Изменения в статью 65 Конституции России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Границы Российской Федерации (по состоянию на 05.10.2022)

Статья 65 Конституции Российской Федерации содержит полный перечень субъектов России, в котором прописаны их полные официальные названия и содержится их список в алфавитном порядке и с разбивкой по видам (часть 1). Также она устанавливает порядок принятия в состав России или образования в её составе новых субъектов (часть 2).

Перечень субъектов

На сегодняшний день[1] в состав России входит 89 субъектов:

Порядок внесения изменений в статью

Статьи Конституции

Сама статья устанавливает возможность изменения состава субъектов:

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Заложенные в Конституции России принципы федерализма демонстрируют устойчивость, однако эволюция федеративных отношений допускает трансформацию структуры государства при условии учета волеизъявления населения соответствующих субъектов. Правовая возможность изменения статуса субъекта заложена в части 5 статьи 66 Конституции России. Образование или принятие в состав России нового субъекта осуществляется согласно соответствующему федеральному конституционным законом 2001 года (№6-ФКЗ).[2]

Статья 66 устанавливает возможность изменения статуса субъекта федерации:

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Правовой статус каждого типа субъектов федерации прописан в частях 1-4 данной статьи – например, республики являются государствами, но не обладают суверенитетом, а остальные (края, области и т.д.) являются государственными образованиями. Их статус может быть изменен при взаимном согласии субъекта с федеральным центром, но на данный момент пока не принят федерального конституционного закона, регламентирующий этот процесс.[3]

Статья 67 закрепляет именно за федеральным центром обеспечение устойчивости государственного и территориального устройства:

В ведении Российской Федерации находятся:
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

Государственная территория является основой для реализации суверенитета и верховной власти, выступая в качестве необходимой материальной базы для существования страны. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности относится к числу приоритетных задач государства, обуславливая его исключительное право на изменение своих границ.[4]

Статья 137 регулирует внесение изменений в текст статьи 65:

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Изменения в текст статьи 65 могут вносится в следующих случаях:

  • Принятие в состав России нового субъекта;
  • Образование в составе России нового субъекта;
  • Изменение конституционно-правового статуса субъекта;
  • Переименование существующего субъекта.

Обязательным условием для всех этих процессов (кроме переименования) является принятие федерального конституционного закона. Первые два процесса регламентированы в соответствующем федеральном конституционным законе 2001 года (№6-ФКЗ), а для изменения статуса субъекта подобный закон на данный момент отсутствует.[5]

Отдельно в статье 137 обговаривается переименование субъекта федерации:

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Переименование субъекта – единственный процесс, который не требует соответствующего федерального конституционного закона. Внесение такого изменения в статью 65 Конституции России осуществляется на основании соответствующего указа Президента России.[5] Согласно постановлению Конституционного Суда, правовой основой соответствующих указов Президента России является решение самого субъекта, принятое в порядке, установленном его законодательством. Вопрос об изменении наименования субъекта относится исключительно к ведению субъектов федерации.[6]

Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ

Уже в исходной редакции[7] статьи 65 оговаривалось, что принятие и образование нового субъекта федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Процесс принятия соответствующего законопроекта, внесенного в июне 1997 года, завершился 17 декабря 2001 года, когда его подписал Президент России Владимир Путин.[1]

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (№6-ФКЗ) разграничивает понятия «принятие» и «образование» следующим образом:

Критерий сравнения Принятие субъекта Образование субъекта
Определение по закону

Присоединение иностранного государства или его части

Объединение двух и более граничащих между собой субъектов федерации

Правовая основа
  • Конституция России;
  • Международные договоры;
  • Федеральные конституционные законами о принятии в Россию нового субъекта
  • Конституция России;
  • Федеральные конституционные законами об образовании в составе России нового субъекта
Общие условия
  • Осуществляется по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным договором, заключенным с ним, о принятии в состав России;
  • Присоединенному иностранному государству как новому субъекту предоставляется статус республики, если по международному договору не предусматривается предоставление статуса края или области;
  • Присоединенной части иностранного государства как новому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором.
  • Может повлечь за собой прекращение существования субъектов России, территории которых подлежат объединению.
Статьи, прописывающие требования
  • Предложение о принятии в Российскую Федерацию (статья 6);
  • Вопросы, регулируемые международным договором (статья 7);
  • Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта (статья 8);
  • Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации (статья 9).
  • Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта (статья 10);
  • Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (статья 11);
  • Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта (статья 12);
  • Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации (статья 13).

Осуществление обоих процессов должно соблюдать государственные интересы России, принципы её федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитывать сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов России, их социально-экономические возможности. Оба процесса осуществляются на добровольной основе.

Редакции статьи

Ниже представлена сравнительная таблица редакций данной статьи с указанием изменений в перечне регионов.

Условные обозначения:

  • Субъекты, чьи названия были изменены;
  • Субъекты, образованные при объединении субъектов;
  • Субъекты, принятые в состав России;
  • Субъекты, упраздненные при изменении состава;
Текст статьи
(иcходная редакция)[7]
Текст статьи
(актуальная редакция)

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
  • Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург – города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
  • Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
  • Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
  • Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения;
  • Еврейская автономная область;
  • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

История внесения изменений

Переименование субъектов

Нормативный акт,
вносящий изменение
Вступление изменения в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
УПРФ №20
1996/01/13
Ингушская Республика Республика Ингушетия
Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия – Алания
УПРФ №173
1996/02/20
Республика Калмыкия – Хальмг Тангч Республика Калмыкия
УПРФ №679
2001/06/19
Чувашская Республика – Чаваш Республики Чувашская Республика – Чувашия
УПРФ №841
2003/08/05
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
УПРФ №130
2019/04/04
Кемеровская область Кемеровская область – Кузбасс

Объединение субъектов

Нормативный акт,
вносящий изменение
Вступление изменения в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
№1-ФКЗ
2005/12/01
Пермская область Пермский край[8]
Коми-Пермяцкий автономный округ
№6-ФКЗ
2007/01/01
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Красноярский край[9]
Эвенкийский автономный округ
Красноярский край
№2-ФКЗ
2007/07/01
Камчатская область Камчатский край[10]
Корякский автономный округ
№6-ФКЗ
2008/01/01
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутская область[11]
Иркутская область
№5-ФКЗ
2008/03/01
Читинская область Забайкальский край[12]
Агинский Бурятский автономный округ

Принятие новых субъектов

Нормативный акт,
вносящий изменение
Вступление изменения в силу
(день/месяц/год)
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
№6-ФКЗ
2014/03/21
ОТСУТСТВУЕТ[13]
Республика Крым
Севастополь
№5-ФКЗ
2022/10/04
ОТСУТСТВУЕТ[14]
Донецкая Народная Республика
№6-ФКЗ
Луганская Народная Республика
№7-ФКЗ
Запорожская область
№8-ФКЗ
Херсонская область

Примечания

  1. Актуальная редакция статьи 65 Конституции России датируется 5 октября 2022 года.
  2. Стр.241–242 || Чернявский А.Г.
  3. Стр.244 || Чернявский А.Г.
  4. Стр.278 || Чернявский А.Г.
  5. 5,0 5,1 Стр.436–437 || Чернявский А.Г.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
  7. 7,0 7,1 Конституция России 1993 года в исходной редакции см. здесь (текстовая версия).
  8. По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
  9. По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
  10. По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
  11. По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
  12. По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  13. Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
  14. Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.

См. также

Ссылки

Литература