Российская военная техника

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Это статья о военной технике, про стрелковое оружие смотрите: Уникальное российское пехотное оружие
Вооружённые Силы Советского Союза
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)

В этой статье содержится список уникальной боевой техники советского и российского производства, принятых на вооружение после 1917 года и до нашего времени. Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих параметров:

  • не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
  • является крайне популярным в мире;
  • имеет общепризнанную надёжность и качество;
  • обладает уникальными боевыми характеристиками;
  • активно используется в различных военных конфликтах;
  • состоит на вооружении многих стран мира;
  • часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх.

Танки

КВ-1

Тяжелый танк КВ

См. также: Мифы о Великой Отечественной войне#Миф: Только одни советские танки КВ могли остановить немецкое наступление

Тяжёлый танк «Клим Ворошилов» (КВ) был впервые применён в 1939 году в Советско-Финской войне, где показал своё превосходство над танками противника. Броня КВ была настолько прочная, что финские орудия не могли его подбить, царапая только краску на броне.[1][2] С началом Великой Отечественной КВ прошли более серьёзную проверку, где показали хорошую огневую мощь и малоуязвимость. Так, танк под командованием Зиновья Колобанова, из засады, смог в одиночку уничтожить 22 немецких танка, при этом сам не был подбит.[3] В бою, проходившем с 23 по 26 июня — под Литовским городом Расяйняй, один танк КВ смог задержать немецкую бронетанковую колонну на три дня.[4] После 43 года, когда на фронте с обеих сторон стали на службу новые модернизированные танки, КВ стали заменять танком «Иосиф Сталин» (ИС), который эффективнее боролся с немецкими тиграми.

Самолёты

ИЛ-2

Ил-2

  • Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
  • Год принятия на вооружение: 1940
  • Применение: Великая Отечественная война, Русско-Японская война 1945 г.
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[5][6] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[7] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [8] за что получил прозвище «Летающий танк».[9] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][10]

Подводные лодки

Подводная лодка Джевецкого

Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)

  • Генеральный конструктор: О. Б. Герн
  • Год принятия на вооружение: - (введена в опытную эксплуатацию в 1867
  • Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
  • Применение: -
  • Дата списания: 1876
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Четвёртый вариант подводной лодки Герна — опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические перебоки - практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно - самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени.

Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Подводная лодка Джевецкого

Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)

  • Генеральный конструктор: С. К. Джевецкий
  • Год принятия на вооружение: 1880
  • Производитель: Невский завод
  • Применение: Русско-Японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
  • Дата списания: 1891, 1908
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Третий вариант подводной лодки Джевецкого — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-Японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нес службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.

Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Подводный минный заградитель «Краб»

Подводный минный заградитель «Краб»

  • Генеральный конструктор: М. П. Налётов
  • Год принятия на вооружение: 1915
  • Производитель: Завод «Наваль», Николаев
  • Применение: Первая мировая война
  • Дата списания: 1918 (1919, 1935)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из Крыма в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.

К-3

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»

К-3 — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[11] Уникальная конструкция, хотя и с некоторыми недоработками позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту нашей страны.[12][13]

К-278

Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»

  • Генеральный конструктор: Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
  • Год принятия на вооружение: 1983
  • Производитель: ПО «Севмашпредприятие» (ныне «Севмаш»)
  • Дата списания: 1989

Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и на 2015 год. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.

Б-871 «Алроса» проекта 877В

Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»

  • Год принятия на вооружение: 1980
  • Производитель: Адмиралтейские верфи, ПО «Севмашпредприятие», Красное Сормово, Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (Амурский судостроительный завод)
  • Дата списания: 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается

Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60-ти единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.

ТРПКСН проекта 941 «Акула»

Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»

  • Генеральный конструктор: С. Н. Ковалёв
  • Год принятия на вооружение: 1981
  • Производитель: ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю

ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 годапостепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились завоом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.

К-535 «Юрий Долгорукий»

Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»

  • Генеральный конструктор: В. А. Здорнов[14]
  • Год принятия на вооружение: 2013
  • Производитель: ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие покащатели.[15]

К-560 «Северодвинск»

Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»

  • Генеральный конструктор: В.Н. Пялов[16]
  • Год принятия на вооружение: 2013
  • Производитель: ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»
  • Дата списания: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[17], являются лучшими в мире.

Установки противовоздушной обороны

С-300

С-300 «Фаворит»

  • Разработчик: ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел»
  • Год принятия на вооружение: 1975
  • Применение: данных нет
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Зенитно-ракетная система С-300 является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[18] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[19][20] С-300 находятся на вооружении в 8-ми странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[21] В Российской армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[22][23][24]

Р-12

Управляемое ракетное оружие

Баллистическая ракета средней дальности Р-12

Революционная для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[25] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[4] и новой системой управления.[26] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [27] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».

Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода»

Р-36М

Р-36М (натовское обозначение «Сатана») — самое мощное ядерное оружие из когда-либо созданных человеком, за что и получила своё прозвище. Один комплекс Р-36М в самом мощном варианте уничтожает 500 кв. километров. Кроме этого ракета до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[28][29] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется управляемым взрывом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[30] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[31] Дальнейшая модификация: Р-36М2 «Воевода».[32]

См. также

Примечания

  1. См. раздел «Бронетехника» — Т-34
  2. См. раздел «Ракеты и установки ПВО» — Катюша
  3. См. раздел «Пехотное оружие» — ППШ
  4. До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.

Ссылки