Изменения в статью 65 Конституции России
Статья 65 Конституции Российской Федерации содержит полный перечень субъектов России, в котором прописаны их полные официальные названия и содержится их список в алфавитном порядке и с разбивкой по видам (часть 1). Также она устанавливает порядок принятия в состав России или образования в её составе новых субъектов (часть 2).
Перечень субъектов
На сегодняшний день[1] в состав России входит 89 субъектов:
- Республики (24): Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, ДНР, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Крым, ЛНР, Марий Эл, Мордовия, Якутия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия;
- Края (9): Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
- Области (48): Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Запорожская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Херсонская, Челябинская, Ярославская;
- Города федерального значения (3): Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;
- Автономная область (1): Еврейская автономная область;
- Автономные округа (4): Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.
Порядок внесения изменений в статью
Статьи Конституции
Сама статья устанавливает возможность изменения состава субъектов:
| 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
Заложенные в Конституции России принципы федерализма демонстрируют устойчивость, однако эволюция федеративных отношений допускает трансформацию структуры государства при условии учета волеизъявления населения соответствующих субъектов. Правовая возможность изменения статуса субъекта заложена в части 5 статьи 66 Конституции России. Образование или принятие в состав России нового субъекта осуществляется согласно соответствующему федеральному конституционным законом 2001 года (№6-ФКЗ).[2]
Статья 66 устанавливает возможность изменения статуса субъекта федерации:
| 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. |
Правовой статус каждого типа субъектов федерации прописан в частях 1-4 данной статьи – например, республики являются государствами, но не обладают суверенитетом, а остальные (края, области и т.д.) являются государственными образованиями. Их статус может быть изменен при взаимном согласии субъекта с федеральным центром, но на данный момент пока не принят федерального конституционного закона, регламентирующий этот процесс.[3]
Статья 67 закрепляет именно за федеральным центром обеспечение устойчивости государственного и территориального устройства:
| В ведении Российской Федерации находятся: б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; |
Государственная территория является основой для реализации суверенитета и верховной власти, выступая в качестве необходимой материальной базы для существования страны. Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности относится к числу приоритетных задач государства, обуславливая его исключительное право на изменение своих границ.[4]
Статья 137 регулирует внесение изменений в текст статьи 65:
| 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. |
Изменения в текст статьи 65 могут вносится в следующих случаях:
- Принятие в состав России нового субъекта;
- Образование в составе России нового субъекта;
- Изменение конституционно-правового статуса субъекта;
- Переименование существующего субъекта.
Обязательным условием для всех этих процессов (кроме переименования) является принятие федерального конституционного закона. Первые два процесса регламентированы в соответствующем федеральном конституционным законе 2001 года (№6-ФКЗ), а для изменения статуса субъекта подобный закон на данный момент отсутствует.[5]
Отдельно в статье 137 обговаривается переименование субъекта федерации:
| 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. |
Переименование субъекта – единственный процесс, который не требует соответствующего федерального конституционного закона. Внесение такого изменения в статью 65 Конституции России осуществляется на основании соответствующего указа Президента России.[5] Согласно постановлению Конституционного Суда, правовой основой соответствующих указов Президента России является решение самого субъекта, принятое в порядке, установленном его законодательством. Вопрос об изменении наименования субъекта относится исключительно к ведению субъектов федерации.[6]
Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ
Уже в исходной редакции[7] статьи 65 оговаривалось, что принятие и образование нового субъекта федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Процесс принятия соответствующего законопроекта, внесенного в июне 1997 года, завершился 17 декабря 2001 года, когда его подписал Президент России Владимир Путин.[1]
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (№6-ФКЗ) разграничивает понятия «принятие» и «образование» следующим образом:
| Критерий сравнения | Принятие субъекта | Образование субъекта |
|---|---|---|
| Определение по закону |
Присоединение иностранного государства или его части |
Объединение двух и более граничащих между собой субъектов федерации |
| Правовая основа |
|
|
| Общие условия |
|
|
| Статьи, прописывающие требования |
|
|
Осуществление обоих процессов должно соблюдать государственные интересы России, принципы её федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитывать сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов России, их социально-экономические возможности. Оба процесса осуществляются на добровольной основе.
Редакции статьи
Ниже представлена сравнительная таблица редакций данной статьи с указанием изменений в перечне регионов.
Условные обозначения:
- Субъекты, чьи названия были изменены;
- Субъекты, образованные при объединении субъектов;
- Субъекты, принятые в состав России;
- Субъекты, упраздненные при изменении состава;
| Текст статьи (иcходная редакция)[7] |
Текст статьи (актуальная редакция) |
|---|---|
|
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. |
История внесения изменений
Переименование субъектов
| Нормативный акт, вносящий изменение |
Вступление изменения в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|---|
| Ингушская Республика | Республика Ингушетия | ||
| Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия – Алания | ||
| Республика Калмыкия – Хальмг Тангч | Республика Калмыкия | ||
| Чувашская Республика – Чаваш Республики | Чувашская Республика – Чувашия | ||
| Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | ||
| Кемеровская область | Кемеровская область – Кузбасс |
Объединение субъектов
| Нормативный акт, вносящий изменение |
Вступление изменения в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|---|
| Пермская область | Пермский край[8] | ||
| Коми-Пермяцкий автономный округ | |||
| Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | Красноярский край[9] | ||
| Эвенкийский автономный округ | |||
| Красноярский край | |||
| Камчатская область | Камчатский край[10] | ||
| Корякский автономный округ | |||
| Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | Иркутская область[11] | ||
| Иркутская область | |||
| Читинская область | Забайкальский край[12] | ||
| Агинский Бурятский автономный округ |
Принятие новых субъектов
| Нормативный акт, вносящий изменение |
Вступление изменения в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
|---|---|---|---|
| Республика Крым | |||
| Севастополь | |||
| Донецкая Народная Республика | |||
| Луганская Народная Республика | |||
| Запорожская область | |||
| Херсонская область |
Примечания
- ↑ Актуальная редакция статьи 65 Конституции России датируется 5 октября 2022 года.
- ↑ Стр.241–242 || Чернявский А.Г.
- ↑ Стр.244 || Чернявский А.Г.
- ↑ Стр.278 || Чернявский А.Г.
- ↑ 5,0 5,1 Стр.436–437 || Чернявский А.Г.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
- ↑ 7,0 7,1 Конституция России 1993 года в исходной редакции см. здесь (текстовая версия).
- ↑ По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
- ↑ По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
- ↑ По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
- ↑ По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
- ↑ По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
- ↑ Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
- ↑ Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.
См. также
Ссылки
- Конституция Российской Федерации (все редакции)
- Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых (ТАСС)
Литература
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный). – М: КНОРУС, 2020. (доступ платный)