Мифы о флаге России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Триколор Пётра Великого (современная прорисовка)

Бело-сине-красный флаг (далее триколор) является знаковым символом России как внутри страны, так и заграницей. Как государственный флаг Российской Федерации он был утвержден в 1993 году[1]:

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2 : 3.

В данной статье разбираются мифы о «триколоре», которые популярны среди тех, кто мало знаком с его историей и даже тех, кто стремится его дискредитировать по идеологическим причинам. История триколора для россиян до сих пор остается малопонятной и имеет спорные моменты. Особенно много споров возникает по поводу его цветовой гаммы, трактовка которой чрезвычайно разнообразна и порой мифологична.

Разбор мифов

Миф: Петр Первый скопировал флаг у Голландии

Суть мифа: Петр I, будучи фанатом всего западного, скопировал морской флаг Голландии для своего флота.

На самом деле триколор в России появился раньше, в правление Алексея Михайловича. При постройке первого русского корабля «Орёл» для него был утвержден флаг бело-сине-красного цвета. Корабль строился при участии голландских мастеров, поэтому заимствование (не копирование!) имело место быть.

Флаг «Орла»

Корабль «Орёл» близ Нижнего Новгорода на гравюре из книги «Весьма любопытные и славные путешествия в Московию...» Адама Олеария

Корабль «Орёл» строился в 1667–1669 годах на р. Ока в составе речной и морской флотилии для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля подал царю роспись, в которой написал о цветах флага[2][3]:

42 аршина киндяку на долгое узкое знамя: а цветами те киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя.
155 аршин тафты на знамена же для украшения корабля, под которое государство бывает кораблю пристань, в то время те знамена распускают; а на тех знаменах писать, что великий государь укажет.

В росписи речь идет о государственных флагах, которые должны были быть подняты на корабле в знак его принадлежности определенной стране[4]. У царя прямо испросили указание какие избрать для российского военного корабля «свои собственные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ цвета»[5]. Возникновение первого морского флага именно в этот период было частью общего процесса создания новой государственной символики, который завершился в начале 1670-х годов[6].

Вопрос о выборе государственных цветов вызвал справку о флагах других государств («Писание о значении знак и знамен и прапоров»)[5]. Среди флагов, представленных в документе, были английский (красный крест на белом поле), датский (белый крест на красном поле), шведский (желтый крест на синем поле) и голландский (красная, белая и синяя горизонтальные полосы). Принимая решение, царь полностью положился на мнение советчиков – голландских моряков[7]. Не последнюю роль в выборе цветов для флага сыграла отечественная традиция: красный – цвет воинских знамен (например, Дмитрия Донского); голубой – цвет Богоматери, покровительницы русской церкви; белый – цвет свободы и величия. Сочетание этих цветов напоминало о свободе и православии того государства, которому принадлежал флот[8].

Заимствование флагов – рядовое явление в вексиллологии. Тот же красный флаг принят большевиками как наследие Парижской Коммуны. Примерно тоже самое можно сказать и о «принесенном» Петром Великим желто-черном полотнище, объединявшем некогда множество германских народов. Ни то, ни другое не имеет отношения к истории России[7]. Можно вспомнить про флаги, похожие на триколор и появившиеся позже – например, словенский и словацкий.

О цветах утвержденного флага однозначно известно из царского указа 1667 года[9][10]:

Апреля в 9 день послана память в Сибирский приказ, велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и еловчаки.

Таким образом, цветами государственного флага были определены красный (черватый), белый и синий (лазоревый)[5]. Текст указа дает косвенные свидетельства о вдохновении именно голландским флагом: порядок перечисления цветов мог соответствовать расположению полос на голландском флаге[11], а отсутствие указания о количестве тканей отдельных цветов позволяет утверждать о заказе одинакового количества ткани каждого цвета[12].

При этом у флага «Орла» был элемент, отличающий его от голландского – по указу 1669 года на флаг было поручено нашивать орлов[13][10]:

Того же числа, по указу великого государя кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, велено прозвание дать Орлом; и сесть великого государя указ капитану и товарищи в Посольском приказе сказан, и велено ему поставить на носу и на корме по орлу, и на знамена и на еловчаки нашивать орлы же.

