Русский мир

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngНазначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только - стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.Rightquotes.png
Фёдор Достоевский[1]
 
Leftquotes.pngДаже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…Rightquotes.png
Отто фон Бисмарк[2]

Русский мир (Русь) — цивилизационная надгосударственная общность, связанная русской в широком смысле слова культурой, подразумевающей взгляд на Человечество, как на большую семью, но с пониманием того, что реально осознаёт себя этой семьёй только Россия и Русский мир. По понятным причинам распространение русского мира примерно совпадают с границами распространения русского языка, который, безусловно, является частью русской культуры. При этом хотя ядро русских ценностей сформировано Православием, их миролюбивость привела к тому, что множество мусульман, иудеев и представителей других религий также относят себя к Русскому миру.

История

988 год — до Крещения Руси в 988 году нашу страну населяли даже не народы, а племенные союзы славянского, финно-угорского, тюркского, а также, вероятно, скандинавского и балтского происхождения, объединённые большей частью налоговой зависимостью и существенно различавшиеся, помимо всего прочего, даже религиозными воззрениями. Именно начиная с Крещения процесс объединения страны в единую нацию, однако полностью этот путь в то время пройден так и не был, так как феодальная раздробленность вскоре породила новые внутренние разделительные линии. Тем не менее, именно в это время сформировалась значительная часть Русского мира от попавшей на тысячу лет под венгерское управление Подкарпатской Руси до Центральной России и Новгородской земли.

1238—1240 года — следующим этапом в становлении Русского мира стало Ордынское нашествие и последующее Иго, в ходе которых окончательно забылись древние племенные отношения. К сожалению, одновременно с этим окрестности Киева практически обезлюдели, в результате чего западнорусские земли вскоре подверглись завоеванию языческой по началу Литвой и католическими Венгрией и Польшей, которые по началу не слишком успешно пытались склонить население к переходу в католичество.

15 августа 1327 года — на праздник Успения Пресвятой Богородицы (ныне 28 августа по новому стилю) в Московском кремле освещается каменный Успенский собор, в котором завещал похоронить себя умерший несколько ранее митрополит всея Руси Пётр, ранее перенесший в Москву митрополичью кафедру и пророчествовавший о возвышении Москвы в этом случае. В тот же день в Твери вспыхивает восстание, закончившееся убийством близкого родственника хана Золотой Орды Узбека, в результате чего Великое Княжение окончательно уходит в руки московских князей, ещё со времён Даниила Московского в среднем в заметно большей степени заботившихся о духовной стороне дела. Мудрый Иван Калита сумел сделать так, что для подвластных ему земель Иго закончилось.

8 сентября 1380 года — в результате судьбоносной в цивилизационном плане Куликовской битвы, как считает большинство историков, фактически родилась современная российская идентичность. Впервые выставленное совместное войско под единым командованием позволило достичь настолько ощутимого результата, а общие потери настолько сблизили сражавшихся, что, по выражению историка Льва Гумилёва «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские».[3]

1387 год — вскоре после Куликовской битвы под давлением Запада к находящемуся на грани распада, но агрессивному по отношению к Православию Католическому миру присоединилась и Литва. Однако в те же 1380-е в Европе началось движение, позднее, в начале 1500-х приведшее к Реформации, в результате чего в граничащих с Россией Литве, Ливонском Ордене и Швеции тоже было не всё в порядке.

1425—1453 года — последняя гражданская война в России из-за престолонаследия окончательно отбивает охоту у населения поддерживать узурпаторов из числа удельных князей.

1480 год — Отчасти благодаря разладу как в Европе, так и в Орде в 1480 году Россия стала полностью независимой от Орды. Однако следует иметь в виду, что население страны по-прежнему оставалось многонациональным и, отчасти, многоконфессиональным — на Руси было и управлявшееся потомками Чингисхана Касимовское ханство, и многочисленные «свои поганые» — ещё не крещённые к тому времени народы Севера и Поволжья.

16 января 1547 года — с венчанием первого русского Царя Всея Руси — Ивана IV Грозного на царство Россия фактически официально заявила о претензии на лидерство в цивилизационном проекте объединения Русского мира. Для того времени это был очень важный шаг — не зря его поначалу даже держали в секрете, а признание царского титула растянулось на десятилетия по тем же причинам по которым Русский мир не хотят признавать многие современные враги России.

2 октября 1552 года — очередная осада Казани привела не только к падению города и избавлению страны от угрозы существенных набегов с востока. Казанское ханство, населённое преимущественно мусульманами, стало равноправной частью России и татарские князья (бывшие «сироты казанские») стали полноправной частью государственной элиты.

