкт-Петербурга.
Первые укрепления Санкт-Петербургской крепости были выполнены дерево-земляными - основой валов служили деревянные конструкции с забутовкой камнем. Подобного рода система гарантировала прочность валов - во время Великой Отечественной войны гораздо меньшей толщины стены огневых точек, возводимых по аналогичной технологии при обороне Ханко выдерживали прямые попадания 152 мм снарядов. Строительство первой очереди крепости в виде шести бастионов основной линии укреплений было завершено в сентябре 1703 г. В 1704-1705 гг был построен земляной равеллин (будущий Иоанновский) на востоке острова. В 1705-1709 гг на Березовом острове севернее основной линии крепостных стен было построен Кронверк - крупное земляное укрепление в форме короны. В 1705 г. в горже (тыльной части) Головкина бастиона построен кавальер, представлявший собой дополнительное земляное фортификационное сооружение, предназначенное для ведение огня поверх валов самого бастиона.
В эти же годы начинается перестройка Петропавловской крепости в камне, но в это время возводятся только отдельные каменные элементы, такие как арка Петровских ворот, полностью же перестройка Санкт-Петербургской крепости в камне была завершена гораздо позднее.[20]
Новодвинская крепость (первая очередь)
Крепость в устье Северной Двины была поставлена на изгибе главного фарватера для защиты Архангельска от нападения с моря. Хоть и не очень большая - рассчитанная на 1000 человек, но мощная и весьма дорогая по тем временам каменная крепость строилась с 1701 г., а к 1705 г. основные работы были завершены, тогда же в крепости было размещено 180 орудий. Полностью крепость была завершена позднее в 1714 г. На строительстве крепости работало ежегодно до 3000 крестьян, что позводяет однозначно отнести ее к крупным проектам.[21]
Только начатая крепость летом 1701 г. победила в бою со шведской эскадрой благодаря подвигу захваченных в плен шведами лоцмана Ивана Рябова и толмача Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли под пушки крепости и посадивших их на мель.
Адмиралтейская крепость
Западная укреплённая линия
Линия укреплений вдоль западных границ России, построенная в 1706-1708 годах в направлении от Пскова через Смоленск на Брянск. Крупнейшими были модернизированные крепости Псковская, Великолукская и Смоленская. В южной части линии, через смоленские и брянские леса военным инженером Василием Корчминым была устроена цепь засек и укреплений (Рославль, Брянск, Почеп, Трубчевск), преградившая в 1708 году вторжение шведской армии Карла XII в Центральную Россию (в итоге решающее сухопутное сражение Северной войны состоялось под Полтавой в 1709 г. и принесло победу России). [22]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Сухарева башня в Москве
Башня, являющаяся выдающимся сооружением русской архитектуры, была создана по инициативе Петра I и по проекту М.И. Чоглокова. Строительство происходило в два этапа. Сначала, в 1692-1695 гг., были созданы каменные ворота с часами на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Эти новые ворота Пётр построил в благодарность стрелецкому полку Лаврентия Сухарева, который охранял старые Сретенские ворота и встал на защиту Петра 1689 г., когда тот бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру.
Затем, в 1698-1701 гг. над каменным основанием была выстроена высокая шатровая башня по образцу европейских ратуш, представляющая собой, по мнению многих исследователей, аллегорический корабль с мачтой. По образцу Спасской башни Кремля, Сухарева башня была украшена часами и увенчана огромным двуглавым орлом. Башня высотой в 64 метра была гигантской постройкой для Москвы того времени, её называли невестой колокольни Ивана Великого (другого высочайшего здания Москвы). В башне хранилась драгоценная икона Казанской Божьей Матери, считающаяся избавительницей Москвы в войне 1612 года.
В 1701 г. в Сухаревой башне была размещена школа математических и навигацких наук (первый технический вуз России).
Помимо Навигацкой школы в башне также располагалась первая в России астрономическая обсерватория, основанная в 1702 г. Яковом Вилимовичем Брюсом - учёным, государственным деятелем (впоследствии согласовавшем и подписавшем Ништадтский мир со Швецией) и главой Навигацкой школы. Брюс устроил в башне также и первую известную в России химическую лабораторию. За увлечения химией и астрономией его прозвали в народе "колдуном с Сухаревой башни". В большой зале башни происходили занятия фехтованием на рапирах, а также «представляли комедии», для чего были выписаны иностранные актёры.
