Безопасность дорожного движения в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Безопасность дорожного движения в России долгое время была одной из серьёзнейших проблем в стране. В последние годы ситуация в этой сфере существенно улучшилась, хотя есть ещё куда улучшаться далее.

Снижение смертности на российских дорогах

Российские дороги постепенно становятся цивилизованными. Смертность в ДТП в России снизилась в 3,5 раза за 9 лет, с 28 до 8,2 погибших на 100 тысяч жителей.[1]

Вот немного статистики по разным странам (погибших на 100 тысяч):

Следует также отметить, что в разных странах разный уровень автомобилизации. В джунглях Амазонки смертельных ДТП нет — но только потому, что автомобилей там тоже нет, там опасность для пешеходов представляют скорее живые кайманы и ягуары, нежели их стальные подражатели.

Если пересчитать статистику не на 100 тысяч жителей, а на 100 тысяч автомобилей, выглядеть она будет вот так:

  • Таиланд — 230,9
  • Армения — 174
  • Китай — 69
  • Россия — 25
  • Болгария — 24
  • Польша — 21
  • Португалия — 15
  • Бельгия — 12

Причины снижения смертности в ДТП в России

Основные причины улучшения ситуации с дорожной безопасностью таковы:

  • Заметное снижение потребления алкоголя в России, начавшееся во второй половине 2000-х (и ещё большее снижение потребления крепкого алкоголя). Это один из важнейших факторов, так как значительная часть ДТП происходит по вине нетрезвых водителей или нетрезвых пешеходов.
  • Существенное ужесточение штрафов и наказаний за нарушения ПДД. Особенно значительно нормы были ужесточены в президентство Дмитрия Медведева и в начале третьего президентского срока Путина. С 2013 г. минимальный штраф составил 500 рублей (ранее 100 руб). Вождение в нетрезвом виде стало караться не только лишением удостоверения на 1,5-2 года, но и штрафом в 30 000 руб, а вождение в нетрезвом виде без прав стало наказываться 15 сутками ареста.[2] В 2015 году была введена уголовная ответственность за повторную езду в пьяном виде.[3] В 2010—2013 гг. действовала норма «нулевого промилле», предполагающая наказание всех водителей, у которых алкотестер обнаруживает в дыхании хоть какое-то содержание алкоголя. В 2013 году эта норма была смягчена до 0,16 мг спирта на один литр выдыхаемого воздуха (приблизительно 0,3 промилле).[4] См. также таблица штрафов ГИБДД на начало 2016 года.
  • Улучшение систем разметки, разграничения и регулирования дорожного движения. В последнее десятилетие в городах России стали гораздо тщательнее следить за состоянием дорожной разметки, стало больше выделенных дорог, барьеров на опасных участках, «лежачих полицейских», островков безопасности на переходах. Существенно улучшились возможности светофоров, которые теперь имеют таймеры и голосовое сопровождение.
  • Улучшение качества автопарка в России. Российский автопром прошёл через существенную модернизацию в 2000-е и 2010-е гг., что сказалось как на качестве выпускаемой продукции в целом, так и на уровне безопасности в частности.
  • Широкое распространение навигаторов. С навигаторами у водителей меньше проблем с поиском пути в незнакомых местах, а следовательно, меньше поводов торопиться. Кроме того, время пути можно достаточно точно рассчитать заранее.
  • Широкое распространение видеорегистраторов. Россия в короткое время стала одной из стран-лидеров по использованию видеорегистраторов на транспортных средствах. Использование видеорегистраторов позволяет в большинстве случаев достаточно убедительно доказать, кто именно виноват в ДТП, и в таких условиях оказываться виновником ДТП совсем не хочется. Кроме регистраторов, установленных на автомашинах, за последнее время существенно возросло число камер слежения на перекрёстках, площадях и других ключевых участках дорожной сети, что существенно снижает возможности безнаказанно нарушать скоростной режим и порядок проезда.
  • Общее улучшение качества автодорог в России. Хотя и далеко не повсеместно, но качество дорог в России за последние полтора десятилетия серьёзно улучшилось — в первую очередь это касается больших городов и федеральных трасс. Отдельно следует отметить строительство выделенных скоростных дорог, таких как ЗСД или КАД в Петербурге.

В целом можно констатировать существенное улучшение ситуации с культурой вождения. Если в начале 2000-х гг. водители крайне редко пропускали пешеходов на нерегулируемых переходах, то теперь ситуация обратная — уступать стали часто и охотно.

Дальнейшие меры по улучшению ситуации

Повышению уровню безопасности на дорогах будут способствовать следующие меры:

  • Развитие велосипедного движения. Велосипед является дешёвым, полезным для здоровья и на порядок более безопасным транспортом, чем автомобиль. Кроме того, на сравнительно коротких дистанциях (до нескольких километров), при хорошей погоде и при движении без груза велосипед оказывается гораздо эффективнее. Улучшение условий для велосипедного движения даст возможность повысить эффективность пользования велосипедом и увеличить привлекательность данного вида транспорта. Причём речь идёт даже не обязательно о строительстве специальных велодорожек, которые в условиях климата России могут 4-6 месяцев в году оставаться без работы, а хотя бы об оборудовании всех тротуаров во всех необходимых местах удобными съездами (что важно также для движения инвалидных колясок и колясок с детьми). Кроме того, нужны оборудованные велостоянки, пункты обслуживания и проката (всё это, как правило, занимает очень мало места и не слишком дорого).
  • Развитие общественного транспорта. ДТП с общественным транспортом случаются существенно реже, чем с частным. Создание в городах удобного и быстрого общественного транспорта создаёт альтернативу использованию личного автомобиля (речь не обязательно идёт о полном отказе от личного автомобиля — понятно, что на срочную деловую встречу, в загородную поездку или в далёкое путешествие лучше ездить на личном авто). Поэтому в крупных городах следует усиленно развивать системы электротранспорта (метро, трамвай, троллейбус) — они отличаются наибольшей безопасностью.
  • Развитие сети выделенных дорог, на которых поток автотранспорта никогда не пересекается с потоками пешеходов, велосипедистов и вообще с любыми поперечными потоками транспорта. Стоит отдельно отметить, что попытка добиться выделенности за счёт подземных переходов и полного ограждения дорог прямо внутри густонаселённого района — это далеко не лучшее решение, которое создаёт большие проблемы маломобильным группам населения, велосипедистам и родителям с колясками, и иногда такое решение может привести к обратным результатам (многие пешеходы будут просто перелезать ограждения, вместо того, чтобы пользоваться неудобным переходом). Наоборот, на внутрирайонных дорогах следует увеличивать количество регулируемых наземных переходов, а выделенные дороги следует стараться помещать на эстакады, в тоннели или строить на краю от массивов жилой застройки. Собственно, полностью выделенных дорог в крупном городе должно быть не так уж много — одна или несколько кольцевых/объездных трасс и несколько поперечных трасс, но эти трассы должны захватывать в свою зону весь город и позволять быстро перемещаться из одного его конца в другой.

К настоящему моменту в плане жёсткости контроля за нарушениями ПДД и в плане распространённости видеоконтроля над дорожным движением Россия уже достаточно близко подошла к странам Европы. А вот в указанных выше областях — создание инфраструктуры велосипедного транспорта, распространение качественного и всеохватывающего общественного транспорта, развитие выделенных трасс — России предстоит проделать ещё немалую работу.

См. также

Ссылки