4 ноября 1612 года — К началу XVII века Русь уже поглотила основную часть бывшей Орды, продвигаясь по Волге и отбиваясь за укреплёнными линиями от угрозы набегов из Крыма и Кавказа, где части бывшей Орды оказались вассалами Турции. Присоединённые к России в XVI веке народы Поволжья уже в Смутное время показали себя настоящей частью Русского мира, активно участвуя в изгнании интервентов из страны, вследствие чего день победы ополчения Минина и Пожарского ныне отмечается в России как День народного единства.

8 (18) января 1654 года — Переяславская Рада принимает решение о воссоединении Гетманщины с Россией.

16 (27) октября 1700 года — умирает Патриарх Московский и Всея Руси Адриан, после чего в угоду сиюминутным политическим интересам Пётр I запрещает выборы нового Патриарха, а в 1721 году вместо него создаёт гражданский коллективный орган церковного управления — Синод, что впоследствии, вероятно, стало одной из глубинных причин революций 1917 года.

22 октября (2 ноября) 1721 года — Пётр I принимает от Сината и Синода титул Императора Всероссийского, что указывало на то, что Россия претендует на если не на мировое господство, то на роль центра отдельного мира-цивилизации. Дело в том, что ещё несколькими веками ранее — до Реформации 1500-х гг. в Европе была ещё жива, хоть и не поддерживалась папством, концепция Империи как единого государства всех христиан, которое со временем должно было распространиться на весь мир, а к 1721 году установившийся в Европе плюрализм религий привёл к тому, что империй стало много.

1915 год — в ходе Первой мировой войны эвакуировано почти всё русское население Привислянского края (нынешней Польши), что создало благоприятную обстановку для местных националистов, которые вскоре стали активно притеснять православных, отбирая храмы, а в Варшаве был снесён монументальный Александро-Невский собор.

18 марта 2014 года — подписанием договора о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией начат процесс полного воссоединения частей Русского мира.

Современный состав Русского мира

Состав по странам

Целиком и практически безоговорочно в Русский мир на данный фактически входят Россия и частично признанные страны, формальное воссоединение которых с Россией задерживается только в силу внешнеполитических осложнений, а соответствующие референдумы, аналогичные Крымскому, давным-давно проведены. К таковым можно отнести:

  • Россия
  • Южная Осетия
  • Приднестровье

Условно туда же можно отнести и сражающиеся республики Новороссии, в которых соответствующего референдума не проводилось, но зато проводятся мероприятия по унификации законодательства и образования с Россией:

К близким России, но не готовым на полную интеграцию, относятся следующие страны:

  • Беларусь
  • Абхазия
  • Армения
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • Сербия
  • Афганистан

Страны со в целом отрицательно настроенным к Русскому миру руководством, но имеющие заметную часть населения, явно к нему относящегося:

Связаны с Русским миром только наличием большого числа носителей русского языка, но, в массе своей, не русской культуры следующие в целом не слишком дружественные Русскому миру страны:

  • Грузия — имеет почти полностью православное население, однако полностью сосредоточенное на собственной исключительности, как и на Западной Украине.
  • Литва
  • Польша
  • Финляндия

Также слабо связаны культурно с Русским миром, но положительно (иногда с недавних пор) настроены по отношению к нему и тесно с ним связаны в других областях:

  • Монголия
  • Афганистан
  • Куба
  • Венесуэла
  • Сирия
  • Вьетнам
  • Никарагуа
  • КНДР
  • Южная Корея
  • Словакия

Также можно отметить более дальние, но явно дружественные по отношению к ценностям Русского мира страны:

  • Эквадор
  • Боливия

Являются каноническими территориями Русской Православной Церкви, хоть и представляют собой практически отдельные миры:

  • Китай — дружественный.
  • Япония — враждебна.

Части Русского мира с широким распространением националистических идеологий русофобского толка

Возникшие, как правило, под серьёзным внешним влиянием, националистические идеологии русофобского толка на данный момент имеют большое влияние в следующих частях Русского мира:

  • Польша
  • Грузия
  • Западная и центральная Украина
  • Молдавия
  • Литва
  • Латвия (среди латышей)
  • Эстония (среди эстонцев)
  • Финляндия
  • Япония

Следует отметить, что во многих случаях этому способствует другая культура и религия — в частности, прибалтийским народам, исповедующим протестантизм, тесно связанный с индивидуализмом, совсем не близко понятие государства как семьи. Также здесь отрицательную роль сыграл культ «простого парня» времён СССР — ведь русским, общаясь с ними, стоило бы проявить чуток аристократичности и быть просто предельно вежливыми, поскольку, например, обращение не на «Вы» от незнакомого человека, обычное в России, для жителей Прибалтики равносильно оскорблению.

См. также