По указу изображение орла (т.е. государственный герб) предписывалось нашивать на вымпелы (еловчики), что делало его главным идентифицирующим признаком новых российских государственных флагов[11].

Если о цветах «орловского флага» известно однозначно, то вопрос о его точном дизайне до сих пор остается дискуссионным среди историков:

Вариант Описание Сторонники
Флаг Орла (крестовый).png
Флаг из четырех равных частей, разделенных прямым синим крестом – две четверти белые, две другие красные Белавенец П.И., Вилинбахов Г.В., Иванов К.А., Семенович Н.Н. и Усачёв А.А.
Флаг Орла (полосный).png
Флаг наподобие голландского, но с другим расположением полос и нашитым поверх двуглавым орлом Басов А.Н. и Веселаго Ф.Ф.
Флаг Югославии (1918).png
Флаг из трёх горизонтальных полос: синей, белой и красной Карманов В.В., Оленин Р.М. и Шишкова Н.В.

Флаг царя Московского

Флаг царя Московского (1693). Является старейшим из сохранившихся военно-морских флагов России

Начало созданию корабельных стягов в правление Петра Первого положили его юношеские увлечения корабельным делом. В 1688–1689 годах он плавал сначала на английском ботике на реке Яузе («дедушка русского флота»), а позже на Плещеевом озере, где были построены еще три корабля (переяславская флотилия)[14]. И на ботике, и на судах переяславской флотилии поднимали трёхцветный военно-морской флаг, который к концу XVII века стал общепринятым[8].

Впервые Петр I вышел в море во время своей поездки в Архангельск – 6 августа 1693 года яхта «Св. Петр», на борту которой находился царь, вышла в море под бело-сине-красным флагом[15]. «Флаг его царского величества царя Московского разделен на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия» – гласит описание этого флага в «Книге о флагах» голландца Карла Алярда[16][17]. При отъезде в Москву царь подарил архиепископу Афанасию свой флаг, который хранился до начала XX века в местном соборе – на сегодняшний день самый старый из сохранившихся военно-морской флаг России[15].

«Флаг царя Московского» поднимался во время Великого посольства (1697–1698)[18]. Развевался он и на военных кораблях Азовской флотилии (1697–1700), и на корабле «Крепость», прибывшем в Стамбул для заключения перемирия с Турцией (1700). В годы Северной войны он также использовался – например, в битве при Нарве (1700) и на флагмане «Ингерманланд», с которого осуществлялось руководство десантными операциями (1716)[8].

Тем не менее, триколор недолго был флагом военно-морского флота. 10 марта 1699 года был утвержден орден Андрея Первозванного – первый орден в России. Лазурный андреевский крест (андреевский) на белом поле стал новым военно-морским флагом, окончательно утвердившимся на флоте к 1712 году[8]. Петр принял шотландские цвета[19], но в обратном порядке: крест стал синим на белом поле, в то время как в Шотландии он белый на синем поле[20]. Триколор уступил место Андреевскому флагу, но не исчез из употребления – по указу 1705 года триколор был передан торговому флоту.[21]

Таким образом, бело-сине-красный триколор появился в России еще до рождения Петр Первого и тем более его поездки в Голландию (1697). Влияние Голландии имело место быть, но в формате заимствования: российский триколор отличается не только порядком полос, но и нашитым посередине двуглавым орлом, который уже тогда был гербом России (Флаг царя Московского).

Миф: триколор – флаг торговый

Бело-сине-красный триколор в таблице «Изъявление морских флагов…» (1709)
Суть мифа: триколор до революции был исключительно торговым флагом

Для обоснования мифа ссылаются в первую очередь на тот факт, что Петр объявил триколор флагом торгового флота. Соответствующий указ вышел в 1705 году[22][23]:

На торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисован, послан под сим Его Великого Государя указом; а иным образцом знамен, опричь того посланного образца, на упомянутых торговых судах не ставить, а если кто учинится тому Его Великого Государя указу ослушен, тому учинено будет жесткое наказание.

Указ вышел с целью упорядочить применение знамен и флагов после первых побед в Северной войне. Петр предполагал, что и торговый флот под российским стягом займет свое прочное место среди флотов крупных европейских морских торговых держав[23].

