Рейтинговые агентства
Международные рейтинговые агентства занимаются оценкой стран и крупных компаний на предмет их кредитоспособности (способности возвращать долги). От того, какую оценку (рейтинг) они выставляют той или иной стране, или предприятию зачастую зависит то, смогут ли эта страна или это предприятие получить кредит под умеренный процент. По всему миру банки, предприятия и правительства в силу сложившихся в конце XX века глобальных бизнес-практик учитывают при принятии решений данные рейтингов международных агентств, причём зачастую необходимость такого учёта прописана в действующих правилах и законодательстве.
Известнейшие западные рейтинговые агентства Moody’s, Fitch и Standard & Poor’s формально являются международными, однако на деле имеют американское происхождение и работают в первую очередь на интересы США и западных глобальных корпораций. Они регулярно завышают оценки американским и западным компаниям, а также самим США и их странам-союзникам.
Крупным и достаточно авторитетным не западным рейтинговым агентством является китайский Dagong, который ставит России гораздо более высокие оценки (так, в начале 2015 года китайцы оценивали кредитоспособность России выше, чем кредитоспособность США).[1] Существуют планы создания совместного российско-китайского рейтингового агентства.
11 декабря 2015 года начало работу российское рейтинговое агентство — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).[2] 25 августа 2016 года оно получило аккредитацию Центробанка. [3][4]
Коррумпированность и неэффективность западных агентств
Удивительно, но крупные рейтинговые агентства почти не пострадали от ипотечного кризиса десятилетней давности. Большая тройка — S&P, Moody’s и Fitch — по-прежнему раздают высший рейтинг надёжности ААА направо и налево, как будто американские банки и корпорации действительно его заслуживают.
Bloomberg приводит пример — из всех ценных бумаг, которым Moody’s присвоил инвестиционный рейтинг, 89 % превратились в итоге в мусор. Комиссия по расследованию финансовых кризисов заключила в 2011 году, что ипотечный кризис не смог бы состояться без участия рейтинговых агентств.[5]
После кризиса власти США обложили банки плотной сетью новых строгих правил. Было бы логично, если бы руки регуляторов дотянулись и до рейтинговых агентств, однако рейтинговые агентства снова были предоставлены самим себе, как будто система рейтингов ценных бумаг — это пустяк, который не имеет особого значения для американского фондового рынка.
Похоже, коррумпированная система рейтингов прогнила до основания. Некоторые эксперты от отчаяния предлагают даже отменить рейтинги вовсе, дав тем самым инвесторам возможность самостоятельно оценивать надёжность торгуемых на бирже активов. Это означает, что нет никакой надежды реформировать большую тройку рейтинговых агентств, контролирующую сейчас 96 % рынка в США.
На этом фоне большое воодушевление вызывают усилия российского ЦБ по выводу на рынок отечественных рейтинговых агентств. Одна из причин неуязвимости американской большой тройки в 2008 году заключалась в том, что тогда они были монополистами не только в США, но и фактически во всём мире. Эти тепличные условия больше не повторятся.
Следующая волна кризиса неизбежно высветит разницу между насквозь коррумпированными американскими рейтинговыми агентствами, и между их более-менее объективными конкурентами из России и Китая. Когда инвесторы осознают, что российские и китайские рейтинговые агентства дают куда как более объективные оценки надёжности компаний, репутация большой тройки будет испорчена окончательно.
Почему кредитные рейтинги имеют значение
Представьте себе два завода, которые производят, скажем, станки. Допустим, завод «Стар» расположен в долларовом мире, а завод «Звезда» — в России.
Западные рейтинговые агентства больше любят западные заводы, поэтому заводу «Стар» они присваивают высокий рейтинг, а заводу «Звезда» — низкий.
Для запуска новой модели заводам нужно, скажем, по 10 миллионов долларов. И эти заводы берут на эти цели кредит у банков. Банки сверяются с кредитными рейтингами и выдают заводу «Стар» кредит под 3 % годовых, а заводу «Звезда» под 10 % годовых.