Школа располагалась в здании башни до перевода в Санкт-Петербург в 1715 г. Башню же в конце XIX века превратили в водонапорную при реконструкции крупнейшего московского Мытищинского водопровода, а в 1934 году снесли в ходе советской реконструкции Москвы, так как здание стояло прямо на Садовом кольце и мешало движению. У сноса уже тогда было много противников, и до сих пор постоянно идут разговоры о воссоздании этого уникального архитектурного памятника в том или ином месте.[23][24][25][26]
Наука и образование
Школа математических и навигацких наук
Школа математических и навигацких наук, основанная в Москве 14 (25) января 1701 года, была фактически первым российским техническим учебным заведением (одновременно высшим и средним). Это было первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, ставшее предшественником всей системы инженерно-технического образования России. Школа готовила артиллеристов и моряков для растущей тогда армии и строящегося флота, военных инженеров для постройки первых русских регулярных крепостей, геодезистов для первой современной инструментальной картографической съемки страны, а также учителей, архитекторов и чиновников.
Было создано два отделения - нижняя школа, где обучали базовой грамотности, арифметике, геометрии и тригонометрии, и верхняя школа, где преподавали математические и навигацкие науки, немецкий язык, артиллерийское и инженерное дело. Были наняты лучшие английские, немецкие и русские учителя, в числе которых был и Л.Ф. Магницкий - автор первой в России учебной энциклопедии по математике, ставшей популярнейшим русским учебником XVIII в.
К 1704 г. в школе училось более 300 человек, в том числе много юношей из виднейших дворянских семей. Все ученики находились на полном государственном обеспечении. На содержание школы отпускалась огромная по тем временам сумма - по 22 456 рублей в год (с 1713 г.).[27]
Для школы было построено уникальное здание - Сухарева башня, где также располагалась первая в России астрономическая обсерватория и первая химическая лаборатория, основанные В.Я. Брюсом (главой Навигацкой школы). Школа находилась в Сухаревской башне до 1715 г., когда навигаторские классы были переведены в новую морскую столицу - Санкт-Петербург, где на их основе была создана Морская академия, а сама навигацкая школа стала подготовительным училищем при Академии и просуществовала до 1753 г. К навигацкой школе возводят свою историю ряд важнейших геодезических, инженерных, артиллерийских и морских вузов России. Фактически навигацкая школа и наследующая ей Морская академия были также предшественниками Российской академии наук.[28]
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Город Санкт-Петербург
Проект строительства с нуля новой столицы, начатый прямо в ходе войны на захваченной у врага территории в 1703 г., включал в себя, помимо жилой и офисной застройки, также создание городских укреплений, порта, верфей, дорог и гидротехнических сооружений. Город был основан 16 (27) мая 1703 г. - в этот день была заложена Санкт-Петербургская крепость.
Строительство велось вахтовым методом с апреля по октябрь, причем это время делилось на 2-3 смены строителей, которые проводили на работах не более двух-трех месяцев. В год на строительстве города работало порядка 20 тысяч человек, при этом строители хорошо снабжались и, вопреки известным мифам, на государственной стройке смерность была не выше средней для населения в те времена, не превышая нескольких процентов в год. Общую стоимость строительства построенных в это время зданий Санкт-Петербурга можно оченить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
К началу 1710-х гг. в городе были построены:
- Санкт-Петербургская (Петропавловская) крепость.
- Главное адмиралтейство (Санкт-Петербургская верфь) и Адмиралтейская крепость.
- Первый Петербургский порт и первый городской центр на Петербургском острове (район, расположенный за Петропавловской крепостью).
- Первая резиденция Петра I в Летнем саду.
Морские подступы к Петербургу были надежно защищены возведёнными в этот период первыми фортами Кронштадта.