Как было указано ранее (см. Флаг царя Московского), триколор с золотым орлом («Флаг царя Московского») использовался на военных и иных судах и после указа 1705 года. В 1709 году вышла таблица флагов («Изъявление морских флагов…»), отредактированная самим Петром и снабженная его комментариями. В нем триколор без орла обозначался как флаг «обычайно торговых и всяких российских судов»[23][24].

Так, например, по свидетельствам Юста Юля, датского посла в России, триколор использовался на транспортных судах военного флота[25][23]:

1-го Мая. Прочие суда царского флота: флейты, галиоты, ладьи (Skuder) и так называемые карбасы, назначенные к отправлению под Выборг с провиантом, орудием и боевыми припасами, несут трехполосные бело-голубо-красные флаги и красные флюгарки. На реке стоит также множество Голандских бригантин, с двухкосичными флюгарками. Всех больших и малых парусных судов, идущих под Выборг, насчитывается 270.

Военные корабли (например, «Предестинация») продолжали украшать трехцветными полосными флагами, а их вымпелы в военно-морском флоте на кораблях и галерах сохраняли бело-сине-красные цвета в течение всего XVIII века[24].

Одно из знамен армии Суворова в Швейцарском походе (1799)
Русская гвардия в Кумбургазе (6 августа 1878)

Бело-сине-красные цвета использовались в обмундировании гвардии, в частности при изготовлении темляков[26] и шарфов, до времен усиления немецкого влияния при Анне Иоанновне[27].Тем не менее, использование триколора в войсках продолжало практиковаться – например, в Швейцарском походе и русско-турецкой войне (см. изображения).

Как государственный символ триколор использовался и дипмиссиями. Так, например, бело-сине-красные флаги русское посольство вывешивало по случаю заключения Парижского мира 1814 и 1856 годов. В обоих случаях французская пресса именовала бело-сине-красные флаги как «русские национальные».[28][29].

Таким образом, бело-сине-красный флаг неверно называть исключительно торговым. Эта комбинация цветов, утверждённая при Алексее Михайловиче указом 1667 года, была установлена как «Государства Московского цвета»[30]. Триколор на коммерческих судах стал выполнять ту же функцию, что и Андреевский флаг на военных – указание принадлежность корабля России. В будущем, как и в большинстве государств мира, именно символ торгового флота стал государственным флагом России[21].

Примечания

  1. Указ Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года
  2. Стр.219–220 || Дополнения к актам
  3. Стр.87 || Хорошкевич А.Л.
  4. Стр.14 || Пчелов Е.В.
  5. 5,0 5,1 5,2 Стр.5 || Белавенец П.И.
  6. Стр.15 || Пчелов Е.В.
  7. 7,0 7,1 Стр.42 || Басов А.Н.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Стр.88 || Хорошкевич А.Л.
  9. Стр.253 || Дополнения к актам
  10. 10,0 10,1 Стр.311 || Соболева Н.А. Очерки истории...
  11. 11,0 11,1 Стр.19 || Пчелов Е.В.
  12. Стр.43 || Басов А.Н.
  13. Стр.274 || Дополнения к актам
  14. Стр.312 || Соболева Н.А. Очерки истории...
  15. 15,0 15,1 Стр.46 || Басов А.Н.
  16. Стр.95 || Сочинение о флагах...
  17. Стр.316 || Соболева Н.А. Очерки истории...
  18. Стр.20 || Пчелов Е.В.
  19. Как принято считать, Петр опирался на легенду о посещении русских земель Св. Андреем Первозванным и его крещении русского народа.
  20. Стр.48 || Басов А.Н.
  21. 21,0 21,1 Стр.89 || Хорошкевич А.Л.
  22. Стр.285 || Полное собрание законов…(1830)
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Стр.317 || Соболева Н.А. Очерки истории...
  24. 24,0 24,1 Стр.505 || Соболева Н.А. Российский триколор...
  25. Стр.189 || Записки Юста Юля
  26. Петля с кистью на конце на эфесе холодного оружия
  27. Стр.16 || Белавенец П.И.
  28. Стр.21 || Белавенец П.И.
  29. Стр.335 || Соболева Н.А. Очерки истории...
  30. Стр.15 || Белавенец П.И.

Ссылки

Литература

Источники