Изменения в статью 65 Конституции России
Статья 65 (часть 1) Конституции Российской Федерации содержит полный перечень субъектов, входящих в состав России, в алфавитном порядке и с разбивкой по видам (республики, края, области и т.д.).
На сегодняшний день[1] в состав России входит 89 субъектов:
- Республики (22): Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, [[Карачаево-Черкесия|Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
- Края (9): Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
- Области (46): Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
- Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;
- Автономная область (1): Еврейская автономная область;
- Автономные округа (4): Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Порядок внесения поправок в статью
Статьи Конституции
Сама статья устанавливает возможность изменения состава субъектов:
| 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
Заложенные в Конституции России принципы федерализма демонстрируют устойчивость, однако эволюция федеративных отношений допускает трансформацию структуры государства при условии учета волеизъявления населения соответствующих субъектов. Правовая возможность изменения статуса субъекта заложена в части 5 статьи 66 Конституции России. Образование или принятие в состав России нового субъекта осуществляется согласно соответствующему федеральному конституционным законом 2001 года (№6-ФКЗ).[2]
Статья 66 устанавливает возможность изменения статуса субъекта федерации:
| 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. |
Правовой статус каждого типа субъектов федерации прописан в частях 1-4 данной статьи – например, республики являются государствами, но не обладают суверенитетом, а остальные (края, области и т.д.) являются государственными образованиями. Их статус может быть изменен при взаимном согласии субъекта с федеральным центром, но на данный момент пока не принят федерального конституционного закона, регламентирующий этот процесс.[3]
Статья 67 закрепляет именно за федеральным центром обеспечение устойчивости государственного и территориального устройства:
| В ведении Российской Федерации находятся: б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; |
Государственная территория является основой для реализации суверенитета и верховной власти, выступая в качестве необходимой материальной базы для существования страны. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности относится к числу приоритетных задач государства, обуславливая его исключительное право на изменение своих границ.[4]
Порядок внесения поправок в Конституцию России прописан в девятой главе. Внесение поправок в статью 65 отдельно прописано в статье 137:
| 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. |
Изменения в текст статьи 65 могут вносится в следующих случаях:
- Принятие в состав России нового субъекта;
- Образование в составе России нового субъекта;
- Изменение конституционно-правового статуса субъекта;
- Переименование существующего субъекта.
Обязательным условием для всех этих процессов (кроме переименования) является принятие федерального конституционного закона. Первые два процесса регламентированы в соответствующем федеральном конституционным законе 2001 года (№6-ФКЗ), а для изменения статуса субъекта подобный закон на данный момент отсутствует.[5]
Отдельно в статье 137 обговаривается переименование субъекта федерации:
| 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. |
Переименование субъекта – единственный процесс, который не требует соответствующего федерального конституционного закона. Внесение такого изменения в статью 65 Конституции России осуществляется на основании соответствующего указа Президента России.[5] Согласно постановлению Конституционного Суда, правовой основой соответствующих указов Президента России является решение самого субъекта, принятое в порядке, установленном его законодательством. Вопрос об изменении наименования субъекта относится исключительно к ведению субъектов федерации.[6]
Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ
Уже в исходной редакции[7] статьи 65 оговаривалось, что принятие и образование нового субъекта федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Процесс принятия соответствующего законопроекта, внесенного в июне 1997 года, завершился 17 декабря 2001 года, когда его подписал Президент России Владимир Путин.[1]
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (№6-ФКЗ) разграничивает понятия «принятие» и «образование» следующим образом:
| Критерий сравнения | Принятие субъекта | Образование субъекта |
|---|---|---|
| Определение по закону |
Присоединение иностранного государства или его части |
Объединение двух и более граничащих между собой субъектов федерации |
| Правовая основа |
Помимо самого закона правовой основой выступают:
|
Помимо самого закона правовой основой выступают:
|
| Общие условия |
|
|
| Статьи, прописывающие требования |
Порядок принятия нового субъекта прописан в следующих статьях:
|
Порядок образования нового субъекта прописан в следующих статьях:
|
Осуществление обоих процессов должно соблюдать государственные интересы России, принципы её федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитывать сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов России, их социально-экономические возможности. Оба процесса осуществляются на добровольной основе.
Редакции статьи
С момента принятия Конституции России текст её статьи 65 претерпел сильные изменения. Ниже представлена сравнительная таблица редакций данной статьи с указанием изменений в перечне регионов.
Условные обозначения:
- Субъекты, чьи названия были изменены;
- Субъекты, образованные при объединении субъектов;
- Субъекты, принятые в состав России;
- Субъекты, упраздненные при изменении состава;
| Текст статьи (иcходная редакция)[7] |
Текст статьи (актуальная редакция) |
|---|---|
|
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
Примечания
- ↑ Актуальная редакция статьи 65 Конституции России датируется 4 октября 2022 года.
- ↑ Стр.241–242 || Чернявский А.Г.
- ↑ Стр.244 || Чернявский А.Г.
- ↑ Стр.278 || Чернявский А.Г.
- ↑ 5,0 5,1 Стр.436–437 || Чернявский А.Г.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
- ↑ 7,0 7,1 Конституция России 1993 года в исходной редакции см. здесь (текстовая версия).
Ссылки
- Конституция Российской Федерации (все редакции)
- Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых (ТАСС)
Литература
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный). – М: КНОРУС, 2020.