В результате, менее чем за 10 лет было создано хорошо укреплённое поселение с базовой городской инфраструктурой, крупнейшим промышленным предприятием России (Адмиралтейством) и царской резиденцией (довольно скромной в то время). В 1710-1712 гг. произошел перенос столицы из Москвы в Петербург, и далее город строился уже как столица России. [29]
Денежная реформа и монетные дворы Петра I
Строительство флота и Санкт-Петербурга, а также другие петровские проекты и преобразования требовали крупных финансовых ресурсов. В то же время растущая после создания "окна в Европу" русско-европейская торговля требовала наличия твёрдой валюты, уважаемой во всём мире. В целях решения финансовых вопросов Пётр осуществлял многочисленные нововведения на протяжении почти всего своего правления: налоговые реформы, создание финансового ведомства, введение табелей для регламентации расходов, создание государственных монополий в ряде областей торговли.
Важнейшей была денежная реформа 1704 г., в ходе которой была осуществлена перечеканка государственной монеты. Все наличные деньги из приказов были доставлены на монетные дворы, перечеканены и возвращены в приказы новыми монетами, причем с добавкою 10 % — «по гривне на рубль». Был введён серебряный рубль и медная копейка, и эти единицы валюты стали основой российской валютной системы фактически до сегодняшнего дня (впервые серебряную рублёвую монету ввел еще отец Петра I царь Алексей Михайлович, но тогда это нововведение в силу ряда причин продержалось недолго; ранее же рубль существовал лишь в форме серебряных слитков, служивших разменными единицами).
Реформа была передовой по тем временам не только в России, но и в мире. Несколькими годами ранее аналогичная реформа (с заменой старой валюты на твёрдую серебряную с 10%-й надбавкой) была проведена в Англии знаменитым ученым и смотрителем английского монетного двора Исааком Ньютоном (причём известно, что Пётр I встречался с Ньютоном в 1698 г. в ходе «Великого посольства») - и эта реформа немало послужила колоссальному росту экономики Англии в XVIII веке. Петровская реформа в некоторых отношениях была ещё более прогрессивна, чем ньютоновская - Пётр I сделал 1 российский рубль состоящим из 100 копеек, то есть первой в мире десятичной валютой.
Для чеканки огромных объёмов новой монеты в петровское время был открыт целый ряд монетных дворов в Москве:
- Красный монетный двор у Китайгородской стены (1697);
- Набережный монетный двор в Кремле (1699);
- Новый монетный двор на Красной площади (1700);
- Кадашёвский монетный двор (1701);
- Набережный Серебряный монетный двор в Кремле (1701).
В конце царствования императора Петра в 1724 г. был основан Санкт-Петербургский монетный двор, ставший впоследствии основным монетным двором Российской империи и до сих пор являющийся одним из крупнейших монетных дворов мира.[30][31][32]
Петрозаводская слобода (Петрозаводск)
См. Петровский чугунолитейный и оружейный завод.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
В этот период происходит активное строительство Азовского флота (основанного в 1696 г.) и основывается Балтийский флот (1703 г.). Для обеспечения строительства флота, а также для снабжения и модернизацию постоянно растущей армии по всей стране создаются крупные промышленные предприятия и кластеры:
- Олонецкая верфь на реке Свирь, на восточном берегу Ладожского озера - здесь ещё до основания Петербурга строились первые корабли Балтийского флота.[33]
- Главное Адмиралтейство - Санкт-Петербургская верфь, ставшая крупнейшим предприятием петровской эпохи (около 10 000 работников).
- Московские суконные и парусные мануфактуры - крупнейший кластер предприятий текстильной промышленности, снабжавшей армию и флот сукном для мундиров и полотном для парусов.
- Чугуноплавильные и железоделательные заводы на Урале - первые крупные предприятия на Урале, поставлявшие железо для пушек, ядер и ружей, а также металлических деталей кораблей.
Азовский флот
До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование, где после 1700 г. шла планомерная замена недолговечных кораблей кумпанского флота на гораздо более мощные и качественные боевые единицы. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие Азовского флота было временно прекращено.
Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[34], что может составлять сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Балтийский флот (основание)
Первые корабли Балтийского флота строились в это время в Новой Ладоге и на Олонецкой верфи на реке Свирь, то есть фактически на притоках Ладожского озера, поскольку основанное в этот же период Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге еще не начало выпуск крупных коарблей, тем не менее, для вновь образованного флота к 1711 г. уже было построено четыре 50-пушечных линейных корабля и множество более мелких кораблей и судов.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.