Несложно подсчитать, что на обслуживание кредита завод «Стар» будет тратить 300 тысяч долларов в год, а завод «Звезда» — целый миллион.
Предположим теперь, что за год заводы выпустят по 10 станков новой модели. Тогда получится, что цене каждого станка завода «Стар» будет заложено по 30 тысяч долларов кредитных процентов, а в цене каждого станка завода «Звезда» — уже по 100 тысяч долларов.
То есть наши станки будут стоить на 70 тысяч долларов дороже, чем станки западного завода. И когда товарищ Ляо будет выбирать, чей станок купить, он сделает выбор отнюдь не в пользу русского станка — ведь по всем остальным-то параметрам станки одинаковые.
Второй пример. Представим себе, что Вашингтон решил прищучить Россию. Неважно по какой причине — допустим, потряс кто-нибудь с трибуны ООН белым порошком и поклялся кровью Кеннеди, что Россия плохо соблюдает принципы демократии.
В западные рейтинговые агентства поступает звонок из Госдепа США, и они дружно понижают кредитные рейтинги России и всех наших предприятий. Кредиты резко становятся дороже, и западные же спекулянты получают удобную возможность сыграть против рубля.
Собственно, не далее, как в начале 2015 года именно такая картина и наблюдалась: тогда кредитные рейтинги России активно понижали как минимум «Мудис», Fitch Ratings и Standard & Poor’s — хотя Россия спокойно прошла через искусственный финансовый шторм, и никаких объективных предпосылок для понижения рейтинга не было.
Любопытно при этом было наблюдать за разницей в оценках рейтинговых агентств Запада и Китая. В то время как западные рейтинговые агентства присваивали России мусорный рейтинг, китайское рейтинговое агентство Dagong оценило кредитоспособность России выше, чем кредитоспособность США.[6]
Закон о «национализации рейтингов»
30 июня 2015 года Госдума приняла закон, согласно которому Банк России вправе установить особенности использования кредитных рейтингов зарубежных рейтинговых агентств. [7] Данный закон можно назвать «национализацией рейтингов». [8]
Этот закон обрубает одно из самых опасных щупалец долларового мира — теперь иностранные рейтинговые агентства будут иметь гораздо меньше возможностей влиять на кредитные рейтинги наших компаний.
Банк России, согласно документу, вправе установить особенности использования кредитных рейтингов, присвоенных агентствами, зарегистрированными за пределами РФ. Рейтинговое агентство должно обеспечивать независимость своей деятельности от любого политического и экономического влияния, предотвращение и выявление конфликтов интересов. Оно не вправе отзывать рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале, на основании решений иностранных государств или международных союзов.[9] |
13 июля 2015 г. Путин подписал закон о рейтинговых агентствах. См. текст. Закон вступает в силу с 2017 г.
В связи с этим законом международное рейтинговое агентство Fitch заявило о намерении уйти из России. По новому закону иностранные рейтинговые агентства должны проводить переаккредитацию каждые два года, и им не разрешается отзывать присвоенные рейтинги и отказываться от присвоения новых кредитных рейтингов в том случае, если это мотивировано решениями иностранных государств (санкции и т. д.).[10]
12 декабря 2015 года начало работу российское рейтинговое агентство — Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).[11]
11 января 2017 года рейтинговое агентство S&P выполнило требования российских властей и согласилось зарегистрировать в России полноценный филиал.[12] Это произошло после принятия закона, согласно которому иностранные рейтинговые агентства должны или полноценно укорениться в России (подчинившись требованиям Центробанка России), или фактически свернуть свою деятельность.
15 июля 2017 года для иностранных агентств вступил в силу закон «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ». В соответствии с ним, для госрегулирования будут использоваться лишь рейтинги по национальной шкале и только от аккредитованных агентств. Таким образом, ЦБ РФ прекратил использование рейтингов международных агентств Fitch, Moody’s и S&P для государственного регулирования. [13]
См. также
Ссылки
- Национализация рейтингов — пост Олега Макаренко, ставший основой для статьи
- Западные рейтинги. Олег Макаренко